Томирис — имя, которое наверняка известно человеку, даже не увлекающемуся историей. Не так много женщин-воительниц существовало на этой земле, чтобы не знать их имена. А Томирис, беспорно, была не только умным и смелым стратегом — обладая вполне мужским характером, жестким и волевым, она в то же время была абсолютной женщиной, красивой и страстной, познавшей и сладость, и горечь любви, и радость материнства.
Муканова-Хуршудян Дана.Томирис
Как это было?
Томирис (приблизительно 570—520 гг. до н. э.) — царица саков-массагетов, рассказ о войне с которой персидского царя Кира приводит Геродот («История» I 205—214).
Томирис являлась потомком вождя скифов Ишпакая. Правнучка Мадия, внучка или дочь легендарного царя Сыпыра (Спаргапис).
Примерно в 530—529 гг. до н. э. царь Мидии — Кир, покорив множество стран и получив титул «властитель Азии», отправился в поход на Великую степь. Наступление начал с Сырдарьи, примерно между Туркестаном и Отраром. Саками в то время правила вдова их царя — Томирис. Мужем Томирис являлся принц тиграхаудов Рустам, который тоже погиб в бою от рук Кира. Кир отправил посла к царице с предложением выйти за него замуж и объединить два народа в одно государство без всякого боя. На что сакская царица гордо ответила отказом.
Первый бой завершился победой саков, которых возглавил сын Томирис — Спаргапис. По сакским обычаям, победа всегда обмывалась, воспользовавшись этим, персы подкинули ночью сакским войскам сильное вино, в результате чего сакские воины оказались опьянёнными. Этим воспользовался Кир, захватив в плен одну третью часть войска саков и сына царицы — Спаргаписа. В плену он покончил с собой. Так же героически погиб при этой битве легендарный богатырь Рустам, сын царя тиграхаудов Кавад, муж царицы Томирис.
В решающей битве участвовали и женщины, девушки-саки, которые бросились с самой царицей в битву в последний решающий момент. Этот бой Геродот назвал «самым жестоким и великим». Кровавый бой завершился победой саков, где персы не ожидали увидеть на поле сражения мужественных женщин.
Валерий Юрьев . Томирис
Рассуждение 1223-1242. Битва на реке Калке, Невская битва, «Ледовое ...
... Владимирского, Ростовского, Ярославского, Углического и Юрьевского княжеств. Во время самой битвы погиб Великий владимирский князь Юрий Всеволодич. В марте 1238 года ... Переяславское, Черниговское, Киевское и Галицко-Волынское княжества. В 1241-1242 годах Батый вернулся обратно в низовья Дона и Волги, ... обратились за помощью к русским князям. Весной 1223 года на княжеском съезде в Киеве было решено ...
По Геродоту, все персы погибли на поле боя, среди них был и Кир. Это было сильным ударом для Персии, военный авторитет государства среди соседей упал. Больше не стало великого «властителя Азии». Так было окончательно разбито войско «властителя Азии» Кира сакской царевной Томирис. Впоследствии преемником Кира стал Гаумата (или Лжебардия), выдавший себя за Бардию (греч. Смердиса) — младшего брата Камбиса, но его вскоре сменил копьеносец Дарий, избранный заговорщиками убивщими Гаумата.
Победа была достигнута за счет потери большой части населения саков из родов массагетов, тиграхаудов и хаомаваргов. Отрубив голову Кира и наполнив кожаный мешок его кровью вместе с кровью двух предателей, Томирис при всех воскликнула: «Ты хотел крови, так пей ее до дна!» — и бросила его голову в этот мешок.
Pieter Pauwel Rubens» Thomyris, Queen of the Scythians & the Head of Cyrus » ( 1620 — 25 )
Томирис была гибким стратегом, пользовалась большим авторитетом среди населения, о чем можно судить по тому, что после её смерти сакское государство управлялось не одним, а тремя правителями. Среди народа существует много легенд о героизме сакской царицы Томирис. В Казахстане очень популярно имя Томирис.
Как это было на самом деле?
Имя царицы Томирис стало легендой. Но какой? Жестокой и кровавой легендой, в которой царица массагетов предстает перед нами грозной воительницей. В которой она, правительница, разгадывает замыслы царя персов Кира и жестоко, публично расправляется с ним.
Об этом пишут сухие учебники истории. Об этом знают простые люди, если спросить их: «А что вызывает в вашей памяти это имя — Томирис?»
Мало того — даже художественные экранизации, многие балетные постановки знаменитых событий прошлого не говорят правды, все они только лишь построены на единственном историческом эпизоде, самом «популярном» из насыщенной не менее удивительными событиями жизни Томирис.Вы знаете этот эпизод. Вот он, вкратце:
В очередном удачном сражении персидский царь Кир нанес сокрушительное поражение сакским племенам. Поверженное племя потеряло своего вождя, Рустама, которого они, по преданию, называли «Белым Вождем». На трон саков садится Томирис.
