Значение «Слова о полку Игореве» определяется, прежде всего, его исключительным местом в истории древнерусской литературы. Среди ее произведений нет ни одного, которое по своим идейно-художественным достоинствам приближалось бы к «Слову», или, тем более, было бы равно ему. Долгое время оно считалось настолько одиноким и случайным явлением, что вызывало сомнение в своей подлинности.
«Слово о полку Игореве» — самое гениальное выражение целого литературного жанра (если не направления) в литературе киевского периода, — жанра светской историко-героической поэмы.
Значение «Слова о полку Игореве» настолько велико, что это произведение находится в ряду крупнейших героических поэм европейской литературы, созданных в эпоху средневековья. По ряду признаков «Слово» сходно с ними: в содержании — тем культом рыцарской чести и воинской доблести, которым окружен каждый образ этих поэм; в форме — той близостью к устному творчеству, благодаря которой каждая из этих поэм стала голосом своего народа.
Автор «Слова» — выразитель интересов всего народа, истинно-народный поэт. Цель автора — образами недавнего и далекого прошлого призвать к сплочению народные силы. Поэтому ни одна из средневековых поэм не была в момент своего возникновения таким актуальным, таким жизненно-необходимым для своего народа произведением, каким было «Слово о полку Игореве» для русского народа.
Наконец «Слово» отличается от других средневековых поэм своим реализмом: в его сюжете нет участия небесных сил, волшебных мечей, говорящих коней и т. п. Мифологические образы и одушевленная природа являются лишь поэтическими образами, а не движущей силой событий, которые развиваются по своим законам. Бессмертное творение древней русской литературы, более чем за 8 веков не утратившее силы своего патриотического чувства и художественной красоты, «Слово» переведено на многие языки.
С начала XIX в. значение «Слова полку Игореве» не ослабевало. Это произведение непрерывно влияло на русскую художественную литературу и общим содержанием своим, и отдельными образами. Это влияние сказывается уже у А.Н. Радищева («Песнь Всегласа»).
В поэзии Пушкина и его плеяды появляется образ Бояна («Руслан и Людмила»).
Влияние «Слова» слышится и в пьесе А.Н. Островского «Снегурочка». В поэзии XX в. и в частности в поэзии советской эпохи влияние «Слова о полку Игореве» сказывается у А. Блока («Новая Америка»), Э. Багрицкого («Дума про Опанаса») и др.
«Слово о полку Игореве» является блестящим показателем той высоты культурного развития и народного самосознания, какая достигнута была древней Русью еще в отдаленную пору. По своим художественным качествам оно стоит в одном ряду с лучшими созданиями мирового героического эпоса.
Слово о полку игореве — слово о полку игореве исторический ...
... народа, культы рек, деревьев, рода и др. «Слово о полку Игореве» стало одним из самых обширных и живых повествований о степных походах русских князей и обо всей жизни на Руси. ... положительно относится к Игорю. Он осуждает его за обособленное выступление устами Святослава Киевского, но постоянно подчеркивает храбрость Игоря, а в конце провозглашает ему славу. Поход Игоря в «Слове» вы
«Слово о полку Игореве» стоит у истоков русской, украинской и белорусской литератур. Произведение оказало огромное влияние на последующее развитие отечественной литературы. Образы и мотивы «Слова о полку Игореве» можно обнаружить в «Песнях, петых на состязаниях вчесть древним славянским божествам» А.Н. Радищева, «Певце во стане русских воинов» В.А. Жуковского, «Святославе» К.Ф. Рылеева, «Руслане и Людмиле» А.С. Пушкина, романах А.Ф. Вель и «Святославич», «Аскольдовой могиле» М.Н. Загоскина, «Снегурочке» А.Н. Островского и др. В ХХ веке отголоски «Слова» звучат в стихотворениях А.А. Блока «Новая Америка», И.А. Бунина «Ковыль», И. Северянина «Игорь и Ярославна», М.А. Волошина «Гроза», поэме В.М. Саянова «Слово о Мамаевом побоище», в повести Б.А. Лавренева «Кровавый узел», в творчестве западных и южных славянских писателей.
