Фадеев своеобразно изобразил гражданскую войну. Дело в том, что он не столько уделял внимание стратегическим подробностям и батальным сценам, сколько показывал ход войны, отраженный в развитии характеров. Этот необычный подход оказался успешным, дав вполне правдивую картину войны; ведь в ней участвуют люди, а человеческая душа всегда чутко реагирует на внешние события. Не столь важна была борьба партизан с врагами, сколь борьба героев с самими собой. Чем драматичнее складывались внешние обстоятельства, тем острее была и внутренняя борьба героев.
Первые несколько глав романа — завязка. Читатель знает, что идет война, что отряду грозит опасность, но все это пока не воспринимается всерьез. В начале романа Фадеев очерчивает круг действующих лиц, описывает их основные качества. Полностью характеры будут раскрыты лишь ближе к финалу, после тяжких испытаний, выпавших на долю партизан.
Действие начинает разворачиваться крайне динамично после того, как Ле-винсон получает указание «сохранить отряд как боевую единицу». С этого момента читатель видит отряд в бесконечных переходах и борьбе с наседающим врагом. Но Фадеев уделяет внимание не столько сценам боев (по сути, у него подробно описан лишь самый последний бой), сколько минутам отдыха: привалам, ночевкам. Лицо войны явственно открывается нам именно в этих «мирных» картинах.
Общая обстановка такова: партизаны мечутся по долине, все селения заняты противником, каждая крошка хлеба добывается с боем. Люди делаются все черствей, злей, ожесточенней. Самые болезненные решения приходится принимать не в бою.
В главе «Страда» драматичные сцены (все — в перерывах между боями) следуют одна за другой. Сначала — случай с глушением рыбы. Левинсон, заставив иарня полезть за рыбой в ледяную воду, показал себя талантливым командиром. У окружающих не было к нему сочувствия в эту минуту, но зато они почувствовали силу и авторитет Левиисона. А у читателей, в свою очередь, не осталось ни малейшего сомнения в том, что точно так же решительно поведет себя Левинсон в бою, более того, заставит весь отряд действовать столь же решительно.
Затем следует эпизод на корейской фанзе. Левинсон забирает свинью у целующего его ноги человека, зная, на нем лежит ответственность за жизнь многих людей. Благородство и стальная воля командира проявились здесь со всей силой: выбирая между маленькой судьбой маленького человека и великой судьбой революции, Левинсон, не колеблясь, выбрал последнее, ведь от этого зависело счастье многих люден» в том числе таких, как этот кореец. Гражданская война не давала, в сущности, права выбора. Командир должен быть непреклонен, ведь он распоряжается судьбой не одного отряда, а целой страны. Война, как может показаться, не делает Левинсона жестоким, а, напротив, выявляет его высшую человечность.
Петя Ростов в партизанском отряде (Война и мир)
... чужие амбиции не должны рассчитываться жизнями молодые люди, делающие первые самостоятельные шаги в жизни. ` Петя Ростов в партизанском отряде (Война и мир) ... к жестокости, бесчеловечности и бессмысленности войны, ведь последствиями всего этого являются люди, а точнее, их гибель. Сочинение 2 Детство Пети Ростова прошло в кругу семьи, где поддерживалась атмосфера ...
Жестокие законы войны и непререкаемая гуманность Левинсона ярко проявились в сцене с Фроловым, которая потрясает своим внутренним драматизмом. Хоть Левинсон и железный человек, но и он не решается прямо сказать, что намерен предпринять. Решение убить Фролова — трудное, но самое верное. Ни один человек не осудил Левинсона, кроме Мечика, который не видел в этом ничего, кроме преднамеренного убийства. Но такова война — беспощадная и равнодушная ко всем. Она диктует свои правила и не позволяет отступать от них, по она и отсеивает самых слабых и проявляет не только все пороки, но и все достоинства. Даже в войну можно оставаться Человеком в том высоком смысле, какой вкладывал в это слово Горький.
Немаловажную роль в воссоздании полноценной картины гражданской войны играют последние сцены: разведка Метелицы, Морозки с Мечиком, переход через трясину, заключительный бой.
Эпизод с Метелицей дал автору возможность показать войну «с изнанки» со стороны врага. И враги предстают не «злыми» в противовес «добрым» партизанам, а точно такими же людьми. Просто в понимании Фадеева эти люди борются за неправое дело. Кстати, в сцене, когда Метелица находится в тылу врага, особенно поражает молчание маленького пастушонка перед множеством офицеров и толпой народа. Из таких мелких, порой незаметных деталей и складывается всеохватная картина войны.
Только на последних страницах автор наконец разворачивает перед нами картину боя, хотя раньше подобные сцены оставались «за кадром». И надо признать, что описание битвы не оставляет равнодушным после того, как читатель привык к психологическим сценам и редким выстрелам. Действие начинает разворачиваться головокружительно быстро и динамично, война уже не прячет своего лица.
Наконец, завершающий штрих в изображение войны вносят последние две главы. Во-первых, это сцена перехода через трясину. Фадеев показал, что армия держится на таких людях, как Левинсон. Левинсоны никогда не отступают, всегда ищут выход — и находят его. Во-вторых, разведка Мечика и Метелицы. В любой войне есть предатели и трусы, а есть герои, но предателей, как правило, гораздо меньше. Так же и Мечик — один на отряд, а таких, как Морозка, — десятки.
Финал романа драматичен: в живых остаются лишь девятнадцать человек, причем война не щадит лучших и оставляет в живых далеко не самых положительных героев. Зато становится совершенно ясным: людей, подобных Левинсону, нельзя победить. Он, Бакланов, Морозка, Метелица, Дубов, Гои-чаренко — люди, делающие войну во имя одной-единственной цели — победы коммунизма. Они умеют мирно работать, но если война призвала под свои знамена — идут воевать. Возможно, придется поступиться своими привычками, забыть старые привязанности, ужесточить моральные нормы. Однако главное в войне — не поступаться основными принципами, ради которых пошли воевать. В этом — залог победы.
Помогло сочинение? Потыкай кнопки ↓ | ||
|
Читайте также: