«Это был человек лет тридцати двух-трех, среднего роста, с темно-серыми глазами, приятной наружности».
На лице мужчины с трудом угадывались определенные эмоции. Мысли блуждали по нему, но слишком быстро исчезали, напоминая птиц.
Илья Ильич Обломов был полный. Небольшие пухлые руки, узкие плечи, бледный цвет шеи указывали на излишнюю изнеженность. В молодости барин отличался стройностью. Симпатичный блондин нравился девушкам. Сейчас он полысел. Андрей Штольц советует товарищу сбросить лишний вес, аргументируя тем, что от него клонит в сон. Посещая квартиру Обломова, он часто видит, что барин спит на ходу, ищет любой предлог, лишь бы прилечь на диван. Да и отечность дает понять, что со здоровьем плохо. Причиною могли послужить набранные килограммы.
Поднимаясь с кровати, Обломов кряхтит как старик. Он называет себя:
«ветхим, изношенным, дряблым кафтаном».
Недавно Илья Ильич посещал всевозможные светские рауты. Вскоре выход в свет стал угнетать его. Поездки по гостям обязывали к опрятному внешнему виду, а ему надоела ежедневная смена рубах, и требование быть гладковыбритым. Следить за собственным внешним видом казалось ему «глупой затеей».
В одежде всегда неряшлив. Постельное белье меняет редко. Слуга Захар часто делает ему замечания. Штольц уверяет, в таких халатах как он носит, уже давно не ходят. Носки на нем с разных пар. Рубаху мог запросто одеть навыворот, и не заметить.
«Обломов в доме всегда пребывал без галстука и жилета. Любил простор и приволье. Туфли на ногах были широки. Опуская ноги с постели, сразу же попадал в них».
Многие детали внешнего вида говорят о том, что Илья действительно ленив, потакает собственным слабостям.
Сочинение: Простота и сложность характера Обломова (по роману Гончарова «Обломов»)
(420 слов) Илья Ильич Обломов – главный персонаж романа И. А. Гончарова – человек, кажется, простой и понятный. Что читатель может сказать о нем? От всего он скучает, ничто ему не интересно. Работать не любит, о родном поместье не заботится. Даже слуга Илье Ильичу перечит. Однако герой добр сердцем и честен. Обломов – отзывчивый и верный друг. Он чувствует красоту природы, глубоко переживает трепетное, живое чувство сердечной привязанности к Ольге.
Кажется, характер героя прост. Кажется, нет в нем серьезного внутреннего противоречия и неразрешимого конфликта. Все неудачи Ильи Ильича, его омертвевшее существование легко объяснить его изнеженностью и ленью. Однако так ли однозначен представленный писателем образ? Что же такое на самом деле обломовщина?
Актуальность романа и.а. гончарова «обломов» в наши дни
... помощи? Илья Ильич Обломов был в то время очень любознательным ребенком, ему до всего было дело, он не слушал запретов матери, любил возится с дворовыми людьми. Дети – это во все времена дети, ... «Обломовы» встречаются и будут встречаться всегда в разных вариантах и обличиях. Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter. Почему обломовщина актуальна в наше время? Рефераты, дипломные, курсовые ...
Невозможно понять героя, не обратившись к его происхождению, детству, семье. Обломов – поместный дворянин с тремя сотнями душ крестьян. Воспитан он был в деревне, среди необъятных просторов родной земли, под ее свободным небом. С детства Илья Ильич всем сердцем отзывался на красоту природы, чувствовал ее настроение, сроднился с ней. Привык он и к неспешному быту своего дома, где после обеда каждый проваливался в полумертвенный сон, где кушанья и подготовка к праздникам занимали большую часть дня, а драгоценный мальчик Илья был предметом обожания и опеки каждого жителя дома. Илья получил хорошее воспитание, он неглуп, однако избалован и капризен. Почти ребенком дожил он до своих тридцати двух лет.
В образе Обломова Гончаров показал медленное угасание нескольких поколений русских дворян с их беспечной жизнью, благополучие которой строится на труде подневольных крестьян. Но ни Обломова, ни подобных ему, нельзя назвать угнетателями, жестокими эксплуататорами, жадными до выгод. Живя по инерции, следуя старым привычкам, Обломов не может найти себе места в новом мире, постоянно меняющемся и задающем новые правила существования, для которого такие, как Илья Ильич, непригодны. При этом и сам герой понимает свое положение, что значительно усложняет его образ.