«Слово о полку Игореве» неоднократно переводилось. Клучшим поэтическим переводам памятника на современный русский язык можно отнести переводы В.А. Жуковского, А.Н. Майкова, Д.Д. Минаева, Н.В. Гербеля, И.И. Козлова, Л.А. Мея, К.Д. Бальмонта, Н.А. Заболоцкого.
Борьба за русскую землю
Повествование начинается с колебаний летописца, они привносят туманное чувство опасности и ощущение неуверенности. Беспокойное начало, постоянно накаляясь, нашло логичное объяснение: решимость Игоря, невзирая на зловещие предупреждения природы, пойти в поход. И это создало чувство обреченности, уверенности в том, что его дружина идет навстречу смерти.
Ощущение тревоги сменяют бодрые мотивы
Описывая погибших, писатель вернулся к народному плачу, большому несчастью, которое постигло Русь. Автор стремился осознать проигрыш Игоря в масштабных границах русской истории. Воспоминания о прошлых победах привело его в Киев, к Святославу, когда его слова перешли в призыв к объединению. В обращении явна видна главная мысль писателя, и читатель понимает, какова идея произведения.
Ощущение неуверенности в благополучном исходе в начале повествования начинает переходить к требованию этой победы у всех князей на Руси — объединиться при защите русской земли.
Описание персонажей
описание действующих лиц является однообразным:
- Игорь — храбрый, находчивый, но самовлюбленный князь. Он молод, потому еще не понимает настоящего назначения лидера. Летописец описал момент его взросления: в поход отправился с юным задором, вернулся с печальным бременем опыта. В конце перед читателем уже другой герой — ум прояснился, а характер избавился от гордости.
- Ярославна — самобытный образ русской женщины. У нее даже нет имени, поскольку в то время девушек называли по отчеству, чтобы выделить происхождение рода. Она верная и сильная, является идеалом любящей жены. Проигрыш супруга не смутил ее, она начала действовать единственным способом, который был возможен для нее: пыталась смягчить богов молитвой. С помощью искреннего плача у нее получилось заручиться поддержкой природы и помочь Игорю сбежать из плена.
- Святослав — мудрый киевский князь. Всей душой переживает за Русь, хочет добиться благополучия для всего народа. Он корит горячность Игоря, не прячет его за родством. Это отражение идеального понимания летописца о правителе.
- Боян — поэт, который восхваляет князей и их ратные победы. За патриотичность он любим как правителями, так и обычным народом.
- Образ автора. Настоящий патриот, который горячо любит русскую землю.
9 стр., 4048 слов
Какие нравственные вопросы решает автор «Слова о полку Игореве» ...
... Единство – вот главная идея автора. Уроки Игорева похода 30 апреля 1185 года, 825 лет назад князь Новгород-Северский Игорь Святославович в союзе с другими князьями пошёл на половцев. Это ... языка, истории, культуры, становятся базовыми для мiровоззрения некоторых людей. О походе князя Игоря мы знаем не только из «Слова…», но и по рассказам летописей. Повествование Ипатьевской летописи изобилует ...
Это прослеживается в сочувствии летописца к героям и его вере в лучшее будущее. Также отмечается исторический кругозор и талант писателя, поскольку плач Ярославны, к примеру, выдуманное событие, но играет в произведении важную роль в придании художественности тексту. Именно она повелела стихиями помочь Игорю, а не дружине братьев. Потому в этом случае автор — не историк, а поэт.
Особенности композиции , Поэма по композиции делится на пять частей:
- Во вступлении происходят размышления летописца, как поведать о походе Игоря. Он противопоставляет свой способ повествования великому поэту Бояну, прославлявшему князей. Автор же решил выбрать другой путь — поведать все правдиво, по «былинам времени», и определил «рамки» поэмы — от Владимира до Игоря.
