Время, когда жил великий русский поэт М. Ю. Лермонтов, было сложным и противоречивым. Это было время великих исторических событий, время значительных перемен в жизни и взглядах русского общества. Поэт принадлежал к передовым людям того времени, поэтому первым откликнулся на все проблемы и трагедии современной ему жизни.
Трагизм и противоречивость эпохи наложили существенный отпечаток на творчество Лермонтова, которое исполнено грусти, тоски и чувства одиночества.
Мысли об одиночестве воплотились в целом ряде ярких образов. Это
и “парус одинокий”, белеющий среди бушующих волн, и сосна, стоящая “одиноко на голой вершине”, и одинокий утес, что “тихонько плачет… в пустыне”, и узник, не находящий в мире отрады своему ищущему, страдающему сердцу. “И скучно и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды”, – говорит поэт в знаменитом лирическом монологе. Те же мысли можно встретить во многих других его произведениях, к примеру, стихотворение “Одиночество”:
Как страшно жизни сей оковы Нам в одиночестве влачить.
Делить веселье – все готовы:
Никто не хочет грусть делить.
Один я здесь,
как царь воздушный,
Страданья в сердце стеснены,
И вижу, как, судьбе послушно,
Года уходят, будто сны…
Обостренное чувство одиночества у Лермонтова было тесно связано с нетерпимостью ко всякого рода несправедливостям, которыми было наполнено окружающее его общество, окружающая его жизнь. Причину своей отчужденности поэт видел в несправедливом устройстве мира, в котором человек вынужден утрачивать все, чем он дорожит.
Если же он сражается за свои идеалы, то обречен на одиночество и непонимание. Именно это произошло с самим Лермонтовым: независимость, любовь к свободе и справедливости, возможность мирного созерцания природы, склонность к самоуглублению и решению нравственно-этических проблем он был вынужден оплачивать утратой дружбы и холодом отчуждения.
Подобно герою поэмы “Демон”, автор страдает от противоречий, раздирающих все вокруг него. Он тоскует по гармонии, которая недоступна в этом мире. В понимании поэта гармония вообще недостижима, так как мир изначально расколот и существует в виде несоединимых противоположностей. Лермонтов не был добровольным изгнанником, странником, сознательно, по собственному желанию обрекающим себя на оторванность от окружающего мира, он постоянно испытывал стремление к общению.
Бродский — поэт не столько эмоций сколько мыслей
... мысль об одиночестве, мой друг. В этот период темой творчества поэта становятся любовь и смерть. Однако любовной лирики в традиционном смысле у Бродского ... самые неопределенные. В 1972 году Бродский вынужден был уехать в США, ... работаю. Я пишу стихи». Бродский не автобиографичен в сочинениях. Факты, события нарастают на ... жизни Иосиф Бродский все чаще выступал как англоязычный автор. Для раннего поэта ...
Это стремление отчетливо прослеживается во многих стихотворениях, таких как “На севере диком…”, “Узник”, “Сосед”, “Пленный рыцарь” и многих других. Но это стремление все время наталкивалось на многочисленные барьеры, почти непреодолимые в условиях сословно-иерархического государства. Лирический герой Лермонтова искренне и глубоко страдает от невозможности преодолеть вынужденное одиночество, он мечтает вырваться из трагического замкнутого круга, надеется обрести “душу родную”. Отчетливо об этом сказано в стихотворении “Как часто, пестрою толпою окружен…”:
И странная тоска теснит уж грудь мою:
Я думаю об ней, я плачу и люблю,
Люблю мечты моей созданье С глазами, полными лазурного огня,
С улыбкой розовой, как молодого дня За рощей первое сиянье.
Так царства дивного всесильный господин –
Я долгие часы просиживал один,
И память их жива поныне Под бурей тягостных сомнений и страстей,
Как свежий островок безвредно средь морей Цветет на влажной их пустыне.
Когда ж, опомнившись, обман я узнаю,
И шум толпы людской спугнет мечту мою,
На праздник незваную гостью,
О, как мне хочется смутить веселость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью!..
Стихи Лермонтова полны тоски и печали. Он грустит о том, что в жизни “и радость, и муки, и все так ничтожно”. Его существование отягощено неискренними, фальшивыми условиями жизни “высшего” общества.
Понимая, что не в силах в одиночку изменить этот мир, он стремится скрыться от него, убежать в “край чужой”, в надежде, что, может быть, там обретет покой: “Прости. Мой друг!.. как призрак я лечу в далекий край: печали я ищу…”
Ни в родной стране, ни на чужбине его не ожидает ничего, кроме той же тоски, грусти и одиночества. Но сознание собственного одиночества не отрывало поэта от жизни, не уводило его в мир отвлеченных мечтаний. Он восхищается окружающей природой, взволнован величием ночи, очарован торжественной тишиной и покоем, разлитым в воздухе. Только в природе возможна, по Мнению Лермонтова, та гармония и свобода, к которой он так стремится, но которой никогда не суждено достичь ему в мире людей.
В человеческом обществе нет тишины и покоя, в нем бушуют страсти и душевные тревоги – поэтому лермонтовскому герою “больно и… трудно”.
Тоска, одиночество, ожидание “холодного сна могилы” сопровождают поэта постоянно, даже тогда, когда он переживает волнения любовного чувства:
Пусть я кого-нибудь люблю:
Любовь не красит жизнь мою, – пишет он в стихотворении “Стансы” (“Гляжу вперед сквозь сумрак лет…”).
И эта тоска усиливается по мере того как автор познает жизнь – во всей ее несправедливости, неприглядности и трагичности.
Если в начале творческого пути в поэзии Лермонтова еще можно встретить романтические мотивы, надежду на светлое будущее, на счастье, на гармонию и умиротворение, то в более поздних произведениях поэт совершенно иначе смотрит на свою жизнь. Здесь уже нет и тени идеализации – ни прошлого, ни настоящего. И в будущее он смотрит уже не с надеждой, а “с боязнью”:
Лермонтов, жизнь и творчество
... лето возникает серьезный интерес Лермонтова к личности и поэзии "огромного" Байрона, которого поэт всю жизнь свою "достигнуть бы ... чувства и страсти достигают предельного напряжения. Отличные художественные средства обусловлены всем содержанием ранней лирики Лермонтова. Они ... тоска, пасмурная жизнь без любви и дружбы сладкой. Весною 1810 г. Благородный пансион преобразовывается в гимназию, и Лермонтов ...
Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской И, как преступник перед казнью,
Ищу кругом души родной…
Земле я отдал дань земную Любви, надежд, добра и зла;
Начать готов я жизнь другую,
Молчу и жду: пора пришла…
“Тьмой и холодом” объята душа поэта, его свободолюбивые стремления увяли “в бурях рока”, он осознал их безнадежность и несбыточность.
Наверное, самым близким образом для поэта, образом, в котором сильнее всего отразился характер автора, его мысли, стремления, идеал, является герой поэмы “Мцыри”, про которого критик
В. Г. Белинский говорил, что “это отражение в поэзии тени его собственной личности”. Вот почему хотелось бы закончить свое сочинение строками из этой великой поэмы Лермонтова:
Я знал одной лишь думы власть,
Одну – но пламенную страсть:
Она, как червь, во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла.
Она мечты мои звала От келий душных и молитв В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.
Я эту страсть во тьме ночной Вскормил слезами и тоской;
- Ее пред небом и землей Я ныне громко признаю И о прощенье не молю.
Эта страсть – стремление к свободе, независимости, которой так и не нашел поэт в жизни. Эта страсть и невозможность ее реализации и вели Лермонтова путем тоски и одиночества.