Подготовка к сочинению по картине И.И.Шишкина «Корабельная роща». план-конспект по русскому языку (5 класс)

-Ребята внимательно слушают, записывают, затем зачитывают то, что получилось.

А сейчас попробуйте написать 2 строчки в рифму с этими словами.

Выполнение задания,чтение стихотворных строчек (3 мин)

б)работа над описанием картины

Вопросы

1.Что изображено на картине?

ответы ребят

2..Посмотрите на верхнюю часть картины. Заметите ли вы что-то необычное?

Ребята отвечают, что художник не написал верхушки сосен на переднем плане

-А почему?

Отвечают ,что для него было главным показать стволы сосен –ровные ,без повреждений .

-Да,действительно,это так. А теперь подумайте и скажите, почему картина названа «Корабельная роща?»

Ребята отвечают,что только из таких ровных стволов строились корабли, верхушки для этого были не нужны,еще и по-этому художник не написал их на переднем плане.

-По дороге в школу вы проходите мимо небольшого соснового лесочка. Можно ли сосны, которые растут в нем , назвать корабельными?

Ответы ребят(Нет ,корабельными можно назвать только могучие ,ровные, высокие сосны, а в нашем лесочке сосны еще молоденькие, стволы тонкие, корабли из таких не построишь)

2.Что мы видим на переднем плане,в центре, на заднем плане?

Ответы ребят .

3.Можем ли мы сказать, какой день- пасмурный или ясный изображен на картине?

Ответы ребят

4.С помощью какого цвета передает художник это ощущение?

Ответы ребят

5.Мы сказали о цвете — желтом, теплом, ласковом. А как падает свет?

Ответы ребят.

13 стр., 6376 слов

Зачем нужен бизнес-план? Что входит в бизнес-план?

... проектов должны быть ограничены 10-20 страницами. Представленное содержание бизнес-плана является не более, чем схемой, поэтому Вы можете использовать его при составлении своего бизнес-плана по своему усмотрению. Тем ... Многие сейчас ограничиваюся написанием плана на год. Что входит в бизнес-план? Любая предлагаемая форма дает лишь общее представление. Любой бизнес имеет свои особенности, ...

в) работа с муз.композициями

-Если бы вы находились в таком лесу,что бы вы услышали?

ответы детей.

-Я предлагаю прослушать 3 музыкальные композиции и определить наиболее подходящую по характеру к этой картине. Маленькая подсказка- лишь одна из этих мелодий посвящена лесу. Запишите по 3 ассоциации с каждой мелодией

Проигрываются мелодии (приложение 3) (4мин)

ребята угадывают, что это третья мелодия.

-Почему вы так решили?

Отвечают,что она динамичная,радостная,веселая,больше всего подходит к этой картине.Остальные композиции не соответствуют настроению,которое вызывает эта картина.

-Действительно ,вы совершенно правы. Это мелодия композитора Штрауса,она называется «В лесу»Итак, мы видим, что художники с помощью картин ,поэты с помощью стихотворений, композиторы с помощью музыки изображают красоту и величие родной природы.

4. Словарная работа.

-Я предлагаю небольшую творческую работу. Перед вами текст. Прочитайте задание ,затем выпишите те прилагательные –эпитеты, которые помогают описать картину. На вклейке в учебнике есть эта картина ,(открывают) рассматривайте ее, выполняя задание.

Слайд 6 . 1.Прочитайте текст, раскройте скобки, выберите выразительные и точные прилагательные, запишите словосочетания .

На картине «Корабельная роща» И.И.Шишкина мы видим ( большая, лесная , солнечная, жаркая) опушку (большой, огромный, могучий) соснового бора.

В (спокойная, безмолвная) тишине гордо застыли ( великие, величавые, высокие, стройные) сосны. Высоко вскинули они в (высокое, бездонное, синее) небо свои (зеленые,изумрудные, раскидистые , пышные) вершины.

(Маленький, быстрый, прозрачный) ручеек лениво продолжает (быстрое, медленное, неторопливое) движение, прячется за деревьями, точно зовет нас за собой в эту (далекая, таинственная) даль.( 4мин)

Ребята читают эпитеты,которые выписали.

