Методическая разработка по литературе » ВЧ Рассказы А.П.Чехова «Злоумышленник», «Размазня». Домашнее «Мой любимый рассказ Чехова» (7 класс)

Учитель русского языка и литературы: А.В.Владимирова, Тема: ВЧ Рассказы А.П.Чехова «Злоумышленник», «Размазня»., Домашнее сочинение «Мой любимый рассказ Чехова» (7 класс)

Цель:

углубить представление о творческой манере Чехова, психологизме его рассказов;

  • показать мастерство писателя в раскрытии психологических персонажей;
  • развивать навыки анализа литературного текста;
  • [Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/po-rasskazam-chehova-klass/

— способствовать развитию абстрактного мышления, аналитических и творческих способностей обучающихся.

Методические приёмы:

Ход урока:

1 . Организационный момент.

2. Слово учителя.

— Сегодня мы проводим заключительный урок по творчеству Антона Павловича Чехова. На этом занятии я предлагаю вам познакомиться с ещё двумя удивительным рассказами писателя, на примере которых мы вновь убедимся в мастерстве чеховского юмора. Но сначала, давайте ещё раз вспомним всё, что мы узнали о писателе. Рассказ «Злоумышленник» вы должны были прочитать дома.

3. Беседа по тексту рассказа «Злоумышленник»

Над чем мы смеемся в рассказе?

  • Отчего нам грустно по прочтении рассказа?
  • Дополните текст репликами, которые прояснили бы ситуацию, сделали бы ее ясной и для Дениса, и для судьи.
  • Как вы думаете, почему образ Дениса представлен в рассказе зрительно: описан его портрет, названо имя, а образ следователя — без имени и портрета?
  • Как речь характеризует Дениса, следователя? Приведите примеры.
  • Прочитайте воспоминания Горького.
  • Почему Чехов говорит, что отпустил бы Дениса на месте судьи?

Можно ли Дениса назвать злоумышленником?

  • Какие чувства вызывает у Горького собеседник Чехова, молодой юрист? Как мы узнаем об этом?
  • А как вы думаете, что бы вы сделали на месте судьи?

4. Анализ текста.

1. Объясните значение слов:

латаные порты, знамо (конечно, естественно),

живец (маленькая рыбка для ловли более речной рыбы),

пестрядинная рубаха (рубаха из пестряди, грубой льняной или хлопчатобумажной ткани из разноцветных ниток, обычно домотканная),

выполозок (наружный покров насекомого, гусеницы — используется также для ловли рыбы),

5 стр., 2375 слов

Злоумышленник по рассказу Чехова 7 класс

... ее настоящие виновники. В этой небольшой статье мы сделали краткий анализ рассказа «Злоумышленник» Чехова, и надеемся, что он помог вам лучше ... «Размазня» А.П. Чехов «В аптеке» А. П. Чехов «Медведь» А. П. Чехов «Мальчики» А.П. Чехов «Налим» А.П. Чехов Главные герои Денис Григорьев – ... – подробнее. Да вот только не волнует это судью. Он приговаривает Григорьева к отбыванию длительного наказания на ...

учинить (сделать, совершить),

недоимка.

Обратите внимание на следующие формы выражений и обороты слов: седьмого числа сего июля (седьмого июля этого года); Иван Семенов Акинфов (отчество имело ту же форму, что и фамилия, современная форма; Иван Семенович Акинфов); Уложение о наказаниях (Закон о наказаниях).

5. Чтение вслух учителем рассказа «Размазня»

  • Название второго рассказа Чехова я вам не скажу, попробуйте догадаться сами.
  • Можно я вам его прочитаю? Вам нравится, когда читают вслух?

Чтение текста учителем до слов: «Договорились мы с вами по тридцати рублей в месяц» (включительно).

1).

Первая остановка.

Стадия осмысления.

  • Что нового узнали? Кто герои рассказа?
  • Какова ситуация?

лексическая работа

лексическая работа)

Как понимаете выражение «Вы такая церемонная»?

  • Как можете охарактеризовать автора повествования?
  • Что можно сказать о начале произведения?

(Стремительное быстрое начало, как особенность стиля А. П. Чехова)

Чтение текста до слов: «…- Мерси, — прошептала она.»

2).

Вторая остановка.

Стадия осмысления.

  • Как ведет себя хозяин, работодатель?
  • Как вы думаете, какова его цель?
  • Какую характеристику вы дадите рассказчику сейчас?
  • Какие чувства у вас вызывает Юлия Васильевна?
  • Давайте понаблюдаем, как ведёт себя хозяин и как реагирует на его слова и поступки гувернантка, заполнив следующую таблицу:

После работы учащихся таблица может выглядеть примерно так:

Чтение текста до слов: «Меня охватила злость» (включительно)

3. Третья остановка.

Стадия осмысления. (после прочтения выдержать паузу)

  • Вам спокойно?
  • Почему Юлия Васильевна готова покорно снести несправедливость?
  • Как вы думаете, почему автор повествования так разозлился? Что вывело его из себя?
  • Предположите причину его злости.

Примерные ответы учащихся:

  • Не хотел давать деньги.
  • Не был удовлетворен работой гувернантки.
  • Разозлила реакция Юлии Васильевны на его слова и поступки.

4. Чтение текста до конца

Стадия осмысления.

  • На ваш взгляд, как называется рассказ?

(лексическая работа)

  • Ожидали ли вы такую развязку?
  • Для чего хозяин преподал жестокий урок гувернантке?
  • Почему автор повествования извинился за вынужденную жестокость?
  • Подтвердилось ли ваше мнение о рассказчике?
  • Подтвердилась ли ваша версия о предмете повествования чеховского рассказа?

6. Стадия рефлексии.

  • Как бы вы ответили на вопрос «Разве можно на этом свете не быть зубастой?»
  • Современны ли темы, поднятые Чеховым, сегодня?
  • Принес ли пользу урок? Над чем заставил задуматься?
  • Какие качества нужно воспитать в себе, чтобы искоренить раба?

15. Вывод.

6 стр., 2700 слов

Связь фольклора с текстом «Слова о полку Игоревым»

... Цель : выявить связь фольклора с текстом «Слова о полку Игоревым». Задачи: Проанализировать статью В.П. Адриановой-Перетц ««Слово о полку Игореве» и русская народная поэзия»; Найти изобразительно-выразительные средства, относящиеся к народному творчеству. 1. Фольклор и «Слово о полку Игореве» Устное народное ...

Темы, поднятая в чеховском рассказе, актуальны и в наши дни. Совершая разные поступки, нужно думать не только о себе. Каждый из нас должен протестовать против любой несправедливости, отстаивать своё мнение и свои права, уважать себя. В любой жизненной ситуации вести себя достойно, без гордыни и самовлюбленности, оставаясь настоящими людьми.

Дом. задание