В романе «Обломов», Гончаров затронул проблемы, которые выдвинуло время, и показал реальное состояние русского дворянского общества в пореформенный период в России.
Роман “Обломов” — это роман о герое и о явлении, породившем этого героя, — “обломовщине”.
Исследование обломовщины во всех ее проявлениях сделало роман Гончарова бессмертным. Главный герой — Илья Ильич Обломов, потомственный дворянин, умный, интеллигентный молодой человек, получивший хорошее образование и мечтавший в юности о бескорыстном служении России. Чтобы понять причины возникновения такого явления, как обломовщина, нужно вспомнить “Сон Обломова”. В нем Илья Ильич видит своих родителей, свою родовую усадьбу и весь ее быт. Это был быт, который не менялся десятилетиями; все, казалось, замерло, заснуло в этой усадьбе; жизнь шла неторопливо, размеренно, лениво и сонно. Ничто не нарушало быта Обломовки. При описании жизни помещичьей усадьбы Гончаров часто употребляет слова “тишина”, “застой”, “покой”, “сон”, “молчание”. Они очень точно передают саму атмосферу дома, где жизнь протекала без изменений и волнений от завтрака до обеда, от послеобеденного сна до вечернего чая, от ужина — снова до утра, где самым запоминающимся событием было то, как Лука Савельич неудачно съехал зимой с горки на салазках и расшиб себе лоб. Можно сказать, что быт обломовцев определялся одним словом — “застой”, это было типичное существование русской провинциальной помещичьей усадьбы, и Гончаров не выдумал ее: он сам вырос в такой семье.
Гончаров суров и непреклонен в анализе участи своего героя, хотя писатель и не замалчивает добрых его качеств. “Началось с неуменья надевать чулки и кончилось неуменьем жить”.
Обломовщина — это не только сам Илья Ильич Обломов. Это и крепостная Обломовка, где начинал свою жизнь и воспитывался герой; это и “Выборгская Обломовка” в доме Агафьи Матвеевны Пшеницыной, где Обломов закончил свое бесславное поприще; это и крепостной Захар, с его рабской преданностью барину, и сонмище жуликов, проходимцев, охотников до чужого пирога (Тарантьев, Иван Матвеевич, Затертый), сновавших вокруг Обломова и его даровых доходов. Крепостной строй, порождавший такие явления, говорил всем своим содержанием роман Гончарова, был обречен на гибель, его уничтожение стало насущным требованием эпохи.
Не смогла пробудить у Обломова интереса к жизни и любовь прекрасной девушки, Ольги Ильинской. “Поэма любви” с ее страстями, взлетами и падениями кажется герою “претрудной школой жизни”. Обломов пугается тех высоких свойств души, которыми он должен обладать, чтобы стать достойным любви девушки. Ольга, тщетно пытаясь спасти своего возлюбленного, спрашивает его: “Что сгубило тебя? Нет имени этому злу…” — “Есть… Обломовщина”,— отвечает Илья Ильич. Гораздо боль ше устраивает Обломова другой вариант взаимоотношений. Свой “идеал” он находит в лице Агафьи Матвеевны Пшеницы-ной, которая, ничего не требуя от предмета своей любви, во всем старается ему потакать.
Роман И.А.Гончарова «Обломов»: национальное и общечеловеческое в романе
... милой Дании есть много обломовщины». Роман И.А.Гончарова «Обломов»: национальное и общечеловеческое в романе. Гончаров Иван Александрович (1812-1891) Обломов — общечеловеческий тип. Роман «Обломов» был задуман И.А. Гончаровым ещ ... Ильи Ильича Обломова. Гончаров вводит своего героя в разные ситуации, чтобы в максимальной степени показать все недостатки и преимущества обломовского типа. Илья Ильич ...
Возможно, истоки трагедий обоих героев кроются в воспитании. Виной неестественности Штольца является “правильное”, рациональное, бюргерское воспитание.
Жизнь, похожая на сон, и сон, похожий на смерть, — вот судьба главного героя романа.