Читатель подумает, чего проще — поменять Обломову свой образ жизни, привычки, заняться активной деятельностью. Но ведь даже в любви герой отступает. Смиряя горячее сердце, он предпочитает сложному, противоречивому чувству теплую, сыновье-материнскую нежность.
Однако и Ольга не приняла Обломова. Девушка стремилась изменить мужчину, подчинить его своей воле, испытать свои силы и очарование, превратив Илью Ильича почти что в ученика – не возлюбленного. Ольга выбирает Штольца , антипода Обломова, человека новой формации, амбициозного, деятельного, но, кажется, чуть черствого.
Вслед за Ольгой, и писатель, кажется, отказывается давать Обломову второй шанс, утверждая неизбежность угасания всей дворянской России. Однако непосредственность и удивительная чистота «хрустальной» души героя покоряют и читателей, и автора. «Голубиная нежность» Обломова продолжает жить в его сыне, в воспоминаниях друзей, в родном пейзаже русской земли, в самом русском характере – ни простом, ни сложном, но уникальном и неповторимом.
Автор: Екатерина Озаровская
Жилье и быт
Около восьми лет Илья Обломов живет в просторной съемной квартире, в самом центре Петербурга. Из четырех комнат использует лишь одну. Она служит ему и спальней, и столовой, и приемной.
«Комната, где лежал Илья, казалась отлично убранною. Там находилось бюро красного дерева, два дивана, обитые дорогой материею, шикарные ширмы с вышивками. Присутствовали ковры, занавески, картины, дорогие фарфоровые статуэтки».
Предметы интерьера относились к дорогостоящим вещам. Но это не скрашивало небрежности, исходившей из каждого уголка комнаты.
На стенах и потолке было множество паутины. Мебель укрывал толстый слой пыли. После встреч с возлюбленной Ольгой Ильинской, он приходил домой, садился на диван, и чертил на пыльном столе большими буквами ее имя. На столе помещались разные предметы. Там были и грязные тарелки, и полотенца, прошлогодние газеты, книги, с пожелтевшими страницами. В комнате Обломова находятся два дивана.
Мечты обломова (по одноименному роману и. гончарова)
... Илья Ильич видел во снах, увы, так и осталась для главного героя миражом. “Мечты Обломова и Штольца” сочинение Основными персонажами романа И. А. Гончарова “Обломов” являются Обломов и Штольц. Сочинение ... действия, интриги. Абсолютно непонятной кажется апатия Ильи Обломова. Целыми днями лежит Илья на диване в ... доме не было принято уделять время труду и хозяйству, все делали слуги, в то время ...
Отношение к учебе. Образование
В тринадцать лет Илью отправили учиться в пансион в Верхлево. Обучение грамоте не привлекало паренька.
«Отец и мать посадили Илюшу за книгу. Это стоило громких воплей, слез и капризов».
Когда следовало отбывать на обучение, приходил к матери, просил остаться дома.
«Он печальный приходил к маме. Та знала причину, и тайно вздыхала о разлуке с сыном на целую неделю».
В университете учился без энтузиазма. Абсолютно не интересовался дополнительной информацией, читал то, что задавали преподаватели.
Его устраивали записи в тетрадке.
В жизни студента Обломова присутствовало увлечение поэзией. Товарищ Андрей Штольц приносил ему разнообразные книги из семейной библиотеки. Сначала он с восторгом прочитывал их, а вскоре забросил, что и следовало от него ожидать. Илье удалось окончить университет, но должные знания не отложились в его голове. Когда потребовалось проявить свои познания в юриспруденции и математике, Обломов не справился. Всегда считал, что учеба послана человеку как расплата за грехи.
Служба
После обучения время пролетало быстрее.
Обломов «так и не подвинулся ни на каком поприще, продолжал стоять у порога собственной арены».
Следовало что-то делать, и он принял решение ехать в Петербург, чтобы зарекомендовать себя на службе канцелярским писарем.
В 20 лет он был достаточно наивен, определенные взгляды на жизнь можно было списать на неопытность. Юноша был уверен, что
«чиновники составляли дружную, тесную семью, волнующуюся о взаимном спокойствии и удовольствиях».
Так же он верил, что нет надобности посещать службу ежедневно.
