История, которая связана с дьяволом представляет собой практически (данное слово используется тут только для того чтобы не исключать маловероятную возможность других отношений, но, по сути, других вариантов тут не бывает) всегда историю нравственного выбора. Если посмотреть на основные культурные и идеологические паттерны, на которые в целом описался Булгаков, в частности не только на мистику и оккультизм, но на известную историю Ветхого и Нового Завета, а также православное учение, то обнаруживается известная всем более-менее сведущим в религии схема.
Дьявол и его слуги – бесы, являются совсем не просто зловредными сущностями, они представляют собой создания, которым делегированы полномочия по совершению зла. Например, также как некоторым людям могут делегировать полномочия бить женщин на митингах или истязать невинных в тюрьмах, либо чистить канализации. Конечно, примеры с невинными, быть может, не самые точные, тем не менее, если брать религиозную концепцию, то подобное тоже может объясняться.
К примеру, для бесов представляют наибольший интерес праведники, которых нужно искусить, то есть даже не просто невинные, но одни из лучших. Подобное видно и в романе. Мастер – фактически праведник, более того, он далек от религиозного догматизма и заблуждений, он пишет настоящую историю Иешуа и в этом, конечно, для дьявола, которому выгодна ложь, особенная опасность.
Наверное, дьяволу выгоднее красивые истории, чем истина, про которую говорит Мастер. Воланд начинает свою работу и в итоге Мастер и Маргарита оказываются в аду, этот факт виден из заключительной сцены, то есть, по сути, дьявол выполнил свою работу. Мне кажется именно этот нравственный выбор является центральным стержнем романа.
Ведь в основе всего любовь и действуют они из любви друг к другу. Маргарита заключает сделку с сатаной, дабы спасти Мастера. Сатана в свою очередь фактически работает на Бога, ведь он сохраняет рукопись ценную именно для людей любящих Бога.
Однако этот выбор оказывается во многом губительным для главных героев, они оказываются у самого высокого предела и ради любви фактически отдают самое ценное. При помощи такого парадокса автор указывает на трудность и глубину настоящего нравственного выбора. Эти вопросы далеки от банальной и порой нелепой схоластики, эти вопросы ставят задачу перед каждым верующим действительно определиться крепка ли его вера и способен ли он действительно верить и делать поступки.
Роман Булгакова «Мастер и Маргарита»
... Мастера…» перечитывают и юные, находя в нем что-то сказочное и таинственное для себя, что помогает работать их нежной детской фантазии. ГЛАВА I. РОМАН «МАСТЕР И МАРГАРИТА» 1.1. История создания романа Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» ... Мастера и Маргариту» в том идеологическом философском ключе, который предлагает автор. Конечно, чтобы вникнуть, понять все подробности романа, ...
Все остальные примеры нравственного выбора, где дьявол и его свита просто забавляется с пороками людей, являются просто фоном и рассказом о том, как на самом деле бесы работают на Бога. Пусть иногда сурово и зловредно, но они указывают на значимость в этом мире нравственного выбора.
Вариант 2
В романе много о нравственном выборе. В разных ситуациях люди выбирают – поступить по совести или нет. Часто выгода заглушает голос совести и даже разума. Квартирный вопрос в столице кажется актуальней, чем какая-то там нравственность. «Бонусы» от союза писателей кажутся важней, чем правда творчества.
Вот, например, история Мастера, который не предал творчество, не отказался от своего романа. И он даже верил, что его труд оценят читатели и критики. Но последние просто увидели тему и решили посмеяться над неизвестным писателем, который не состоит ни в каких союзах, не претендует на бесплатную дачу и питание. Зато, он пишет правду! А это опасно… Массово травили Мастера, вот он и не выдержал. Один из критиков получил по заслугам от Маргариты-ведьмы, которая разгромила его богатую квартиру. Она тоже делала свой выбор. Возможно, устраивать погром было не самой красивой идеей, но Маргарите необходимо было выплеснуть злость, наказать критика. Главное, что после она утешила растерянного ребенка, а не стала его пугать или смеяться над ним. Она осталась доброй и сострадательной.
И Булгаков показал писательское общество, которое готово «строгать» литературные произведения за материальные блага. Рассказ – продуктовый набор, повесть – путевка в санаторий. Но только, понятно, идеологически правильно чтоб. Мастер не думал о своем комфорте, о деликатесах, его занимал только Роман, а «писатели» после собрания пойдут кушать и выпивать, а потом поедут на дачи…
Конечно, основной выбор – вопрос, над которым размышляет главный герой романа Мастера. От решения зависело даже больше, чем Пилат мог себе представить. Ведь понимая, что Иешуа совсем не виновен, что он целитель и просто добрый и светлый человек, он не знал, что тот ещё и сын Бога. Если б Иешуа не распяли, то судьба мира, наверное, была бы другой. Преступление по отношению к сыну Создателя – это серьёзно. Пилат мог его спасти! Он мучался выбором, ведь там старейшины, у которых свои интересы. Они решили освободить настоящего преступника, лишь бы казнили Иешуа, который проповедями подрывал «старую» веру. То есть их систему с храмами и «бизнесом».
Это большие вопросы, а тот же сотрудник домоуправления, когда берет взятку, делает ли нравственный выбор? Кажется, что уже давно он его сделал – заранее в плохую сторону. Хорошо ещё, если люди хотя бы пытаются выбирать. А уж если нравственно выбирают!