Портрет Кира II Великого. Современная реконструкция на основе изображения на рельефе в Пасаргадах, по мнению ряда историков носящего портретные черты Кира.
Царя Кира поражает рассказ о царице, вдове Томирис… Женщине, о чьей красоте ходила молва, соединившей в себе силу и женственность, мудрость и верность, любимице всего народа саков. И Кир, поняв, что это необыкновенная женщина, посылает богатые дары — как будто прося руки Томирис, и корону — знак того, что предлагает разделить с ним царствование, на самом деле имея намерение легко захватить ее землю. Но Томирис угадывает за подарками хитрый замысел и отвечает так: «Тебе нужна моя земля, но не я. У тебя достаточно без меня красивых наложниц».
И после этого он со своим многотысячным войском вторгся на ее землю — прикаспийские степи Средней Азии. Несколько дней Кир шел по чужой земле, не встречая ни одного противника. Тогда он остановился, раскинул в степи шатры, разбил лагерь и оставил в нем часть своего войска — старых, слабых и больных. В шатрах он накрыл столы яствами и винами…А сам с основным войском скрылся невдалеке. Войско Томирис напало на лагерь и перебило больных и слабых воинов Кира. И, празднуя легкую победу, саки воздали должное столам в шатрах. Кир напал на них, пьяных, и легко перебил войско.
Реферат культура саков
... – оружие, предметы домашнего обихода и всевозможные украшения характеризуют уровень материальной культуры саков –массагетов. Среди находок особый интерес вызывают рельефные изображения животных на золотых бляшках и ... на земляном возвышении (лежанке) находились остатки двух скелетов, ориентированных головой на запад. Среди костей собрано несколько десятков мелких золотых бляшек и обрывков листового ...
Томирис была в страшном гневе, узнав от послов Кира, как он разделался с ее воинами. Через своих послов она передала Киру: «Кровожадный Кир, не кичись своим подвигом! Ты коварностью одолел моего сына, а не силой оружия в честном бою. Послушай меня: уходи из моей земли. Если не сделаешь так, клянусь тебе Богом Солнца — я, действительно, напою тебя кровью, как бы ненасытен ты ни был!»
И скоро состоялась жестокая и страшная битва, какой не помнил даже сам Кир! Лишь к вечеру стало видно преимущество массагетов (саков), и персы были разбиты. Мертвый царь Кир был обезглавлен, а его голову Томирис ритуально бросила при всем народе саков в бурдюк с кровью со словами: «Ты жаждал крови? Так пей, пей досыта!» Вся легенда. Но это неверно!
Царица Томирис перед головой Кира, Питер Пауль Рубенс
Все представлено так, что… явной ошибки в датах и последовательности событий как бы и нет, а в целом, многократное изложение этой истории оставляет просто извращенное представление о Томирис.
Какая-то ошибка в дате, по большому счету, даже не самое страшное… Страшнее, что личность человека утеряна, почти изолгана! История ведь не только из фактов состоит, она должна, в первую очередь, показывать жизни, судьбы людей, удивительных характеров прошлого.
Но… попробуем хотя бы немножко разорвать холст картины, на которую смотрят современники, полагая, что это они видят царицу Томирис. Разорвать лживый портрет так, чтобы хотя бы немножко проглянула из-за него настоящая, истинная Томирис. Ведь лгут даже ее портреты! Вы видели эти изображения. Пусть это будет…
Ложь первая
На них с царственной осанкой, величественная женщина — да, это верно. Статная, как говорят, «в теле», даже полная по современным меркам… А вот это совершенно не так. Томирис с детства была маленькой, ловкой, быстрой. И взрослая она всегда была довольно худенькой, тонкой, стройной! Цитата из романа Б. Джандарбекова: «…а всадница была действительно хороша! Тонкую, гибкую талию стягивал широкий кожаный пояс…»
Ложь вторая
«Копна иссиня — черных волос…» Кто знает, что Томирис была блондинкой? Да-да, настоящей, «золотой» блондинкой! «Из-под шлема выбивались распущенные волосы, и трудно было решить, чей блеск ярче — бронзового шлема или золотой россыпи волос…» Ни одного темного волоска не было на ее голове! Её любимый конь — да. Был цвета воронова крыла… царица же была блондинкой! Вот это неточность! Маленькая такая неточность…
Ложь третья
«Мужественная, сильная, она в рукопашной схватке с мужчиной одерживала верх…» Никогда Томирис этого не делала. Она прекрасно понимала, что проиграет в любой такой схватке (сегодня это обычно называется «весовой категорией»).
