Русская литература славится глубиной своих работ. Одна из таких «Отцы и дети» Ивана Сергеевича Тургенева. — рождение и выращивание новых прогрессивных идей, вектором которых является игнорирование искусства в пользу точных наук. В кругу нигилистов нет места чувствам и старым истинам. Но какая бы суть ни была вложена автором в роман, для читателей на первом месте стоит история любви Базарова и Одинцовой.
«Отцы и дети» Тургенева
Роман был написан в 60-е годы XIX века и сразу покорил мир своими молодежными идеями. Тогда, как и сейчас, Базаров — пример нового, . Но, как показал автор, не к такому примеру нужно стремиться. Тем не менее, главный герой пленил сердца многих читателей. Он всегда имел что сказать, его реплики четкие, а диалоги с ним интригуют. Важно то, что в романе Иван Сергеевич показал, как легко может быть уничтожена жизнь из-за неправильной трактовки.
Недаром произведение называется «Отцы и дети». Главный герой пренебрежительно относится не только к старшим по возрасту, но и к своим родителям. В мыслях он уважает многих взрослых, а вот на деле дерзит. «Отцы и дети» Тургенева показали, как различаются идеалы разных поколений и как деградирует с каждым годом молодежь.
знакомство с героем
События начинают свой отсчет от 20 мая 1859 года по приезде Аркадия домой вместе с другом Евгением Базаровым. Последний — резкий, самолюбивый и тихий человек. Людей слабовольных он, как магнитом, затягивает в свои сети, но помимо своей воли. Те, что готовы спорить, автоматически становятся ему врагами. Базаров в душе презирает любовь, поэзию и свой народ. Он нигилист, который исповедует веру в либеральные и консервативные идеи.
Рождение чувств
Но встреча Базарова с Одинцовой расставляет новые приоритеты. Молодая, красивая и богатая вдова Анна сразу захватывает Евгения. Чувства, как ему кажется, взаимны, но женщина решает сохранять спокойствие и не развивать любовь. Герой, плененный своими правилами, решает также оставаться верным принципам. Он убегает от любви к родителям. Но высокие чувства победили жизненные стереотипы. Любовь Базарова к Одинцовой заставляет его вернуться в дом Аркадия.
От грусти герой соблазняет чужую женщину, за что его вызывают на дуэль. С течением обстоятельств счастливы все, кроме Евгения. Анна не отвечает на чувства, и читатели теряют надежду на то, что сложится пара Базаров и Одинцова. Взаимоотношения не налаживаются, поэтому герой окончательно прощается с любимой и другом, сжигает мосты и возвращается домой.
Базаров новый герой или трагическая. Евгений Базаров — новый ...
... Польза и вред нигилизма. Базаров как новый человек русского общества Евгений базаров герой или трагическая личность. Базаров — новый человек В ... герой мог так поступить или же автор заставляет его так делать? Подобная ситуация отчасти проявилась в романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». ... раз полезнее всякого поэта.» Что касается любви, Базаров говорит, что это непростительная дурь и ...
Окончание истории, что так и не началась
Дома Базаров тонет в работе на несколько дней. Но грусть и чувство догоняют его и понемногу становятся сутью жизни. Из-за невнимательности он заражается от покойного тифом и осознает свою близкую смерть, поэтому решает попросить любимую приехать и попрощаться с ним.
В предсмертной беседе герой признает, что отношение Базарова и Одинцовой не сложились в большей степени из-за его характера. Он осознает, что его мешали строить отношения, но сожаления по этому поводу молодой человек выражает мало. Покидая этот мир, главный герой не удовлетворен тем, на что потратил свою жизнь. Но дай ему судьба еще один шанс переписать свою историю по-новому, он, видимо, не изменил бы ни единого взгляда. Отношения Базарова и Одинцовой были обречены с самого начала. После этого печального события в романе играют несколько свадеб. Но чувства как будто постановочные. Анна Сергеевна снова выходит замуж по расчету.
В итоге, на могилу Базарова приходят только старые и страдающие родители, которых он так не уважал при жизни.
Евгений Базаров: роль, которую он пронес через всю жизнь
Один из главных героев романа Тургенева «Отцы и дети» — Евгений Базаров. Читая произведение, возникает двоякое впечатление от персонажа. Причем двойственное восприятие этой личности преследует сразу после знакомства. С одной стороны, мы видим его холодный, сухой характер, с другой, интуиция постоянно подсказывает, что фигура полностью не раскрыта. Привкус того, что где-то в глубине души Базаров удивит нас своими рыцарскими поступками, остается. Но неоднозначная оценка держит нас в напряжении до конца книги. Позже некоторые разъяснения дают любовь Базарова и Одинцова.
