Почему Григория Печорина называют героем своего времени?
Сочинения › Лермонтов М.Ю. › Герой нашего времени
Готовые Домашние Задания
В своем романе “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтов отобразил 30-е годы XIX века России. Это были нелегкие времена в жизни страны.
Подавив восстание декабристов, Николай I стремился превратить страну в казарму — все живое, малейшие проявления свободомыслия беспощадно преследовались и подавлялись. Через два года после появления в печати “Героя нашего времени” А. И.
Герцен писал: “Поймут ли, оценят ли грядущие люди весь ужас, всю трагическую сторону нашего существования?”
“Герой нашего времени”, — говорит Лермонтов в предисловии к роману, — это портрет, .составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии”.
Каков же герой начала XIX века в представлении Лермонтова?
Его судьба трагична.
Григорий Печорин выслан из Петербурга за некую “историю” (очевидно, за дуэль из-за женщины) на Кавказ, по дороге с ним приключается еще несколько историй, он разжалован, снова отправляется на Кавказ, затем некоторое время путешествует и, возвращаясь из Персии домой, умирает. За все это время он очень много пережил сам и во многом повлиял на жизнь других людей. За свою жизнь Печорин разрушил много человеческих судеб — княжны Мери Лиговской, Веры, Бэлы, Грушницкого… Почему же так получилось?
Ведь Печорина можно назвать весьма неординарным, умным, волевым человеком. У него широкий кругозор, высокая образованность, культура. Он быстро и верно судит о людях, о жизни в целом. Кроме того, его отличает постоянное стремление к действию. Печорин не может удержаться на одном месте, в окружении одних и тех же людей.
Не от этого ли он не может быть счастлив ни с одной женщиной, даже с той, в которую влюблен? Через некоторое время его одолевает скука и он начинает искать чего-то нового, не думая о тех, с кем был рядом. Печорин пишет в своем дневнике: “…
тот, в чьей голове родилось больше идей, тот больше действует; от этого гений, прикованный к чиновничьему столу, должен умереть или сойти с ума…”
Героя лермонтовского романа не устраивает такая судьба, и он действует. Но при этом Печорин тратит свои силы на действия его недостойные. Он разрушает гнездо “мирных” контрабандистов, похищает Бэлу, добивается любви Мери и отказывается от нее, убивает на дуэли Грушницкого..
Печорин герой или злодей, . Герой или злодей, кому уделить больше внимания
... Герой или злодей, кому уделить больше внимания. Печорин герой или злодей, сочинение Пытаясь ответить на вопрос о том, кто же такой, собственно говоря, герой нашего времени, нужно помнить слова Лермонтова, ... сидеть сложа руки, а действовать. Трагедия Печорина в том, что ... мирно убаюканные однообразным течением жизни. Герой очнется ото сна ... герой-любовник, друг, незнакомец, который влияет на судьбу, или ...
— Мы видим, что Печорин не считается с чувствами других людей, практически не обращает на них внимания. Можно сказать, что поступки этого человека глубоко эгоистичны. Тем более эгоистичны, что он себя оправдывает. Объясняясь с Мери, Печорин рассказывает: “…
такова была моя участь с самого детства! Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали — и они родились… я стал скрытен… я стал злопамятен… я сделался завистлив… я выучился ненавидеть… я начал обманывать…
я сделался нравственным калекой…”
Но мне кажется, что нельзя обвинять только самого Печорина в том, что он “сделался нравственным калекой”. В этом виновато также общество, в котором нет достойного применения лучшим качествам героя.
Так Печорин выучился ненавидеть, лгать, стал скрытен, он “хоронил лучшие свои чувства в глубине сердца, там они и умерли”.
Таким образом, можно сказать, что типичный молодой человек 30-х годов XIX столетия, с одной стороны, не лишен ума и талантов, в его душе таятся “силы необъятные”, а с другой стороны — это эгоист, разбивающий сердца и разрушающий жизни. Печорин — это и “злой гений” и в то же время жертва общества.
В дневнике Печорина мы читаем: “…Первое мое удовольствие подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха — не есть ли первый признак и величайшее торжество власти”. Его внимание к женщинам, желание добиться их любви — это потребность его честолюбия, жажда подчинить своей воле окружающих.
Но любовь Печорина к Вере все-таки больше, чем просто интрига. Когда он получил ее последнее письмо, то “как безумный, выскочил на крыльцо, прыгнул на своего коня и пустился во весь дух догонять ее”. Веру он не догнал, оставшись в степи без лошади, которая упала под ним. Тогда он упал на мокрую траву и заплакал, пишет Лермонтов.
Вера была единственной женщиной, которую Печорин любил по-настоящему. В то же время лишь Вера знала и любила Печорина не вымышленного, а реального, со всеми его достоинствами и недостатками. “Я бы тебя должна ненавидеть… Ты ничего не дал мне, кроме страданий”, — говорит она Печорину.
Но, как мы знаем, такова была участь большинства людей, с которыми близко сходился Печорин…
Я думаю, что, родись этот человек в другое время, он смог бы реализовать свои таланты на пользу себе и окружающим.
Не случайно он занимает одно из центральных мест в галерее литературных образов “лишних” людей.
С другой стороны, Печорин — это герой своего времени, потому что в трагедии его жизни отразилась трагедия целого поколения молодых талантливых людей, не нашедших себе достойного применения.
