по подготовке к написанию сочинения-описания в 7 классе.
Описание внешности человека по портрету,
написанному Константином Егоровичем Маковским
Тип урока:
урок открытия нового знания. Развитие речи.
Содержательная цель:
создание условий для подготовки к сочинению-описанию живописного портрета
Деятельностная цель:
формирование у учащихся умений реализации новых способов действия
Задачи урока
Образовательная: научиться писать сочинение-описание внешности человека; познакомиться с жизнью и творчеством К.Е. Маковского; узнать об особенностях описания внешности человека в живописных произведениях и словесно.
Развивающая:
развивать эмоциональную сферу учащихся посредством языковых явлений; развивать умение логически мыслить, сравнивать, обобщать;
развивать умение отмечать индивидуальные, особые черты внешности человека.
Воспитательная:
интерес к живописи; стремление к речевому самосовершенствованию.
Оборудование:
Ход урока
I Вступительная беседа — Константин Егорович Маковский – блестящий русский живописец. Мир Маковского — художника, гражданина своей страны, этнографа, путешественника — широк и разнообразен: здесь и полотна на исторические темы, и сюжетные зарисовки, и жанровые сцены, и портреты. |
|
слайд 1 слайд 3,4 |
-Картины мастера – настоящий экскурс в историю российского государства с её самобытными личностями, уникальным бытом, национальными предметами и вещами. |
слайд 5, 6 |
|
-Особое внимание Константин Егорович уделял изображению деталей интерьера, костюма, украшения. Для абсолютной достоверности в создании исторического образа использовал диковинки отечественной старины, которые скупал у коллекционеров, находил в захолустных селениях. |
|
слайд 7 |
-Портреты Маковского потрясают «живостью» героев. Известно, что художник работал с натурой лишь однажды, стараясь работать очень быстро. -Он писал: «Я понял… что надо писать сразу. Только таким порядком и можно воспроизводить натуру жизненно и верно… Надо писать сразу; но необходимо вперед понять натуру, изучить ее; необходимо вперед поработать мозгами, а затем уже писать…» |
слайд 8 |
|
-Уже при жизни стал всемирно известным художником. Именно он был приглашён в США для написания портрета американского президента Теодора Рузвельта.
-Наследие великого русского мастера живописи велико и многогранно. |
слайд 9 |
|
II Объявление темы урока, постановка цели перед учащимися — Мы сегодня познакомимся с несколькими портретами художника и попробуем на основе живописного портрета создать словесный портрет – описание. Тема урока: «Описание внешности человека по портрету, написанному К. Маковским» Ваша цель: написать сочинение. |
||
III Знакомство с возможным образцом написания сочинения — Сегодня вы впервые будете выполнять подобную работу, поэтому я предлагаю вам познакомиться с готовым сочинением по картине Маковского «Боярышня с подносом» Передо мной портрет молодой женщины, написанный художником К. Маковским. Константин Егорович изобразил героиню портрета, стоящей с праздничным подносом в руках. Вот-вот красавица преподнесёт заздравную чашу долгожданному гостю. У молодицы румяное привлекательное лицо правильной формы. Соболиные брови подчёркивают большие выразительные глаза. Длинные густые ресницы прикрывают скромно полуопущенные долу тёмные очи. Прямой узкий нос и небольшой рот с нежными сочными губами делают лицо героини безусловно красивым. Девушка показана в роскошном национальном русском костюме. Голову венчает высокий ажурный кокошник, богато декорированный разноцветным стеклярусом. Высокий лоб украшает плетёная жемчужная завеса. Чаровница одета в шёлковую душегрею молочного цвета с богатой цветочной вышивкой, выполненной ярко-жёлтыми нитками. Сверху надет голубой распашной сарафан, орнаментированный белыми вставками. Завершают наряд многочисленные женские украшения: здесь и золотые серьги, и широкое ожерелье с крупными камнями, и жемчужные бусы, и нити из стекляруса. К.Е. Маковский написал портрет молодой аристократки, пожелавшей примерить на себя образ традиционной русской женщины в парадном костюме. Портрет позволяет познакомиться не только с обликом внешней русской красоты, но и передаёт нравственные составляющие женщины России: добродетельность, кротость, великодушие. |
|
слайд 10 |
IV Представление живописных портретов, выбранных учителем для написания сочинения — Для создания вами письменного портрета выбрала три работы художника с изображением детей-подростков. Выберете для описания внешности наиболее понравившийся. Каждый портрет – это не только изображение характерных внешних признаков, но и внутренний мир человека, его судьба: переживания и надежда, потери и удача. Вглядитесь в лица, постарайтесь рассказать о герое портрета как можно подробнее. Обращаю ваше внимание на каждый элемент картины: фон, задний план, окружающие предметы … |
слайд 11 |
|
Давайте поближе познакомимся с героями портретов.