1 стр., 465 слов

Описание по картине К. Савицкого «ремонтные работы на железной дороге «

... и усиливает идейную направленность картины Несомненно, что эта картина заставляет вспомнить известное стихотворение Н.А.Некрасова «Железная дорога», написанное на целое ... по мысли Некрасова, это не должно заслонять главного: созидательной роли простого труженика. Рассказчик именно после страшных картин подневольного труда предлагает Ване присмотреться внимательно к строителям железной дороги ...

-А сейчас другая работа. Теперь вы самостоятельно должны подобрать прилагательные. Я предлагаю 2 варианта- составить предложения или словосочетания. Затем обменяйтесь тетрадями, посмотрите, что написал ваш сосед.

Слайд 7. Подберите и запишите имена прилагательные к данным словам. Составьте предложения, с этими словосочетаниями, помогающие описать картину

Цвет(какой?)……….

Стволы сосен( какие?)…….

Песок на берегах ручья (какой?)…. (4 мин)

Ребята выполняют задание ,читают примеры.

5.Составление плана.

-Какова же главная мысль сочинения?

Ответы ребят.

-Конечно же, ни одно сочинение не может быть написано без плана. Давайте попробуем составить его коллективно. (6 мин)

Ребята составляют план, один человек у доски записывает ,затем план выводится на слайд.

Слайд 8 План

1.И.И.Шишкин-певец русского леса.

2.Стройные сосны.

3.Прозрачный ручеек.

4.Цвет и свет картины.

5.Отношение автора к изображаемому.

6.Мое отношение к картине

6.Итоги урока, рефлексия.

— Что запомнилось каждому из вас больше всего на уроке, что каждый узнал нового, как работал?

Ответы ребят.

-Я думаю, что вы теперь напишете замечательные сочинения по картине и, конечно же , легко узнаете «Корабельную рощу» И.И.Шишкина в картинной галерее.

Библиография:

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/plan-sochineniya-i-i-shishkina-korabelnaya-roscha/

Иванова Л.К. Живопись на уроках развития речи. 5-8 классы. Интегрированный курс : учеб.- метод. пособие.- СПб.: ЛОИРО, 2008.- 108с

Панов Б.Т. Типы и структура уроков русского языка: Пособие для учителя.- М.: Просвещение,1986.- 208с.

Русский язык .5 класс: поурочные планы по учебнику М.М.Разумовской и др./ сост. Н.О. Крамаренко.- Волгоград: Учитель,2007.- 331с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Сообщение ученика об И.И.Шишкине.

Шишкин (Иван Иванович) — один из даровитейших русских пейзажистов, живописец, рисовальщик и гравер, сын купца, родился 25 по января в Елабуге (Вятской губ.) в 1832 г., двенадцати лет от роду был определен в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил ее и поступил в московское училище живописи, ваяния и зодчества.

3 стр., 1388 слов

Вклад И.И. Шишкина в развитие русской культуры

... работы на натуре академическим ученикам-пейзажистам. Шишкин был увлечен дикой, девственной природой живописного и сурового архипелага валаамских островов с его гранитными скалами, вековыми соснами и ... ежегодно выставлял свои произведения сначала в академии, а потом, после того, как учредилось ... донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях. Самая местность под ...

Окончив курс этого заведения, он с 1857 г. продолжал свое образование в академии художеств, где числился учеником проф. С. М. Воробьева.

Не довольствуясь занятиями в стенах академии, Шишкин в усердно рисовал и писал этюды с натуры в окрестностях СПб, и на о-ве Валааме, Уже в первый год пребывания в академии были присуждены две малые серебряные медали за рисунок и за вид в окрестностях СПб

После окончания академии Шишкин много путешествует за границей,.

Затосковав по отечеству, Шишкин, в 1866 г., возвратился в СПб. С той поры он нередко предпринимал путешествия с художественного целью по России, почти ежегодно выставлял свои произведения на выставках. В 1873 г. академия возвела его в звание профессора за приобретенную ею мастерскую картину «Лесная глушь».

После вступления в действие нового устава академии, в 1892 г. Шишкин был приглашен руководить ее учебной пейзажной мастерской, но, по различным обстоятельствам, исполнял эту должность недолго. Он умер скоропостижно, 8 марта 1898 г. Смерть настигла его ,когда он рисовал картину.