Сочинения по теме:
- В какой главе “Бэла” или “Максим Максимыч” Печорин заслуживает большего осуждения в романе М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”? сочинение
- Кто герой нашего времени? Встреча с Печориным в виртуальном мире. сочинение
- Нужна ли дополнительная глава произведению М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”? сочинение
- Имеются ли у Печорина друзья и недруги в романе М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”? сочинение
Сочинение: Печорин – герой своего времени
Проблема роли книги в жизни человека сочинение по бондареву
... пишем непрерывно и неустанно...» (Ю.В. Бондарев) Сочинение Автор прочитанного мной текста, писатель Ю. Бондарев, поднимает проблему роли книги в жизни человека, прежде всего самого писателя. По мнению автора, у каждого из них есть ...
http://www.yurii.ru/ref10/particle-29087.php
Печорин – герой своего времени
Роман Герой нашего времени был начат в 1837-38 годах, а закончен в 1839 году. Это первый русский социально-психологический роман в прозе.
В предисловии к роману автор говорит о цели своего произведения создать портрет героя своего времени: …это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии. В предисловии же к журналу Печорина Лермонтов называет свое произведение историей души человеческой.
Главная проблема этого романа судьба мыслящего, талантливого человека, который не смог найти себе применение в условиях жизни того общества. Главный герой романа М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени жил в тридцатые годы девятнадцатого столетия.
Неверие, сомнение, отрицание стали особенностями сознания молодого поколения.
Печорин выходец из дворянской семьи. Он получил типичное для аристократической молодежи того времени воспитание и образование под руководством иностранных учителей и гувернеров.
Выйдя из-под опеки родных, он стал бешено наслаждаться всеми удовольствиями, которые только можно было достать за деньги. Затем пустился в большой свет: влюблялся в светских красавиц и был любим. Об этих событиях жизни героя мы узнаем из его исповеди Максим Максимычу в главе Бэла.
<\p>
— Печорин имеет резкий охлажденный ум, который позволяет ему правильно судить о людях, о жизни, критически относиться к самому себе и к окружающим. Печорин уже все испытал, еще в юности ему опротивели все удовольствия. Это не могло не привести его к разочарованию в жизни.
Печорин видит, что самые счастливые люди невежды, а слава удача. Скука быстро овладевает Печориным.
Главный герой понимает, что в обществе, где он находится, он никогда не найдет себе друзей, что там никто не сможет понять его. Поэтому Печорин порывает со светским обществом. Он едет на Кавказ, надеясь, что скука не живет под чеченскими пулями.
Печорин ищет опасности, стремится к жизни активной и глубоко страдает, так как не может найти своих единомышленников.<\p>
- С одной стороны, Печорин скептик, разочарованный человек, живущий из любопытства, с другой в нем огромная жажда жизни и деятельности. В Печорине борется ум и сердце, рассудочность с чувством. Я давно уж живу не сердцем, а головою.
Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки со строгим любопытством, но без участия, говорит герой.
Потом о нем говорит автор-рассказчик, а дальше Печорин раскрывается в своих дневниках. Уже сам портрет Печорина характеризует его как незаурядную личность. Глаза у него “не смеялись, когда он смеялся”. Он противоречив: то он смел, энергичен, настойчив, то тих и кроток, углублен в себя.
Печорин — герой своего времени
... принять и понять нравственные взгляды. Сочинения «Печорин — герой нашего времени» десятки лет пишутся девятиклассниками. Задача ... неимоверно скучали, тяготились благородным дворянским окружением, искали утешения всевозможными способами. Григорий и ... в одиночестве, Печорин погиб молодым и полным сил. Тоска двигала поступками юноши ... главы романа. Печорин не нашёл себе места в жизни Его знаменитый ...
Так же неровен он в отношениях с людьми, и эти отношения еще больше подчеркивают противоречивость натуры Печорина. Есть в Печорине качества, привлекающие людей, с которыми ему приходится общаться. Максим Максимыч простой, добрый, сентиментальный человек. Одна из невольных жертв дружбы с Печориным.
Печорин был ему симпатичен, он искренне поверил в искренность отношения Печорина к нему, считал его своим лучшим другом, ждал после долгой разлуки встречи с ним, считая, что их многое связывало, а Печорин при встрече с ним не нашел и двух добрых слов, не понимая, что таким отношением он обидел старика, который ночь не спал, готовясь к встрече с ним.
<\p>
— Все поступки Печорина сотканы из противоречий. Печорин о себе говорит: Вся моя жизнь была лишь цепь грустных противоречий сердцу или рассудку. Трагедия Печорина в том, что все свои способности, которые он мог применить для достижения какой-то высокой цели, он тратит на приключения. Он сам не понимает, куда девать свои силы.
Он вмешивается в чужие сердечные дела, разрушает жизнь честных контрабандистов, руководствуясь только своим интересом и любопытством. Поиск острых ощущений приводит его к дуэли с Грушницким, итог которой отталкивает от него Вернера, единственного человека, который понимал Печорина. Он умен и проницателен, как Печорин, у него иронический склад ума.
Вернер человек, с которым Печорину легко и просто. Они понимают друг друга с полуслова и Печорин дорожит мнением доктора. В дуэли Печорина с Грушницким Вернер выступает в роли секунданта, но исход дуэли пугает его, и Вернер решает проститься с Печориным.
Гибнет Бэла и ее родители, заболевает Мэри, ее мать глубоко несчастна, видя страдания дочери. В отношении к княжне Печорин выглядит крайне несимпатично и отталкивающе.
