Конспект урока развития речи в 9 классе по картине И. Тихого «Аисты».
Задачи урока:
- Подготовить учеников к написанию сочинения-описания по картине;
-Провести лексическую работу, пополнить словарный запас детей, научить их правильно употреблять слова и выражения, помогающие раскрыть тему, повторить, что такое прямое и переносное значение слова;
-Научить детей «прочитывать» картину как текст, замечать в ней детали, композицию, краски, понимать замысел художника и те художественные приемы, которыми он пользовался;
-Познакомить ребят с искусствоведческими терминами (композиция, тон, оттенок, художественная деталь;
- Активизировать интерес детей к изобразительному искусству;
- Способствовать речевому развитию учеников.
Оборудование:
- Репродукция картины;
- Портрет художника.
Планируемые результаты.
В ходе урока ребята должны приобрести следующие знания и умения:
- Составлять сочинение-описание по картине;
- Воспринимать художественный замысел и способы его воплощения;
- Подбирать подходящие слова для описания живописного полотна.
Ход урока
1.Вступительное слово учителя.
Ребята, сегодня мы с вами будем учиться писать сочинение-описание по картине. Посмотрите на репродукцию. Здесь представлено полотно русского художника Ивана Тихого «Аисты».
Краткий рассказ о жизни и творчестве художника.
2.Подготовка к написанию плана сочинения.
Ребята, мы с вами будем рассматривать картину, обсуждать ее и записывать пункты плана сочинения. Давайте вспомним, из каких основных частей состоит сочинение (вступление, основная часть, заключение).
3.Рассказы учеников «Что я вижу на картине»
Вызываются 2-3 ученика, которые хотят рассказать о том, что они видят на холсте, какое впечатление произвела на них картина.
Описание картин великих художников
... верящим в чудо. Сочинение: описание картины Г.Г. Мясоедова "Страдная пора. Косцы." Мясоедов Григорий Григорьевич был одним из самых самобытных и оригинальных, истинно самобытных русских художников. О том, что ... холод, нужда - вот что ожидало большую часть детей. Во многих семьях детей попросту не могли прокормить, даже если ребята трудились наравне со взрослыми. Считалось большой удачей, если ...
После выступлений учащихся учитель говорит следующее: «Все правильно, ребята. На картине мы видим зеленый луг и небо, на фоне которого аисты взмывают в воздух. А теперь давайте подумаем, какое настроение хотел передать художник, какими художественными приемами он пользовался».
4.Изучаем картину.
К какому жанру относится данное полотно? Пейзаж., Какова композиция картины.
Передний план («главные герои» — аисты), задний план (фон, картина русской природы, высокое прозрачное небо, изображение которого занимает большую часть холста).
Особенность композиции – очертания аистов и облаков повторяют друг друга.
Колорит картины
Яркие краски, преобладание голубых, зеленых и желтых тонов создают летнее настроение. Картина создает ощущение простора, свежести, свободы.
Художественные детали
Как передано движение аистов? Аисты изображены в момент взлета. Художнику удалось передать движение, силу, стремление птиц ввысь.
5.Подбираем слова для описания картины.
Ребята, какие слова вы бы использовали для описания картины? Учащиеся самостоятельно записывают слова, затем несколько ребят зачитывают свои записи вслух. Некоторые слова добавляет учитель.
Можно использовать следующие слова:
- пейзаж, композиция, настроение, выразительные средства;
-небо – высокое, голубое, чистое; облака – плывущие, легкие, подвластные ветру; аисты – красивые, сильные, свободные, грациозные.
6.Составляем краткий план сочинения.
Вступление
Основная часть. Что мы видим на картине. Какова композиция картины. Какими изобразительными средствами пользовался художник. Каково мое отношение к картине.
Заключение.
7. Составление устного рассказа по картине.
Пользуясь планом и подобранными словами, ученики составляют устный рассказ. 1-3 человека выступают со своим рассказом. После прослушивания класс дополняет рассказы.