Русская фантастика (И. А. Ефремов и Кир Булычев)
... исторических наук, лауреат ряда литературных премий, Кир Булычев живет и трудится в Москве. В недавнем прошлом вышло полное собрание сочинений писателя и ученого, в него вошли ... сценарист Игорь Всеволодович Можейко — Кир Булычев (псевдоним Кир Булычев образован путем совмещения имени жены и девичьей фамилии матери). Как ученый Кир Булычев известен своими исследованиями по истории и культуре Юго- ...
Но она превосходно владела мечом. И только так — на мечах вступала в бои с воинами — их грубую силу побеждала ее ловкость. Обучал Томирис ее отец, с малых лет, который был ей и матерью тоже — настоящая мать умерла, когда царица была младенцем.
Эпизод из романа: «Детство ее прошло под звон мечей. Сколько раз ей приходилось спасаться от погони на бешено скачущем коне, прижимаясь хрупким тельцем к отцу и слушая гулкие удары его сердца! Пятилетней девочкой она влезала на самую необъезженную лошадь и, вцепившись, как клещ, в гриву, мчалась на безумном коне по степи. В шесть лет взяла в руки тяжелый акинак (короткий меч саков, персов — прим. ред.).
Отец шутя схватился с ней на клинках, но тут же, отбросив меч, с хохотом повалился на кошму. Слишком комично выглядело на крохотном личике свирепое выражение — нахмуренные бровки и сверкающие яростью глазенки. Он изнемогал, а Томирис стояла в растерянности, гнев сменился обидой, из глаз потекли слезы… А через четыре года ему пришлось уже всерьез отбиваться от лихих наскоков дочери».
Ложь четвертая, самая главная ложь
Она связана с легендарным эпизодом, когда Томирис бросает голову Кира в мешок с кровью, громко, чтобы все слышали, говоря ему «Пей досыта!» Этому эпизоду предшествует огромная интрига, которая заплелась вокруг Томирис. Попробуем кратко, только лишь «расставить акценты» так, чтобы стал действительно понятным читателю кровавый эпизод с головой царя персов.
Мужем Томирис был Рустам, могучий богатырь, знаменитый огромной силой, «…огромный, на вид медлительный и даже неповоротливый, он преображался в состязаниях. Шутя, бросал на лопатки сильнейших массагетских богатырей». Но Томирис все же до последнего сомневалась в своем выборе… «…Ее покорили его невероятная сила, исполинский рост, но словно вырубленное из камня лицо с упрямыми скулами, резкая и глубокая черта между густых бровей, диковатый взгляд жгуче-черных глаз отпугивали ее…» Но однажды она увидела, как Рустам улыбается — по-детски и открыто… и Томирис решилась. Следом за свадьбой — угас отец Томирис, который был ей и матерью, и другом, и подругой, и наставником…
«Одна…» — пронзило грудь Томирис… Рустам не смог возместить ей утрату. Томирис с каждым днем охладевала к нему — слишком разными были они. «Рожденный для битв, этот бог войны в обыденной жизни превращался в простого смертного…» И жил так, как энергичная и трудолюбивая Томирис не могла и не хотела: «Рустам любил пирушки, на которых под восторженный рев дружков-бражников съедал в один присест упитанного барашка, запивая его бесчисленными бурдюками кумыса или бузы… Досуг проводил на охоте…»
Это и своенравное поведение Рустама в делах, связанных с властью, в конце концов привело к совершенному отчуждению супругов: «Оборвалась последняя нить. Рустам стал чужим для Томирис…»
И как-то… «Томирис провела бессонную ночь. На рассвете вышла из юрты, легко прыгнула на коня, поводья которого держал жгуче красивый молодой телохранитель. „Кажется, его зовут Бахтияр…» — подумала царица. И позже между ними разгорелась любовь, такая, на которую способна лишь женщина сильная, страстная, пылкая, не боявшаяся почти ничего на свете.Но… это Томирис — любила ТАК. Бахтияр обожал и боготворил ее вначале, а позже… может быть, даже любя ее, но какой-то понятной ему одному любовью… он предал Томирис. Предал жестоко, случился сговор между верхушкой племен, Бахтияра властители просто использовали, как инструмент, как мужчину, на поводу у которого пойдет влюбленная Томирис. Бахтияра так хитро взяли в оборот, что у него, собственно, и выбора-то не было. Но не было и духа, чтобы признаться Томирис во всем.
Сказка о царе Салтане
... вам, господа, По морю по Окияну К славному царю Салтану; От меня ему поклон". Гости в путь, а ... царь-отец. Все пустились во дворец. Царь недолго собирался: В тот же вечер обвенчался. Царь Салтан за пир честной Сел с царицей ... Воду с шумом расплескала И обрызгала его С головы до ног всего. Тут он в точку ... быть может, люди врут". Князю лебедь отвечает: "Свет о белке правду бает; Это чудо знаю я; Полно, ...
Узнала она о предательстве от воина Фарнака, который, чтобы рассказать царице об этом, окровавленный, полз много дней к её шатру по степи, усеянной телами после битвы с Киром. Прошептал ей весть о предательстве и умер.
Уничтоженная этой вестью, Томирис безвольно сидела в шатре… она понимала, все понимала… и сердце ныло — прости, прости… „Но как? Царица массагетов! Не ты ли билась за единство племен? Сколько людей погибло за тебя!» И она вышла к начальнику охраны.„Поставь у шатра надежных людей. Как крикну „Предатель!», врывайтесь и хватайте человека, который будет со мной».
И с невидящими, полными слёз глазами побрела обратно в шатер. Тяжело переступила порог, опустилась на тахту и окаменела. Вздрогнула же, услышав знакомый топот коня — как не узнать! Ведь это её любимый вороной конь, быстрый как ветер и подаренный ему, Бахтияру.Бахтияр ворвался шумный, радостный, в руках он держал отрубленную голову.
- Любовь моя! Вот он, твой враг! Повелитель вселенной — побежденный моей повелительницей, моей Томирис!
Отбросив голову, раскинув руки, направился к ней. Большие черные глаза в густых ресницах, сверкали, иссиня-черные волосы волнами, по последней моде, спадали на плечи… Томирис рванулась к нему, со стоном прильнула и застыла. Бахтияр нежно гладил ей плечи… Но Томирис… пришла в себя и отпрянула, сильно, со стоном оттолкнула от себя и крикнула, срываясь: „Предатель!» В шатер, не мешкая, ворвалась охрана, воины скрутили Бахтияра.Царица стояла прямая и строгая, жадно вглядываясь в его лицо, словно запоминая навсегда каждую черточку. Она видела недоумение, затем испуг, а следом — смертельную бледность, залившую любимое лицо…
- Что прикажешь с ним делать, царица? — вполголоса спросил начальник охраны Фархад. Томирис откашлялась. Боялась, что будет дрожать голос:
— Отрубите ему голову, — голос звучал ровно —. И слейте кровь в кожаный мешок, ни пролив ни капли. Слышите? Ни капли! — голос царицы зазвучал угрозой. — Тем двум.. Кабусу и Хусрау, тоже отрубите… Пусть кровь трех предателей смешается. Иди! Постой… найди мне останки Рустама… а теперь иди!
Когда воины с пленником ушли, силы покинули Томирис, она упала ничком и безудержно зарыдала. Вошла Содиа, присела на корточки и начала молча гладить голову царицы. Вдруг у нее перехватило дыхание — золотистую копну волос пронизывали пряди предательского серебра».И только после этого случился легендарный эпизод на кургане.
Храм царицы Хатшепсут
... было тщательно уничтожены все его имена, так и не была закончена. царица хатшепсут заупокойный храм После смерти Хатшепсут египетский престол вновь вернулся к Тутмосу III. Стоит ли говорить, ... изображениями гигантской кобры, хвост которой поднимался вверх по верхней части перил. Над головой змеи, олицетворявшей покровительницу Нижнего Египта - богиню Уаджет, расположено изображение Хора Бехдетского, ...
Но… совсем не с чувством собственного превосходства над Киром сделала это Томирис. Совсем не с удовлетворением, совсем не теша себя победой над ним… Тихо вот что сказала она голове Кира: «Ты был грозным врагом, поистине, повелителем мира. Я отдам тебе, достойному противнику, самое дорогое — кровь любимого».
Queen Tomyris Receiving the Head of Cyrus, King of Persia.1670-72
И только после этого она сделала следующее: «И, подняв высоко голову Кира, Томирис взяла в руки кожаный мешок.
- Массагеты! — крикнула она всему массагетскому войску, выстроившемуся вокруг высокого кургана. — Ваша царица держит свое слово! Ты жаждал крови, царь персов, так пей теперь досыта!
И Томирис опустила голову Кира в кожаный мешок».
И в тоже время…
«И по сей день рассказывают легенды о Томирис, однако при вскрытии захоронения Кира обнаружили, что его голова на месте» (Булат Джандарбеков. «Томирис», Жалын, 1989 г.)
Tomyris Plunges the Head of the Dead Cyrus Into a Vessel of Blood by Alexander Zick.Томирис погружает голову мёртвого Кира в сосуд с кровью
Жизнь знаменитых людей древности, вызывавшая у современников чувство страха, ужаса или удивления, нередко бывает изукрашена баснословными рассказами – мифами, легендами или сагами.Так, между прочим, вся славная жизнь персидского царя Кира старшего, из династии Ахеменидов, от самого рождения до трагической смерти, предается его биографами облеченною в чарующие сказания.
