по литературе в 2015-2016 году

  • Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления)
  • При составлении тем сочинений осуществляется опора на следующие принципы: посильность, ясность и точность постановки проблемы
  • Важно отметить литературоцентричность итогового сочинения, обусловленную традициями российской школы, в которой чтению и изучению художественной литературы всегда отводилось важное место
  • Подходы к составлению тем

    Тематические направления итогового сочинения в выпускных классах на учебный год 2015/2016

    1.Время

    2.Дом

    3.Любовь

    4.Путь

    4. Год литературы

    [Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/po-literature/

    Концепты русской культуры,

    нравственно-философские, ценностные понятия

    Краткий комментарий к тематическим направлениям, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»

    «Время» – направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха

    Краткий комментарий к тематическим направлениям, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»

    «Дом» – направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего

    Краткий комментарий к тематическим направлениям, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»

    «Любовь» – направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах

    Краткий комментарий к тематическим направлениям, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»

    5 стр., 2430 слов

    Открытый урок «Человек, которым ты восхищаешься». Аудирование. ...

    ... чтению всех домочадцев. К тому же, я восхищаюсь маминой красотой, которую она тщательно поддерживает, занимаясь фитнессом и посещая еженедельно косметический салон. На работе и дома она всегда ... ней за мудрым советом в любой ситуации. Но, если на работе, она является опытным специалистом, то дома мама просто настоящий друг и прекрасная хозяйка. В нашем ...

    «Путь» – направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения

    Краткий комментарий к тематическим направлениям, подготовленный

    специалистами ФГБНУ «ФИПИ»

    «Год литературы» – направление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе

    Проверка сочинения

    • Проверяют сочинения (изложения) Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне
    • Результатом итогового сочинения или изложения может быть зачет или незачет. К сдаче ЕГЭ допустят только учеников, получивших зачет

    Критерии оценивания

    Сочинение оценивается по пяти критериям

    Критерии №1 и №2 являются основными

    Критерий №1 «Соответствие теме»

    Критерий №2 «Аргументация.

    Привлечение литературного материала»

    [Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/po-literature/

    Критерий №3 «Композиция»

    Критерий №4 «Качество речи»

    Критерий №5 «Грамотность»

    Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям №1 и №2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№3-№5)

    Критерий №1. Соответствие теме

    Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.)

    «Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»)

    Критерий №2. Аргументация

    Привлечение литературного материала

    [Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/po-literature/

    Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции

    Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы

    28 стр., 13553 слов

    Сочинение от лица литературного героя

    ... героя проявляется наиболее полно Раскрыть сущность явлений, событий, эпизодов Содержательность сочинения достигается, прежде всего: Глубоким анализом идейно-художественного своеобразия произведения Умением оперировать литературоведческими понятиями Использовать литературную ... Грибоедова «Горе от ума». Продолжите фрагмент сочинения, подобрав доказательства ... лиц, следует указать, кому они принадлежат. (

    «Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»)

    Критерий №3. Композиция

    Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему

    Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами

    «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»)

    Критерий №4. Качество речи

    Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения

    Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов

    «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»)

    Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

    «Незачет» ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов)

    Критерий №5. Грамотность

    Сохранность работ

    Как сообщает Минобрнауки, написанные школьниками сочинения сразу же будут сканироваться и размещаться в региональных и федеральной информационных системах обеспечения проведения ЕГЭ, доступ к которым будут иметь все вузы страны. Выпускнику при этом будет предоставлено право при подаче документов в приемные комиссии вузов самому решить, присовокуплять ли написанное сочинение к портфолио. В то же время вузы при объявлении условий приема должны будут указать, станут ли они учитывать выпускные сочинения

    Чем сердце успокоится…

    Программа «Мнение» эфир от 31.08.2015

    Большое количество тем для итоговых сочинений увеличивает возможности учеников и сокращает возможности создателей интернет-шпаргалок», — считает телеканала Наталия Солженицына — председатель Совета по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах. Она объявила темы сочинений нового учебного года. В программе «Мнение» (от 31 августа 2015 года) принял участие министр образования и науки Дмитрий Ливанов

    Д.В. Ливанов

    Н. Солженицына

    С.В. Волков