— Художник написал портрет маленькой украинской крестьянки, с малых лет заботящейся о родителях, скорее всего остающихся ночевать во время жатвы прямо в поле, вот почему на закате девочка пришла туда с кувшином: пришло время вечерять – ужинать. |
|
слайд 12 |
— Во время своего путешествия по Италии Константина Маковского привлёк внимание мальчик, образ которого ему захотелось запечатлеть. Добротная, но небогатая одежда указывает на то, что скорее всего это сын лавочника или ремесленника. |
|
слайд 13 |
— Селёдочница — это девушка, которая разносит и продаёт рыбу. Эту картину мастер написал в Санкт- Петербурге. Можно только догадываться, сколько времени проводят её руки в холодной балтийской воде или разъедающем кожу рук рассоле, какие расстояния приходится ей проходить с тяжёлой ношей на плечах. |
|
слайд 14 |
V Ознакомление с планом сочинения Вы получили план описания с лексическим справочником. I Представление героя портрета . Что бросается в глаза?(Общее впечатление) |
Изображён, написан, показан, выполнен. Герои: девчушка, парнишка. |
|
II Фигура героя 1)Возраст 2) Описание позы (рук) |
Изображен (а) стоящей (им), согнутая в локте рука величественная, напряжённая, изящная, красивая, живописная, странная, непринуждённая, удобная, неудобная… |
|
III Описание лица 1)особенности лица 2)глаза (их выражение, взгляд), брови, ресницы 3)описание рта 4)описание щёк, носа 5)описание причёски ( цвет, длина волос), головного убора |
Лицо: правильной формы, круглое, длинное — вытянутое, широкое-узкое, измученное, изумлённое, сосредоточенное, передаёт внутреннее состояние… Глаза: тёмные-светлые, лучистые, бездонные, блестящие, раскосые, со смешинкой, настороженные, усталые, открытые, изучающие, беспокойные, внимательные, недоверчивые…выражают изумление, широко смотрят в мир Брови: изогнутые дугой, резко очерченные, приподнятые, придающие глазам особую выразительность, широкие-узкие… Рот: плотно сжатый, обнажающий ослепительно белые зубы, приоткрытый… Щёки: румяные — бледные, пухлые — впалые Нос: прямой, с горбинкой, курносый или вздёрнутый, узкий-широкий … Волосы: светлые-тёмные, густые – редкие, пышные- прилизанные, волнистые, кудрявые, соломенные, рыжеватые, русые … |
|
IV Описание одежды |
Человек ОДЕТ, на него НАДЕТА одежда |
|
V Предполагаемый образ жизни героя Какие признаки портрета на это указывают? Какое отношение испытывает художник к герою на портрете? Твоё отношение к герою портрета. |
Представляю, кажется, может быть, надеюсь, можно предположить. |
— Пожалуйста, изучите его содержание, отметьте те слова и
выражения, которые могут вам помочь при написании творческой работы.
— При цветовом описании не путайте понятия «цвет» и «оттенок».
слайд 15
Приложение Раздаточный материал
I Представление героя портрета .
Что бросается
в глаза?(Общее впечатление)
Изображён, написан, показан, выполнен.
Герои: девчушка, парнишка.
II Фигура героя
1)Возраст
2) Описание позы
(рук)
Изображен (а) стоящей (им), согнутая в локте рука
величественная, напряжённая, изящная, красивая, живописная, странная, непринуждённая, удобная, неудобная…
III Описание лица
1)особенности лица
2)глаза (их выражение, взгляд), брови, ресницы
3)описание рта
4)описание щёк, носа
5)описание причёски ( цвет, длина волос), головного убора
Лицо: правильной формы, круглое, длинное — вытянутое, широкое-узкое, измученное, изумлённое, сосредоточенное, передаёт внутреннее состояние…
Глаза: тёмные-светлые, лучистые, бездонные, блестящие, раскосые, со смешинкой, настороженные, усталые, открытые, изучающие, беспокойные, внимательные, недоверчивые…выражают изумление, широко смотрят в мир
Брови: изогнутые дугой, резко очерченные, приподнятые, придающие глазам особую выразительность, широкие-узкие…
Рот: плотно сжатый, обнажающий ослепительно белые зубы, приоткрытый…
Щёки: румяные — бледные, пухлые — впалые
Нос: прямой, с горбинкой, курносый или вздёрнутый, узкий-широкий …
Волосы: светлые-тёмные, густые – редкие, пышные- прилизанные, волнистые, кудрявые, соломенные, рыжеватые, русые …
IV Описание одежды
Человек ОДЕТ, на него НАДЕТА одежда
V Предполагаемый образ жизни героя
Какие признаки портрета на это указывают?
Какое отношение испытывает художник к герою на портрете?
Твоё отношение к герою портрета.
Представляю, кажется, может быть, надеюсь, можно предположить.