Внешний вид героя полностью соответствует его лицу. Заостренный нос, большие зеленые глаза, широкий плоский лоб на худом лице, что обрамлено бакенбардами, темно-белокурые волосы и улыбка, за которой плохо маскируется светлый ум, самоуверенность и достоинство. Именно таким предстает перед нами персонаж впервые. Его образ манит определенной загадочностью.
И все бы ничего, но в дальнейшем перед нами предстает другой, настоящий Базаров, черты характера которого сначала были незаметны. Он свысока, гордо на всех смотрит, не признает святости брака и любви, не верит в авторитет и считает ниже своего достоинства доказывать свою точку зрения другу или врагу.
Тем не менее, мы можем наблюдать новые вспышки характера сразу после того, как вспыхнул роман Базарова и Одинцовой. Взаимоотношения, что возникли между молодыми людьми, меняют привычный для них мир.
- вызов, наказание и награда для Базарова
В пространстве, в котором живет главный герой, не было места для любви, пока он не встретил Анну Сергеевну. Холодная, расчетливая вдова — Базаров в женском образе.
Урок в 10 классе по литературе «Базаров и Одинцова»
... тема испытание любовью героев, которая обнажает самые далёкие уголки человеческой души и попросту открывает глаза на наш мир – прекрасный, сложный и удивительный. Один из главных героев произведения «Отцы и дети», Евгений Васильевич Базаров, ...
Аристократка, которую полюбил Евгений, горда и умна. Умерший старый муж оставил ей большое материальное состояние. Это позволяет ей жить независимо и делать то, что вздумается.
Еще двух таких похожих и разных людей в мировой литературе не найти. История любви Базарова и Одинцовой — рецензия на книгу «Как не нужно жить». Молодая женщина, привлекательная, не имеет Она существует между временем, не различая дня и ночи.
Едва заметная улыбка и — Одинцова, как и Базаров, умела себя эффектно подать. Но в отличие от главного героя, женщина действительно не умеет любить. Или сердце ее окаменело еще в детстве? А возможно, причиной стали новые течения в обществе? Важно только то, что Базаров не сразу признался в своих чувствах, а любовь у Анны так и не возникла.
О том, что бессердечная женщина была равнодушной, говорит и ее отношение к молодому человеку. Он для нее — забава. Безразличие к его смерти пугает читателей. Для Одинцовой (даже сама фамилия говорит о многом) были далеки такие чувства, как горе и радость. Роман заканчивается ее браком с новой выгодной партией.
В мире литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/pochemu-bazarov-i-odintsova-ne-smogli-byit-vmeste/
Есть клише, по которым пишут главных героев. И именно такие герои впоследствии становятся самыми популярными. Под эту линейку были созданы и герои Тургенева. Это бездушные молодые парни и девушки, которые не мечтают о любви.
Были мужчины и более холодные, замкнутые, чем Евгений. Многие влюбленные мировой литературы отличались друг от друга: Дарси и Лиззи Беннет, Рочестер и Джейн Эйр, Ретт Батлер и Скарлетт, среди них и герои Тургенева — Базаров и Одинцова. Взаимоотношения последних были обречены на провал. Стены, что они соорудили, было невозможно разрушить даже с помощью любви.
Критика на выбор главного героя
Отношение Базарова и Одинцовой к жизни критики восприняли неоднозначно. С одной стороны, молодые люди остаются верны себе, а за ними стоят новые грандиозные теории. Базаров — представитель нового общества, независимого, свободного от искусственно насажденных авторитетов. Он и его сторонники растят идеи, опережающие свое время. Отказаться от них — означало бы невозможность свободно развиваться.
С другой стороны — высота любви проверена тысячелетиями. Именно это прекрасное чувство вдохновляло творить. Поэтому выбор героя в пользу так называемого прогрессивного общества является низким и неразумным. Базаров однозначно мог достичь больших результатов, отказавшись от своей теории.
Чувства, изменяющие мир
Наверное, самое тяжелое, что может пережить человек — собственных принципов. Но еще хуже остаться наедине со своими правилами, проигнорировав любовь.
