Этапы урока
Формы, методы, методические приемы
Средства ИКТ
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Форма контроля
Осуществляемые действия
Формулируемые умения
I.Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)
Фронтальная.
Словесный.
Слово учителя.
Приветствует учащихся.
— Давайте определим настрой на работу, свое настроение:
- Отличное
- Хорошее
- Не совсем готовы
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.
Познавательные – понимают познавательную задачу.
Регулятивные – планируют необходимые действия. Личностные – проявляют готовность к работе.
II. Актуализация и пробное учебное действие
Фронтальная.
Индивидуальная.
Словесный.
Беседа.
-Сегодня нам предстоит сложная, но увлекательная работа. Мы должны подготовиться к художественному сочинению-описанию натюрморта по картине П.П. Кончаловского. Отгадав мою загадку, вы поймете, чему будет посвящен урок и что изображено на картине художника.
Благоухает и манит,
Цветами нежными дарит,
Протянешь руку на плетень –
И в ней окажется … (сирень).
— Правильно. Сегодня на уроке мы будем учиться читать натюрморт «Сирень в корзине» П.П.Кончаловского, а итогом нашей работы будут ваши сочинения по данному произведению живописи.
— Обратите внимание на доску. (Чтение эпиграфа на доске)
В цветах есть все, что существует в природе, только в более утонченных и сложных формах, и в каждом цветке, а особенно в сирени или букете полевых цветов, надо разбираться, как в какой – нибудь лесной чаще.
П. П. Кончаловский.
Воспринимают на слух информацию.
Ученик рассказывает о натюрморте. Натюрморт- это особый жанр живописи, картины с изображением цветов , плодов, битой дичи, рыбы, различных предметов обихода.
Натюрморт в переводе с французского значит буквально « мертвая природа». Такое значение слово имеет не случайно, так как каждый предмет на картине художника живет своей жизнью, тихой, незаметной, неподвижной, но часто очень красивой, поэтичной. Искусствовед В. Порудоминский отмечал: «Мы привыкли к этому слову- натюрморт, но оно неправильное. Всякая вещь перестает быть мертвой, когда ею любуются глаза человека, когда ее касаются человеческие руки».
Впервые натюрморт появился в Голландии в начале 17 века. Это было время, когда голландцы после тяжелой борьбы с испанскими завоевателями получили независимость. После долгих и трудных лет войны люди острее и тоньше ощутили окружающий мир, красоту природы. Они любовались предметами, среди которых протекала их жизнь. Это было время рассвета голландского искусства, и особенно искусства натюрморта. Художники изображали самые скромные, обычные вещи, но своим мастерством они придавали им красоту и поэтичность. Любовно рисовали они посуду, ткани, складочки на тканях, прекрасные земные плоды и фрукты, вино,
поблескивающее в прозрачных бокалах. Но натюрморты рассказывают нам не только о вещах. Они говорят о жизни и быте их владельцев, об их привычках, а также о понимании красоты и об отношении к жизни авторов натюрмортов.
Сообщение ученика о художнике
Петр Петрович Кончаловский (1876 – 1956г.г.).
– один из выдающихся живописцев нашей страны, народный художник РСФСР, лауреат Государственной премии. Родился П.П. Кончаловский в семье известного книгоиздателя, выпустившего полные собрания сочинений М. Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина с иллюстрациями виднейших русских художников. В доме Кончаловских бывали В. А. Серов, В. И. Суриков, М. А. Врубель. Мальчик с детства был окружен атмосферой искусства. К. А. Коровин уговорил отца отпустить юношу за границу. Начинающий художник поселился в Париже и стал посещать академию Жюлена. Вернувшись в Россию, поступает в Петербургскую академию художеств, которую заканчивает в 1907 году.
Широко известны его картины новгородского цикла. Это произведения подлинно исторического жанра. В пейзажах, жанровых сценах, портретах возникает единый образ Руси.(«Рыбный рынок», «Новгород. Антоний Римлянин» и др )
За долгую творческую жизнь Кончаловский создал целую галерею образов выдающихся современников. Ему позировали С. Прокофьев, А. Толстой и др. Художник создал портреты великих русских поэтов – Пушкина и Лермонтова.
Картины П. П. Кончаловского поражают бурной радостью мировосприятия. Большое внимание он уделяет натюрморту. До конца его дней натюрморт останется любимым жанром, в котором художник сумел передать волновавшие его впечатления. Из ранних натюрмортов можно отметить «Сухие краски», «Зеленая рюмка». Но больше всего П. П. любил изображать цветы. Он писал цветы так, что, кажется, они сохраняют не только свежесть своих красок, но и свой естественный аромат. («Две розы и ягоды шиповника», «Маки», «Гвоздика» и др.) Особенно любил П. П. Кончаловский сирень. Ей он посвятил множество полотен. Одна из самых лучших картин, изображающей сирень (1933г.), находится в Москве, в Третьяковской галерее. Эти натюрморты пронизаны оптимизмом и восторгом перед неиссякаемой красотой природы. Знаменитые «Сирени» Кончаловского стали как бы символом его искусства.
Познавательные – выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.
Регулятивные – принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем. Коммуникативные- слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
Устные ответы. Задают вопросы для уточнения информации.
III.
Выявление места и причины затруднения.
Фронтальная.
Словесный, практический.
беседа,
— Рассмотрите внимательно натюрморт «Сирень».
Сумел ли художник показать, что сирень свежая, как будто ее срезали только что и принесли в комнату?
— Тщательно ли выписывает художник лепестки, листочки, веточки сирени?
— Создается впечатление, что букет не помещается в рамках картины, будто ему мало места. Как художник это передал?
Сумел. Она не поникла, листочки свежие, не увяли, искрятся. В центре букета высокая ветка темно красной сирени. Под ней небольшие ветки белой и розоватой сирени. Справа кисти сирени крупные, пышные, свисают от тяжести почти до самого стола. Темно-красные, бледно-сиреневые, белые гроздья.
Нет, главная идея – показать краски, их насыщенность.
Букет находится на ближнем плане, нет линии горизонта. Ощущение – можно потрогать руками, прикоснуться, почувствовать запах.
Личностные — имеют желание осознать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.
Познавательные – устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.
Регулятивные – осознают недостаточность своих знаний.
Коммуникативные – задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.
Устные ответы.
Физкультминутка
Коллективная.
Практическая
Раз — подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Будто пух в руках, не гири!
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
Выполняют элементарные физические упражнения
Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня.
Выполняют физические упражнения.
IV. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
Фронтальная.
Индивидуальная.
Словесный.
Беседа.
— Какого цвета, каких оттенков эта пышная, великолепная сирень?
— Опишите ветки сирени, расположенные в центре букета
— Какого цвета грозди сирени, которые художник написал рядом с белой веткой?
— Какого цвета сирень в нижней части букета?
— Опишите сирень, которая украшает верхнюю часть букета.
— Какие определения уместно использовать, чтобы описать величину цветов, веток сирени?
— Подберите синонимы к слову «ароматный».
-Какими прилагательными можно описать сирень и выразить свое отношение к изображаемому?
— Все ли листья одинаково освещены?
— Какие художественно – выразительные средства вы будете использовать при описании сирени?
— На каком фоне изображена сирень?
— Почему художник выбрал такой фон?
На картине мы видим сирень разных оттенков и цветов: лиловую, темно-красную, белую, розоватую….
Большая ветка белой жемчужной сирени.
Бледно-розового, лилового.
Фиолетовая с серебристым оттенком и рядом с ней – розоватая ветка.
Темно – красные грозди сирени. Они как веер, а между ними виднеются белые, голубоватые и фиолетовые ветки.
Душистый, пахучий, благоуханный.
Сирень на картине изумительная, чудная, несравненная, восхитительная, чудесная, дивная, бесподобная, великолепная, роскошная, прекрасная, превосходная, замечательная.
