По портрету академика физиолога И. П. Павлова работы М. В. Нестерова

Михаил Васильевич Нестеров (1862-1942) родил­ся в Уфе в купеческой семье. В 1874 г. по желанию отца мальчик приехал в Москву, чтобы поступить в техническое училище, однако не сдал экзамены, поэтому поступил в реальное училище К. П. Воскре­сенского. Увлекся живописью, поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его на­ставниками были такие известные художники, как П. С. Сорокин, И. М. Прянишников, В. Г. Перов.

В 1881 г. переехал в Петербург, где поступил в Ака­демию художеств, однако вскоре вернулся в Москву, в Училище живописи, где теперь

его учителем стал А. К. Саврасов, а впоследствии В. Е. Маковский. По собственному признанию художника, Нестеров “избегал изображать так называемые сильные стра­сти, предпочитая им наш тихий пейзаж, человека, живущего внутренней жизнью”. В творчестве Нестерова нашел отражение боль­шой интерес к историческому прошлому России.

Не осталась в стороне и религиозная тема. Одна из известных картин Нестерова посвящена Сергию Радо­нежскому, одному из наиболее почитаемых русских святых. Художник изобразил эпизод из детства бу­дущего святого, который тогда был просто мальчик Варфоломей, испытывающий трудности

в изучении грамоты. Сюжет картины “Видение отроку Варфо­ломею” основан на “Житии преподобного Сергия”, составленном Епифанием Премудрым.

Участвовал Нестеров и в росписи православных храмов. После революции 1917 г. художник остался ра­ботать в Советской России. Нестерову было 73 года, когда группа ученых предложила ему написать порт­рет академика И. П. Павлова, знаменитого на весь мир физиолога.

Художник с уважением относился к научным достижениям ученого, однако первоначаль­но перспектива работы над портретом Павлова не увлекала Нестерова. Фотографии ученого, которые были представлены вниманию художника, не вдох­новляли его на труд над портретом изображенного на них человека. Все изменила личная встреча.

Самобытная, непо­средственная, эмоциональная личность Павлова, ко­торому на тот момент было 85 лет, произвела на ху­дожника глубокое впечатление, которое он и вложил в портрет знаменитого физиолога. Нестеров неодно­кратно бывал у Павлова в его доме в деревне Колтуши (Ленинградская область), делал зарисовки. Общение художника и ученого вскоре переросло в дружбу.

Нужно несколько слов сказать об академике Пав­лове. Несомненно, личность незаурядная. Иван Петрович Павлов (1849-1936) родился в Ря­зани в семье священнослужителя.

27 стр., 13320 слов

Леонардо да Винчи как художник и ученый

... выяснить, какие факторы повлияли на формирование характера выдающегося художника и ученого и на его выбор жизненного пути; .Показать значение творчества и научных открытий Леонардо да Винчи для его родной ... Причем в научных занятиях он оставался художником, так же как в искусстве оставался мыслителем и ученым. Легендарная слава Леонардо прожила столетия и до сих пор не только не ...

Предки отца и ма­тери будущего физиолога уже на протяжении многих поколений были священниками, поэтому нет ничего удивительного в том, что Иван Павлович сначала учился в рязанском духовном училище, а по его окон­чании поступил в рязанскую духовную семинарию. Впоследствии ученый с теплотой вспоминал о годах, проведенных в семинарии. Но от духовной карьеры он отказался, прочитав на последнем курсе книгу И. М. Сеченова “Рефлексы головного мозга”.

Эта работа сыграла поворотную роль в жизни молодого семинариста. Так как для семинаристов в то время существовали значительные ограничения в выборе университетских специальностей, Павлов поступил сначала на юриди­ческий факультет, откуда через 17 дней перевелся на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета. Специали­зацией он выбрал физиологию животных. В результате многолетних экспериментов И. П. Пав­лову удалось впервые сформулировать принципы и ос­новные понятия (подкрепление, условный и безуслов­ный рефлексы) физиологии высшей нервной деятель­ности.

Таким образом, Павлов стал основоположни­ком науки о высшей нервной деятельности и представ­лений о процессах регуляции пищеварения. Получил мировое признание и в 1904 г. за работу по физио­логии пищеварения удостоился самой престижной награды – Нобелевской премии в области медицины и физиологии. На картине Нестерова Павлов изображен на тер­расе своего дома в деревне Колтуши. Ученый сидит в кресле боком к зрителю.

Фигуру Павлова художник поместил в правой части картины. Поза, в которой изображен знаменитый физиолог, полна энергии: хотя Павлов сидит за столом, во всем его облике ощущает­ся внутренний порыв. Несмотря на солидный возраст, ученый держится очень прямо.

Плечи развернуты; слегка согнутые в локтях руки, не касаются подлокот­ников кресла. Экспрессивно сжатые в кулаки ладони лежат на столе поверх листа бумаги. Волевое лицо изображено в профиль.

Взгляд ученого сквозь очки устремлен мимо зрителя – чувствуется, что этот чело­век погружен в свои мысли, но не в меланхолическую задумчивость, а в бурную работу мозга, возможно, он даже мысленно спорит с кем-то или тщательно анализирует какие-то факты или гипотезы. Известно, что на картине Нестерова Павлов от­нюдь не молод, ему 85. Действительно, на портрете изображен человек, чьи волосы заметно поредели, а сохранившиеся белы как снег, как и пышная борода с усами.

Морщины избороздили высокий лоб мыс­лителя; но его никак не назовешь старым, дряхлым. Когда Нестеров впервые его увидел, то был поражен стремительностью, темпераментностью и неуемной энергией “дивного старика”, как назвал Павлова ху­дожник. Все это мастеру вполне удалось передать на полотне. Одет ученый в темный костюм, из-под которого выглядывают белые манжеты и воротничок рубашки.

Темная одежда Павлова и темное дерево кресла, в ко­тором он сидит, контрастируют со светлыми тонами фона. Стол перед ученым покрыт бледно-розовой ска­тертью, на столе напротив ученого стоит комнат­ное растение, усеянное белыми звездочками цветов. Нестеров в своих воспоминаниях называет это расте­ние “убор невесты”; возможно, на картине изображен мирт, который действительно издавна использовался для украшения невест.

5 стр., 2450 слов

Технологическая карта русского языка в 5 классе «Р.р. Описание ...

... детей. IV . Построение плана выхода из проблемной ситуации. 1. Вступительная беседа. - Сегодня мы будем готовиться к сочинению по картине А.Н. Комарова «Наводнение». Герой этой картины – заяц. Согласитесь, не ... какой период и время дня запечатлены на картине? - как построено художественное пространсто картины? - что изображено на переднем плане? - каков фон картины? - что можно сказать об отношении ...

За окнами застекленной веранды видны коттеджи со светло-зелеными и красными кровлями. Это дома, построенные для сотрудников Павлова, “Павловский городок”. Хотя портрет художник писал осенью, пока еще не ощущается ее присутствия – легко можно подумать, что за окнами весна или лето.

Зеленеет растительность, вдали намечена полоска леса и узкий край неба. Основную же часть картины занимает фигура Павлова – человека, совершившего карди­нальный прорыв в науке своего времени.

По портрету академика физиолога И. П. Павлова работы М. В. Нестерова 1По портрету академика физиолога И. П. Павлова работы М. В. Нестерова 2По портрету академика физиолога И. П. Павлова работы М. В. Нестерова 3По портрету академика физиолога И. П. Павлова работы М. В. Нестерова 4По портрету академика физиолога И. П. Павлова работы М. В. Нестерова 5 1

votes, average:

5.00

out of 5)