- Неудачный поход — это вторая часть, здесь летописец начал с плохого предзнаменования — затмения солнца. Но в князе начало играть его самолюбие, посмотрев на светило, он обратился к войску с речью, исполненной решимости, и выступил в поход. Первое сражение они выиграли, и дружине досталась богатая награда. Заночевали русские в поле и, утомленные сражением, не подозревали о предстоящей опасности: земля загудела от топота коней врага, который окружил русичей.
Несколько дней отбивались русские, но полегли на поле сражения. В конце этого блока летописец опять описывает волнующую его тему — последствия разгрома Игоря, что неотделимо от постоянных междоусобиц на Руси.
- Золотое слово Святослава — это кульминация третьего блока. Автор описал, что разгром Игоря «открыл ворота» на русскую землю и указал на первое последствие — атака половцев на Переславль, и со слезами призвал к объединению всех князей. Летописец обратился к истоку этой вражды, так он показал губительность междоусобиц. Затем вернулся к повествованию об Игоре.
- Плач Ярославны — это плач, который жалеет не только Игоря, это скорбь по всем русским солдатам. Писатель и в этом случае коснулся основной тематики произведения — темы родной земли. В плаче Ярославна пытается найти помощь у природы, и ее горе нашло облегчение.
- Побег Игоря летописец описал в форме народной сказки: речка вступила с ним в разговор и посочувствовала ему. Затем повествуется о погоне хана, далее автор описывает хорошую новость — Игорь вернулся в Киев, его прибытию рады все, люди поют князю славу.
Трагедия и героизм
Сюжетная особенность заключается в том, что внутри всего повествования находятся отдельные части, каждая из которых является самостоятельным произведением.
Летописец поставил для себя несколько задач:
- Разбудить сознание князей, чтобы они объединились во имя Руси.
- Показать положение, в котором была русская земля, полностью разъединенная.
Он сделал это на примере Игоря. Описание является противоречивым. Вроде бы он — герой, смелый предводитель, стремившийся защитить Русь. Но при этом князь походом нанес большой вред общему делу — на это указывают «золотые слова» Святослава.
Героизм Игоря заключается в его решимости пойти вопреки всему — плохому предзнаменованию и превосходству кочевников по количеству воинов. Он выиграл первую битву, после его пленили. Однако его не повергли. Он сбежал от половцев, и, по большому счету, остался непобедимым. При этом героизм вследствие его действий обернулся трагедией.
Землю залили кровью смелых русичей, стон и плач были слышны по всей Руси. Те же половцы, которых недавно победил князь Святослав, разошлись по русской территории. Через время превратили позор во славу.
Святослав упрекнул Игоря, что он с братом самонадеянно атаковал кочевников. Потихоньку его речь перешла в обращение к каждому князю на Руси, в нее летописец вложил главную мысль произведения.
Исторические предпосылки
разделились на несколько лагерей:
- Потомки Мономаха.
- Противника Олега.
Они все время воевали между собой. В середине XII столетия кочевники захватили южные территории и начали тревожить Русь постоянными набегами. Однако их натиск был разбит ответными нападениями русской дружины.
После ряда поражений кочевников объединил хан Кончак
Из-за надвигающейся угрозы созрели идеи об объединении и была сделана попытка примирить ольговичей и мономаховичей, которые временно порвали мирное соглашение с кочевниками. Эти предпосылки учитываются в определении того, какая главная мысль рассказа.
События, описываемые в «Слове о полку»
1185 год, неудачный поход князя Игоря Святославовича на половцев.
Часть 1
Во вступлении автор обращается к народу, своим современникам. Уже с первых строк ясно, о чем пойдет речь: «печальная повесть о битвах Игоря Святославовича». Сюжет начинается с 3 куплета, где показана решимость Игоря пойти походом на половцев. В последующих нескольких куплетах описывается приготовление к битве, как Игорь призвал на помощь брата своего, Всеволода Святославовича. Игорь и Всеволод с дружинами отправляются в поход на половецкую землю, все готовятся к битве.
