Пока молоды сильны бодры не уставайте делать добро

Русские народные сказки всегда прославляли бескорыстие и доброту человека. Несмотря на то, что главным героем был Иванушка-дурачок, именно он оказывался наиболее удачливым и счастливым, потому и подсмеивались над ним в связи с его простодушием, открытостью, чистотой помыслов и добротой.

В сказке о щуке, исполнявшей три желания, Еме ля даже не собирался ловить щуку — она сама попала к нему в ведро. В сказках неоднократно говорилось, как один из героев, увидев выпавшего птенца, поднимет и положит его в гнездо; а если попадёт птица в силки, то герой обязательно освободит её; или же отпустит обратно в воду рыбу, выброшенную волной на берег.

Не искать для себя выгоды, не губить живое в природе, а беречь, помогать, спасать — вот чему учит нас народная мудрость.

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»

На страницах русской классической литературы можно найти немало примеров, когда герой художественного произведения стоит перед выбором между добром и злом, правдой и ложью. К таким людям, находящимся на распутье, относится и герой романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников.

Раскольников, одержимый дьявольской идеей, задаётся вопросом: «Тварь ли я дрожащая или право имею?» И под личным правом он понимает природное или божественное право на жизнь другого человека. В его сердце идёт борьба светлых и тёмных сил. Он понимает, что, планируя убийство старухи-процентщицы, совершает грех, но страстное желание понять свою роль, собственную значимость ведут его на преступление.

Только совершив убийство, испытав страшные духовные муки, пролив человеческую кровь, он приходит к истине, понимает, что не жестокость, а любовь и милосердие могут спасти мир и его самого.

По мнению Ф. М. Достоевского, зло, принесённое людям, всегда оборачивается против самого человека, убивая в нём личность, убивая часть души.

В отличие от Раскольникова, герой романа «Преступление и наказание» Пётр Петрович Лужин является приобретателем, деловым человеком. Он не мучается сомнениями: встать ли на сторону добра или зла. Это подлец по убеждениям, для которого во главе угла стояли только выгода, только деньги, только прибыль. Этот герой — предупреждение нам, живущим в XXI веке, что забвение вечных истин всегда ведёт к катастрофе.

2 стр., 956 слов

Образ Раскольникова в романе Преступления наказания Достоевского

... у человека побуждения, какие бы он не преследовал цели, за любым преступлением следует наказание. Характеристика и образ Раскольникова в романе Преступление и наказание сочинение Родион Раскольников – бывший студент, проживающий в ... герою приходится врать, чтобы никто не заподозрил его в преступлении, он избегает общества своей семьи и друга Дмитрия Разумихина, которые хотят помочь ему и не понимают ...

В. Астафьев «Конь с розовой гривой»

В рассказе В. Астафьева «Конь с розовой гривой» переплетается несколько проблем: добра и зла, правды и лжи, вины и наказания. Однако проступок ребёнка, обманувшего бабушку и мучающегося осознанием своей вины, вызвал не заслуженный гнев старушки, а понимание и веру в своего внука.

Бабушка мальчика смогла увидеть раскаяние ребёнка, мучительное осознание им своей подлости и вранья. Поэтому обещанный и всё-таки подаренный бабушкой пряник в форме коня с розовой гривой остался в памяти героя рассказа на всю жизнь, как символ добра и веры в его силу. Герой рассказа навсегда запомнил этот урок жизни. А пряник стал самым страшным наказанием для его совести.

Ю.М. Лотман

Недаром известный учёный-литературовед Ю. М. Лотман в одной из своих статей о публицистике, обращаясь к студентам и ко всей молодёжи, утверждал, что у каждого на протяжении жизни возникает множество ситуаций, когда человек должен решить, по какому пути, нравственному или безнравственному, он пойдёт дальше.

У него появляется возможность выбора, но выбор этот не может быть сделан только на основе собственных интересов. Важно, чтобы этот выбор был продиктован совестью.