«Слякоть, жара или просто отсутствие желания всегда могут послужить законным предлогом к нехождению на работу. Илья Ильич огорчился, когда увидел, что надобно быть на службе четко придерживаясь расписания. Исстрадался от тоски, несмотря на снисходительного начальника».
Проработав два года, допустил серьезную ошибку. При отправке важного документа, перепутал Астрахань с Архангельском. Дожидаться выговора не стал. Написал рапорт об уходе, а перед этим пребывал дома, прикрываясь пошатнувшимся здоровьем.
После произошедших обстоятельств не предпринимал попыток вернуться на службу. Он радовался тому, что ему не нужно теперь:
«с девяти до трех, или с восьми до девяти писать доклады».
Теперь он точно уверен, что труд не может сделать человека счастливым.
Отношения с окружающими
Илья Ильич кажется тихим, абсолютно неконфликтным.
«Наблюдательный человек, взглянув мельком на Обломова, сказал бы: «Добряк, простота!»
Его общение со слугою Захаром уже с первых глав может кардинально поменять о не мнение. Он часто повышает голос. Лакей действительно заслуживает небольшой встряски. Барин платит ему за поддержание порядка в квартире. Он же часто откладывает уборки. Находит сотни причин, почему сегодня убраться невозможно. В доме уже есть клопы, тараканы, изредка пробегает мышь. Именно за всяческие нарушения его ругает барин.
В квартиру приходят гости: бывший сослуживец Обломова Судьбинский, литератор Пенкин, земляк Тарантьев. Каждый из присутствующих рассказывает лежащему в постели Илье Ильичу о насыщенной событиями жизни, приглашают прогуляться, развеяться. Однако он всем отказывает, ему в тягость выход из дому. Барин боится, чтоб его не просквозило. В каждом предложении он видит проблему, ожидает подвоха.
Рассуждение Главная художественная задача «Героя нашего времени» ...
... характера героя в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" и кто из русских писателей XIX века продолжил эту традицию? Один из основных способов изображения характера героя в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" - это психологический портрет. ...
«Обломов хоть и ласков со многими, но любит искренне одного, верит ему одному, может потому, что вырос, и жил с ним вместе. Это Андрей Иванович Штольц».
Станет понятно, что несмотря на равнодушие ко всякого рода развлечениям, Обломов не вызывает неприязни у людей. Они все равно хотят подбодрить его, предпринимают очередную попытку вытянуть из любимой постели.
Проживая у вдовы Пшеницыной, Илья с превеликим удовольствием возится с ее ребятишками, обучает их грамоте. С тетей своей возлюбленной Ольги Ильинской он с легкостью находит общие темы для разговора. Все это доказывает простоту Обломова, отсутствие заносчивости, которая присуща многим помещикам.
Любовь
С Ольгой Ильинской Обломова познакомит его друг Андрей Штольц. Ее игра на фортепиано произведет на него неизгладимое впечатление. Дома Илья всю ночь не сомкнул глаз. В мыслях он рисовал образ новой знакомой. Каждую черточку лица вспоминал с трепетом. После этого, стал часто бывать в имении Ильинских.
Признавшись Ольге в любви, повергнет ее в смущение. Они долго не виделись. Обломов переезжает жить на съемную дачу, расположенную возле дома его возлюбленной. Никак не мог совладать с собой, чтобы вновь посетить ее. Но судьба сама сведет их, организуя им случайную встречу.
Окрыленный чувствами, Обломов меняется в лучшую сторону.
«Он встает в семь часов. На лице нет ни усталости, ни скуки. Рубашки с галстуками поблескивают, как снег. Сюртук его прекрасно сшит».
Чувства положительно сказываются на его самообразовании. Он читает книги, не лежит без дела на диване. Пишет управляющему имением письма с просьбами, и указаниями поправить положение поместья. До отношений с Ольгой он всегда откладывал это на потом. Мечтает о семье, детях.
Ольга все больше убеждается в его чувствах. Он выполняет все ее поручения. Однако «обломовщина» не отпускает героя. Вскоре ему начинает казаться, что он:
«находится у Ильинской на службе».
В его душе происходит борьба между апатией и любовью. Обломов считает, что невозможно испытывать симпатию к такому как он. «Любить такого смешно, с дряблыми щеками и сонным взором».
На его догадки девушка отвечает плачем и страданиями. Видя искренность в ее чувствах, жалеет о сказанном. Спустя время снова начинает искать причину, чтобы избегать встреч. А когда любимая в сама приезжает к нему, не может насмотреться на ее красоту, и решает сделать ей предложение руки и сердца. Однако сложившийся уклад жизни берет свое.