Если Бэлой он был искренне увлечен, то любви княжны он добивается только для того, чтобы досадить Гру
https://www.studsell.com/view/114431
Сочинения на Getsoch.ru
Сочинение на тему «Печорин-герой своего времени»
Подписывайтесь на нашу группу ВК
В Печорине есть черты, присущие многим людям, как современным, так и жившим в 19 веке: это эгоизм, холодность, равнодушие. Так что Печорина сложно назвать героем в полном смысле слова, ведь отчасти его бесстрашие – это просто безразличие.
Именно равнодушие – одна из главных черт характера Григория Александровича. Печорин почти ко всем людям относится холодно. Например, к Максиму Максимычу, который даже не ожидал такой неприветливой встречи. Печорин дал ясно понять, что у каждого своя дорога.
Так же безразлично относился он и к женщинам. Все его женщины были несчастливы. Бэла ему быстро наскучила после того, как он добился ее. Княжна Мери страдала от его равнодушия. Печорин хотел лишь одного: влюбить княжну в себя.
Вера была Печорину ближе и дороже других, но и ради нее он был не готов поступиться чем-либо.
Печорин кажется героем, так как смело принимает вызов на дуэль от Грушницкого. На дуэли он ведет себя очень достойно и храбро, хотя право первого выстрела и было у Грушницкого. Но этот героизм связан с фатализмом Печорина.
Григорий печорин: характеристика и образ героя в романе м.ю. ...
... Печорин? Почему роман называется «Герой нашего времени»? Лермонтов, видя откровенные, неприкрытые ничем пороки общества, нещадно закладывает их в Печорина. Именно в ... можно восхищаться тем образом, который создал Лермонтов. Сочинение Образ Печорина Михаил Юрьевич Лермонтов – ярчайшая звезда ... Лермонтов заложил в своем главном герое. Такой вывод можно сделать, прочитав такие стихотворения Лермонтова ...
Он как будто бы испытывал судьбу, считая, что нельзя уйти от того, что предначертано. С такой же смелостью он ворвался и в хату к казаку, убившему офицера Вулича. Печорин и тут решил испытать судьбу. Казак выстрелил, лишь задев эполет Печорина.
Можно ли назвать Печорина героем? Это сложный вопрос, как сложен и характер самого Печорина. С одной стороны, он ведет себя как настоящий герой, как храбрый и умный мужчина, способный на отважные поступки. Он решителен, смел, дерзок. Но вот по отношению к людям Печорина сложно назвать героем, ведь он многим женщинам причинил боль.
Не было у него и настоящих близких друзей. Максим Максимыч считал его своим другом, но был неприятно удивлен отстраненностью и холодностью Печорина. Погиб от его руки и Грушницкий. Вернер, которого сам Печорин считал близким себе по духу, отказался от дружбы, когда Григорий Александрович убил Грушницкого.
Выходит, что все достоинства Печорина были направлены лишь на него самого.
Печорин – герой больше сам для себя, ему нравится гордиться своими достижениями, своими победами. Он горделив, эгоистичен и слишком увлечен собственной сложной натурой.
http://getsoch.ru/po-literature/literatura-xix-veka/666-sochinenie-na-temu-pechorin-geroj-svoego-vremeni.html
Печорин — герой своего времени
Михаил Юрьевич Лермонтов в своем романе «Герой нашего времени» отобразил 30-ые годы 19-ого века. Это были достаточно сложные для всей страны времена.
Всего несколько лет миновало после подавления царскими войсками восстания декабристов.
Тогдашний правитель Николай I решил сделать из страны казарму, и за малейшие попытки проявить свободомыслие мгновенно и беспощадно преследовались и карались.
Ведущим персонажем романа «Герой своего времени» является Григорий Александрович Печорин, молодой офицер, в возрасте двадцати пяти лет .На некоторых страницах романа автор описывает внешность героя: «… Он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький», тем самым, указывая на некое сходство внешности с характером.
Судьба Григория Печорина оказалась трагичной. Он был выслан из Петербурга за какую-то «историю» на Кавказ. Григорий путешествует по миру, а по возвращению из Персии домой, умирает. За все это время он достаточно много пережил сам и во многом повлиял на жизнь окружающего общества.
За свою непродолжительную, но интересную жизнь Печорин разрушил множество человеческих судеб – княжны Мери Лиговской, Бэлы, Веры, Грушницкого… Герой романа не может найти своего места в жизни именно из-за своего равнодушия к людям. Возможно, Григорий уже действительно не способен чувствовать.
Сам Печорин оправдывал свои поступки, так как считал, что его участь была таковой с самого детства. Также он считал, что на его лице многие рассматривали признаки дурных свойств, которых, по его мнению, не было.
Печорина можно назвать весьма волевым и неординарным человеком. Он быстро и верно судит о людях, а также о жизни в целом. Печорин никогда не считался с чувствами и переживаниями других людей. Вполне ясно можно сказать, что поступки этого человека эгоистичны.
Я думаю, что, родись он в другое время, Григорий смог бы реализовать свои таланты. Не случайно именно этот человек занимает центральное место в галерее литературных образов «лишних» людей. Но с другой стороны, Печорин – это герой своего времени, так как в трагедии его жизни отразилась трагедия целого талантливого поколения людей, которые не смогли найти себе достойного нужного примечания.
На этой странице искали :
- печорин герой своего времени
- сочинение на тему печорин герой своего времени
- печорин герой своего времени сочинение
- сочинение печорин герой своего времени
- Печорин-герой своего времени
Сохрани к себе на стену!
http://vsesochineniya.ru/pechorin-geroj-svoego-vremeni.html
Печорин – «герой нашего времени»? — сочинения для 9 класса
- Печорин – типичный представитель своего поколения
- Общественная обстановка
- Невозможность реализовать себя
- Скука как характерное состояние представителей высшего общества
- Можно ли считать Печорина героем своего времени?
