В 1934 году в печати появился рассказ Эрнеста Хемингуэя о Гарри Моргане, хозяине моторной лодки, который отважился на незаконные предприятия ради того, чтобы его семья не голодала. Позднее об этом же Моргане вышел второй рассказ, в котором он стал на путь контрабандиста, лишился руки и лодки. Эти рассказы вошли в роман «Иметь и не иметь». Первый вариант книги, посвящённой жизни и смерти контрабандиста, с концовкой, звучащей крайним разочарованием, не был опубликован.
В 1937 году, уже после поездки в Испанию, писатель завершил окончательный вариант романа, в котором появилось нечто новое. В этом произведении Хемингуэй явственно ищет точку опоры, чтобы двигаться вперёд.
2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).
Жанр произведения «Иметь и не иметь» — социальный роман, поскольку изображено общество в конкретную эпоху — период Великой депрессии в Америке. Объект внимания автора — борьба за выживание бедноты, тяжелейшее положение рабочих людей. В романе представлен резкий контраст мира голодных и мира сытых.
3. Название произведения и его смысл.
В названии «Иметь и не иметь» угадывается тема социального неравенства — имущих и неимущих, конфликт бедности и богатства.
4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?
Режим повествования в романе переменчив: от первого лица, от третьего и от первого с точки зрения другого лица. Так автор вносит стилевое разнообразие в произведение.
5. Тема и идея произведения. Проблематика.
Тема: Неразрешимые противоречия имущих и неимущих. Конфликт нищеты и богатства.
Персонажи романа разделены на два лагеря — бедных и богатых. Среди бедных — Гарри Морган, его семья, его друзья, ветераны войны. В стане богатых — бизнесмены (хозяева жизни), их женщины, продажный писатель Гордон.
Идея: Безуспешность борьбы в одиночку.
Индивидуалистические взгляды Гарри Моргана рушатся. В конце романа он умирает и на горьком жизненном опыте приходит к выводу, что «человек один не может». Он прошептал ещё: «Нельзя теперь, чтобы человек один…». Очевидно, автор после войны в Испании проникся настроением единства, был вдохновлён социализмом в России, поэтому через своего героя выразил перемену в своём мировоззрении.
Нос часть лица у человека или морды у животных участвующая в ...
... на базаре нос оторвали» Литературные произведения, музыка и кино: Н. В. Гоголь «Нос») — знаменитое произведение, в ... сильное выступание из плоскости лица костного носа отличает человека от других приматов, выполняя ... нос именуется «назальным употреблением». 5. Использованная литература [Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/referat/na-temu-nos/ Хомутов А. Е. Примечания Данный реферат составлен на ...
Проблематика: аморальность и бесчеловечность общества, где нещадная эксплуатация человека — нормальное явление, где рабочие люди и их семьи голодают, а ведь «нет такого закона, чтобы человек голодал».
6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.
В романе рассказывается о жизни американского рыбака Гарри Моргана, ставшего контрабандистом. Действие происходит в 30-е годы в США и на Кубе.
Первая часть романа — «Весна». Гарри старается не нарушать закон, жить честно. Он зарабатывает на жизнь тем, что сдаёт свою моторную лодку богатым клиентам и помогает им в рыбной ловле. Однажды один американец зафрахтовал его лодку на три недели, но обманул его, испортил снасть и улетел, не заплатив. Гарри в отчаянном положении, и он принимает предложение нелегально перевезти китайцев в США с Кубы. Посредник даёт ему понять, что китайцев надо убить по дороге. Гарри убивает посредника, чтобы спасти остальных.
Вторая часть — «Осень». Гарри уже занимается перевозкой контрабандного алкоголя. Неудача последнего рейса закончилась для Гарри ампутацией руки и конфискацией лодки.
Третья часть — «Зима». Гарри нанимают кубинские революционеры, ограбившие банк и везущие деньги на Кубу. Они сразу убивают его приятеля. Гарри понимает, что эти люди его тоже убьют, как только он переправит их. Морган нападает первым, убивает их, но его тяжело ранят. Умирающий Гарри думает, как теперь будет жить его жена и дочери. Когда охранники ступили на борт, они услышали его бормотание: «Человек один не может ни черта». Он был уже без сознания.
Лодку с умирающим Гарри тянули мимо яхт богатеев, которые веселились, пили, прожигали жизнь.
Гарри Морган умер в больнице, и с его смертью омертвела душа его жены.
7. Система образов произведения.
Гарри Морган — борец за кусок хлеба и своё место под солнцем, мужественный, сильный, по мировоззрению — индивидуалист. Сначала старается жить по закону, но обстоятельства подталкивают его к нелегальной работе, ведь работа вроде рытья канав оплачивается так скудно, что не решает проблему голодной жизни. Он очень любит свою семью, готов на всё, чтобы его жена и три дочери не голодали. Протестуя против системы методом самой системы и в одиночку, он в конце жизни понимает, что один в поле не воин.
Мария — жена Гарри. Муж наполнял её жизнь смыслом, со смертью Гарри она теряет и смысл жизни.
Элберт — друг Гарри, погибающий в последнем рейсе.
Гордон — писатель, продажный, аморальный тип. В романе — антипод Моргана.
8. Композиция произведения.
Композиция романа «Иметь и не иметь» построена как анализ проблемы несостоятельности попыток изменить мир капитала в одной семье, она строится на сопоставлении двух миров — богатых и бедных, на череде поражений главного героя в борьбе за свой кусок.
Завязка романа остаётся за пределами повествования. Ей можно назвать решение главного героя уйти с должности помощника шерифа и самому встать на ноги.
Развитие действия включает градацию поражений Моргана в попытках выбиться из нужды, противостоять системе общества и нарастание его ненависти к миру сытых.
Развитие традиций классического исторического романа в произведениях ...
... литературе, сборниками статей, энциклопедиями. Также в своей работе я опиралась на мнения различных критиков и на слова самого Мориса Дрюона. ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН. Естественно, что перед тем как анализировать произведение ...
Кульминация — предсмертное осознание Морганом, что «человек один не может».
Развязка: Гарри Морган умирает в больнице.
Эпилог: Мария раздавлена горем и думает, как ей жить, а в мире ничего не меняется: ясный день, туристы, яхта.
9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.
Язык романа скуп, речь персонажей в диалогах — короткие фразы. Повествование, как сценарий, подчинено действию, нет описаний. Избыточность диалогов оправдана содержащихся в них сюжетных подсказках и подсказках мотивов действий героя. И язык, и особенности повествования соответствуют суровой жизни Гарри Моргана. И только монолог Марии в конце романа противоречит общей сухости текста и звучит пронзительной Песнью любви.
10. Отзыв о произведении.
Нельзя доводить людей до отчаянного состояния, мучительного голода и бездомной жизни. Вызывает сочувствие главный герой и рабочие люди, заработок которых не позволяет прокормить семью. Беспощадная эксплуатация чревата социальным взрывом, о чём правительству следует помнить. Незаконность действий Гарри не вызывает возмущения: он хотел жить по закону и обеспечивать семью, но обстоятельства, система общества толкнули на преступный путь.