Характер Обломова
Роман И.А. Гончарова «Обломов» был напечатан в 1859 году. На его создание ушло почти 10 лет. Это один из самых выдающихся романов классической литературы нашего времени. Так отзывались о романе известные литературные критики той эпохи. Гончаров сумел передать реалистично объективно и достоверные факты действительности слоев социальной среды исторического периода. Надо полагать самым удачным его достижением было создание образа Обломова.
Это был молодой человек лет 32-33, среднего роста, с приятным лицом и умным взглядом, но без всякой определенной глубины смысла. Как автор отметил мысль гуляла по лицу вольной птицей, порхала в глазах опускалась на полуоткрытые губы, пряталась в складках лба, потом совсем исчезала и перед нами оказывался беспечный молодой человек. Иногда на его лице можно было прочесть скуку или усталость, но все равно в нем присутствовала мягкость характера теплота его души. Всю жизнь Обломова сопровождают три атрибута мещанского благополучия — диван, халат и туфли. Дома Обломов ходил в восточном мягком вместительном халате. Все свободное свое время он проводил лежа. Лень была неотъемлемой чертой его характера. Уборка в доме проводилась поверхностно, создавая видимость, по углам свешивались паутины, хотя на первый взгляд можно было подумать, что хорошо убранная комната. В доме были еще две комнаты, но туда он совсем не заходил. Если бы неубранная тарелка с ужина с крошками повсюду, недокуренная трубка, можно было подумать, что квартира пуста, в ней никто не живет. Он всегда удивлялся своим энергичным друзьям. Как можно так тратить свою жизнь, распыляясь на десятки дел сразу. Финансовое состояние его желало быть лучшим. Лежа на диване, Илья Ильич всегда подумывал каким бы образом его поправить.
Сочинения | Сочинения 8 класс. Проблема смысла жизни и назначения ...
... «человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него». Понятие «счастье» в устах «феномена» звучит очень странно. Для него самого счастье недостижимо, но он верит, что другие смогут его достичь. Противоречие жизни заключается ...
Образ Обломова это сложный противоречивый, даже трагичный герой. Его характер предопределяет обычную, не интересную судьбу, лишенную энергии жизни, ярких ее событий. Основное внимание Гончаров обращает на сложившийся строй той эпохи, который воздействовал на его героя. Это влияние выразилось в пустом и бессмысленном существовании Обломова. Беспомощные попытки к возрождению под влиянием Ольги, Штольца, женитьбы на Пшеницыной, да и сама смерть определены в романе как Обломовщина.
Сам характер героя по замыслу писателя намного крупнее и глубже. Сон Обломова это ключ разгадки всего романа. Герой перемещается в другую эпоху, к другим людям. Много света, радостное детство, сады, солнечные речки, но сначала надо пройти преграды, бесконечное море с бушующими волнами, стонами. За ним скалы с пропастями, багряное небо с красным заревом. После волнующего пейзажа, попадаем в небольшой уголок, где люди живут счастливо, где хочется родится и умереть, иначе и быть не может, так они считают. Гончаров описывает этих жителей: «Тихо и сонно все в деревне: безмолвные избы отворены настежь; не видно ни души; одни мухи тучами летают и жужжат в духоте». Там мы встречаем юного Обломова. В детстве Обломов не мог сам одеться, ему всегда помогали слуги. Будучи взрослым, он тоже прибегает к их помощи. Илюша растет в атмосфере любви, покоя и чрезмерной опеки. Обломовка — это уголок, где царствует спокойствие и невозмутимая тишина. Это сон во сне. Все вокруг будто замерло, и ни что не в силах разбудить этих людей, которые бесполезно живут в далекой деревушке без всякой связи с остальным миром. Илюша вырос на сказках и легендах, которые ему рассказывала няня. Развивая мечтательность, сказка больше привязывала Илюшу к дому, вызывая бездействие.
Во сне Обломова описывается детство героя, его воспитание. Все это помогает узнать характер Обломова. Жизнь Обломовых, это пассивность и апатия. Детство вот его идеал. Там в Обломовке — тепло, надёжно и очень защищено чувствовал себя Илюша. Этот идеал и обрёк его на бесцельное дальнейшее существование.