Центральным образом романа Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» является Григорий Александрович Печорин. По отзывам другого героя, Максима Максимыча, знавшего его лично, он «с большими был странностями». Так почему Печорин – «герой нашего времени»? Какие выдающиеся заслуги сподвигли автора наградить его столь высоким званием? Лермонтов объясняет своё решение в предисловии.
Оказывается, это название не стоит воспринимать буквально. Печорин – это не пример для подражания, не тот, на кого нужно равняться. Это портрет, но не одного человека.
Он составлен из пороков «всего… поколения, в полном их развитии».
И цель автора – просто нарисовать его, чтобы читатели, посмотрев на это явление со стороны и ужаснувшись, смогли предпринять что-либо для оздоровления общества, в котором стало возможно появление таких уродливых характеров.
Печорин – типичный представитель своего поколения
Общественная обстановка
Роман писался во времена так называемой «николаевской реакции».
Царь Николай I, чьё восхождение на трон могло сорвать восстание декабристов, в последующем пресекал любые проявления свободомыслия и держал под строгим контролем все стороны общественной, культурной и частной жизни.
Его эпоха характеризовалась застоем в экономике и просвещении. Проявить себя как личность в это время было невозможно, что мы и наблюдаем в романе на примере Печорина.
Невозможность реализовать себя
Он мечется, не находя своего места, своего призвания: «Зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных».
Изучение наук принесло ему одно разочарование: он увидел, что только умение приспосабливаться приносит успех, а не знания и способности. Не нашёл он себя и в однообразной военной службе. Семейная жизнь его не привлекает. Ему остаётся одно – искать всё новых развлечений, часто очень опасных и для себя, и для других, чтобы не скучать.
Скука как характерное состояние представителей высшего общества
Скука – это привычное состояние Печорина. «…что поделывали?» – спрашивает его Максим Максимыч, когда им довелось свидеться вновь спустя много времени. «Скучал!» – отвечает Печорин. Но не он один пребывает в таком состоянии. И это одна из причин, почему Лермонтов назвал Печорина «героем нашего времени».
«Вы вот, кажется, бывали в столице, и недавно: неужели тамошняя молодежь вся такова?» – недоумевает Максим Максимыч, обращаясь к своему попутчику (в его роли выступает автор).
И тот подтверждает: «…много есть людей, говорящих то же самое… есть, вероятно, и такие, которые говорят правду… нынче те, которые больше всех и в самом деле скучают, стараются скрыть это несчастье, как порок».
Можно ли считать Печорина героем своего времени?
Можно ли назвать Печорина «героем нашего времени»? Даже учитывая карикатурный смысл, который вложил в данное определение Лермонтов, сделать это нелегко.
Неблаговидные поступки Печорина, то, как он поступил с Бэлой, княжной Мери, несчастной старухой и слепым мальчиком из главы «Тамань», вызывают вопрос: неужели во времена Лермонтова было много таких людей, и Печорин – лишь отражение общей тенденции? Возможно, что до такой степени изменение характера доходило далеко не у всех.
Но в том-то и дело, что в Печорине этот процесс проявился наиболее ярко, он взял понемногу ото всех, и оттого это звание (но только с ироническим оттенком) вполне заслужил.
Михаил Лермонтов и сам из того поколения «лишних людей». Это ему принадлежат строки, отражающие душевное состояние его современников:
«И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..<\p>
А годы проходят, всё лучшие годы»
А потому он хорошо знает, о чём говорит.
Почему Печорин – «герой нашего времени»? – сочинение-рассуждение | источник
Герой нашего времени М.Ю. Лермонтов
http://sochinenie-o.ru/russkaya-literatura/pechorin-geroj-nashego-vremeni-sochineniya-dlya-9-klassa.html
“Печорин – герой своего времени”: сочинение на тему
Искусство и развлечения 2 марта 2015
Уважения стоит стремление писателей и поэтов создавать произведение о своем поколении. Так написан «Евгений Онегин», «Доктор Живаго», «Тихий Дон».
Михаил Юрьевич Лермонтов также сумел донести потомкам, что именно его Печорин – герой своего времени. Сочинение этого романа было начато 24-летним поэтом, а закончено, когда ему было 26 лет.
Как мало надо было ему времени, чтобы стать классиком! Лермонтов увидел издание своего творения. Ему оставался год жизни до роковой дуэли в Пятигорске…
Лермонтов продолжил традицию «героев времени»
Этот роман подводил черту жизненных исканий и разочарований одаренного поэта, его итогом стал неудачник Печорин. «Герои своего времени» – сочинение, ставшее традиционным для русской литературы после пушкинского «Онегина». Однако возникает резонный вопрос: «Почему же эти герои так легко позволяют жизненным обстоятельствам загнать себя в угол, сделать лишними людьми в обществе?»
Почему персонаж Печорин конфликтует с обществом
Несчастная любовь, тяжелый характер, изломанная личность… Для Печорина (а значит, и для Лермонтова) не существовало полутонов, действительность он воспринимал либо в белом, либо в черном цвете.
Последнее доказывают воспоминания князя А. И. Васильчикова, который поведал о том, что Лермонтов с большинством людей был «заносчивым и задорным» и лишь с весьма узким кругом ближайших друзей – душевным.
Впрочем, сам пройдя подобный герою своего романа жизненный путь, Михаил Юрьевич был уверен: Григорий Печорин – герой своего времени. Сочинение сюжета произведения это иллюстрирует.