Обреченный смерти в первый день жизни, вследствие странного сновидения, виденного его дедом, лидийским царем Астиагом, Кир чудесным образом остается в живых, возвращается затем ко двору Астиага, которого впоследствии свергает с престола и разрушает его могущественное царство, основывая на его месте новое, еще более могущественное персидское государство.
Оно простиралось от восточных берегов Средиземного моря до Инда, чрез всю западную Азию, и далеко превосходило по обширности и могуществу все прежние, до того существовавшие, государства, обнимая наряду с культурными народами того времени дикие орды кочевников.
Создать такое государство, объединить в одно целое столь различные части, в состав его входившие, представлялось уму древних чем-то сверхъестественным, исполинским, недоступным простому человеку; почему события жизни этого персидского царя носят на себе характер чудесного и, начиная с Геродота, все позднейшие историографы древности, Ксенофонт, избравший в своей Киропедии Кира предметом поучительного романа, Ктезий, Николай дамасский и др. перемешивают действительность с басней, описывая историю царствования Кира.
Неоспоримо только то, что Кир был человеком необычайным, стоявшим выше всех своих современников, честолюбивым и тщеславным, одаренным страстью завоевания, которую он соединял с громадною энергиею и большими государственными талантами. Достигнув неожиданной высоты могущества, жертвуя для достижения своих планов и целей тысячами человеческих жизней, Кир внезапно испытывает перемену до того благотворившей ему судьбы, терпит неудачу, поражение и находит сам внезапную смерть.
» я сарматский воин»
... неуверенно[18] причисляя самих массагетов к тем же скифам[19][20]. Так же Геродот сообщал, что язык у «савроматов» скифский, «но говорят на нём издавна с ошибками» ... III веке до н. э. дружественные отношения сменились враждой и военным наступлением сарматов на Скифию. Агрессивная воинственность молодых сарматских союзов совпала по времени с ослаблением Скифского ...
Впрочем, Ктезий, придворный врач персидского царя Артаксеркса Мнемона, написавший историю персов до 399 го. до Р. Хр., передает что Кир был ранен в войне с дербиками и умер от раны на третий день. Тело Кира было погребено в Пассаргадах. Александр Великий посетил гробницу, от которой еще и теперь, в развалинах Кала-и-Дара, близь города Дарабшерд, заметны кой-какие остатки.
vikapavlenko.blogspot.com
Описание царицы Томирис — Неботан.com
Томирис, царица массагетов – потомок скифского вождя Ишпакая, правнучка Мидия или внучка или дочка легендарного царя Сыпыра (Спаргапис).Томирис победила и убила царя Кира Старшего в отместку за его нападение на массагетов, в котором, благодаря хитрости царя, пало множество народа, в том числе и сын Томирис.Царица ТомирисИстория гласит, что в 530-529 гг. до н.э. Кир, царь Мидии, получив титул «властителя Азии», предпринял поход на Великую степь. Свое наступление он начал с района Сырдарьи, что между Отраром и Туркестаном. В те времена Томирис правила саками, заменяя своего усопшего мужа. Кир предложил царице стать его женой, объединив, тем самым свои народы в единое государство. Томирис отказала ему. Первая битва завершилась победой саков под командованием сына Томирис – Спаргаписа. Согласно сакским обычаям, победа сопровождалась трапезой с обильным возлиянием. Персы подсунули сакам крепкое вино, и пока они пребывали в опьянении, забрали в плен треть всего войска, а также Спаргаписа.
В решающей битве бились девушки и женщины-саки. Это был «самый жестокий и великий бой», который завершился победой саков. Персы не ожидали, что женщины могут биться настолько отважно и мужественно. Царь Кир скончался на поле боя – оставшись без правителя, персы были сломлены таким ударом судьбы. «Властителя Азии» не стало.
Победа досталась сакам потерей огромной части населения. Погиб и сын Томирис. Она собственноручно отрезала голову Кира и кинула ее в лужу крови со словами «Ты хотел крови – так пей!». К этому мы еще вернемся, чтобы рассказать поподробнее.
Царица ТомирисРубенс. Царица Томирис и голова Кира
Томирис была гибким стратегом, народ уважал ее, а после ее смерти сакским государством управляли три хана.
Томирис с детства была знакома со звоном оружия и военными действиями. Бесчисленное количество раз ей приходилось спасаться от погони вместе с отцом. Верховой ездой будущая царица увлекалась с пяти лет, выбирая себе самых строптивых лошадей. В шесть лет она уже пробовала управляться с акинаком – коротким мечом. Ее мать умерла, когда Томирис была еще младенцем, и отец заменил ей ее.
Томирис вышла замуж за Рустама, который славился своей могучей силой. Перед свадьбой она долго сомневалась – уж слишком разными они были. Однако, увидев однажды улыбку Рустама, она решилась. Вскоре после свадьбы умер отец Томирис – ее отец, мать, наставник и друг.