Разгадка характера Ильи Ильича в его детстве, откуда прямые нити протягиваются к взрослому герою. Характер героя — объективный результат условий рождения и воспитания.
обломов роман лень характер
Андрей штольц как антипод обломова
... которой гордился Гончаров. Обломов и Штольц: сравнительная характеристика в таблице ЗДЕСЬ Антиподы ли Обломов и Штольц? Андрей Штольц как антипод Обломова (3) Небо, солнце, облака… Обломов. Земля, луна, тучи… Штольц. Именно такими я представляю себе Обломова и Штольца. Они ...
Репетиторство , Нужна помощь по изучению какой-либы темы?, Отправь заявку
с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.
Уже в «Обыкновенной истории», первом крупном произведении И.А.Гончарова, он заинтересовался тем типом, который впоследствии обессмертил его имя. Уже там мы видим указания на ту огромную общественную опасность, которую представляют сложившиеся под влиянием крепостного права совершенно особые условия жизни интеллигентного русского общества начала и середины XIX века.
Опасность эта заключается в «обломовщине», причем мечтательный романтизм, знакомый нам по его носителю Адуеву, является только одним из элементов этой последней. Исчерпывающее изображение обломовщины дал Гончаров в образе Ильи Ильича Обломова, к характеристике которого мы теперь обратимся.
Илья Ильич Обломов принадлежит к числу людей, которых нельзя не признать симпатичными.
С первых страниц романа он предстает перед нами, как человек умный и в то же время с добрым сердцем. Его ум сказывается в той проницательности, с которой он понимает людей. Он, например, превосходно разгадал многочисленных визитеров, побывавших у него утром того дня, с которого начинается роман. Как правильно оценивает он и легкомысленное времяпровождение светского фата Волкова, перепархивающего из одного салона в другой, и хлопотливую жизнь чиновника-карьериста Судьбинского, только и думающего о том, как бы заручиться благосклонностью начальства, без чего немыслимо ни получить надбавки к жалованию, ни добиться выгодной командировки, ни тем более продвинуться по службе. А в этом Судьбинский как раз и видит единственную цель своей служебной деятельности.
Так же правильно оценивает Обломов и близких ему людей. Он преклоняется перед Штольцем и боготворит Ольгу Ильинскую. Но, вполне понимая их достоинства, он не закрывает глаза на их недостатки.
Но ум у Обломова чисто природный: ни в детстве, ни впоследствии никто ничего не сделал для его развития и воспитания. Напротив, отсутствие систематически полученного образования в детстве, отсутствие живой духовной пищи в зрелом возрасте, повергают его во все более и более дремотное состояние.
При этом в Обломове обнаруживается полное незнание практической жизни. Вследствие этого его более чем пугает то, что может внести в его однажды сложившийся образ жизни какую бы то ни было перемену. Требование управляющего очистить квартиру повергает его в ужас, он не может подумать спокойно о предстоящих хлопотах. Это обстоятельство для Обломова гораздо тяжелее, чем получить письмо от старосты, в котором тот извещает, что доходу будет «тысячи яко две помене». И это только потому, что письмо старосты не требует немедленных действий.
Обломову присущи редкая доброта и гуманизм. Эти качества в полной мере проявляются в беседе Обломова с писателем Пенкиным, который главное достоинство литературы видит в «кипучей злости – желчном гонении на порок», в смехе презрения над падшим человеком. Илья Ильич возражает ему и говорит о человечности, о необходимости творить не одной только головой, но и всем сердцем.
Эти свойства Обломова в сочетании с его удивительной душевной чистотой, делающей его неспособным ни на какое притворство, ни на какую хитрость, в сочетании с его снисходительностью к другим, например, к Тарантьеву, и, в то же время, с сознательным отношением к собственным недостаткам, внушают к нему любовь почти всем, с кем сталкивает его судьба. Люди простые, вроде Захара и Агафьи Матвеевны, привязываются к нему всем своим существом. А люди его круга, как, например, Ольга Ильинская и Штольц, не могут говорить о нем иначе, как с чувством глубокой симпатии, а иногда даже и душевного умиления.
И, несмотря на свои высокие нравственные качества, этот человек оказался совершенно бесполезен для дела. Уже из первой главы мы узнаем, что лежание было «нормальным состоянием» Ильи Ильича, который, облачившись в свой персидский халат, надев мягкие и широкие туфли, целые дни пребывает в ленивом ничегониделании. Из самой беглой характеристики времяпровождения Обломова видно, что одной из главных особенностей его психологического склада является слабость воли и лень, апатия и паническая боязнь жизни.
