Уже говорилось, что бальный или бытовой танец входит в понятие «хореография» как один из ее разделов. Поэтому мы должны уделить ему пристальное внимание.
Вот что писала о зарождении бытового танца на Руси известный исследователь и педагог исторического танца, первый руководитель этой дисциплины в ГИТИСе М. В. Васильева-Рождественская:
«Если в западных странах бранль или фарандола были первыми общественными танцами, то в России эту роль выполняли хороводы и различные виды русской народной пляски. О повсеместном распространении народного танца и его самобытных чертах не раз упоминали путешественники и ученые. «Без пляски и пения в России не бывает ни одной народной пирушки. Ни у одного народа нет пляски более выразительной и прекрасной, нежели национальный русский танец, — пишет немецкий публицист и ученый И. Беллерман. — Русский национальный танец столь красноречив, что я не знаю ему равного… Красота танца заключается не в искусном положении ног, но в том, что в пляске участвуют голова, глаза, плечи, туловище, руки, словом, все тело» 1 .
1 ()
Учрежденные Петром I ассамблеи были первыми русскими балами, где стали исполняться иноземные танцы. Им придворную знать обучали приезжие танцмейстеры. Но следует отметить, что и в эти чужие танцы русские исполнители вносили присущие им национальные черты, чем, по свидетельству современников, придавали им особое очарование.
Из истории вы знаете, что музыку для бальных танцев сочиняли композиторы-профессионалы, как и танцы на эту музыку создавали танцмейстеры-профессионалы. Каждая эпоха имела свой танцевальный стиль и репертуар. В XVIII веке самыми модными у знати были менуэт, гавот, контрданс.
Во время французской революции на улицах и площадях Парижа танцевал народ. Композитор Б. В. Асафьев и балетмейстер В. И. Вайнонен наглядно показали, что танцевал народ в те героические дни: это была любимая фарандола, плясали и под революционные песни — «Caira»и «Карманьолу».
Сложные технические элементы в народных танцах (в исполнении ...
... движений народно-сценического экзерсиса, основанного на элементах народно- сценического танца. Народно-сценический экзерсис, являясь средством развития обучающихся, готовит их к исполнению характерных народных танцев, развивает нужную для этих танцев технику. Важнейшим условием должна быть строгая последовательность обучения народно- сценическому экзерсису ...
А в начале прошлого века во все танцевальные залы бурно ворвались вальс, полька, галоп. Зародившись в народной среде, вальс превратился в любимый танец всех слоев населения Европы. Его бальная форма впервые была создана в Вене, и отсюда пошло название «венский вальс». Благодаря музыке Штрауса его популярность возросла во много раз, перешагнула рубеж нынешнего века. В наше бурное время вальс не умер, его любят танцевать и сейчас.
Балы получили в прошлом веке самое широкое распространение. На них танцевали старинные менуэт, гавот, контрданс, полюбились мазурка, полонез, краковяк, венгерка. Танцмейстеры стремились пополнить бальный репертуар новыми танцами. Так в бальных залах — как аристократических, так и у средних классов — появились и долго исполнялись падепатинер, падеграс, падеспань. Позднее, в первой четверти нынешнего века, стали модными танго и фокстрот.
Как видно из названий, большинство танцев родилось из народных танцев, что придавало им живость и своеобразную характерность. Но в аристократическом салоне, разумеется, видоизменили, «облагородили» их.
Глядя на современные танцы, пришедшие к нам из Америки, трудно предположить, что они имеют народную основу. Исполняются они зачастую в ресторанах, барах, на вечеринках, и иногда принимают характер развязности, доходящей до непристойности. И тем не менее и тут танцмейстеры Запада воспользовались фольклором, исказив его до неузнаваемости.
Вспомните танцы американских негров или латиноамериканских народов. В них вы отыщете движения бедер и некоторые другие элементы современных западных танцев. Но при их введении на балы (если это определение может подойти в данном случае) произошел тот же процесс приспосабливания ко вкусам того общества, для которого они были предназначены, то есть к уровню «культуры» современного мира капитализма.
Теперь давайте поговорим о манере исполнения бального танца, танца всякого, даже самого современного. Танцуя разнообразные по ритму и настроению танцы — быстрые и медленные, плавные лирические или бурно темпераментные, — мы сознательно или подсознательно выражаем в них свойства своего характера и настроение в данный момент. Так, у человека воспитанного танец выглядит красиво, движения приятны, у грубого и развязного все движения производят отталкивающее впечатление.
Надо признать, что наряду с молодыми людьми, которые являются достойными представителями нашей советской эпохи, людьми большой внутренней культуры, с высокими моральными принципами, хорошо воспитанными, встречаются и такие, за которых приходится краснеть. И наша с вами задача — помочь им стать лучше, чем они есть. Ведь именно советский молодой человек должен быть образцом, достойным подражания.
Большую воспитательную роль тут может сыграть хорошо поставленное обучение молодежи бальному танцу. К сожалению, у нас до сего времени почти не обучают танцу в школах. Не привыкшая с детских лет к легкости, свободе и грации танцевальных движений молодежь, когда обращается в более позднем возрасте к танцу, конечно, исполняет его далеко не так, как нужно, чтобы выглядеть изящно и красиво. Это не ее вина, а ее беда.
В былые времена танец был обязательным предметом в русских школах, учили и красивым манерам. К преподаванию привлекались лучшие учителя из артистов балета. Эти традиции не должны исчезнуть. Развивать их — наше законное право и обязанность. Возможно, кому-либо из вас в будущем доведется преподавать бальные танцы или сочинять новые для нашей молодежи. Эта задача чрезвычайно важна.
На уроках бального танца можно научить детей и молодых людей хорошим манерам, вежливому обращению, искусству поклона, красивой походке, правилам поведения в обществе. Здесь можно выработать грацию и изящество движений у девушек, статность, хорошую осанку у юношей. Что говорить, еще многие наши ребята ходят вразвалку, то выпятив живот, то косолапя, то сутулясь и горбясь. Такие привычки остаются на всю жизнь и у взрослых искореняются с большим трудом. Воспитание в раннем возрасте сильного (благодаря физкультуре) и красивого (благодаря танцу) тела будет способствовать формированию и духовно сильного и красивого человека.
Кроме того, известно, что танец благодаря постоянным упражнениям развивает мышцы, придает гибкость и эластичность корпусу. Недаром индийская мудрость почитала танец как искусство, приносящее человеку здоровье.
А чтобы вызвать интерес молодежи к бальному танцу, необходимо создавать их как можно больше новых. И здесь огромную роль призваны сыграть советские композиторы и танцмейстеры. Великие композиторы прошлого — Бетховен, Моцарт, Шопен, Штраус — писали замечательную музыку для бальных танцев своего времени, которая вошла в золотой фонд мирового музыкального искусства. Вспомним вальсы Чайковского, Глазунова, польки Рахманинова. Так почему же советские композиторы, особенно талантливейшие композиторы-песенники стоят в стороне от такого важнейшего дела?
Молодежь с нетерпением ждет новой музыки и новых танцев, способных отражать дух и характер нашей жизни. Но, мечтая о новом и создавая его, мы не должны забывать о том прекрасном, что было создано предшествующими поколениями. Бальные танцы — вальс, полька, мазурка, галоп, полонез, краковяк, чардаш, джига и некоторые другие — не потеряли своей привлекательности и поныне. Их просто у нас плохо знают, а эти танцы нужно возродить, потому что молодой человек, изучая их, приобретает грацию и изящество, которые необходимы для исполнения всех танцев — как старинных, так и современных.