На протяжении всего произведения протягивается необычная, небудничная линия симпатии двух персонажей. Эти главные герои — Базаров и Одинцова, взаимоотношения которых ярко вспыхивают и постепенно идут по наклонной вниз.
Красота персонажа однозначно противоречива. По всем критериям тогдашнего мира он не дотягивает до эталона совершенства. Но стоит ему только открыть рот, что, заметим, делает он довольно редко, как течение его мыслей, сила характера в словах и уверенность в своей правоте покоряют. Несмотря на холод, исходящий от главного героя, Базаров и Одинцова, взаимоотношения которых были очень сложными, все же сумели загореться друг к другу чувствами.
Базаров стоит перед выбором: остаться верным своим принципам или упасть до состояния, за которое всегда презирал людей. Быть романтиком и счастливо влюбленным — значит быть низким. «Это все романтизм, чепуха, гниль, художество», — как-то выражает свои мысли другу Базаров.
К сожалению, Базаров и Одинцова испытание любовью не прошли. Однако в «Отцы и дети» ярко выражена извечная тема большой и широкой человеческой души.
Одним из самых важных моментов произведения Тургенева Отцы и дети является Объяснение Базарова с Одинцовой. Именно в этом моменте мы можем понять, что представляет собой Базаров, но еще более важное Одинцова. Здесь можно уловить их намерения и чувства, которые таятся глубоко в сердце.
Итак, Базаров был в гостях у Одинцовой. И однажды утро Анна Сергеевна позвала к себе в комнату своего гостя, чтобы побеседовать, лучше узнать, что творится у него внутри.
Они говорили о счастии. Одинцова утверждала, что никогда не чувствовала себя по-настоящему счастливой. Она заметила, что и Базаров какой-то подавленный. Спросив его о причинах его скудного настроения, она услышала признание любви. Я думаю, Одинцова и раньше догадывалась о чувствах Базарова, но пыталась не замечать этого. Она понимала, что где-то глубоко внутри нее есть такое же чувство к Базарову. Но она отвергает ее, объясняя это тем, что хочет спокойной жизни.
Для Базарова это признание значило очень много. Он произносит эти слова не с интонацией победителя, а наоборот – проигравшего. Ведь это признание поставило крест на его идейных соображениях. Все, во что он верил ранее, рухнуло в один миг.
Итак, в этом отрывке мы узнали героев с другой стороны. Базаров здесь мне действительно понравился, и я смогла выразить сочувствие к этому герою. А Одинцова меня очень разочаровала. Ведь она любила Базарова. Если бы она не испугалась и отдалась воле чувств, все могло закончиться совершенно по-другому.
Обновлено: 2017-07-24
Внимание!
Ctrl+Enter
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Спасибо за внимание.
Тема. Базаров и Одинцова. Любовная интрига в романе и ее роль в раскрытии идейно-эстетического содержания романа. .
Взаимоотношения Е. Базарова и А. Одинцовой являются одной из линий общего конфликта. В любом тургеневском романе главный герой проведен через любовь к женщине, через самое личное из всех человеческих чувств. Тургенев делал это не только для полноты и многогранности образа. В его романах любовь является одним из основных моментов раскрытия характера героя. Неразделимое единство личной и общественной тем составляет основу тургеневского романа.
В «Отцах и детях» любовная фабула проходит не через весь роман, а занимает только одну из стадий развития действия. У Базарова вульгарный, упрощенный подход к любви. Вместе с тем, критикуя Павла Петровича, Базаров правильно говорит о том, что нельзя ставить свою жизнь только на карту женской любви и тем более нельзя раскисать от неудачи и превращаться в ни на что не способного человека.
Впервые Анна Сергеевна Одинцова появляется на балу у губернатора. Аркадию она представляется в каком-то царственном ореоле. Действительно, она необыкновенно хороша собой, к тому же она «поразила» Аркадия «достоинством своей осанки», но главное, во всем ее облике и поведении присутствовало глубокое спокойствие. В результате возникшая цепочка характеристик Анны Сергеевны — спокойна, вежливо участлива, снисходительна, холодна, строга — закон подводит читателя к мысли о возможном ее равнодушии по отношению ко всему происходящему вокруг нее.
Рядом с Одинцовой Аркадий проникнут откровенным «счастием находиться в ее близости, говорить с ней, глядя в ее глаза, в ее прекрасный лоб, во все ее милое, важное и умное лицо». Вместе с тем в присутствии Анны Сергеевны он испытывает необъяснимую робость, благоговение и «изящное смирение», как юный паж подле своей госпожи.