Видео по теме
Хронологическая логика романа
В нем автор отходит от реальной хронологии событий, которая, по логике времени, должна выглядеть следующим образом:
Основной темой всего творчества Лермонтова является тема личности и ее отношение к обществу. Центральный герой лирики, поэм, драм, романа Лермонтова- это гордая 1, 0мятежная и протестующая личность, стремящаяся к действию, к борьбе. Но в условиях социальной действительности 30-х годов такая личность не находит сферы приложения своих сил, а потому и обречена на одиночество. Трагедия незаурядной личности, обреченной на бездействие и одиночество, и составляет основной идейный смысл романа “Герой нашего времени”.
Правдиво, просто, убедительно рисует Лермонтов своего современника Григория Александровича Печорина. Так кто же этот Печорин? Ответ дает Белинский: “Печорин- это Онегин нашего времени”. Несходство их между собой “гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою. Это люди одного круга, представители светского общества. Можно найти много общего в их биографиях: оба получили светское воспитание, вначале гоняются за светскими развлечениями, потом разочарование, попытки занятся наукой и охлаждение к ней. Печорин, как и Онегин, “язвительно злословил”в присутствии своих соперников. Но, несмотря на все их сходство, это все же разные люди, с разным духовным складом, поведением. И это различие объясняется временем, в котором они живут. Онегин- представитель 20-х годов, эпохи общественного подъема. А Печорин- 30-х годов, периода реакции и спада общественной борьбы. И если Онегин “скучает”, то Печорин “глубоко страдает”, по словам Белинского. Печорин- это характер более глубокий и трагический. “Резкий охлажденный ум” сочетается у него, с жаждой деятельности и борьбы со смелостью, отвагой, силой воли.
Дуэль с Грушницким- этим жалким актером, надевшим маску разочарованности, – показатель того, как попусту растрачивает свои силы Печорин. Он одерживает победу над Грушницким и становится героем того общества, которое презирает. Он- выше окружающей среды, умен, образован. Но внутренне опустошен, разочарован. Скептик, живет “из любопытства”. Это с одной стороны, а с другой- у него неистребимая жажда жизни. Как видим, характер Печорина очень противоречив. Он говорит: “Я давно уже живу не сердцем, а головой”. В то же время, получив письмо Веры, Печорин как безумный, мчится в Пятигорск, в надежде хоть еще раз увидеть ее. Крайний эгоизм и индивидуализм присущи Печорину. Он “нравственный калека”. И это при всей его одаренности, богатстве духовных сил. Мучительно ищет он выход, запутывается в противоречиях, задумывается о роли судьбы, ищет понимания среди людей другого круга. И не находит себе сферы деятельности, применения своим силам в России. Он ищет дело вне пределов отечества и едет в Персию. Сложные стороны душевной жизни героя интересуют автора. Это помогает нам понять идейную и духовную жизнь русского общества 30-х -40-х годов прошлого столетия. В этом сказалось мастерство Лермонтова, создателя первого психологического романа. Трагедия Печорина- это трагедия многих его современников, схожих с ним по образу мыслей, по положению в обществе. Это трагедия всех прогрессивно мыслящих дворян, вступивших в жизнь после поражения декабристов. Это трагедия “лишних людей”, “умных ненужностей”. После Пушкина и Лермонтова тема “лишних людей” стала в русской литературе XIX века традиционной. |
|
Название повести | Краткое описание сюжета |
«Тамань» | Молодой офицер Печорин прибывает на службу в действующее подразделение. |
«Княжна Мэри» | После проведения военной экспедиции главный персонаж романа отдыхает в Пятигорске. Печорин – герой (так он себя позиционирует).
Исходя из этого посыла, он игнорирует элементарные моральные принципы. |
«Бэла» | Ссылка на службу в крепость после дуэли, закончившейся убийством Грушницкого. |
«Фаталист» | Оставление главным героем крепости на пару недель. |
«Максим Максимович» | Встреча с Максимом Максимовичем по дороге в Персию. |
Реализованный в романе порядок событий
Чтобы понять направленность личности персонажа Лермонтова, сначала сформулируем известную восточную идиому, дающую, как нам кажется, ключ к ее пониманию: «Если бы мне стало известно, кем я в действительности являюсь, то я бы не жил так, как живет тот, кого я воспринимаю как себя».
Вот в чем его проблема! Он не может понять, как прийти в состояние гармонии с окружающим миром и с людьми. Мятущийся по жизни, неприкаянный Печорин – герой своего времени. Сочинение Лермонтова поэтому отбрасывает прочь привычный ход событий и следует своей внутренней логике – эволюции личности Григория Александровича. Последовательность частей романа, естественно, разительно преображается:
Название повести | Краткое описание сюжета |
«Бэла» | Герой в пику застою высшего света пытается проснуться для чувств. Печорин в угоду своим желаниям похищает горянку Бэлу, а затем, не задумываясь о последствиях, оставляет. Она погибает. |
«Максим Максимович» | Герой своего времени в депрессии, но он не кается в смерти Бэлы. Читатель видит Печорина в общении с Максимом Максимовичем. Тот пытается пробудить душевные силы молодого офицера, однако Григорий желает лишь закончить сей разговор поскорее. |
«Тамань» | В данной повести активный, динамичный Григорий Александрович тревожит «честных контрабандистов». Понимая, что он принес несчастье этим людям, он рефлексирует. |
«Княжна Мэри» | Печорин в Кисловодске поступает подло и неэтично с дочерью княжны Лиговской: влюбляет ее в себя, а затем объявляет, что не любит ее. Кроме того, он провоцирует конфликт с Грушницким и убивает его на дуэли. |
«Фаталист» | Все чувства героя подавлены. Он считает себя выше них и пытается понять нечто, что управляет личностями. После того как Вулич убивает себя в игре «гусарская рулетка» после предсказания, главный герой размышляет, есть ли судьба. |
Действительная природа Печорина
Лермонтов пытается показать, что действительно циник и эгоист Печорин – герой своего времени. Сочинение поэта удостоверяет нам: Григорий сам не ведает, что творит.
