Говори мама, говори — краткое содержание рассказа Екимов

Старенькая женщина живёт в отдаленной деревне сама. Её дочь, чтобы иметь постоянную связь с мамой, подарила ей мобильный телефон. Каждое утро загорается и начинает петь маленькая чёрная коробочка. Старушка нажимает на кнопку, слышит голос своей дочери, которая живёт далеко в большом городе.

Каждый день дочь интересуется, жива ли мама. Но, из-за дорогого тарифа и своей занятости, она разговаривает пару минут. Старенькая мама хочет рассказать о своих ежедневных хлопотах своей родной доченьке: о своих курах, кошке и собаке. Но, дочь очень занята, и всегда напоминает, сколько стоит их разговор.

Уже несколько лет женщина уезжала зимовать к дочери в город. В квартире было хорошо, тепло. Но, её всегда тянуло домой в деревню. И, сейчас она советовалась с соседкой, ехать уже или нет. Надеялась, что зима будет не холодной и она сможет сама перезимовать. Разговор был это уже не первый. Не хотелось старушке уезжать и оставлять на соседку собаку, кошку и кур. Привыкла она к спокойной деревенской жизни. Хоть хозяйство уже не большое, но целый день копошилась женщина на огороде и возле живности.

Мама дочери рассказала, что она ей приснилось. Сон был не очень хороший, и старая женщина беспокоилась. Но, дочь, как обычно, спешила и хотела говорить только по существу.

Однажды женщина занималась во дворе хозяйством, зацепилась за корень груши и упала. Она ничего не повредила, просто немного болела нога. Утром начала рассказывать, что дерево не срезает, потому что груши вкусные и дочь их любит кушать. Груши падают на землю и гниют. Она шла, не увидела корень, и упала. Дочь сразу же начинает уточнять, все ли в порядке со здоровьем у мамы. Рассказ о дереве её не интересует. Мама успокоила дочь, сказала, что к ушибам прикладывает капустный лист. Узнав, что все хорошо, она сразу вспоминает о ценах на тариф.

Чтобы успокоиться, пошла старушка в дом и села за прялку. Пряла, и слушала радио. По радио была реклама, где говорилось о болях и средствах лечения. Старушке стало жаль себя, и она расплакалась.

И, неожиданно, в непривычное время, зазвонил телефон. Мать подняла трубку. Говорила её дочь. Она стала не спеша расспрашивать о маминых делах. И, просила, чтобы та не спешила и говорила с ней.

Дочь наконец-то поняла, что мамы может не стать, и не с кем будет даже поговорить по телефону. Необходимо наслаждаться счастливыми моментами общения с родными, пока они живы.

16 стр., 7860 слов

Анализ рассказа екимова говори мама говори

... Текст Бориса Петровича Екимова: (1) Бабка Катерина, иссохшая, горбатенькая от возраста старушка, никак не могла собраться для отъезда. (2) Последние годы она уезжала зимовать к дочери ... Екимов рассказывает читателю трогательную историю о женщине, которая позвонила своей дочери, чтобы повествовать своему читатель о трагедии матери. Собирая груши для компота для дочери. Но дочери оказалось По- ...

Можете использовать этот текст для читательского дневника

«Говори, мама, говори…» (Открытый урок по рассказу Б. Екимова «Говори, мама, говори…»)

Тип урока:

Урок изучения нового материала.

Цель урока:

  • помочь учащимся понять идейно – тематическое содержание рассказа

Б. Екимова « Говори мама, говори…» и раскрыть нравственные проблемы, поднятые автором в нем.

Задачи:

Образовательная

: создать условия для формирования у учащихся понимания идеи и темы, умения определять проблемы в тексте.

Развивающая:

мотивировать на развитие творческих, речевых способностей

учащихся, формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных),

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

Воспитывающая:

воспитывать чувство уважения к матери, как к самому дорогому человеку.

Средства обучения:

1) литература: текст Б. Екимова «Говори мама, говори…»;

2) раздаточный материал: карточки с цитатами;

3) оборудование: мультимедийная установка, презентации, музыкальный номер («Притча о маме… »)

Эпиграф к уроку:

«Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу….». А.М.Горький (слайд №1)

  1. Притча о маме:

    (читают по ролям подготовленные дети) (презентация № 2 )

За день до своего рождения ребенок спросил у Бога: « Я не знаю, зачем я иду в этот мир! Что я должен делать?

