Сочинение на тему «Человек и история в фольклоре» , Вариант 1
Широко известен тот факт, что любая авторская литература и любой народный фольклор – отражение действительности. Исторические события, широко известные и небольшого значения – все они находят отражение как в фольклоре, так и в прочей литературе. Точно так же описание быта, занятий людей, устройства дома и хозяйства, в общем, всех мелочей исторической картины эпохи… Все это можно найти как в фольклорных произведениях, так и в литературе, написанной авторами.
В любой русской народной сказке мы можете увидеть описание старинной избы и утвари в ней. Также узнать календарь, по которому жили люди: сеяли, жали, вязали снопы, копали картофель… Известна из сказок, пересказов и народных песен даже одежда крестьян былого: кафтан, лапти, юбки и плахты…
Кладезь народной истории – это былины. Обычно они повествуют об известных событиях в жизни народа. Часто это восстания либо защита родной земли от нападений кочевников. В пример можно привести былины об Илье Муромце, Алеше Поповиче и Добрыне Никитиче.
А как же авторская литература в Древней Руси? Из «Слова о полку Игореве» мы узнаем об оружии дружины древних русичей и о военном деле на Руси. Из «Повести временных лет» — об устройстве церквей и монастырей, крещении Руси и распространении христианства у славян. Из «Повести и Петре и Февронии» — о взаимоотношениях бояр и простолюдинов, о брачных отношениях на Руси. Из «Хождения за три моря» Афанасия Никитина – о прочих землях, об отношениях между странами и о способах путешествий.
В 18 веке из произведений Фонвизина, Ломоносова, Карамзина и других классиков литературы мы узнаем об устройстве российского общества. О положении дел при царском дворе, о системах чиновничьей и военной службы, образовании, об образе жизни богатых помещиков (великолепно и едко обрисовал его сатирик Фонвизин) и простых людей, о труде и праздном образе жизни россиян.
Таким образом, со страниц произведений литературы на нас глядят люди разных эпох. И мы можем успешно изучать историю Руси по этим источникам.
Вариант 2
С давних времен человечество передавало свою историю с помощью древнерусской литературы и фольклора. В древнерусской литературе часто описывали исторические события, связанные с революциями, а с помощью фольклора пытались донести свои традиции.
К фольклору относятся песни, анекдоты, прибаутки и сказки. С его помощью передались обычаи, правила поведения, установившиеся порядки. Фольклор – это народное творчество, у него нет автора. Все, что к нему относится, взято из народа.
Крещение руси литература для реферата
... отрицалась в литературе. Но его значение для развития Руси слишком ... Руси общественным отношениям? Соответственно, альтернативы «выбора» - в реальной жизни не было. Русь следовало крестить. [6; с.131] 3. Крещение ... в реферате, месяцеслов - календарь примет, праздников, традиций. Для написания реферата ... и Константин, надеясь с помощью сильного князя российского ... Но все эти образы богов не получили ...
Люди, услышав какую-нибудь историю, писали со своей точки зрения о ней, поэтому фольклор – это голос народа, в нем нет конкретики. Мы узнаем из фольклора множество традиций, которые, зачастую, оказываются спорными, так как в разных источниках они описаны по-разному. Марина Цветаева о фольклоре отзывалась такими словами:
«Фольклор — общее дело, творимое уединенными».
Человек и история в древнерусской литературе.
В литературе часто описывали исторические события. Авторство в древнерусской литературе, как правило, невозможно установить из-за давности. Но в литературе уже не обобщают все события, описывают более конкретно. В ней стали описываться различные характеры героев: как отрицательные, так и положительные. К древнерусскому писанию относится «Слово о полку Игореве» — оно передает всю историю неудачного похода русских князей на половцев в 1185 году, учит будущее поколение делать выводы и не повторять ошибок прошлого.
Фольклор и литература помогают нам узнавать историю и прослеживать ошибки наших предков. Ведь, как говорится:
«История имеет свойство повторяться».
Вариант 3
Фольклор, древнерусская литература и литература 18-го века в той или иной мере содержат жизнеописаниями человека в условиях соответствующего исторического периода. Это и неудивительно, ведь жизнь человека очень сильно зависит от исторических условий, в которых он находится.