Потакая своим желаниям и забавляясь с людьми, как кошка с мышкой, он несется по жизни, как шар по наклонной плоскости, набирая критическое ускорение и сшибая все на своем пути.
Так в чем же причина трагедии этой личности? Мог ли Печорин остановиться, прекратив свой губительный путь?
Предстает перед читателями он сначала индивидуалистом, желающим счастья («Бэла»), затем – растерянным и подавленным от своих заблуждений («Максим Максимович»), далее убеждается в том, что, не осознавая того, несет людям беду («Тамань»), потом он превращается в монстра, неся людям зло («Княжна Мэри»), и наконец, он выхолощен от страстей и внутренне готов принять, как дар, бессмысленную смерть («Фаталист»).
А где же мудрость?
Говоря начистоту, вряд ли Печорин – герой своего времени. Сочинение Лермонтова просто следует жизненному пути и ходу мыслей его самого. (Ведь даже во времена николаевской реакции было гораздо больше людей, пребывающих в гармонии с обществом.)
А закончил поэт свой жизненный путь крайне нелепо…
Он длительное время, не унимаясь, донимал бывшего кавалергарда Мартынова злыми и обидными остротами (показания свидетелей этого дела единодушны).
В Михаила Юрьевича словно бес вселился. Парадоксально, но сам Лермонтов фактически и стал инициатором этой роковой дуэли в Пятигорске.
Не правда ли, попахивает метафизикой? За год до своей смерти поэт «убивает» главного героя своего произведения, причем «списанного» с себя! Остается лишь задать вопрос: “Случайна ли страшная буря, разразившаяся над Пятигорском в момент, когда Лермонтов испустил дух?” (последнее задокументировано в полицейском протоколе).
Заключение
Можно ли утверждать, что Печорин – герой переходного времени? Сочинение Лермонтовым данного романа само по себе опровергает эту мысль. Он – просто один из многих типажей, встречающихся в России первой половины XIX века.
Ведь, кроме него, есть чуткий и человечный Максим Максимович, есть благородная и восторженная княжна Мэри, есть занимающиеся запрещенным промыслом, однако все же достаточно гуманные контрабандисты.
Григорий Александрович как образ в романе не типичней их!
Кроме того, герой Лермонтова, несмотря на острый ум, «пуст изнутри». В нем нет духовного механизма обратной связи, гармонизирующего его отношения с людьми и обществом.
Раскайся бы искренне Печорин после глупостей, которые он натворил в повести «Бэла», и роман превратился бы в единственную повесть, заканчивающуюся «хэппи эндом».
Ан нет… Начав «наступать на швабру», Печорин наступает на нее до тех пор, пока она не проламывает ему голову…
Ну что тут еще можно сказать? «Дураки и дороги…»
https://monateka.com/article/128776/
Печорин – герой своего времени
Само название романа говорит о том, что Лермонтову хотелось глубже вникнуть в общественную жизнь своего времени. 30-е годы XIX века, сменившие время декабристов,— это годы николаевской реакции.
Главная проблема этого романа — судьба мыслящего, талантливого человека, который не мог найти себе применение в условиях общественного застоя. Белинский назвал его “умной ненужностью”, “нравственным калекой”.
Главная проблема этого романа — судьба мыслящего, талантливого человека, который не смог найти себе применение в условиях общественного застоя. Белинский назвал его “умной ненужностью”, “нравственным калекой”. Лермонтов показал Печорина как бы через историю “души человеческой” через его судьбу.
Потом о нем говорит автор-рассказчик, а дальше Печорин раскрывается в своих дневниках. Уже сам портрет Печорина характеризует его как незаурядную личность. Глаза у него “не смеялись, когда он смеялся”. Он словно соткан из противоречий: то он смел, энергичен, настойчив, то тих и кроток, углублен в себя.
Так же неровен он в отношениях с людьми, и эти отношения еще больше подчеркивают противоречивость натуры Печорина.
Есть в Печорине качества, привлекающие людей, с которыми ему приходится общаться. Бывают ситуации, когда он даже выгодно отличается от других. Печорин, с кем бы он ни общался, производит на всех впечатление, не прилагая к тому больших усилий.
Грушницкому же нужно затратить множество усилий, чтобы обратить на себя внимание. Поведение Грушницкого вызывало чувство раздражения у Печорина. Весь свой ум, энергию он употребил ради мелкого, ничтожного удовольствия: “побесить” Грушницкого. Печорин приложил все усилия, чтобы Мери полюбила его.
Пустота жизни заставляет его действовать ради ощущения жизни, что и привело к дуэли с Грушницким.
Из всех героев романа Вернер ближе всех к Печорину по своему интеллектуальному уровню. Он умный, проницательный, так же, как и у Печорина, у Вернера иронический склад ума.
Вернер — единственный человек, с которым Печорину легко и просто. Они понимают друг друга с полуслова, и Печорин дорожит мнением Вернера.