Что же касается Базарова, то его откровенный цинизм в отношении Одинцовой не выглядит ничем неожиданным для естествоиспытателя («Это что за фигура? На остальных баб не похожа»; «…холодна? В этом-то самый вкус и есть. Ведь ты любишь мороженое?»).
Однако оказавшись рядом с Одинцовой, Базаров вдруг начинает конфузиться. В гостиничном номере, куда она пригласила приятелей, он, безуспешно пытаясь скрыть свое состояние развязностью и многословием, в итоге еще и «покраснел», услышав приглашение в гости в Никольское, имение «герцогини», как окрестил он Одинцову. Уже на улице Базаров продолжает ерничать относительно «богатого тела» Анны Сергеевны, которое можно, по его мнению, поместить «хоть сейчас в анатомический театр». Но именно ему принадлежат и абсолютно точные психологические характеристики героини — ее холодность («Вишь как она себя заморозила!») и царственность («Ей бы только шлейф сзади носить да корону на голове»), связанные с выше отмеченным равнодушием Одинцовой. А Базарову, как окажется, будут необходимы ее тепло и человечность.)
История любви Базарова к Одинцовой.
С самого начала между Базаровым и Одинцовой немного общего: она- «герцогиня», он- «лекарь»; она — холодная и безмятежная, он, как покажет история любви к этой женщине, — неравнодушный и страстный.
Как трудно будет даваться ему чувство к Одинцовой! В нем начинаёт происходить что-то не базаровское: «что-то другое в него вселилось… чего он никак не допускал». Одинцова же принадлежит к тем людям, которые не знают тревоги: она и волновалась «изредка», и кровь у нее «тихо катилась»: просто какая-то женщина-«рыбица»! Герой стоит на пороге большой личной драмы. Но у Базарова не было сил уйти от этой женщины. Он любил ее, и таил свою любовь, и мечтал… о нежности!
Вместе с тем тургеневский герой многое понимает в Одинцовой. Так, он не верит, что она «способна увлекаться», разве что из любопытства.
Анна Сергеевна действительно «была любопытна»: в отношениях с Базаровым ей хотелось и «его испытать», и «себя изведать». Но в итоге Одинцова испугалась. Не случайно в сцене объяснения героев Тургенев дважды повторяет слово «испуг». Возможно, она испугалась необузданности Базарова, неожиданной грубости его чувств? Так пытаются объяснить несостоявшуюся любовь героя. Хотя стихийность Базарова можно расценить и прямо противоположно: как проявление его глубокой искренности.
В конечном же счете Базаров окажется прав не только в том, что эта женщина «себя заморозила», но что она, несомненно, «царица».
Основа жизни Одинцовой — материальная обеспеченность, комфорт и спокойствие. Вторжение Базарова в ее жизнь означало бы конец этого спокойствия. Одинцова не отвечает на любовь Базарова. Ей просто хотелось увидеть у своих ног человека интересного, умного, не похожего на других.
Базаров — нигилист, был человеком чуждого мира Одинцовой. В политическом отношении это был человек, не верящий в те основы жизни, которые ей казались законными, привычными. По социальному положению Базаров выходец из низов. В материальном отношении — бедняк, будущий лекарь, в лучшем случае – ученый. По характеру тургеневский герой резок и прямолинеен. Любовь Базарова к Одинцовой – событие, потрясающее основы его убеждений, ставящее под сомнение его философскую систему.Она не пугалась резкости выражения Базаровым чувства. Даже если бы она полюбила его, она не пошла бы за ним в его «горькую жизнь».
Одинцова пришла к нему, умирающему от холеры, точно так же, как царственные особы посещают из высочайшего великодушия холерные бараки и госпитали. Она подарила ему приличествующий ситуации и поведению царственных особ ритуально-бесстрастный поцелуй. И что особенно горько, Базаров все правильно понял в поведении Одинцовой, приветствуя ее появление фразой: «это по-царски».)
Испытание любовью становится для героя рубежным. Только любовь обнаруживает в нем глубокого, значительного, необыкновенно мощного в эмоциональном переживании человека, самосгорающего в своем чувстве и при этом становящегося еще более сильным. Сколько страдания испытывает Базаров при своем последнем визите к Одинцовой! По-прежнему затаенно-трепетно любящий Анну Сергеевну, он вместе с тем понимает, что ее прощальным порывом движет жалость к нему! И потому он как бы поднимается над своим же чувством, чтобы иметь силы произнести: «Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал. Прощайте-с и будьте здоровы».