Дать определение слову «фольклор» далеко не так просто, как кажется. По общему правилу считается верным относить к нему народное творчество поэтического, музыкального, театрального, изобразительного и даже архитектурного типа. Если говорить исключительно о литературной его составляющей, логично предположить, что фольклор отображает жизнь простого народа лучше, чем какие-либо литературные жанры, ведь именно народом он и составляется. В частности, о проблемах и переживаниях человека можно узнать из народных песен. Впрочем, редко эти проблемы касались конкретного исторического периода, более применимы они были к конкретной жизни и носили любовный, шуточный или лирический характер.
Именно во времена Древней Руси на территории русской земле было принято христианство. Преимущественно с этим было связано развитие письменности и, как следствие, возникновение литературы. Большое влияние на литературу Руси также было оказано и переводной литературой. Написанное митрополитом Илларионом и изложенное в форме церковной проповеди «Слова о законе и благодати», в качестве основной идеи имело отказ от принципов богоизбранности иудаизма. Тем самым утверждалось равенство народов. Это оказало влияние на человека посредством привития ему терпимости по отношению к другим народам.
Древнерусская литература изобиловала описанием жизней правителей, а не простых людей. Княжеская власть, ее обязанности, средства претворения в жизнь рассматривались в качестве крайне важных элементов жизни народа, поскольку позволяли не только преодолевать возникающие в обществе противоречия, но и противостоять вечной внешней угрозе. Естественно, что в таких условиях жизнь отдельно взятого человека была вторичной – история касалась лишь государства и его правителей.
Человек в мифе, фольклоре, фразеологии
... видит в фольклоре то, что заинтересует именно ее. Ряд ученых идентифицируют фольклор с массой других дисциплин. Например, этнографией, краеведением или литературой. Сравнивая такие термины как «фольклор» и «литература», нужно ... из сложных и жизненно-важных вопросов человека, в чём смысл жизни? Данная функция выражает цели и смысл бытия человека. Идентификационная функция создает особую связь между ...
Более всего жизнь простого человека стала описываться в литературе 18-го века. Связано это с проникновением западных идей в российское общество. Многие литературные деятели владели французским языком, у них была возможность впитывать либеральные идеи эпохи Просвещения. Впрочем, в отличие от стран запада, в России либерализм был встречен более настороженно и к каким-либо серьезным историческим переменам либеральные идеи не привели.
Вариант 4
С давних времён люди были связаны с устным народным творчеством, с фольклором. Матери пели своим детям песни на ночь, на свадьбы использовались тоже песни, но с другим характером. Я бы хотела проанализировать русские народные песни.
Несказанно прекрасен мир народной песни. В каждом доме пели песни на праздники, но также пели песни и на похороны. Песни делились на группы:
1) календарные песни использовались в определённое время года, по праздникам;
2) лирические песни были медленные, протяжные, песни – раздумья, песни сетования;
3) любовные песни пели влюблённые люди, это было их душевное состояние, их порыв эмоций;
4) семейные песни – эти песни пелись на семейные праздниках, мероприятиях;
5) шуточные песни обычно пели на весёлых и энергичных праздниках, так как жизнь народа была тесно связана с шуткой;
6) обрядовые песни, а также свадебные обрядовые песни, пели на свадьбах, они украшали свадьбу и делали её памятным событием в жизни человека;
7) причитания – плачи звучали на похоронах, а также при отъезде в дальнюю дорогу;
частушки – это весёлые, лирические попевни, они появились во второй половине четырнадцатого века;
9) исторические песни отражали исторические события, происходившие в то время, в этих песнях показывали и восхищались силой русских народных героев.
Мне кажется, что русские народные песни помогали в жизни людей, были их отдушиной. С песнями люди могли передавать своё настроение, свои чувства и эмоции, которые наполняли их сердца.
Вариант 5
Произведения устного народного творчества древнерусской литературы и литературы 18 века содержат реальные исторические факты или указывают на исторические лица. В этом году я на уроке литературы читал исторические песни “Пугачев казнен”, “Пугачев в темнице”. Народ видел в Пугачеве заступника. Народ связывал с ним надежду на лучи жизни. Цитирую: “Ты, звезда, ли моя звездочка.” В устном народном творчестве рассказывается в основном о людях, которые нравились народу. При изучении Древнерусской литературы я прочитал рассказ “Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского”.