“Голубиная душа” Обломова решительно отрицает мир фальшивой активности, враждебной человеку, жизни, природе,— прежде всего мир активного буржуазного дела, мир всякого хищничества и подлости. Но сама эта душа, как показывает Гончаров, в своей слабости выступает враждебной жизни стихией. В этом противоречии —действительное бессмертие трагического образа Обломова.
Понятие “обломовщина” стало нарицательным для обозначения всяческой косности, инертности и застоя.
ЧТО ТАКОЕ ОБЛОМОВЩИНА? В своем романе «Обломов» И.А. Гончаров поведал нам историю о том, «как лежит и спит добряк-ленивец Обломов и как ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его…» — писал Н. А. Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?». «Не бог весть какая важная история», — замечает критик, и тем не менее, считает роман Гончарова ценным приобретением для русской литературы. Ценным, потому что в этой истории «отразилась русская жизнь, в ней предстает перед нами живой, современный русский тип, отчеканенный с беспощадною строгостью и правильностью; в ней сказалось новое слово нашего собственного развития, произнесенное ясно и твердо, без отчаяния и без ребяческих надежд, но с полным сознанием истины. Слово это — обломовщина; оно служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни, и оно придает роману Гончарова гораздо более общественного значения, нежели сколько имеют его все наши обличительные повести». Добролюбов увидел в типе Обломова и в обломовщине нечто большее, чем просто удачное создание сильного таланта, он увидел в нем «произведение русской жизни,знамение времени».
Так кто же такой этот Обломов и почему именно его именем названо столь обширное явление русской жизни? Попробуем разобраться, совершив небольшую экскурсию по страницам его биографии.
Илья Ильич Обломов — дворянин, имеет чин коллежского секретаря. Когда ему было двадцать с небольшим лет, он приехал из Обломовки, родового имения, расположенного в одной из губерний, в Петербург и с тех пор безвыездно жил в столице. Мы узнаем, что когда-то, в юности, он «был полон разных стремлений, все чего-то надеялся, ждал много и от судьбы и от самого себя». Но чего именно он ждал? По-видимому, ничего конкретного, если даже в чертах его лица отсутствует всякая определенная идея, всякая сосредоточенность, а « господствующим и основным выражением не лица только, а всей души» является мягкость. Беспечность и мягкость пронизывают весь облик героя. Портрет Обломова дополняет описание его домашнего костюма, который так идет «к покойным чертам лица его и к изнеженному телу!». По мере того как сужался круг светского общения Обломова, халат приобретал в его глазах «тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела».
Анализ письма обломова к ольге ильинской. : «Письмо Захару — ...
... людей, столько и мнений. Буду ждать ответа, милый Илья Ильич. До свидания, Письмо Обломову. Здравствуйте, дорогой Илья Ильич Обломов! Прочитала печальную историю вашей жизни, и захотелось Вам написать. Мне очень жаль, что ...
Костюм в жизнеописании героя приобретает символический смысл. Обломов любит просторную одежду: в шлафроке, просторном сюртуке или куртке воображает он себя и в мечтах. Но как только меняется жизнь Обломова, ее ритм — меняется и его одежда: когда он влюбляется в Ольгу, то перестает носить халат, ходит в домашнем пальто, носит легкую косынку на шее, белоснежную рубашку, прекрасно сшитый сюртук, щегольскую шляпу. В попытке поспеть за жизнью Обломов стремится следовать моде, но в душе сравнивает себя все же с ветхим, изношенным кафтаном.
Хотя в романе и сказано, что Илья Ильич не был похож ни на отца, ни на деда, в его петербургской жизни повторяются многие ситуации обломовского бытия, и понятно, что истоки характера Ильи Ильича, его отношения к жизни и самому себе нужно искать в родовом гнезде. Именно в Обломовке он получил первые понятия и впечатления о жизни, которая, «как покойная река», течет мимо и в которой идеалом является покой и бездействие. Он был развитым ребенком, но пытливый ум мальчика все же не в силах был проти- виться простоте нравов, тишине и неподвижности, царившей в Обломовке. С детства у Обломова «навсегда останется расположение полежать на печи, походить в готовом, незаработанном платье и поесть на счет доброй волшебницы». И будучи взрослым, Илья Ильич сохраняет веру в чудеса и бессознательно грустит о том, «зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка». Пансион, в котором обучался Илюша, мало чем отличался от родительского дома. И дома, и в пансионе его лелеяли, «как экзотический цветок в теплице, и так же, как последний под стеклом, он рос медленно и вяло», а потому силы, которые искали своего проявления, «обращались внутрь и никли, увядая». После обучения в пансионе родители отправили Илюшу в Москву, «где он волей-неволей проследил курс обучения до конца».
Окончив курс обучения, Обломов едет в Петербург, мечтая об успехах на служебном поприще, достойном положении в обществе, семейном счастье, но и в Петербурге он ведет образ жизни, привычный с детства. Прошло десять лет, а Обломов «ни на шаг не продвинулся ни на каком поприще… все собирался и готовился начать жизнь, все рисовал в уме узор своей будущности».
Хотя Илья Ильич и не стремится к общению, его то и дело навещают разные люди. Одни, как Волков, Судьбинский, Пенкин, заходят не часто и не надолго. Другие — Алексеев, Тарантьев — усердно посещают его. Они приходят есть, пить, курить хорошие сигары, находя у Обломова «теплый, покойный приют и всегда одинаково если не радушный, то равнодушный прием». Алексеев разделял «одинаково согласно и его молчание, и его разговор, и волнение, и образ мыслей, каков бы он ни был». Тарантьев же приносил в обломовское царство сна и покоя «жизнь, движение, а иногда и вести извне». Кроме того, Обломов простодушно верил, что Тарантьев «в самом деле способен посоретовать ему что-нибудь путное».
Все остальное время ничто не нарушало обычного состояния героя, а этим состоянием были «покой» и «лежанье». В уединении и одиночестве Обломов «любил уходить в себя и жить в созданном им мире»: воображать себя непобедимым полководцем, мыслителем, великим художником, решать мировые проблемы, проникаться сочувствием ко всем обездоленным и несчастным… А когда воображаемые заботы становились неодолимыми, он терялся и начинал «молиться жарко, усердно, умоляя небо отвратить как-нибудь угрожающую бурю». После молитвы становился «покоен и равнодушен ко всему на свете», поручив попечение о своей участи небесам. Только в мечтах Обломов был по-настоящему счастлив: чувствовал «смутное желание любви, тихого счастья». Правда, возвращаясь в реальность, он стремился осуществить свои идеалы и помыслы, но эти стремления мгновенно улетучивались, зачастую даже не оформившись словесно. Громкий призыв к Захару, не успев перейти в просьбу или приказание, быстро сменялся обычным задумчивым настроением.
Обломов детские воспоминания аргументы. “Детство Обломова” . ...
... формирование личности человека Исключением не становится и жизнь литературных персонажей, в частности, Ильи Ильича Обломова. Родное селение Обломова Все детство Илья Ильич Обломов провел в родном селении – Обломовка. Прелесть ... всевозможные рецепты, ходили в гости, играли в карты. Такой образ жизни близких оставил неизгладимый след на формировании характера и привычек юного Обломова. Постепенно, по ...
Хотя в реальной жизни Обломова не было потрясений и бурь, судьба его трагична. Он прекрасно все о себе понимал. В исповеди Штольцу Илья Ильич признавался, что ему больно «за свою неразвитость, остановку в росте нравственных сил, за тяжесть, мешающую всему». Он чувствовал, «что в нем зарыто, как в могиле, ка- кое-то хорошее светлое начало… как золото в недрах горы» и завидовал людям, которые живут «так полно и широко», но так ничего и не предпринял. За мягкостью, беспечностью и изнеженностью скрывается на самом деле твердая и цельная натура, хранящая верность самому себе. Он порывает связи с теми, кто понимает жизнь иначе, и любит искренне одного Штольца. Друзей связывали романтические юношеские мечтания. Со Штольцем Обломов собирался «изъездить вдоль и поперек Европу, исходить Швейцарию пешком, обжечь ноги на Везувии, спуститься в Геркулан». Но если для Штольца путешествие — не подвиг, а простое и привычное дело, то Обломов совершил в своей жизни «единственную поездку из своей деревни до Москвы». Й, тем не менее, именно Штольц пробудил в своем друге на какое-то время жизненные силы.