Если бы не любовь, разбудившая в Базарове эмоциональные силы, разве читатель мог узнать, насколько одновременно убедительным, проникновенным и страстным может быть нигилист в выражении своего отношения к «отцам»: «Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь — и уж воображаете себя молодцами, — а мы драться хотим. Да что! Наша пыль тебе глаза выест, наша грязь тебя за марает, да ты и не дорос до нас…»
В любящем Базарове просыпается мощно чувствующая душа, таящая бездну страстей, а потому притягивающая к себе и становящаяся как бы продолжением стихии ночи, свидетелем стоящей за окном в течение его разговора с Одинцовой.
Но любовь не только открывает многое в Базарове. Одновременно она ставит его лицом к лицу с миром и открывает для него этот мир.
Базаров способен на любовь, на большое и глубокое чувство. По мнению М. М. Жданова, сопоставление Базарова с Одинцовой и Павлом Петровичем Кирсановым позволяет увидеть внутреннее единство произведения, связь любовной интриги с основным конфликтом романа, доказывает «торжество демократизма над аристократией» в области чувств.
Женские образы
Анна Сергеевна Одинцова | Молодая красивая женщина, богатая вдова. Отцом Одинцовой был известный карточный шулер. Она получила прекрасное воспитание в Петербурге, воспитывает младшую сестру, Катю, которую искренне любит, но прячет свои чувства. Одинцова умна, рассудительна, уверена в себе. От нее веет спокойствием, аристократизмом. Больше всего она ценит покой, стабильность и комфорт. Базаров вызывает в ней интерес, дает пищу ее пытливому уму, однако чувства к нему не выводят ее из привычного равновесия. Она неспособна на сильную страсть |
Фенечка | Молодая женщина «неблагородного происхождения», которую любит Николай Петрович. Фенечка добра, бескорыстна, простодушна, честна, открыта, она искренне и глубоко любит Николая Петровича и сына Митю. Главное в ее жизни — семья, поэтому преследования Базарова и подозрения Николая Петровича оскорбляют ее |
Катя Локтева | Младшая сестра Анны Сергеевны Одинцовой. Чуткая натура — любит природу, музыку, но одновременно проявляет твердость характера. Катя не понимает Базарова, даже боится его, ей намного ближе Аркадий. Она говорит Аркадию о Базарове: «Он хищный, а мы с вами ручные». Катя — воплощение идеала , к которому втайне стремился Аркадий, благодаря ей Аркадий возвращается в лагерь отцов |
Ответ оставил Гость
Нигилист Базаров и любовь — вещи несовместимые. Но вдруг в его жизни появляется Одинцова. Уже после бала он понял, «что тут что-то не ладно». А после первых минут более близкого знакомства с Одинцовой он был околдован её красотой и умом. Анна Сергеевна была настолько умна, чтобы Базарову было интересно с ней общаться, и настолько красива, чтобы понравиться ему. Когда одному человеку интересно с другим, когда тот ему нравится, возникает любовь. Это и начало происходить с ним: он стал вдруг многословен, «старался занять свою собеседницу». Когда друзья после этой встречи возвращались домой, Евгений, всё ещё пытаясь выйти из-под власти Одинцовой, уже признаёт её красоту и опережает желание Аркадия поехать в Никольское. Вскоре Базаров понял, что влюбился. И изо всех сил старался искоренить в себе это рыцарское «чувство, которое его мучило и бесило и от которого он отказался бы с презрительным хохотом и циническою бранью, если бы кто-нибудь хоть отдалённо намекнул ему на возможность того, что в нём происходило». Евгений боролся с самим собою: он «высказывал равнодушие ко всему романтическому», но «с негодованием сознавал романтика в самом себе». Он бранил «вполголоса и её, и себя» за происходившее между ними, но в его голове то и дело возникал образ Одинцовой. Он говорил, что надо было посадить «в жёлтый дом Тоггенберга со всеми миннезингерами и трубадурами», но спустя несколько дней сам принял участие в рыцарском турнире, сразившись на дуэли с Павлом Петровичем. Причиной всем страданиям Базарова был сам нигилист, его вульгарно-материалистический подход к жизни противоречил тому прекрасному чувству, которое возникло вдруг у него в душе. Евгений с бешенством понимал, что человек и лягушка не одно и то же, что, несмотря на анатомию глаза, существует загадочный взгляд, что нашёлся