Ни глубокой любви, ни настоящей привязанности Печорин не испытывает ни к кому из женщин. С Бэлой он обращается, как с надоевшей игрушкой. Играя на предрассудках и инстинктах горцев, Печорин тратит свой ум, энергию на цель, недостойную порядочного человека.
В своем отношении к княжне Мери Печорин выглядит еще более отталкивающе. Он добивается любви молодой княжны только лишь для того, чтобы досадить Грушницкому, он даже не задумывается над тем, что обрекает Мери на страдание.
Способен ли вообще Печорин любить? Из отношения Печорина к Вере мы понимаем, что он любит ее. Сильнее всего это чувство проявляется в тот момент, когда возникает опасность потерять Веру: “…Я молился, проклинал, плакал, смеялся… нет, ничто не выразит моего беспокойства, отчаяния!..
Вера стала для меня дороже всего на свете…” Но такое состояние длится у Печорина недолго. Его стали одолевать вопросы, зачем это ему “гнаться за погибшим счастьем”, что ему даст последняя встреча, но больше всего он боялся, что его могут увидеть рыдающим. И Печорин возвращается домой.
В отношениях с людьми Печорин проявляется более чем “пустой ненужностью”. Это и о нем Лермонтов сказал в “Думе”:
“И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови”.
Печорин сам говорит о себе: “Во мне живут два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его”. Печорин — энергичный, умный человек, но он не может найти применения своему уму, своим знаниям.
Печорин — жестокий и равнодушный эгоист, потому что он причиняет несчастья всем, с кем общается, и его не волнует состояние других людей. Но Белинский говорил, что он “страдающий эгоист”, потому что он обвиняет себя за свои поступки, он осознает свои действия, и ничего не приносит ему удовлетворения.
Реакционная критика не смогла дать должной оценки образу Печорина. Ф. Булгарин оценил положительно в романе все, кроме главного героя, как бы отвергая тем самым тот беспощадный приговор условиям жизни русского общества, продуктом которого был Печорин.
Характерно, что оценка Булгарина совпала с оценкой Николая I, который поначалу решил, что героем будет старый служака Максим Максимыч. Когда роман был дочитан, царь пришел к мысли, что образ Печорина — дань западной моде. Именно так в письме к императрице оценил Николай I роман своего гениального современника, которого он ненавидел.
Печорин был порождением русской действительности, не только героем, но и жертвой своего времени.
TESTSOCH.RU
Чтобы понять М.Ю.Лермонтова, написавшего в начале XIX века роман «Герой нашего времени», нужно обратиться к предпосылкам создания этого произведения. В стране царила очень сложная обстановка. Любое свободомыслие пресекалось на корню.
Автор до последнего не знал, как общественность примет его новое творение, которое раскрывает без прикрас все существование его современников. Лермонтов обличает все общественные пороки. Типичным героем того времени представлен Печорин.
В нем сосредоточились все основные черты, которые, по мнению автора, были характерны для тогдашней молодежи.
Печорин много путешествует, знакомится с новыми людьми. На протяжении этого времени он пережил много личных драм, оказал значительное влияние на жизнь нескольких очень приличных женщин, которые относились к нему крайне благосклонно.
Среди них – Мери Лиговская, Вера, Бэла.
Я стал задумываться над характером, образом жизни этого человека и пришел к выводу, что он очень неординарный, умный мужчина. Печорин образован, имеет широкий кругозор. Хочу отметить, что он постоянно стремится действовать. Ему быстро становится скучно, если он надолго останавливается на одном месте, в окружении одних и тех же людей. В этом его беда.
<\p>
- Он не может позволить себе испытать истинное счастье даже с той женщиной, которую любит по-настоящему. Спустя небольшое количество времени он начинает скучать и искать новые приключения, интриги. Причем в этот момент его не интересуют чувства близких людей. Он не считается с ними.<\p>
- Его поступки глубоко эгоистичны.
Так он объясняет то, что стал нравственным калекой.
Печорин – очень активный человек, но если бы его активность можно было пустить в нужное русло, то его жизнь сложилась бы иначе и он был бы счастлив.
Примечательны слова Печорина в его дневнике. Суть их заключается в том, что он испытывает большое удовольствие, когда подчиняет своей воле чувства окружающих, их преданность. В этом он видит первый признак торжества власти.
Стремление расположить к себе достойных женщин – не что иное, чем признак честолюбия.<\p>
Когда в его жизни появилась Вера, Печорина нисколько не смутил факт, что она замужем. Наоборот, это его привлекало еще больше, делало, по его мнению, жизнь интересней.
Он стремился добиться своей цели, вопреки всему, невзирая ни на что. Пожалуй, изо всех его любовных историй, именно чувства в Вере можно назвать истинными, настоящими. Когда Печорин получил ее прощальное письмо, то, как безумец, погнался на своем коне за ней.
Но он не смог ее догнать, а упал в чистом поле на траву и заплакал. При этом лишь Вера знала этого человека таким, каким он был на самом деле: с его недостатками и достоинствами.
Думаю, что во многом на его судьбу, характер повлияло общество, обстановка в стране. Несмотря на то что он был талантливым человеком, Печорин не смог применить свои способности в сложившихся обстоятельствах. В его лице Лермонтов отобразил трагичное существование многих молодых людей того времени.
https://testsoch.ru/geroj-nashego-vremeni/sochinenie-na-temu-pechorin-geroj-svoego-vremeni.html
Сочинение: Григорий Печорин—герой своего времени
Основной задачей, которую ставил перед собой Лермонтов, было создать образ современного ему молодого человека. Эта творческая задача во многом была подсказана ему пушкинским Онегиным. Но Лермонтов рисовал героя того времени, что наступило после разгрома декабристского восстания.
