Анималистические сказки (от лат. animal – животное) необычны прежде всего тем, что их главные герои — люди и животные — сосуществуют как равные, равноправные жители планеты Земля. Сказки о животных – один из древнейших фольклорных жанров
В русской народной “животной” сказке взаимно отражают друг друга два мира – мир людей и мир зверей. Сказки о животных “вводят человека в круг первых жизненно важных представлений, объясняют сущность многих явлений, знакомят с характерами и взаимоотношениями людей”(4).
Нами использованы такие методы, как изучение и сравнение сказок, знакомство со справочникам, анализ собранного материала, систематизация и классификация особенностей сказочных животных.
Я поставила следующую цель : выявить основные черты характера лисы. научиться составлять сиквейны к анималистическим сказкам с участием лисы и её прототипу из живой природы.
В процессе исследования я решала следующие задачи:
1) глубже изучить и проанализировать сказки о животных;
2) выявить особенности сказочного животного – лисы;
3) классифицировать основные черты характера лисы и сопоставить их с чертами характера человека;
4) составить викторину
Как можно представить себе народные сказки без образа лисы?
Во многих сказках главный герой – лиса: лиса Патрикеевна, лисица- маслена губица, лиса- кумущка, Лисафья. Она очень хитра и изобретательна: обманывает мужика, прикинувшись мертвой; чуть не губит волка, научив его ловить рыбу хвостом; выгоняет зайца из лубяной избушки; меняет скалку на гусочку, гусочку на овечку, овечку на бычка. Лиса выходит замуж за Кота- воеводу и хочет стать во главе всех зверей; пытается научиться летать. Лиса- притворщица, воровка, обманщица, злая, льстивая, злопамятная, ловкая, мстительная, хитрая, жестокая. Во всех сказках она всюду верна себе. Так ли происходит в природе?
Своим исследованием мы постараемся ответить на эти вопросы.
^
Прежде, чем начать исследование, нужно тщательно подготовиться. Я решила выяснить, что такое сказка как жанр устного народного творчества. Если к слову «сказка» подобрать однокоренные слова, то получится следующий ряд: сказка — сказ – сказывать – рассказывать – рассказ. То есть сказка – это то, что рассказывается , это услышанный рассказ о чём-то интересном как для исполнителя, так и для его слушателей.
Герои русских народных сказок о животных и их роль в становлении ...
... героев в русских народных сказках влияет на становление национального характера, что и является целью данной работы. Лиса в сказках о животных Одна из наиболее знаменитых сказок с участием лисы - Сказка о лисице и волке. В русских народных сказках о животных противником ...
За толкованием слова «сказка» я обратилась к различным словарям и справочникам и выбрала на мой взгляд самые точные определения:
1).
В книге для чтения «Маленькая дверь в большой мир»(2) в кратком словарике литературоведческих терминов дано следующее значение: « Сказка – произведение устной народной словесности. Это повествование о вымышленных и невероятных событиях».
2).
В «Словаре русского языка» С.И Ожегова (3) следующее объяснение: Сказка – 1.Повествовательное,обычно народно-поэтическое, произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил. 2. Выдумка, неправда, ложь (разг.)»
3).
Из «Большого толкового словаря современного русского языка» Д.Н.Ушакова (5) я узнала следующее: «Сказка – повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях».
результате
Анималистическая сказка – это сказка с участием главных персонажей — животных.«Анимализм (от лат. animal – животное), подход к изучению человека и общества, ищущий объяснений в биологическом происхождении человека и в его связи с миром животных(7)
добра над злом.
Появлению сказок о животных предшествовали связанные с поверьями рассказы, в которых действовали будущие главные герои сказок о животных. Эти рассказы ещё не имели иносказательного смысла. В образах животных изображались именно животные.У рассказов было жизненное назначение: они давали советы, учили людей, как надо относится к зверям.
имеют право
Я составила список сказок с участием лисы, постаралась исследовать их. (Приложение 1) Данные занесла в таблицу. (рис.1)
Рис.1.
-
-
Прочитанные сказки
Количество
Русские народные сказки
20
Сказки народов России
1
Сказки народов мира
2
Литературные (авторские) сказки
4
Литературные произведения из учебников Р.Н.Бунеева и Е.В.Бунеевой
4
Всего:
31
-
^
Главным действующим лицом сказок этих сказок является лиса. Ей приписываются некоторые человеческие качества: способность думать, говорить и разумно действовать.
Её образ постоянный. Она рисуется как лжвая, хитрая обманщица: обманывает мужика, прикинувшись мёртвой («Лиса крадёт рыбу из саней»); обманывает волка («Лиса и волк»); обманывает петуха («Кот, петух, и лиса»); выгоняет зайца из лубяной избы («Лиса и заяц»); меняет гусочку на овечку, овечку на бычка, крадёт мёд («Медведь и лиса»).
Во всех сказках она льстивая, мстительная, хитрая, расчётливая, злопамятная, ловкая, жестокая. Народ наделил её разными именами: Лиса Патрикеевна, лисичка-сестричка, лисица – масляна губица, лиса – кумушка, Плутовка, Лисафья.
Таким образом, лиса имеет свой характер, свои отличительные черты, но все они олицетворяют человека и особенности его склада (13).