человек сильнее него, и, значит, он не бог, ему-то горшки обжигать и следует. Ночь, проведённая Евгением у Одинцовой, показала его неспособность открыть свою душу и выпустить на волю своё чувство, это, как он сам говорит, не по его части. Действительно, может ли такой материальный человек как Базаров позволить себе такую непростительную роскошь, как любовь, да он лучше будет мучить и терзать себя, но ни за что не позволит себе это. Логической кульминацией отношений между ним и Одинцовой стало всё-таки сделанное им объяснение. Но как он его сделал! Это было не страстное признание истинно любящего человека, который уже жить не может без неё. Это было гневное и безумное обвинение Одинцовой за то, что она своей красотою и умом заставила Базарова полюбить её. В тот момент в душе у него было не лёгкое «трепетание юношеской робости», а «страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей». Евгений, прожив всю жизнь нигилистом и издеваясь над влюблённостями Аркадия, настолько изуродовал свою душу, что сам уже не был способен не только на глубокое, сильное, красивое чувство, но и на хоть какую-нибудь любовь, кроме этой злобной страсти. Спустя некоторое время произошла новая встреча Одинцовой и Базарова. «Оба уже не первой молодости», «оба умны». Одинцова заметно постарела и с приездом Аркадия «опять попала в свою колею, свою настоящую роль, роль тётки, наставницы, матери». Базаров «давно опомнился» и хотел доказать себе и Аркадию, что «любовь.. . ведь это чувство напускное». Но, несмотря на его внешнее охлаждение к Одинцовой, его всё равно тянуло к ней, и поэтому Базарову пришлось смириться с ролью отца, н
Тургенев всегда считал, что именно любовь проверяет человека, а потому любовная линия Базаров — Одинцова очень важна для понимания романа в целом. С момента ее возникновения конкретно-историческая линия развития сюжета преобразуется в нравственно-философскую, на смену приходят вопросы, поставленные самой жизнью, а характер героя становится сложнее и противоречивее. Он, отрицавший романтику любви, сам влюбился романтически, безнадежно. В конфликт вступают его чувства и прежние убеждения, что делает отношения с Одинцовой сложными и подчас болезненными для героя.
Красавица Анна Сергеевна Одинцова — натура сильная, глубокая, независимая, наделенная развитым умом, но при этом она холодна и эгоистична. В чем-то она похожа на Базарова: как и он, она свысока относится к другим людям, ощущая свое превосходство над ними. Она единственная в романе верно поняла сложный и противоречивый характер Базарова, по достоинству оценила его, поняла глубину и силу возникшего в нем чувства. Казалось бы, все это могло привести к прочному союзу героев. Ведь оба они, по сути, очень одиноки. Одинцова, как и Базаров, чувствует, что силы ее богатой натуры остаются нереализованными.
Но что ждет ее с Базаровым? Сцена объяснения героя в любви показывает, что гармонии в их взаимоотношениях нет и быть не может. Недаром Анну Сергеевну так пугает какая-то скрытая, но порой вырывающаяся наружу грозная сила, таящаяся в Базарове. Ему хватает мужества признать, что он влюблен, как настоящий романтик, но сознание этого вызывает у него самого злость — то ли на себя, то ли на Одинцову. С другой стороны, ей самой не хватает смелости и решимости, чтобы связать с ним свою судьбу. Насыщенной, непредсказуемой, но крайне трудной жизни с этим необыкновенным человеком она предпочитает несколько скучное, но весьма комфортное существование в привычных для нее условиях богатого аристократического круга. В конце романа мы узнаем, что Анна Сергеевна весьма удачно вышла замуж и вполне удовлетворена своей жизнью. Так что ответственность за несложившиеся отношения с Базаровым лежит и на ней.
И лишь сцена смерти героя снимает те острые противоречия, которые так наглядно проявились в его любви к Одинцовой. Может быть, только во время последнего свидания с умирающим Базаровым она поняла, что потеряла самое ценное в своей жизни. Он же больше не пытается противостоять своему чувству, и оно выливается в поэтическом признании: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет». Но эта гармония лишь на короткий миг освещает героев, так и не сумевших воплотить ее в жизнь.