Битва на Каяле (1185 год) описана следующим образом: «реки текут мутно (от крови), прахи поля покрывают». На третий день войско Игоря признало поражение. Автор описывает всю тяжесть проигранного сражения через природу, землю Русскую:
«Поникает трава от жалости, А древо печалию К земле преклонилось.»
Исход был таков: Игорь и Всеволод попали в плен, «полк Игорев» потерпел поражение, половцы начали вторжение на русские земли.
Часть 2
Святославу Всеволодовичу, великому Киевскому князю, снится сон, о его сыновьях, которые сейчас в плену. Киевский князь взывает к остальным правителям русских княжеств, с просьбами о помощи в защите земли Русской.
Плач Ярославны является одним из самых лирических моментов произведения. Здесь полностью передана боль жены, горюющей о муже, попавшем в плен. В попытках понять, почему такое горе произошло с её народом, Ярославна обращается к силам природы – ветрам, горам, солнцу.
В заключительной части песни описан побег Игоря из плена. Вот он возвращается на землю Русскую. В последних строках автор славит князя, его брата и сына, которые так же участвовали в неудачном походе на половцев и остались в плену еще на несколько лет.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Вторая часть произведения посвящена Святославу Великому. Он описывается как умный, рассудительный правитель и полководец. Он не одобряет поступков Игоря и Всеволода. Святослав понимает, что это привело к учащению набегов половцев на Русь. Святославу снится сон. Он воспринимает его как предзнаменование. Великий киевский князь собирает бояр, чтобы истолковать этот сон. Бояре отвечают ему, что главный смысл сна в том, что два сына Святослава с небольшим войском, отправившись на половцев, потерпели неудачу. Благодаря этому толкованию, Святослав приходит к мысли, что половцев можно победить только общими силами. Эту мысль он выражает в “золотом слове”. В него вложен призыв объединить свои силы ко всем князьям на Руси: Ярославу Осмомыслу, Всеволоду Суздальскому, Мстиславу, Буй Роману, Ингварю. Святослав призывает прекратить все распри между собой, иначе половцев не победить, призывает защитить Русь от врагов, отомстить за Игоря и Всеволода.
Затем автор рассказывает о возвращении Игоря Новгород-Северского из половецкого плена. В Путивле горюет жена Игоря, Ярославна. Она обращается к Ветру, Днепру и к Солнцу с просьбой помочь Игорю бежать из половецкого плена. В лице Ярославны автор изображает всю Русь, страдающую от бесчисленных набегов половцев. И, словно услышав этот призыв, Игорь с помощью Овлура вырывается из позорного заточения. Загнав коня, он добирается до Донца. В своей речи Игорь обращается к нему, как к великой реке:” О река. Немало в тебе величья!”. Он обращается к Донцу как к первому вестнику встречи с Русью, которая представляется ему единой, неделимой Родиной. В погоню за князем скачут Гзак и Кончак, но она оканчивается безуспешно. Половцы доезжают до Донца и не находят там Игоря. Все произведение заканчивается ликованием радости, смелости, веселья по случаю возвращения князя Игоря. Главная идея “Слова о полку Игореве” в том, что вся Русь должна быть единой, а не разделенной на множество мелких княжеств. Такая раздробленность неизбежно приводит сильное государство к неминуемой гибели. На примере князя Игоря Новгород-Северского показано, что поодиночке крупного врага не победить. Это можно сделать только общими силами. “Слово о полку Игореве” оказалось пророческим произведением. Оно предсказало дальнейшее историческое развитие Руси в последующую эпоху. Полный древнерусский текст «Слова о полку Игореве» и его русский перевод читайте здесь: «Начнем же, братья, повесть эту от старого Владимира до нынешнего Игоря что отвагою закалил себя, заострил сердца своего мужеством и, исполнившись ратного духа, навел свои храбрые полки на землю Половецкую за землю Русскую…» |