Урок развития речи в 7 классе. Описание внешности человека по портрету К. Маковского

по подготовке к написанию сочинения-описания в 7 классе.

Описание внешности человека по портрету,

написанному Константином Егоровичем Маковским

Тип урока:

урок открытия нового знания. Развитие речи.

Содержательная цель:

создание условий для подготовки к сочинению-описанию живописного портрета

Деятельностная цель:

формирование у учащихся умений реализации новых способов действия

Задачи урока

Образовательная: научиться писать сочинение-описание внешности человека; познакомиться с жизнью и творчеством К.Е. Маковского; узнать об особенностях описания внешности человека в живописных произведениях и словесно.

Развивающая:

развивать эмоциональную сферу учащихся посредством языковых явлений; развивать умение логически мыслить, сравнивать, обобщать;

развивать умение отмечать индивидуальные, особые черты внешности человека.

Воспитательная:

интерес к живописи; стремление к речевому самосовершенствованию.

Оборудование:

Ход урока

I Вступительная беседа

— Константин Егорович Маковский – блестящий русский живописец.

Мир Маковского — художника, гражданина своей страны, этнографа, путешественника — широк и разнообразен: здесь и полотна на исторические темы, и сюжетные зарисовки, и жанровые сцены, и портреты.

Оборудование  1

слайд 1

слайд 3,4

-Картины мастера – настоящий экскурс в историю российского государства с её самобытными личностями, уникальным бытом, национальными предметами и вещами.

слайд 5, 6

-Особое внимание Константин Егорович уделял изображению деталей интерьера, костюма, украшения. Для абсолютной достоверности в создании исторического образа использовал диковинки отечественной старины, которые скупал у коллекционеров, находил в захолустных селениях.

Оборудование  2

слайд 7

-Портреты Маковского потрясают «живостью» героев. Известно, что художник работал с натурой лишь однажды, стараясь работать очень быстро.

-Он писал: «Я понял… что надо писать сразу. Только таким порядком и можно воспроизводить натуру жизненно и верно… Надо писать сразу; но необходимо вперед понять натуру, изучить ее; необходимо вперед поработать мозгами, а затем уже писать…»

слайд 8

-Уже при жизни стал всемирно известным художником. Именно он был приглашён в США для написания портрета американского президента Теодора Рузвельта.

-Наследие великого русского мастера живописи велико и многогранно.

слайд 9

II Объявление темы урока, постановка цели перед учащимися

— Мы сегодня познакомимся с несколькими портретами художника и попробуем на основе живописного портрета создать словесный портрет – описание.

Тема урока: «Описание внешности человека по портрету, написанному К. Маковским»

Ваша цель: написать сочинение.

III Знакомство с возможным образцом написания сочинения

— Сегодня вы впервые будете выполнять подобную работу, поэтому я предлагаю вам познакомиться с готовым сочинением по картине Маковского «Боярышня с подносом»

Передо мной портрет молодой женщины, написанный художником К. Маковским.

Константин Егорович изобразил героиню портрета, стоящей с праздничным подносом в руках. Вот-вот красавица преподнесёт заздравную чашу долгожданному гостю.

У молодицы румяное привлекательное лицо правильной формы. Соболиные брови подчёркивают большие выразительные глаза. Длинные густые ресницы прикрывают скромно полуопущенные долу тёмные очи. Прямой узкий нос и небольшой рот с нежными сочными губами делают лицо героини безусловно красивым.

Девушка показана в роскошном национальном русском костюме. Голову венчает высокий ажурный кокошник, богато декорированный разноцветным стеклярусом. Высокий лоб украшает плетёная жемчужная завеса.

Чаровница одета в шёлковую душегрею молочного цвета с богатой цветочной вышивкой, выполненной ярко-жёлтыми нитками. Сверху надет голубой распашной сарафан, орнаментированный белыми вставками.

Завершают наряд многочисленные женские украшения: здесь и золотые серьги, и широкое ожерелье с крупными камнями, и жемчужные бусы, и нити из стекляруса.

К.Е. Маковский написал портрет молодой аристократки, пожелавшей примерить на себя образ традиционной русской женщины в парадном костюме. Портрет позволяет познакомиться не только с обликом внешней русской красоты, но и передаёт нравственные составляющие женщины России: добродетельность, кротость, великодушие.

Оборудование  3

слайд 10

IV Представление живописных портретов, выбранных учителем для написания сочинения

— Для создания вами письменного портрета выбрала три работы художника с изображением детей-подростков.

Выберете для описания внешности наиболее понравившийся.

Каждый портрет – это не только изображение характерных внешних признаков, но и внутренний мир человека, его судьба: переживания и надежда, потери и удача. Вглядитесь в лица, постарайтесь рассказать о герое портрета как можно подробнее. Обращаю ваше внимание на каждый элемент картины: фон, задний план, окружающие предметы …

слайд 11

Давайте поближе познакомимся с героями портретов.

  1. «Девочка с кувшином»

— Художник написал портрет маленькой украинской крестьянки, с малых лет заботящейся о родителях, скорее всего остающихся ночевать во время жатвы прямо в поле, вот почему на закате девочка пришла туда с кувшином: пришло время вечерять – ужинать.

Оборудование  4

слайд 12

  1. «Портрет итальянского мальчика»

— Во время своего путешествия по Италии Константина Маковского привлёк внимание мальчик, образ которого ему захотелось запечатлеть. Добротная, но небогатая одежда указывает на то, что скорее всего это сын лавочника или ремесленника.

Оборудование  5

слайд 13

  1. «Селёдочница»

— Селёдочница — это девушка, которая разносит и продаёт рыбу. Эту картину мастер написал в Санкт- Петербурге. Можно только догадываться, сколько времени проводят её руки в холодной балтийской воде или разъедающем кожу рук рассоле, какие расстояния приходится ей проходить с тяжёлой ношей на плечах.

Оборудование  6

слайд 14

V Ознакомление с планом сочинения

Вы получили план описания с лексическим справочником.

I Представление героя портрета .

Что бросается

в глаза?(Общее впечатление)

Изображён, написан, показан, выполнен.

Герои: девчушка, парнишка.

II Фигура героя

1)Возраст

2) Описание позы

(рук)

Изображен (а) стоящей (им), согнутая в локте рука

величественная, напряжённая, изящная, красивая, живописная, странная, непринуждённая, удобная, неудобная…

III Описание лица

1)особенности лица

2)глаза (их выражение, взгляд), брови, ресницы

3)описание рта

4)описание щёк, носа

5)описание причёски ( цвет, длина волос), головного убора

Лицо: правильной формы, круглое, длинное — вытянутое, широкое-узкое, измученное, изумлённое, сосредоточенное, передаёт внутреннее состояние…

Глаза: тёмные-светлые, лучистые, бездонные, блестящие, раскосые, со смешинкой, настороженные, усталые, открытые, изучающие, беспокойные, внимательные, недоверчивые…выражают изумление, широко смотрят в мир

Брови: изогнутые дугой, резко очерченные, приподнятые, придающие глазам особую выразительность, широкие-узкие…

Рот: плотно сжатый, обнажающий ослепительно белые зубы, приоткрытый…

Щёки: румяные — бледные, пухлые — впалые

Нос: прямой, с горбинкой, курносый или вздёрнутый, узкий-широкий …

Волосы: светлые-тёмные, густые – редкие, пышные- прилизанные, волнистые, кудрявые, соломенные, рыжеватые, русые …

IV Описание одежды

Человек ОДЕТ, на него НАДЕТА одежда

V Предполагаемый образ жизни героя

Какие признаки портрета на это указывают?

Какое отношение испытывает художник к герою на портрете?

Твоё отношение к герою портрета.

Представляю, кажется, может быть, надеюсь, можно предположить.

— Пожалуйста, изучите его содержание, отметьте те слова и

выражения, которые могут вам помочь при написании творческой работы.

— При цветовом описании не путайте понятия «цвет» и «оттенок».

слайд 15

Приложение Раздаточный материал

I Представление героя портрета .

Что бросается

в глаза?(Общее впечатление)

Изображён, написан, показан, выполнен.

Герои: девчушка, парнишка.

II Фигура героя

1)Возраст

2) Описание позы

(рук)

Изображен (а) стоящей (им), согнутая в локте рука

величественная, напряжённая, изящная, красивая, живописная, странная, непринуждённая, удобная, неудобная…

III Описание лица

1)особенности лица

2)глаза (их выражение, взгляд), брови, ресницы

3)описание рта

4)описание щёк, носа

5)описание причёски ( цвет, длина волос), головного убора

Лицо: правильной формы, круглое, длинное — вытянутое, широкое-узкое, измученное, изумлённое, сосредоточенное, передаёт внутреннее состояние…

Глаза: тёмные-светлые, лучистые, бездонные, блестящие, раскосые, со смешинкой, настороженные, усталые, открытые, изучающие, беспокойные, внимательные, недоверчивые…выражают изумление, широко смотрят в мир

Брови: изогнутые дугой, резко очерченные, приподнятые, придающие глазам особую выразительность, широкие-узкие…

Рот: плотно сжатый, обнажающий ослепительно белые зубы, приоткрытый…

Щёки: румяные — бледные, пухлые — впалые

Нос: прямой, с горбинкой, курносый или вздёрнутый, узкий-широкий …

Волосы: светлые-тёмные, густые – редкие, пышные- прилизанные, волнистые, кудрявые, соломенные, рыжеватые, русые …

IV Описание одежды

Человек ОДЕТ, на него НАДЕТА одежда

V Предполагаемый образ жизни героя

Какие признаки портрета на это указывают?

Какое отношение испытывает художник к герою на портрете?

Твоё отношение к герою портрета.

Представляю, кажется, может быть, надеюсь, можно предположить.