Роль пейзажа в лирике (на примере одного или нескольких произведений русской литературы)
Но я люблю — за что, не знаю сам —
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям…
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
С детства запал мне в душу этот яркий образный пейзаж России. Для меня он стал воплощением родины, огромной, просторной, очаровательной даже в самых скромных картинах — «чета белеющих берез». Благодаря обилию эпитетов, Лермонтов создает необычайно красивый образ русской земли. И все это одухотворено любовью поэта к родному краю.
Русскую поэзию невозможно представить без пейзажа, потому что красота и разнообразие природы России сами по себе есть поэзия. Пейзаж — это изображение естественной природы или города. Картины природы или города. Картины родины в лирике русских поэтов помогают раскрыть взгляд лирического героя на мир природы, через это раскрывая мир человека.
М. Пришвин сказал: «Во всяком интимном пейзаже движется сам человек». У каждого поэта пейзаж является отражением его собственного внутреннего мира и одновременно его творческой концепции.
В стихотворении Ф. Тютчева пейзаж непосредственно связан с
переживаниями лирического героя, и разгорающееся чувство уподобляется разгорающемуся рассвету.
Восток алел. Она молилась,
С чела откинув покрывало, —
Дышала на устах молитва,
Во взорах небо ликовало…
При всем разнообразии пейзажей в стихах поэтов-современников могут быть общие черты, обусловленные временем. Так поэты эпохи романтизма любили природу в ее бурной стихии, соответствующей бурным страстям, романтической личности. Пейзажи в поэзии романтизма служат для выражения вечной души, которая не имеет ни временных, ни пространственных рамок. В элегии В. Жуковского «Море» морской пейзаж — любимая стихия поэтов-романтиков — становится олицетворением человека с присущими ему чувствами и переживаниями: «ты дышишь», «тревожной думой наполнено ты»; «ты, небом любуясь, дрожишь за него».
«Охранять природу — значить охранять родину»
Леса занимают огромные площади в каждой стране. И когда все это находится под властью пламени, страдают не только флора и фауна, но и наша атмосфера. Огромные выбросы углекислого газа усиливают парниковый эффект, делают еще больше озоновые дыры. Дальше это приведет к плачевным последствиям. Очень важной проблемой является загрязнение окружающей среды отходами производства и добычи ресурсов. Это ...
Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.
Из приведенных мною стихов видно, насколько разнообразной была роль пейзажа в творчестве русских поэтов: он может являться средством изображения эмоционального состояния героя, местом действия или просто предметом наблюдения автора. И всегда пейзаж в русской лирической поэзии служил средством воплощения идей гуманизма.