Всем своим творчеством он прославлял красоту мощь и богатство родной природы. Большинство полотен посвящено русскому лесу. Об этом говорят их названия: «Сосновый бор», «Лесные дали», «Дорога в лесу», «Дубы», «Лес весной». «Корабельная роща»

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Самуил Маршак

Корабельные сосны

Собираясь на север, домой,

Сколько раз наяву и во сне

Вспоминал я о статной, прямой

Красноперой карельской сосне .

Величав ее сказочный рост.

Да она и растет на горе.

По ночам она шарит меж звезд

И пылает огнем на заре.

Вспоминал я, как в зимнем бору,

Без ветвей от верхушек до пят,

Чуть качаясь в снегу на ветру,

Корабельные сосны скрипят.

А когда наступает весна,

Молодеют, краснеют стволы.

И дремучая чаща пьяна

От нагревшейся за день смолы.

Замерзший бор шумит среди лазури,

Метет ветвями синеву небес.

И, кажется, — не буря будит лес,

А буйный лес, качаясь, будит бурю

А. Румянцев

Чем дольше живешь, тем дороже

Над крышей родной облака,

Столетний сосняк у дороги,

С росою обильной луга.

5 стр., 2142 слов

Жизнь и творчество Шишкина

... проф. С. М. Воробьева. Не довольствуясь занятиями в стенах академии, Шишкин в это время усердно рисовал и писал этюды с ... имп. Александра III владеет картинами: "Корабельная роща", "Полянка с соснами", "Лесная глушь" и "Поляна", пятью этюдами и двумя ... рисунков. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. ...

Чем дольше живешь, тем нежнее

К земле этой чувство твоё:

Богат и уверен ты с нею,

Бездомен и нищ без неё.

Светлана Агаркова

Красные сосны

Ты видел когда-нибудь красные сосны?

Красные сосны на красном закате,

Уставшие за день?

Ты видел когда-нибудь солнце в заливе?

Красное солнце плескалось, как рыба,

И верило соснам…

Ты видел когда-нибудь красное лето

С красной землёю и красной травою,

С расплавленным небом?

Вздыхало таинственно красное небо,

Красные сосны манили устало…

Ты всё это видел?

Я эту страну для тебя создавала

На красном мольберте при помощи кисти,

Чтоб ты не остыл в ней!

Владислав Крапивин.

В ысокие сосны

Высокие сосны, стволы вековые,

Прямые, как мачты больших кораблей.

Высокие сосны шумят, как живые;

Их ветер качает, шуршит меж ветвей.

Высокие сосны, не гнутся под ветром,

Лишь только верхушки кивают ему.

Стоят эти сосны, поют свою песню,

Гимн краю родному поют своему.

Поют гимн Сибири, широкой, как море,

Где вечно таёжный шумит океан,

Где дикие вьюги гуляют на воле,

Где плотной стеною поднялся урман.

Костёр освещает стволы золотые,

И капли смолы, как алмазы, горят.

Стоят эти сосны, как мачты прямые,

И только верхушки под ветром

Сергей Михалков

КОРАБЕЛЬНАЯ СОСНА

Она прислушивалась в страхе

К раскатам грома. И ждала…

Молчали две намокших птахи,

Прижавшись у ее ствола.

Зловеще молния сверкала

И озаряла свод небес, —

Казалось, что она искала

Ее, одну на целый лес.

Все лето грозовыми днями

15 стр., 7337 слов

Петров-водкин «купание красного коня» описание картины, анализ,

... и видим в «Купании красного коня». «Купание красного коня» в ряду других работ Петрова-Водкина Чтобы понять, в чем же уникальность картины, важно сопоставить ее с другими работами художника. Формально «Купание красного коня» не ... влияние работ Матисса. Особенно это заметно по работе «Играющие мальчики». Которая была создана почти тогда же, что и «Купание красного коня». Она Вам ничего не напоминает? ...

Она той молнии ждала.

Бежать? Но ведь она корнями

К земле прикована была!

Ушла гроза. И ожил снова

В лесу нестройный гомон птиц.

И дышит влагой бор сосновый,

И меркнут сполохи зарниц.

А по коре сосны шершавой

Ползла смолистая слеза —

Сосна на страх имела право:

Могла и завтра быть гроза…