Попытка осуществить юношескую мечту о путешествии не увенчалась успехом, зато «пробудившиеся жизненные силы» устремились к исполнению другой мечты — мечты о любви.
Штольц познакомил Илью с Ольгой Ильинской, и ритм его жизни изменился. Обломов словно увидел себя и свою жизнь со стороны и ужаснулся. «И халат показался ему противен, и Захар глуп и невыносим, и пыль с паутиной нестерпима». Так же бурно и страстно, как начался его роман, Обломов «стряхивает пыль и паутину» со всей своей жизни, смело и отважно устремляется в мир, полный движения, волнений, страстей. Уже вскоре он признается Ольге в любви, чувствуя, что Ольга точь-в-точь идеал «счастья жизни».
Любовь наполнила жизнь Обломова смыслом. Он мечтает о путешествии за границу, намеревается уехать с Ольгой в свой зеленый рай — Обломовку, но… внезапно загоревшись любовной страстью, Обломов так же внезапно и отрезвляется. Когда в любви миновала поэтическая пора и началась «строгая история: палата, потом поездка в Обломовку, постройка дома, заклад в совет, проведение дороги, нескончаемый разбор дел с мужиками… жнитво, обмолот… заботливое лицо приказчика… заседание в суде», любовь становится долгом и кончается ее «летняя, цветущая поэма». Вникнув в «практическую сторону вопроса о свадьбе», Обломов видит в ней «официальный шаг к существенной и серьезной действительности и к ряду строгих обязанностей», и это угнетает его.
Урок по роману И.А. Гончарова «Обломов». Идейный смысл противопоставления ...
... Обломова проявляется на фоне его деятельного друга Штольца. Готовые работы на аналогичную тему Курсовая работа Обломов и Штольц: сопоставление или противопоставление 440 руб. Реферат Обломов и Штольц: сопоставление или противопоставление 240 руб. Контрольная работа Обломов и Штольц: сопоставление или противопоставление ...
Время идет, в ожидании отчета поверенного о состоянии своих дел Обломов ищет квартиру в Петербурге, поближе к Ильинским, и на время, пока найдется квартира, поселяется в доме Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Жизнь в этом доме напоминает герою жизнь в любимой Обломовке. Тишина и спокойствие, постоянные заботы хозяйки о кухне, на которой она царствует, приводят Обломова в отчаяние. Он понимает, что жизнь с Ольгой не сулит ему «мирного счастья и покоя». Ему нужна хоть временная передышка от постоянных потрясений и тревог, поэтому свадьба с Ольгой откладывается. Их романтическая любовь не выдержала испытания реальной жизнью, но за тот год, срок, на который была отложена свадьба, дом Пшеницыной стал для Ильи Ильича тем райским благословенным уголком, в который он всегда стремился.
После того как Штольцу удается уладить дела в Обломовке, Обломов исправно получает доходы, и в доме Пшеницыной воцаряются мир и тишина. Как и в Обломовке, в новообретенном райском уголке ведутся разговоры о праздниках, кухне, продовольствии. Как и в Обломовке, здесь барин может сидеть, не трогаясь с места, и пусть «не взойдет завтра солнце, застелют небо вихри, понесется бурный ветр из концов вселенной, а суп и жаркое явятся у него на столе, а белье его будет чисто и свежо, а паутина снята со стены…».