Что же сделало из Обломова человека, который с неосознанным, но удивительным упорством избегал всего, что могло потребовать труда, и, с не меньшим упорством, тяготел к тому, что рисовалось ему в виде беззаботного лежания на боку?
Ответом на этот вопрос служит описание детства Обломова и среды, из которой он вышел, — глава, носящая название «Сон Обломова».
Прежде всего, есть некоторые основания рассматривать Обломова, как одного из типичных представителей 40-х годов XIX века. С этой эпохой его сближает идеализм, при полной неспособности перейти к практической деятельности, ярко выраженная склонность к рефлексии и самоанализу, страстное стремление к личному счастью.
Однако, есть в Обломове и черты, отличающие его от лучших, к примеру, тургеневских героев. Сюда относятся косность мысли и апатия ума Ильи Ильича, помешавшие ему стать вполне образованным человеком и выработать себе стройное философское мировоззрение.
Другое понимание обломовского типа – это то, что он является преимущественно представителем русского дореформенного барства. И для себя самого, и для окружающих Обломов прежде всего «барин». Рассматривая Обломова под одним только этим углом зрения, нельзя упускать из виду, что его барственность неразрывно связана с «обломовщиной». Более того, барственность является непосредственной причиной последней. В Обломове и в его психологии, в его судьбе представлен процесс самопроизвольного вымирания крепостнической Руси, процесс ее «естественной смерти».
Наконец, возможно рассматривать Обломова, как общенациональный тип, к которому склонялся и сам Гончаров.
Но, говоря о наличии в характере русского человека негативных черт Обломова, следует помнить, что подобные черты не единственные среди присущих русским. Тому примером герои других литературных произведений – Лиза Калитина из «Дворянского гнезда», обладающая самоотверженным характером, Елена из «Накануне», стремящаяся творить деятельное добро, Соломин из «Нови – эти люди, тоже будучи русскими, абсолютно не схожи с Обломовым.
План характеристики Обломова , Вступление., Основная часть. Характеристика Обломова
1) Ум а) Отношение к знакомым б) Оценка близких людей в) Отсутствие образования г) Незнание практической жизни д) Отсутствие перспективы
2) Сердце а) Доброта б) Гуманность в) Душевная чистота г) Искренность д) «Честное, верное сердце»
3) Воля а) Апатия б) Безволие
Нравственная гибель Обломова. «Сон Обломова», как ее объяснение.
Заключение. Обломов, как общественный и национальный тип.
а) Обломов, как представитель 40-х голов XIX века — Черты сходства. — Черты различия. б) Обломов, как представитель дореформенного барства. в) Обломов, как общенациональный тип.
Роман Гончарова «Обломов» был написан в период перехода российского общества от устаревших, домостроевских традиций и ценностей к новым, просветительским взглядам и идеям. Наиболее сложным и тяжелым данный процесс стал для представителей помещичьего социального класса, так как требовал практически полного отказа от привычного уклада жизни и был связан с необходимостью подстраиваться под новые, более динамичные и быстро меняющиеся условия. И если часть общества легко адаптировалась к обновленным обстоятельствам, то для других процесс перехода оказался очень тяжелым, так как был по сути своей противопоставлен привычному укладу жизни их родителей, дедов и прадедов. Представителем именно таких помещиков, не сумевших изменяться вместе с миром, подстраиваясь под него, в романе является Илья Ильич Обломов. По сюжету произведения герой родился в далекой от столицы России деревне – Обломовке, где получил классическое помещичье, домостроевское воспитание, которое и сформировало многие основные черты характера Обломова – безвольность, апатичность, безинициативность, лень, нежелание работать и ожидание, что кто-то все сделает за него. Чрезмерная опека родителей, постоянные запреты, умиротворяюще-ленивая атмосфера Обломовки привели к деформации характера любопытного и активного мальчика, сделав его интровертным, склонным к эскапизму и не умеющим преодолевать даже самые незначительные трудности.
Выводы о главном герое
Конечно, воспитание Ильи Ильича сыграло важную роль в становлении его образа, ведь родился он в далеком поместье Обломовка, которое славилось умиротворяющей жизнью. Все там было спокойно и размеренно, начиная от погоды и заканчивая самим укладом жизни местных жителей. Это были ленивые люди, пребывающие постоянно в отдыхе и мечтающие о сытной еде с утра до вечера. Но образ Обломова, который мы видим, начиная читать роман, сильно разнится с характеристикой Обломова в детстве.