Бог ответил: «Я подарю тебе ангела, который всегда будет с тобой. Он все тебе объяснит».

Но как я пойму его, ведь я не знаю его языка?

Ангел будет учить тебя своему языку. Он будет охранять тебя от всех бед.

Как и когда я должен вернуться к тебе?

Твой ангел скажет тебе все.

А как зовут моего ангела?

Неважно, как его зовут, у него много имен…

Ты будешь называть его — ? (мама).

Учитель:

Как же зовут ангела, который охраняет вас на Земле? (Мама).

Учитель:

О матерях можно рассказывать бесконечно. Так сказал М.Горький. Согласны ли вы с этим? Почему? Что значит мама в жизни каждого человека?

Учитель:

Ребята, а с чем ассоциируется у вас слово «мама»? Подберите слова, подходящие к слову мама. ( Мама – доброта, любовь, нежность, счастье, радость, улыбка, спокойствие, опора, мудрость, беспокойство, теплота, поддержка).

Учитель:

Проникновенные строки о матерях написаны многими писателями и поэтами М.Горьким, А.Фадеевым, В.Закруткиным, А.Твардовским и другими. Не обошел стороной этот образ и Борис Екимов. Борис Екимов – интересный современный писатель, но, к сожалению, малоизвестный.

исследовательскую работу

по теме

“Борис Екимов – писатель нашей современности».(

Ученик:

(Гоняева Софья): Презентация по теме «

Борис Екимов – писатель нашей современности»

Учитель:

К сегодняшнему уроку вы прочитали рассказ Б.Екимова. Как бы вы обозначили тему нашего урока? (Я бы взяла слова дочери в конце рассказа) (слайд № 2)

3 стр., 1094 слов

Письмо маме от дочери

... Вот написать письмо маме от дочери, выразить чтобы насколько сильно я ее люблю. Письмо Мое маме благодарственное письмо маме будет где , сочинением наконец я смогу передать своей эмоции мамочке и чувства что теплятся ... сильно переживаю о случившимся. Впредь я стараться буду никогда не говорить слов, которые ранят тебя, задевают и причиняют боль. Мамуля ненаглядная моя, ты мой первый учитель. С ...

Учитель:

Счастлив тот, кто с детства знает материнскую любовь. К сожалению, Б.Екимов не помнит свою маму. Может быть, поэтому он обращается к этому образу в рассказе «Говори, мама, говори…»

Учитель:

Что вы чувствовали, когда читали это маленькое по объему произведение?

Над чем задумались?

Учитель:

А сейчас, давайте определим, насколько хорошо вы помните содержание произведения. Проведем небольшую разминку. И здесь нам поможет прием Толстых и Тонких вопросов.(слайд № 3)

Учитель дает время подумать и составить вопросы. Ученики задают их друг другу.

Вопросы:

  1. Кто является главным героем рассказа?
  2. Вокруг какого события построен рассказ?
  3. Чем становится телефон для Катерины?
  4. Предположите, что было бы, если бы не было у Катерины мобильного телефона?
  5. Как часто дочь разговаривала с матерью?
  6. Что больше волнует дочь?
  7. Что значит «говорить конкретней» для матери и для дочери?
  8. Почему связь осуществлялась только через мобильник?
  9. О чем хотелось бы говорить Катерине с дочерью?
  10. Умеет ли слушать дочь, умеет ли слышать мать?
  11. Почему дочь не может забрать мать в город? В чем причина?
  12. Почему Катерине не хочется уезжать в город?
  13. Согласны ли вы, что трудно было жить на хуторе? Почему?
  14. Объясните, что значит «хутор разошелся, разъехался, вымер. Словно по швам разошелся.
  15. Как Катерина проводит день?
  16. Почему Катерина говорила сама с собой?
  17. Что заставило Катерину разговаривать с голосом из репродуктора?
  18. Вы согласны, что с матерью все в порядке?
  19. Почему автор называет утренние звонки урочными?
  20. Почему Катерина так испугалась дневного неурочного звонка?
  21. Как вы думаете, почему дочь позвонила второй раз, в обед?
  22. Чем отличаются телефонные разговоры в начале рассказа и в его финале?
  23. Предположите, что дочь представила себя на месте матери?