Любящее око жены Агафьи Матвеевны зорко сторожило каждое мгновение жизни Ильи Ильича, но «вечный покой, вечная тишина и ленивое переползанье изо дня в день тихо остановили машину жизни». Обломов «скончался, по-видимому, без боли, без мучений, как будто остановились часы, которые забыли завести ». Так бесславно окончилась его жизнь…
По мнению Д.И. Писарева, «Обломов… олицетворяет в себе ту умственную апатию, которой г. Гончаров придал имя обломовщины». «Эта апатия… выражается в самых разнообразных формах и порождается самыми разнородными причинами; но везде в ней играет главную роль страшный вопрос: «Зачем жить? К чему трудиться?» — вопрос, на который человек часто не может найти себе удовлетворительного ответа. Этот неразрешенный вопрос, это неудовлетворенное сомнение истощают силы, губят деятельность; у человека опускаются руки, и он бросает труд, не видя в нем цели…» Причина апатии заключается отчасти во внешнем положении человека, отчасти же в образе его умственного и нравственного развития. По внешнему своему положению Обломов — барин: «у него есть Захар и еще триста Захаров », которые обеспечивают ему беззаботную праздную жизнь.
Об исключительной типичности обломовщины великолепно написал Н.А. Добролюбов, но и в самом романе ее живучесть и распространенность показаны достаточно убедительно. О ней гневно говорит Штольц, о ней свидетельствует и признание самого Обломова: «Да я ли один? Смотри: Михайлов, Петров, Семенов, Алексеев, Степанов… не пересчитаешь: наше имя легион!» Обломовщина встречалась не только в деревне на Волге, но и в других местах крепостнической России, и в столице; она проявляла себя не только в поведении бар, но и в косности чиновников, крепостных крестьян, людей интеллигентных профессий, которые с удовольствием оставили бы свои занятия, если бы все то, что они зарабатывают своим трудом, досталось им даром.
В чем трагедия жизни Обломова? (по роману И.А. Гончарова «Обломов»)
... романе «Обломов» и творчестве И.А. Гончарова Сочинения Сон Обломова Обломов и Ольга ► Перейти к оглавлению книги «Обломов» И.А. Гончарова. Краткое содержание. Особенности романа. Сочинения ► Причины появления «обломовщины» К И. А. ... будущего романа— “Сон Обломова”, где Гончаров дал полное описание патриархальной жизни русских помещиков. Главный герой романа — Илья Ильич Обломов, русский барин. В ...
Обломовское начало, как мы видели, живет в Захаре, в гостях героя, в светских салонах, в быте вдовы Пшеницыной… Вот почему слово и понятие «обломовщина», по словам Д.И. Писарева, никогда «не умрет в нашей литературе», «проникнет в язык и войдет во всеобщее употребление».
Нам знакомо со средней школы. Там нам внушается, что «обломовщина — это моральное разложение, ничегонеделание, паразитический патологического лентяя». Однако так ли это? И насколько это явление характерно для современности, для
Как правило, говорится, что обломовщина — это отголоски барской, дворянской России в худшем варианте. Но вспомним, с каким любованием писатель воссоздает неспешный ритм жизни усадьбы. Как поистине нежно он описывает сон своего героя, его мечты, его только завязывающиеся отношения с Ольгой Ильинской. Может, обломовщина — это, по Гончарову, характерная черта русской картины мира? Не случайно ведь предприимчивый Штольц в романе — немец, то есть как бы инородное тело в мировосприятии славянофилов и традиционалистов. Слово «обломовщина» в современном языке давно стало чуть ли не ругательным, во всяком случае, содержащим негативную оценку явления. Но ведь роман — не пасквиль, не памфлет. Он воссоздает борьбу двух начал, западнического и славянофильского, прогрессивного и традиционного, активного и пассивного. Современные критики интерпретируют его в более широком философском контексте. По мнению некоторых, обломовщина — это не столько социальное, сколько мировоззренческое явление.