В этом произведении говорится о житие и храбрости Александра Невского. Народ считал цитирую: “Я, ничтожный многогрешный и неразумный, решаюсь писать житие святого князя Александра…”. В древнерусской литературе писалось о исторических лицах, которые сделали что-то хорошее для народа. Изучая Русскую литературу XVIII века, я наткнулся на произведение “Недоросль”. В этой комедии говорится о семье Простоковых и о их сыне Митрофане. Здесь происходит высмеивание необразованных людей. Но еще здесь идет посыл на Екатерину II.
История формирования и развитие церковно-певческого искусства ...
... русского церковного пения. В основе древнерусского церковно- ... и переводимой литературы. Певческое искусство ... правилам. Разнообразна ритмика столпового Знаменного распева. Им ... был связан с песнями земледельческого цикла, ... века. Источник знаменного пения - византийская литургическая практика. В 17 веке знаменное пение ... работы является исследовать и показать обществу историю формирования церковного пения, ...
Русская литература XVIII века говорит уже не о знаменитых личностях, а высмеивает простых людей не совершивших никакого подвига. Каждый век менялся посыл произведений: сначала говорилось о любимцах народа, затем о великих людях, и в итоге о простых людях необразованных.
Человек в древнерусской литературе
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/po-folkloru-i-drevnerusskoy-literature-klass/
Несмотря на то, что довольно небольшая часть населения Древней Руси была грамотна и могла читать и писать, литература в это время очень активно развивалась.
Замечание 2
К древнерусской литературе относят произведения, написанные с XI по XVII век.
Героями произведений становились, как правило, святые, священники или князья. Литература преследовала цель показать их жизнь, их верность священным заветам, их храбрость, чтобы создать образы, достойные подражания.
Древнерусская литература стремилась к историзму и точности, изображая события максимально приближёнными к реальности, однако образы персонажей были, в основном, идеализированными. Это были самые мудрые и честные правители, самые искренние верующие, самые доблестные воины (порой в одном герое объединялось несколько черт).
Лень читать?
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
Задать вопрос
Сюжеты древнерусской литературы были по большей части религиозными, основанными на Библии или Евангелии. Христианство оказало большое влияние на развитие литературы; в житиях, словах и хождениях восхвалялись христианские ценности.
Обычному человеку в древнерусской литературе уделялось мало внимания. Эта тенденция начала меняться только к XVII веке.
Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и литературе 18 века
Издревле человек и история становились объектами всех сфер искусства. Не исключением в этом вопросе и стала литература, проявившая особый интерес к данной теме. Именно этот вид искусства сумел проследить восхождение человека до личности в рамках определенных исторических эпох.
Устное народное творчество, стоявшее у истоков современной литературы, рисовало не просто взаимосвязь человека и истории, для народных авторов важно было показать все с героической стороны. Именно отсюда такие знакомые с детства нам герои, как могучие богатыри – защитники земли русской. Обязательным условием изображения такого героя в былине, исторической песне или другом произведении фольклора было наделение персонажа особыми качествами: силой, умом, желанием приносить пользу обществу, а значит ставить людские интересы превыше всего. Примечательно, что данный персонаж вырисовывался в реальной исторической эпохе, наряду с конкретными историческими деятелями, как правило, князьями. Однако, выделение его типажа, привносило особую сказочность в произведение.
Литература в моей жизни
... человека заложена внутренняя потребность познания себя, мира, людей, ее нужно поддержать, развить, и я, как учитель, с помощью литературы ... в этом смысле литература уникальна. Мы изучаем литературу прежде всего потому, что она открывает ребенку мир взрослых. Ученик еще ... мысли, для внутренней жизни во внутреннем мире. Рассуждая о том, какое место занимает литература в моей жизни, невольно обращаюсь ...