Нет, и выглядят они по-разному. Вверху и внизу слева листья темно-зеленые, в середине букета, внизу – зеленые; вверху – салатовые; справа – светло-зеленые с золотистым оттенком.
Сравнения, эпитеты, метафоры.
Темно-зеленый с серо-коричневым и желтоватым оттенками.
Сирень изображена на темном столе у стены с коричневым и желтоватым оттенком. На таком фоне хорошо выделяются яркие цвета сирени.
Личностные – осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Познавательные – извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.
Регулятивные – планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану.
Коммуникативные — строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Устные ответы. Задают вопросы для уточнения информации.
V. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта
Фронтальная,
Индивидуальная.
Словесный. Беседа.
Письмо.
— Давайте обсудим вопросы, которые помогут нам составить развернутый план сочинения.
1. Какое настроение вызывает картина?
2. Нравится ли вам этот натюрморт?
3. Как вы думаете, почему картина вызывает у нас радостное, веселое настроение?
4. Удалось ли художнику передать красоту букета сирени?
5. Какой цвет является основным в картине? Почему?
6. С помощью каких красок художник создает впечатление свежего сюжета?
7. Какого цвета сирень на картине? Почему?
8. Как построена картина?
9. Что показал художник на переднем плане?
10. Что изображено на заднем?
План-образец:
- П.П. Кончаловский – признанный мастер натюрморта, знаток сирени.
- Прекрасный букет сирени: цвет, гроздья, листья.
- Корзина. Фон натюрморта.
- Впечатление от натюрморта.
Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками составляют план работы над сочинением.
.
Познавательные – читают и слушают, извлекают нужную информацию.
Регулятивные – контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; планируют свои действия для учебной задачи
Коммуникативные –ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии; умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.
Задают вопросы для уточнения информации.
VI. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
Индивидуальная.
Словесный. Письмо.
-Для того чтобы сочинение получилось образным, чтобы его интересно было читать другим, продумайте сначала, что бы вы хотели написать, проговорите про себя предложение целиком и только потом записывайте.
Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
Познавательные – выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.
Устные ответы
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Индивидуальная
Словесный. Письмо.
Организует и сопровождает деятельность детей по подготовке и написанию сочинения, контролирует правильность выполнения задания.
Озаглавливают рассказ в соответствии с темой и основной мыслью сочинения; работают над предупреждением ошибок с помощью словарей и справочников, пишут сочинение.
Личностные- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.
Познавательные – самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации.
Регулятивные – самостоятельно планируют необходимые действия, операции, работают по плану.
Коммуникативные- формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
Письменная работа
VII. Включение в систему знаний и повторение.
IX. Домашнее задание
Индивидуальная .
Словесный. Чтение.
Индивидуальная. Письмо.
Учитель просит учеников ответить на ряд вопросов, связанных с написанием сочинения.
- В каком стиле должно быть написано сочинение?
- Могут ли в тексте присутствовать большие фрагменты, различающиеся по стилевой окраске?
- Каким должно быть название рассказа? Какую мысль следует высказывать в названии?
- Каким образом должен составляться план сочинения? Что он должен включать в себя? Из скольких пунктов состоять?
- Какие пункты может включать в себя описание пейзажа?
Написать сочинение-описание «Сирень» по картине П.П. Кончаловского.
Отвечают на вопросы.
Записывают домашнее задание.
Личностные – понимают, в чем значение знаний для человека.
Познавательные – приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Оценивание работы учащихся на уроке
X. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Индивидуальная.
Словесный. Беседа
— Что нового узнали на уроке?
— Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?
— Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?
— Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет- карточку с грустным лицом.
Отвечают на вопросы.
Личностные – приобретают мотивацию процесса образования; стремятся к приобретению новых знаний и умений.
Регулятивные – оценивают свою работу.
Коммуникативные – строят небольшие монологические высказывания.
Листы обратной связи