Это тяготение к природе и красоте, отвержение технического прогресса и ускоряющегося темпа жизни. верность устоям. Это своего рода азиатский, почти буддистский дух. Ленив ли Илья Ильич? Безусловно. Только вот лень его — органичное продолжение его воспитания и образа жизни. Ему ни к чему бороться за средства к существованию, ему не нужно работать, ведь он помещик. В критике принято было осуждать его отношение к Ольге Ильинской, его апатию и безволие, его нежелание брать на себя ответственность. А вот современный семейный психолог, вероятнее всего, похвалил бы его решение и отказ от романтических чувств. Обломов сам осознал, насколько они разные с невестой, понял, что любой компромисс был бы настоящей ломкой личности.
А вот с Агафьей Пшеницыной он обрел счастье — тихое, домашнее, семейное. Да и Ольга получила то, что хотела.
Следовательно, так ли уж отрицательно понятие «обломовщина»? С ним ассоциируется вечный, до дыр заношенный халат, паутина, энтропия, упадок. Но, с другой стороны, автор нарисовал своего героя не однобоким. Образ Обломова неоднозначен, как и то мировоззрение, воплощением которого он является. Никуда не спешить, не строить планов, не рваться во все стороны, не суетиться. Жить, наслаждаясь сегодняшним днем, красотой окружающего мира, искусством — это ли не мечта современного человека? Гонимые непрерывным прогрессом, постоянно повышающимися требованиями, мы забываем о том, как мало на самом деле нам надо для ощущения гармонии. А вот Илья Ильич находил ее интуитивно. Обломовщина — это своего рода эскапизм, уход в мир фантазий. Такие люди не восстают против жизненного уклада, не переделывают действительность, а примиряются с ней. Можно ли однозначно утверждать, что это пораженческая позиция? Сам Гончаров не дает прямого ответа, а предоставляет возможность читателю самому оценить героя и его мир.
Актуальность романа и.а. гончарова «обломов» в наши дни
... Почему обломовщина актуальна в наше время? Рефераты, дипломные, курсовые работы — бесплатно: Библиофонд! История создания романа. Жизнь общества 50-х гг XIX века. «Обломовщина», как характерное явление прошлого и настоящего «Сон Обломова» ...
Роман И. А. Гончарова «Обломов» вышел в свет в 1859 году, в тот момент, когда в стране чрезвычайно остро стоял вопрос отмены крепостного права, когда русское общество уже в полной мере осознало губительность существующих порядков. Глубокое знание жизни и точность социального анализа характеров позволили писателю найти удивительно верное определение уклада русской жизни того времени — «обломовщина».
Главная задача автора в романе — показать, как постепенно умирает в человеке человек, насколько не приспособлен к жизни помещик, не привыкший что-либо делать. Главные качества доброго, милого Ильи Ильича Обломова — его инертность, апатия, отвращение к какой-либо деятельности. Верный традициям реализма, И. А. Гончаров показывает, что эти качества явились результатом воспитания Обломова, они рождены уверенностью в том, что любое желание его будет исполнено и для этого не надо прилагать никаких усилий. Обломов — дворянин, ему не надо трудиться ради куска хлеба — на него трудятся сотни крепостных Захаров в имении и полностью обеспечивают его существование. А значит, он может целыми днями лежать на диване, не потому, что устал, а потому, «что это было его нормальным состоянием». Он почти слился со своим мягким удобным халатом и длинными широкими туфлями, в которые виртуозно попадал с первого раза, едва только свешивал ноги с дивана.
В молодости Обломов «был полон всяких стремлений, надежд, ждал много от судьбы и самого себя, все готовился к какому-то поприщу, к какой-то роли». Но время шло, а Илья Ильич все собирался, готовился начать новую жизнь, но не продвинулся ни на шаг ни к какой цели. В Москве он получил хорошее образование, но голова его «была как будто библиотека, состоящая из одних разрозненных по частям знаний». Поступая на службу, которая ранее представлялась ему в виде какого-то семейного занятия, он и не предполагал, что жизнь сразу разделится для него на две половины, одна из которых будет состоять из труда и скуки, что для него было синонимами, а другая — из покоя и мирного веселья. Он понял, что «надобно быть по крайней мере землетрясению, чтобы не прийти здоровому человеку на службу», а потому он вскоре подал в отставку, потом прекратил выезды в свет и полностью затворился в комнате. Если Обломов и признает какой-то труд, то только труд души, поскольку десятки поколений его предков «сносили труд как наказание, наложенное еще на праотцов наших, но любить не могли, и где был случай, всегда от него избавлялись, находя это возможным и должным».