Учитель:

Какой мы видим главную героиню в рассказе?

Попробуйте составить ее портрет. (Бабка Катерина – маленькая, «иссохшая, горбатенькая от возраста, но еще проворная старушка». В рассказе упоминаются трое ее детей: дочь Мария, сыновья Коля и Володя. Когда – то семья была большая. Хозяйство держала немалое. Всю свою жизнь она трудилась в колхозе не покладая рук, детей хороших вырастила. Теперь живет одна. Дети разъехались давно. Дочь живет в городе в полутораста километрах от матери. Зимовать Катерина уезжает к дочери, но с большой неохотой).

Учитель:

А теперь я хотела бы обратить ваше внимание на экран. Перед вами появится галерея портретов А.Шилова

( слайды № 4 — 10 )

Как вы думаете, какой из портретов соответствует образу главной героини? (Каждая из них).

Свой ответ обоснуйте, пожалуйста.

Вы обратили внимание на наших портретах женщины определенного возраста. Какого? (пожилые, старые)

Как вы думаете, какая основная миссия женщины на Земле? (родить и воспитать ребенка).

Так что общего во всех работах, все эти женщины – кто? (матери, действительно, это портреты матерей знаменитых художников).

16 стр., 7577 слов

Писала ли письма настя катерине. по рассказу Паустовского «Телеграмма

... желтые осенние, а теперь истлевшие и черные листья. Настя, дочь Катерины Петровны и единственный , жила далеко, в Ленинграде. Последний ... не то что приехать, а даже написать настоящее письмо. Катерина Петровна осторожно перебирала пухлые бумажки. От старости она ... его в сумочку, не читая, – решила прочесть после работы. Письма Катерины Петровны вызывали у Насти вздох облегчения: раз мать пишет ...

В чем заключается основная задача художника, писателя при создании портрета? (показать не только внешность, но и внутренний мир, его психологическое состояние).

Глаза – это зеркало души, внутреннего состояние человека. Что передает выражение их глаз? (тревогу, одиночество, боль).

Какую информацию пытался донести до нас художник, изобразив своих героинь, сидящими у окна. (Они ждут).

Кого? (Скорее всего своих детей).

Зачем? (Им одиноко, они скучают).

Откуда появляется это чувство одиночества? (долго не звонят, не пишут, не разговаривают).

А дети понимают, что родителям одиноко? Так о какой проблеме автор говорит в рассказе.

Работа с цитатами.

Учитель:

Перед уроком я предложила отдельным ученикам индивидуальную работу. Ребята должны были подумать и выразить своё мнение относительно содержания следующих строк. Какие морально-философские суждения автора содержатся в них? (слайд № 11)

Составление синквейна. (

слайд № 12)

Каждый шаг озвучить, ученики молча пишут, потом попросить несколько человек зачитать вслух

Учитель:

Как бы вы сейчас составили синквейн “Мама”, характеризующий нашу героиню? Что бы изменили в его содержании? Что бы добавили? Выразите через синквейн свое отношение к ней.

1.Старая Катерина

2.Пожилая и одинокая

3. Ждет, скучает, любит

4.Мать всегда прощает и любит

5. Всепрощающая любовь

Учитель:

А как вы считаете, этот рассказ актуален?

Чему учит нас этот рассказ, о чем мы должны помнить всегда? (подвести к эпиграфу).

Не случайно высказывание М.Горького стало эпиграфом к нашему уроку. Но оно не закончено, продолжите его, пожалуйста. (слайд № 13)

Учитель:

Наш урок подходит к концу. Какие чувства вызвал у вас сегодняшний урок? Какие выводы вы сделали для себя?

Домашнее задание

  • (слайд № 14)

Предлагаю домашнее задание на выбор.

Написать сочинение – размышление на тему «В чем заключаются красота и величие моей мамы»

Написать письмо своей маме и попросить за все прощение.

Написать эссе на тему «Если б не было тебя…»

Учитель:

Я вас благодарю за хорошую работу на уроке, молодцы. Всем спасибо.

Приложение.

1.Презентция №1

2.Презентация № 2

3.Презентация № 3