Мы классифицировали черты характера человека, воплощённых в сказочном образе лисы
Таблица 2
-
№ п/п
Черты характера человека, воплощённых в сказочном образе
Примеры сказок
1
хитрость, двуличность
«Лисичка-сестричка и волк»
«Росомаха и лисица»
«Лиса-лапотница»
2
ненасытность,
«Лиса и заяц»
3
мстительность
«Медведь и лиса»
4
жадность
«Лиса и кувшин»
5
ласковая, добрая
«Снегурушка и лиса»
«Волк и лис»
6
притворщица, подлиза
«Лиса и волк» «Лиса и медведь»
7
злая
—
8
пронырливость
«Лиса и дрозд»
9
лживость
«Заюшкина избушка»
10
плутовство, лукавство
«Мужик, медведь и лиса»
11
лесть
«Петушок-золотой гребешок»
12
скупая, ленивая
«Лиса- исповедница»
13
воровка
«Кот, петух и лиса»
14
трусиха
«Петушок-золотой гребешок»
Из данной таблицы видно, что лиса в сказках не только представитель человеческих пороков (жадности, глупости, трусости, хвастовства, плутовства и проч.), но видны её положительные черты характера человека (заботливость, храбрость воина, защитника, благородство, мужество).
^
Какова лиса в природе? Хитрая и везучая, как в сказке, или нуждается в защите?
Изучив научные статьи о поведении лисы в природе (12), я узнала следующее.
мало соответствует
Пользу в природе она приносит великую- не только из-за меха, но уничтожает мелких грызунов.
Значит, в действительности сказочный образ лисы и образ в природе во многом не совпадают. Так что зря лисице приписывают столько отрицательных качеств!
^
Было проведено анкетирование «Сказки о лисе» среди 24 одноклассников, которое показало.
Любят сказки анималистические – 12 уч., бытовые- 5 уч., волшебные- 7 уч.
Самые популярные сказки о лисе были названы: «Кот, петух и лиса»- 15 уч., «Как петух лису обманул» — 19 уч..«Петушок-золлотой гребешок»- 8 уч. «Серая шейка»- 6уч., «Заюшкина избушка» — 6 уч. «Лиса и журавль»- 5 чел., «Лиса и рак»- 7 чел.., «Лиса и волк»- 6 чел.
отрицательные
-
^
Изучив так подробно черты характера и повадки лисы, я смогла составить сиквейны к некоторым народным, литературным сказкам, и для сравнения — к научной статье о лисице. (Приложение II)
Слово «синквейн» происходит от французского слова, которое означает пять. (Синквейн — это своеобразное стихотворение, состоящее из пяти строк. Правила написания сиквейна даны в приложении III.
-
Заключение
Значение народных сказок о животных в жизни человека велико. Мы не можем без сказок жить, потому что они являются проводником во взрослую жизнь. Сказки не только развивают в нас положительные черты характера, но и формируют его, учат нас своими примерами, воспитывают. Они способствуют нравственному развитию человека. Недаром А.С. Пушкин говорил: «Слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки воспитания», «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!», «Сказка — ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!»…
Анализируя сказки с участием лисы, я пришла к выводу, что:
1.Для детского чтения создано достаточно большое количество сказок с участием кумушки-лисы.
2. Как литературный герой, она наделена своими отличительными чертами характера.
3. Эти черты так укрепились за ней, что стали постоянными эпитетами, характеризующими животное, вошли в состав постоянных сравнений, выступают именами нарицательными в образной речи человека; Например, «рыжая плутовка» «не солоно нахлебавши», «битый небитого везет» и т.д.
4. Воплощённые в животных признаки, характеризуют человека, то есть, читая русские народные сказки о животных, мы под каждым из них подразумеваем людей с определённым складом натуры, то есть это сказки – иносказания.
5. Сказки о лисе любят все дети (по итогам анкетирования) . Не смотря на то что она показывает отрицательный пример.
6.Составление сиквейна к сказкам помогает развить поэтические способности, творческое воображение.
^
^
Интернет- источники ресурсы
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/obraz-lisyi-v-skazkah/
Приложение I.
Список сказок, где главный герой – Лиса
^
-
Лиса и волк.
-
Терем-теремок.
-
Мужик, медведь и лиса.
-
Петушок золотой гребешок.
-
Лиса-повитуха.
-
Как лиса волку шубу шила.
-
Лиса и журавль.
-
Лиса и тетерев.
-
Лиса и лапоть.
-
Лиса и козёл.
-
Волк , лиса и тетерев.
-
Как лиса училась летать.
-
Кот и лиса.
-
Лиса и дрозд.
-
Лиса и кувшин.
-
Лиса-исповедница.
-
Овца, лиса и волк.
-
Снегурушка и лиса.
-
Кот, петух и лиса.
-
Заюшкина избушка.
^
^
-
Серая шейка (Д.Мамин-Сибиряк).
-
Лиса и медведь (В.Даль).
-
Лиса-лапотница (В.Даль).
-
Волк и лис (братья Гримм).
^
-
Золотой ключик, или приключения Буратино (А.Толстой).
-
Лиса и рак (Русская народная сказка)
-
Как петух лису обманул (Латышская сказка)
-
Кот и лиса (Русская народная сказка. В обработке А. Толстого))
Приложение II.
-
Составление синквейна к сказке «Заюшкина избушка».
-
Лиса
-
Хитрая лживая
-
Захватывает, выгоняет, пугается.
-
Друзья приходят на выручку зайцу.
-
Наказана
2. Составление синквейна к сказке «Лиса и журавль»
-
Лиса.
-
Хитрая, расчетливая
-
Подружились, приглашает, проигрывает
-
Хозяйка осталась несолоно нахлебавшись
-
Кумушка-голубушка.
3. Составление синквейна к латышской сказке «Как петух лису обманул»
-
Лиса.
-
Проворная , несчастная.
-
Хватает, убегает, ругается.
-
Петух обманул великую обманщицу.
-
Обманутая.
4. Составление синквейна к научной статье.
1. Лисица
2. Осторожная, заботливая
3. Крадется, ухаживает, выслеживает.
4. Охотиться предпочитает только ночью
5. Животное.
Приложение III