После потери отца Томирис ощутила свое одиночество – муж проводил досуг на пирушках и охоте. Супруги все больше отдалялись. У Томирис завязался роман с телохранителем Бахтияром. Но, несмотря на то, что Томирис сильно любила Бахтияра, он предал ее.
История сакских племен Казахстана
... быстрыми конями». Древнегреческие и латинские источники называли саков скифами, упоминали имена племен: массагеты – в междуречье Сырдарьи и Амударьи, савроматы (позднее ... земного процветания. От его физической мощи и духовной энергии зависело благосостояние народа. Он был ... золотые рудники. 2. Политическая история, общественный строй сакских племен применение железа и верховой лошади привело к ...
Царица Томирис
Оцени ответ
nebotan.com
маленькое сочинение по картине А.Дузельханова Томирис, биология
влад1005
30 янв. 2017 г., 8:40:27 (год назад)
«Томирис… Женщина, о чьей красоте ходила молва, соединившая в себе силу и женственность, мудрость и верность, любимица всего народа саков. Это необыкновенная женщина…» -Булат Джандарбеков. Героиня этой легенды поразила своим жестоким и волевым характером: «Томирис была в страшном гневе, узнав от послов Кира, как он разделался с ее воинами.. . «Ваша царица держит свое слово! Ты жаждал крови, царь персов, так пей теперь досыта! » — и Томирис опустила голову Кира в кожаный мешок» . Томирис, бесспорно, была не только умным и смелым стратегом — обладая вполне мужским характером, жестким и волевым, она в то же время была абсолютной женщиной, красивой и страстной, познавшей и сладость, и горечь любви, и радость материнства. О ней Булатом Джандарбековым написан роман «Томирис» , а Дузельханов Агымсалы Дузельханович создает уникальную картину «Томирис» . Всадница на коне. На переднем плане картины мы видим необыкновенную всадницу. Героиня красивая, изящная. Богатая, украшенная причудливыми узорами, отороченная золотом одежда говорит о высоком положении всадницы. Тонкая, гибкая талия стянута широким кожаным поясом. Слева на поясе подвешен затейливой работы боевой меч. В правой руке Томирис крепко держит скипетр, сделанный из золота. Конусообразный женский головной убор украшен драгоценными камнями. Большие черные глаза в густых ресницах устремлены вдаль, на воинов. Томирис величественно, царственно восседает на боевом коне. И вся она словно излучает солнечное сияние. Так и хочется назвать ее лучезарной. Вороной конь под ней блестит, как отполированный агат. Гордо переступает ногами, позванивает бронзовыми подвесками, косит глазом, словно приглашает полюбоваться всадницей.Место действия.Над головой Томирис и преданными ей воинами распростерлось голубое безоблачное небо. Горячий песок желтыми волнами ложится под ноги движущемуся войску. Палящее солнце раскалило воздух, наполнило его зноем. Кругом ни деревца, ни живой травинки. Только легкий ветерок перекатывает с места на место перекати-поле да наметает новые барханы из песка. Над воинами нависла сизая дымка, напоминающая пустынный мираж. Бескрайнее песчаное пространство на горизонте соединяется с небом. И от этого все происходящее на картине кажется еще значительнее и величественнее.Воины.Длинной вереницей проходит мимо Томирис бесчисленное войско. Оно настолько многочисленно, что, кажется, как будто бы из-под земли вырастают все новые и новые воины. Воины дисциплинированные и хорошо защищенные доспехами. В правой руке они держат деревянный, обтянутый кожей щит, на котором изображен символ массагетов – барс. В левой руке сильные, мужественные воины крепко удерживают тяжелые копья с железными наконечниками. Справа на поясе расположен лук с большим количеством стрел и короткий меч (акинак) . Голова воинов защищена бронзовым шлемом. Лица решительные, серьезные. Воины стойко, уверенно шагают вперед, готовы вынести любые трудности боевого похода, чтобы одержать победу над противником.
biologia.neznaka.ru
«История» Геродота как исторический источник по изучению истории ...
... 1427 г. из Константинополя. «История» Геродота как исторический источник и как литературное произведение. При суждении о том, насколько можно доверять сообщениям Геродота, надо рассматривать отдельно два ... (и названия книг по именам Муз) имеет более позднее происхождение и часто представляется механическим, поскольку разрывает единые отрывки текста. Основной идеей сочинения Геродота является ...
Томирис — Википедия
Томирис (греч. Τόμυρίς, др.-перс. Tahm-Rayiš[1], приблизительно 570—520 годы до н. э.) — царица[2][3][4] (др.-греч. βασίλεια) массагетов, по мнению исследователей, скифского кочевого скотоводческого народа.
История[ | ]
По мнению одних исследователей, имена царицы Томирис (др.-греч. Τομύρι) и её сына Спаргаписа (др.-греч. Σπαργαπίσης) имеют персидское происхождение, по мнению других имя сына царицы Томирис напоминает имя скифского царя Спаргаписа (Некоторые считают его отцом Томирис).
