Петербург занимает особое место в творчестве Ф.М. Достоевского. Этот необыкновенный романтичный город прекрасных дворцов и площадей, тающий в дымке белых ночей, мог бы стать местом действия истории прекрасной любви и благородных чувств, но реальность, окружающая писателя такова, что на страницах его произведений живет, задыхается, бьется в конвульсиях совершенно другой Петербург.
Вместо очарования белых ночей — туманы и промозглая сырость, вместо блеска дворцов — облупленные стены и вонючие подъезды, вместо звенящих струй фонтанов — угрюмая серость невской воды.
Автор уверен: в этом городе нельзя быть счастливым, более того в нем нельзя просто достойно жить. Неслучайно в романе практически нет описаний природы и достопримечательностей города. А интерьер помещений напоминает скорее сараи или гробы, чем уютное человеческое жилье.
Беспросветная бедность кричит о себе грязными лестницами, вонючими улочками, дворами-колодцами, в которых задыхаются больные и несчастные обитатели. Действие романа происходит летом, но даже несмотря на духоту и зловоние, читателя не оставляет ощущение промозглого и сырого города.
Многие сцены Достоевский выносит на улицу под унылое северное небо, равнодушно взирающее на гибель Мармеладова под колесами проезжающего экипажа, страдания чахоточной Катерины Ивановны, муки Свидригайлова, решившего свести счеты с жизнью.
Петербург сводит с ума героев и ведет к гибели
Петербург Достоевского болен так же, как и герои романа, страдающие от недугов физических, нравственных и душевных. Неслучайно, доминируюшим цветом произведения становится навязчивый желтый цвет безумия.
Желтые обои и обивка мебели, больное испитое желтое лицо Мармеладова, вызывающе желтый перстень Лужина и убогая каморка Раскольникова тоже в желтом цвете.
Неудивительно, что в этой атмосфере рождаются больные безумные мысли и чудовищные теории, а растущее напряжение неизбежно должно окончиться трагедией.
Автор пытается достучаться до сердца читателя, рисуя ужасающую картину обыденной действительности, в которой день за днем живут и страдают его герои.
Образ Петербурга в творчестве А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского
... Петербург оживает в произведениях Пушкина, Гоголя, Достоевского, Блока, Ахматовой. Улицы и площади Петербурга - это не просто место действия. Город ... «побеждаемой стихии». Сначала автор сравнивает ее с ... петербург пушкин достоевский гоголь Судьбы людей оказываются зависимы от сил и буйства стихии. Наводнение с его слепой неразборчивостью отнимает у Евгения самого близкого человека, и жизнь героя ...
Ведь такая жизнь недостойна человека. Не может существо мыслящее, наделенное божественной душой прозябать в нищете и унижениях.
У человека должна быть вера, любовь, надежда на счастье, которые погребены мрачной и суровой громадой петербургских улиц. Именно поэтому судьбы героев романа трагичны: большая часть из них погибает или попадает под суд.
Пример жизни петербургских бедняков — семья Мармеладовых
Яркой иллюстрацией петербургского быта является семья Мармеладовых. Город не оставляет ни единственного шанса на спасение их из бездны нищеты. Опустившийся отец осознает свою вину перед семьей, но лишь глубже погружается в пропасть отчаяния, которое пытается утопить в вине.
Жалкие попытки Сони хоть как-то прокормить младших детей приводят девушку на панель. А тающая в безжалостной чахотке Катерина Ивановна живет лишь воспоминаниями о прошедшей благополучной жизни.
Впереди тупик и отчаяние. И никто из них вместе с читателем не задается вопросом: «Как изменить ситуацию?». Печальный конец лишь вопрос времени.
Достоевский взывает к нашей жалости и состраданию, но эти чувства совсем забыты его персонажами. Нищета, голод, пороки и неизбежные преступления — в таком Петербурге развивается действие романа «Преступление и наказание».