Когда Илья был ребенком, он всем интересовался, много размышлял и представлял, активно жил. Например, он любил рассматривать окружающий мир с его многообразием, ходить на прогулки. Но родители Ильи воспитывали его по принципу «тепличного растения», от всего его пытались оградить, даже от труда. Каким в итоге вырос этот мальчик? Что сеяли, то и выросло. Обломов, будучи взрослым человеком, не уважал труд, не хотел ни с кем общаться, а трудности предпочитал решать вызовом слуги.
Обратившись к детству главного героя, становится понятно, почему образ Обломова сложился именно так, кто в этом виноват. Да из-за такого воспитания и натуры Ильи Ильича, которая и так сама по себе была очень чувственной с хорошим воображением, он практически оказался не способен решать проблемы и стремиться к чему-то высокому.
Представленный урок предназначен для 10-го класса общеобразовательной школы. Это второй урок по изучению романа И.А. Гончарова «Обломов». Первый урок был посвящен изучению фламандского мастерства И.А. Гончарова, предметному миру в романе.
Тип урока:
урок изучения художественного произведения.
Вид урока:
урок углубленной работы над текстом произведения.
Форма урока:
урок – беседа (с элементами художественного чтения, дискуссии).
Цель урока:
проанализировать «Сон Обломова», выявив те аспекты жизни обломовцев, которые повлияли на формирование двойственной натуры героя (с одной стороны, поэтическое сознание, с другой – бездеятельность, апатия, ленность жизни).
Задачи:
1. Познавательные:
- Вспомнить с учащимися функцию сна в художественном произведении; привести примеры изученных ранее произведений, в которых присутствовал сон.
- Познакомить учащихся с композиционной особенностью использования «Сна Обломова».
- Выявить положительные и отрицательные черты жизни Обломовцев, которые повлияли на характер Ильи Ильича.
2. Развивающие:
- Развитие внимания.
- Развитие мышления.
- Развитие воображения.
- Развитие устной речи.
3. Воспитательные:
- Воспитание любви к урокам литературы.
- Воспитание интереса к русским традициям, особенностям русского национального характера.
Оборудование: портрет И.А.Гончарова, кассета с отрывками из фильма Н.Михалкова «Шесть дней из жизни Обломова».
Оформление: к доске прикреплен портрет И.А.Гончарова, записана первая часть темы и вопросы, на которые ученики будут отвечать в ходе урока.
Ход урока:
I. Вводный этап:
Слово учителя:
Сегодня нам предстоит познакомиться с очень значимой в контексте романа главой, которая носит название «Сон Обломова». Кроме того, мы выясним композиционную особенность его использования, выявим черты жизни обломовцев, которые повлияли на формирование характера Ильи Ильича.
Беседа (о традиции использования сна в литературе):
Примечание: У – вопрос учителя; у – ответ ученика.
У: Давайте вспомним, в каких изученных нами ранее произведениях присутствовал сон?
у: А.С. Пушкин «Евгений Онегин» — сон Татьяны.
у: А.С.Пушкин «Капитанская дочка» — сон Петруши Гринева.
у: «Баллады» В. Жуковского.
*У – вопрос учителя; у – ответ ученика.
У: Да, вы абсолютно правы. А в чем, по-вашему, функция сна в этих произведениях, зачем их используют авторы?
у: Через сон открываются особенности внутреннего мира персонажа, здесь отражаются, в искаженном виде, мысли, страхи героев, в снах может быть представлено и будущее.
У: А давайте подумаем, в чем особенность композиционного использования сна в романе «Обломов»?
у: Сон представляет собой детство Обломова, но Гончаров не начинает роман с описания детства, а переносит его в 9 главу. Таким образом, нам сначала представляется герой, а потом лишь раскрывается его личность.
II. Анализ произведения:
Слово учителя:
А теперь перейдем к рассмотрению «Сна». Сейчас мы с вами услышим описание Обломовки, которым открывается «Сон». Давайте попробуем в нем найти значимые слова, эпитеты (определения, придающие выражению образность и эмоциональность), которыми автор передает свое отношение к этому месту.