Что касается древнерусской литературы, которая в большем своем числе уже стала авторской, человек становился творцом истории. Он отошел от изображенных ранее гиперболизированных характеристик, однако приобрел иное качество – богоподобие. Кроме того, ушли в прошлое обобщения и типизация, стали проявляться индивидуальные черты. И это так же объяснимо особенностями мировоззрения людей 9–12 века, на которых огромное давление имела церковь. Отсюда и сложились определенные каноны в написании произведений, ориентированных на изображение личности человека. Такие жанры как: сказания, поучения, жития, слово – диктовали особый образ жизни для всех людей, посредством описания идеалистической жизни героя – святого или героя-князя. Особым интересом и пользовались летописи, представляющие собой непосредственную хронику событий, исключающую характерных оценок автора.
Последующее развитие литературы стало изображать человека внутри истории, творцом этой самой истории, непосредственным деятелем событий. Здесь следовало бы упомянуть рыцарские романы, принадлежащие преимущественно английским писателям. Если говорить сугубо о русской литературе, то до 18 века вообще не было принято создавать вымышленных персонажей. Особый интерес к историческим личностям возник в литературе золотого века. Особо здесь мы отмечаем заслуги Пушкина в «Капитанской дочке», Толстого в «Войне и мире».
Далее ярким историческим этапом, отразившимся в творчестве литераторов, стали революционные события, замеченные Маяковским, Гумилевым, а также ВОВ, о которой так яро писали Солженицын и Шолохов.
История не стоит на месте и тем самым продолжает привлекать к себе внимание современных служителей пера, а это значит, что впереди нас ждут новые литературные гении и открытия.
Сочинения по русскому языку и литературе
…
Сочинение на тему «человек и история в фольклоре, древнерусской литературе 18 века» 4.25/5 (85.00%) 20 votes
Фольклор, древнерусская литература и литература 18-го века в той или иной мере содержат жизнеописаниями человека в условиях соответствующего исторического периода. Это и неудивительно, ведь жизнь человека очень сильно зависит от исторических условий, в которых он находится.
Дать определение слову «фольклор» далеко не так просто, как кажется. По общему правилу считается верным относить к нему народное творчество поэтического, музыкального, театрального, изобразительного и даже архитектурного типа. Если говорить исключительно о литературной его составляющей, логично предположить, что фольклор отображает жизнь простого народа лучше, чем какие-либо литературные жанры, ведь именно народом он и составляется. В частности, о проблемах и переживаниях человека можно узнать из народных песен. Впрочем, редко эти проблемы касались конкретного исторического периода, более применимы они были к конкретной жизни и носили любовный, шуточный или лирический характер.
Именно во времена Древней Руси на территории русской земле было принято христианство. Преимущественно с этим было связано развитие письменности и, как следствие, возникновение литературы. Большое влияние на литературу Руси также было оказано и переводной литературой. Написанное митрополитом Илларионом и изложенное в форме церковной проповеди «Слова о законе и благодати», в качестве основной идеи имело отказ от принципов богоизбранности иудаизма. Тем самым утверждалось равенство народов. Это оказало влияние на человека посредством привития ему терпимости по отношению к другим народам. Древнерусская литература изобиловала описанием жизней правителей, а не простых людей. Княжеская власть, ее обязанности, средства претворения в жизнь рассматривались в качестве крайне важных элементов жизни народа, поскольку позволяли не только преодолевать возникающие в обществе противоречия, но и противостоять вечной внешней угрозе. Естественно, что в таких условиях жизнь отдельно взятого человека была вторичной – история касалась лишь государства и его правителей.
Золотой век римской литературы
... доказать, что жизнь вечна. Он говорил, что в принципе Земля умирает, а человечество прогрессирует. Неотерики – римская поэзия к этому времени насчитывала всего два века в развитии. ... человек, который объездил все известное населенное пространство. Знал много языков. Известное пространство – ойкумена. Исторические сочинения были очень громоздкими и дорогими. Это была элитарная литература. ...
Более всего жизнь простого человека стала описываться в литературе 18-го века. Связано это с проникновением западных идей в российское общество. Многие литературные деятели владели французским языком, у них была возможность впитывать либеральные идеи эпохи Просвещения. Впрочем, в отличие от стран запада, в России либерализм был встречен более настороженно и к каким-либо серьезным историческим переменам либеральные идеи не привели.