В жизни Обломова бывали минуты, когда он задумывался о причинах, побудивших его вести такую жизнь, когда он задавал себе вопрос: «Отчего я такой?» В кульминационной главе романа «Сон Обломова» писатель отвечает на этот вопрос. Он создает картину провинциального помещичьего быта и показывает, как ленивая спячка постепенно становится нормальным состоянием человека.
Почему Ольге Ильинской не удалось «воскресить» Обломова? по роману ...
... журнале «Отечественные записки». Создавая «Обломова», Гончаров хотел показать коренные черты русской национальной жизни. В романе Илья Ильич интересен писателю как вечный образ ... с ужасом спросил Обломов, пожирая Захара изумлёнными глазами. На Ильинской барыш... – Захар ещё не договорил, а Обломов был у него ... ай, ай, что она может подумать! А я? А Ольга?» – Несчастный, что я наделал! – говорил он, ...
Во сне Обломов переносится в имение своих родителей Обломовку, «в благословенный уголок земли», где нет «моря, нет высоких гор, скал, пропастей, ни дремучих лесов — нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого». Перед нами предстает идиллическая картина, ряд прекрасных пейзажей. «Правильно и невозмутимо совершается там годовой круг. Глубокая тишина лежит на полях. Тишина и жизненное спокойствие царствуют и в нравах людей в том краю», — пишет И. А. Гончаров. Обломов видит себя маленьким мальчиком, стремящимся заглянуть в неизвестное, задать больше вопросов и получить на них ответы. Но лишь забота о пище становится первой и главной жизненной заботой в Обломовке. А все остальное время занимает «какой-то
всепоглощающий, ничем не победимый сон», который И. А. Гончаров делает символом, характеризующим людей типа Обломова, и который называет «истинным подобием смерти». С самого детства Илья был приучен к тому, что не должен ничего делать, что для любой работы есть «Васька, Ванька, Захарка», да и сам в какой-то момент понял, что так «покойнее гораздо». А потому все «ищущие проявления силы» в Илюше «обращались внутрь и никли, увядая». Такая жизнь лишила героя романа всякой инициативы и постепенно превратила его в раба своего положения, своих привычек и даже раба своего слуги Захара.
В своей статье «Что такое обломовщина?» Н. А. Добролюбов писал: «Обломов — не тупая апатичная фигура без стремлений и чувств, а человек, тоже чего-то ищущий в жизни, о чем-то думающий». Он наделен многими положительными качествами, да и не глуп. В его суждениях есть грустная правда — также следствие российской жизни. К чему стремятся все эти Судьбинские, Волкины, Пенковы? Действительно, стоит ли вставать с дивана ради той мелочной суеты, которой заняты его бывшие товарищи?
В духе традиции, созданной русскими писателями, И. А. Гончаров подвергает своего героя величайшему испытанию — испытанию любовью. Чувство к Ольге Ильинской, девушке огромной душевной силы, могло бы воскресить Обломова. Но И. А. Гончаров — реалист, и он не может показать счастливый финал романа. «Отчего погибло все? Кто проклял тебя, Илья? Что сгубило тебя?» — с горечью пытается понять Ольга. И писатель дает ответ на эти вопросы, совершенно точно определив имя этого зла — обломовщина. И не один Илья Ильич стал ее жертвой. «Наше имя легион!» — говорит он Штольцу. И действительно, поражены «обломовщиной», стали ее жертвами почти все герои романа: и Захар, и Агафья Пшеницына, и Штольц, и Ольга.
Величайшая заслуга И. А. Гончарова состоит в том, что он удивительно точно изобразил болезнь, поразившую русское общество середины XIX века, которую Н. А. Добролюбов охарактеризовал как «неспособность деятельно захотеть чего-либо», и указал на социальные причины этого явления.