Сходство имён можно объяснить родством между ираноязычными племенами (европейских) скифов и массагетов.[5][6].
Самое раннее описание массагетов, их царицы Томирис и её победы над персидским царем Киром II Великим, после попытки последнего завладеть царством массагетов, приводит Геродот, который пишет почти спустя сто лет после упоминаемых событий. История Томирис и её победы над Киром была хорошо известна в античном мире и стала легендой; такие писатели античности как Страбон, Полиэн, Кассиодор и Иордан также писали о ней[7].
Геродот сообщает, что Кир, перейдя реку Аракс и углубившись на территорию массагетов на один дневной переход, по совету лидийца Креза, устроил массагетам ловушку. Персы оставили лагерь с запасом вина, который обороняла небоеспособная часть, а основные войска отошли назад к реке. Массагеты, как только одолели противника, возлегли и стали пировать, а насытившись пищей и вином, заснули. Персы же, придя, перебили многих из них, а ещё больше захватили в плен, среди прочих и сына царицы Томирис, командовавшего массагетами, имя которого было Спаргалис[8].
Узнав об этом Томирис направила Киру послание: «Алчущий крови Кир, … отдай мне моего сына и уходи из этой страны безнаказанно… Если же ты не сделаешь этого, то клянусь тебе солнцем, владыкой массагетов, я напою тебя кровью, хотя ты и ненасытен»[9][10].
Согласно Геродоту, плененный Спаргапис уговаривает Кира снять с себя оковы, а когда же был освобожден и как только смог владеть руками, лишает себя жизни[9].
Томирис же, когда Кир её не послушался, собрав всё своё войско, вступила с Киром в бой. Большая часть персидского войска была уничтожена тут же на месте, а сам Кир погиб[11].
По одним свидетельствам, обезглавленный труп Кира был распят[12] (Геродот об этом не сообщает), а его голову Томирис сунула в винный мех[13], наполненный человеческой кровью и добавила следующее: «Ты меня, живую и одержавшую над тобой победу в битве, погубил, захватив хитростью моего сына. Я же тебя, как угрожала, напою кровью» (по другой версии «Ты жаждал крови, царь персов, так пей её теперь досыта!»)[11][14].
Геродот называет эту битву самой жестокой из тех, которые были у варваров[11].
Большая часть персидского войска пала на месте сражения, сам Кир был убит. Процарствовал он двадцать восемь лет. Томирис наполнила мешок человеческой кровью и велела разыскать среди павших труп Кира. Нашедши, она погрузила голову его в мешок и, издеваясь над нею, сказала: «Хотя я вижу и победила тебя в сражении, но ты причинил мне тяжкое горе, коварством отнявши у меня сына, и я насыщу тебя кровью, как угрожала». Геродот. История в девяти книгах. Перевод с греческого Мищенко Ф. Г. М., 1888, т.1.
Иордан в труде «О происхождении и деяниях гетов» называл Томирис гетской царицей, говоря, что Кир, царь персов, во времена царицы гетов Томирис[15], пошел на неё гибельной войной. А также, что по её окончании царица Томирис, усилившись благодаря победе и огромной, захваченной у врагов добыче, пошла в ту часть Мезии, которая, восприняв имя от Великой Скифии, ныне называется Малой Скифией, и там на мезийском берегу Понта (совр. Черное море) построила город Томы (совр. Констанца; несколько веков столица Малой Скифии[16]), назвав его по своему имени[17].
Отражение в культуре[ | ]
История Томирис была отражена в традиции западного искусства. Художники Рубенс[18], Аллегрини, Лука Феррари[19], Маттиа Прети, Гюстав Моро и скульптор Северо Кальзетта да Равенне относятся к числу тех, кто изображал Томирис и события в её жизни.
Работы средневековых авторов, посвященные Томирис
Томирис отведена роль лидера скифов в компьютерной игре Civilization VI.
В астрономии[ | ]
В честь Томирис назван астероид (590) Томирис, открытый в 1906 году.
Примечания[ | ]
- ↑ F. Altheim und R. Stiehl. Geschichte Mittelasiens im Altertum. Berlin, 1970.
- ↑ Геродот. История (I, 205).
// Доватур А. И., Каллистов Д. П.,И. А. Народы нашей страны в «Истории» Геродота. — М., 1982. — C. 87.
- ↑ Иордан. О происхождении и деяниях гетов (61).
Перевод Е. Ч. Скржинской.
- ↑ Филострат. Рассказ о героях (V, 3).
- ↑ Доватур А. И., Каллистов Д. П., Шишова И. А. Народы нашей страны в «Истории» Геродота. — М., 1982. Комментарий 68, — С. 188.
- ↑ О родстве культур массагетов, исседонов, савроматов, скифов и саков смотри: Minns. р. 110 f.; Струве. Этюды, с.60; Руденко. Горноалтайские находки, с. 16 и след.; Смирнов К. Ф.. Савроматы, с.277 и след.; Толстов. Итина, с. 173 и след.; Смирнов А. П.. Скифы, с.88 и след.; Вишневская. Итина, с.207 и след.; Kothe. Herkunft, S. 22 f.; Дандамаев. Поход Дария, с. 180; Пьянков. Саки, с. 17; Он же, Массагеты, с.67; Вишневская. Культура, с.60 и след., 100 и след., 127 и след.
- ↑ The Origin And Deeds Of The Goths.
- ↑ Геродот. История (I, 211).
Доватур А. И., Каллистов Д. П., Шишова И. А. Народы нашей страны в «Истории» Геродота. — М., 1982. — С. 91.
- ↑ 1 2 Геродот. История (I, 213).
Доватур А. И., Каллистов Д. П., Шишова И. А. Народы нашей страны в «Истории» Геродота. — М., 1982. — С. 91.
- ↑ Herodotus: Queen Tomyris of the Massagetai and the Defeat of the Persians under Cyrus.
- ↑ 1 2 3 Геродот. История (I, 214).
Доватур А. И., Каллистов Д. П., Шишова И. А. Народы нашей страны в «Истории» Геродота. — М., 1982. — С. 91.
- ↑ Mayor, pp. 157-9.
- ↑ Геродот. История (I, 214).
Перевод Г. А. Стратановского.
- ↑ More Women Rulers. // Women in World History Curriculum.
- ↑ Иордан. О происхождении и деянии гетов, 61. Перевод Е. Ч. Скржинской.
- ↑ ВДИ. 1947—1949. Указатель 1950 г. к своду источников В. В. Латышева.
- ↑ Иордан. О происхождении и деянии гетов, 62. Перевод Е. Ч. Скржинской.
- ↑ Peter Paul Rubens. Queen Tomyris before the Head of Cyrus. // The Museum of Fine Arts, Boston, MA, USA.
- ↑ Luca (1605-1654).
Queen Tomyris with the head of Cyrus the Great by Ferrari. // Bridgeman Art Library.
Литература и источники[ | ]
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/po-kartine-tomiris/
encyclopaedia.bid
описание картины а. дузельханова. томирис
Томирис… Женщина, о чьей красоте ходила молва, соединившая в себе силу и женственность, мудрость и верность, любимица всего народа саков. Это необыкновенная женщина…»-Булат Джандарбеков. Героиня этой легенды поразила своим жестоким и волевым характером: «Томирис была в страшном гневе, узнав от послов Кира, как он разделался с ее воинами… «Ваша царица держит свое слово! Ты жаждал крови, царь персов, так пей теперь досыта!» — и Томирис опустила голову Кира в кожаный мешок». Томирис, бесспорно, была не только умным и смелым стратегом — обладая вполне мужским характером, жестким и волевым, она в то же время была абсолютной женщиной, красивой и страстной, познавшей и сладость, и горечь любви, и радость материнства. О ней Булатом Джандарбековым написан роман «Томирис», а Дузельханов Агымсалы Дузельханович создает уникальную картину «Томирис». Всадница на коне. На переднем плане картины мы видим необыкновенную всадницу. Героиня красивая, изящная. Богатая, украшенная причудливыми узорами, отороченная золотом одежда говорит о высоком положении всадницы. Тонкая, гибкая талия стянута широким кожаным поясом. Слева на поясе подвешен затейливой работы боевой меч. В правой руке Томирис крепко держит скипетр, сделанный из золота. Конусообразный женский головной убор украшен драгоценными камнями. Большие черные глаза в густых ресницах устремлены вдаль, на воинов. Томирис величественно, царственно восседает на боевом коне. И вся она словно излучает солнечное сияние. Так и хочется назвать ее лучезарной. ВДлинной вереницей проходит мимо Томирис бесчисленное войско. Оно настолько многочисленно, что, кажется, как будто бы из-под земли вырастают все новые и новые воины. Воины дисциплинированные и хорошо защищенные доспехами. В правой руке они держат деревянный, обтянутый кожей щит, на котором изображен символ массагетов – барс. В левой руке сильные, мужественные воины крепко удерживают тяжелые копья с железными наконечниками. Справа на поясе расположен лук с большим количеством стрел и короткий меч. Голова воинов защищена бронзовым шлемом. Лица решительные, серьезные. Воины стойко, уверенно шагают вперед, готовы вынести любые трудности боевого похода, чтобы одержать победу над противником.короной конь под ней блестит, как отполированный агат. Гордо переступает ногами, позванивает бронзовыми подвесками, косит глазом, словно приглашает полюбоваться всадницей.
egerest.ru