Не зря он писал в предисловии к своему роману: «Герой Нашего Времени… это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».
Кто же такой Печорин? Григорий Александрович Печорин — офицер, сосланный из Петербурга на Кавказ из-за какой-то истории; он был разжалован, потом снова оказался на Кавказе; некоторое время путешествовал и, возвращаясь из Персии домой, умер. Кажется, что знаем о жизни человека совсем немного.
Печорин — выходец из аристократической семьи. Природа щедро одарила этого человека.
Он отличается от многих людей своего времени высокой культурой, глубоким умом, ему не чужда философия, а память его насыщена фактами из литературы и истории. Печорин задумывается о добре и зле, о предназначении человека, о смерти и религии. Его афористические высказывания свидетельствуют об остроумии. В Печорине живут два человека: холодный и расчетливый и глубоко любящий искусство и поэзию.
Человек глубокого ума, Печорин ощущает свои богатые возможности, он догадывается о своем высоком предназначении, но живет без цели в жизни. Осознание потерянных возможностей постоянно преследует его.
Не зря в своем дневнике он с такой трагичностью спрашивает себя: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?..
А, верно, было мне назначенье высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные…»
Сложность и богатство личности Печорина отражаются в сложности и разнообразии его языка. Печорин владеет поэтической речью, часто употребляя литературные цитаты.
Лермонтов критически подходит к своему герою. Печорин разменивается по мелочам. Вся его жизнь — цепь донжуанских подвигов, эффектных жестов, внешний блеск. Любовь Печорина никому не приносит счастья, встреча с ним порождает только страдания. Внешне сдержанный и холодный, он старается скрыть от других, а порой и от себя чувства любви и дружбы.
Все лучшие качества этого человека остались невостребованными современным ему обществом. Печорин пробовал заняться наукой, но понял, что это не принесет ему ни славы, ни счастья. Печорин потерял веру в возможность осуществления великих идей. «Мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя», — говорит он.
Его неверие, скепсис — результат реакции, наступившей после 14 декабря.
Лучшие чувства, осмеянные светом, приходилось прятать.
«Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали — и они родились… я стал скрытен… злопамятен… сделался завистлив… Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть…»
Теперь, когда убили лучшие его качества, Печорин стал угрюм и одинок. В обществе он скучает, но его жизнедеятельная натура не может бездействовать. В надежде, что «скука не живет под чеченскими пулями», он отправляется на Кавказ.
Печорин калечит судьбы людей, приносит им страдания, но и сам становится слепым орудием в руках судьбы. Ему было скучно — он вынудил влюбиться в него горянку Бэлу.
Печорин не любил ее, ему интересно было покорить это чистое, дикое существо, которое так отличалось на первый взгляд от светских барышень.
Когда девушка влюбилась в него и покорилась ему, Печорин охладел к ней. Ему не надо рабское преклонение, Бэла стала ему скучна и неинтересна. То же самое происходит с героями повести «Княжна Мери». Печорин добивается любви Мери и отказывается от нее, убивает на дуэли прежнего своего приятеля Грушницкого. На свое признание Мери слышит холодный ответ: «Я вас не люблю». Но страдания несчастной девушки глубоко трогают Печорина: «Еще минута, и я бы упал к ногам ее».
Даже жалость его жестока: «Княжна… вы знаете, что я над вами смеялся?.. Вы должны презирать меня.» Следовательно, вы меня любить не можете… Не правда ли, если даже вы меня и любили, то с этой минуты презираете?..
»
Трагичны и его взаимоотношения с Верой. Вера — единственная женщина, которая его любила таким, каков он есть, она понимала, что за маской безразличия скрывается доброе сердце и мужественная душа.
Печорину не хватало именно людского понимания. Вспомним горькие слова: «Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял…» Может быть, поэтому Вера далеко не безразлична Печорину.
Но между ними пропасть — она замужем.
Печорин так привык прятать свои истинные чувства от окружающих, что стоит только проснуться в его душе чему-то настоящему, как он тут же оглядывается: не видел ли кто-нибудь.
Он действительно хотел убить лучшую половину своей души, но не убил, а спрятал ее глубоко — стоит ей выглянуть лишь на секунду, как он тут же зарывает ее поглубже. В Печорине два человека: один живет, другой мыслит и судит, и тот, который судит, беспощадно суров.
Теперешний Печорин одинок, он не верит друзьям: «…из двух друзей всегда один раб другого», не верит возлюбленным; считал, что любовь — это наслаждение сорванным цветком, надышавшись, следует его «бросить на дороге: авось, кто-нибудь поднимет». Отсутствие веры в дружбу, любовь лишают его жизнь какой-либо ценности.
Единственным человеком, с которым дружил Печорин, был доктор Вернер. Ему-то Печорин и хотел раскрыть душу, но не сделал этого, испугавшись, что останется непонятым.
Лермонтов не старался ни осудить своего героя, ни показать его лучшим, чем он есть. Печорину не повезло; возможно, родись этот человек в другую эпоху, он сумел бы реализовать себя, свои таланты.
Если недостатки каждого отдельного человека присущи только ему, их еще можно исправить. Но когда недостатки ,или пороки свойственны целому поколению, вина ложится не на отдельных людей, а на общество в целом. Исправлять нужно не Печорина, а в первую очередь общество. «Герой своего времени» Печорин является одновременно и жертвой этого времени.