Художественное чтение отрывка учеником:
«Где мы? В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова? Что за чудный край! Нет, правда, там моря, нет высоких гор, скал и пропастей, ни дремучих лесов – нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого…
Небо там, кажется, ближе жмется к земле, но не с тем, чтобы метать сильнее стрелы, а разве только, чтобы обнять ее покрепче, с любовью: оно распростерлось так невысоко над головой, как родительская надежная кровля, чтоб уберечь, кажется, избранный уголок от всяких невзгод.
Солнце там ярко и жарко светит около полугода и потом удаляется оттуда не вдруг, точно нехотя, как будто оборачивается назад взглянуть еще раз или два на любимое место и подарить ему осенью, среди ненастья, ясный, теплый день.
Горы там как будто только модели тех страшных, где-то воздвигнутых гор, которые ужасают воображение. Это ряд отлогих холмов, с которых принято кататься, резвясь, на спине или, сидя на них, смотреть в раздумье на заходящее солнце.
Река бежит весело, шаля и играя; она то разольется в широкий пруд, то стремится быстрой нитью, или присмиреет, будто задумавшись, и чуть-чуть ползет по камешкам, выпуская из себя по сторонам резвые ручьи, под журчанье которых сладко дремлется.
Весь уголок верст на пятнадцать или на двадцать вокруг представлял ряд живописных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей. Песчаные и отлогие берега светлой речки, подбирающийся с холма к воде мелкий кустарник, искривленный овраг с ручьем на дне и березовая роща – все как будто было нарочно прибрано одно к одному и мастерски нарисовано.
Измученное волнениями или вовсе не знакомое с ними сердце так и просится спрятаться в этот забытый всеми уголок и жить никому не ведомым счастьем. Все сулит там спокойную, долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную, сну подобную смерть».
Ученик выделяет эпитеты и значимые слова, остальные дополняют его: благословенный уголок; чудный край; любимое место; живописные этюды; веселые, улыбающиеся пейзажи, все тихо и сонно и т.д.
У: Сделайте вывод о том, чем было это место в жизни Обломова.
у: Это идеальное место, рай для Обломова.
Слово учителя:
А сейчас обратимся с вами к реальной жизни в Обломовке. И посмотрим, действительно ли все в ней так идеально, как представлено в описании.
Для того чтобы вспомнить ключевые аспекты жизни обломовцев, мы посмотрим фрагменты из фильма Н. Михалкова «Шесть дней из жизни Обломова». Я прошу вас разделиться на две команды, задачей одной команды будет нахождение положительных моментов в обломовской жизни, а другой – моментов негативных, отрицательных. А для того, чтобы вам легче было выделять аспекты, я предлагаю вам обратить внимание на 3 сферы:
- Картина мира.
- Философия жизни.
- Воспитание ребенка.
А потом, используя примеры из фильма и дополняя их примерами из текста, мы ответим на вопрос: «Действительно ли мы можем назвать Обломовку раем и почему?»
Просмотр эпизодов из фильма:
- Любопытство Илюши.
- Бесхозяйственность обломовцев.
- Всеобъемлющий сон подобный смерти.
- Повторяющиеся, бесплодные вечера. Объединяющее начало в смехе.
- Молитва.
Дискуссия между двумя группами учеников. Результаты дискуссии оформляются в тетради и на доске в виде следующей таблицы.
«+» обломовской жизни | «-» обломовской жизни |
Картина мира | |
1. Единение людей с природой, природа антропоморфна, у человека нет страха перед ней.
|
|
Философия жизни. | |
1. Размеренная, спокойная жизнь, где, как и в природе, нет катаклизмов. Естественным процессом воспринимается и смерть, которая приходит незаметно.
2. В Обломовке нет места злу, самое большое зло – это «кража гороху по огородам». |
|
|
|
1. Любовь матери.
2. Формирование поэтического духовного начала в ребенке при помощи сказок, фольклора. |
|
Слово учителя:
Итак, мы с вами отразили в нашей таблице противоположные стороны жизни Обломовки. И чаще всего, самого героя романа оценивали, лишь учитывая одну сторону, повлиявшую на его жизнь. Вот два высказывания критиков, какую сторону они приняли в Обломове?
Н. Добролюбов: «В книге Гончарова предстает перед нами живой современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью. В чем черты обломовского характера? В совершенной инертности, происходящей от апатии ко всему, что делается на свете…»
А.В. Дружинин: «Заспанный Обломов, уроженец заспанной и все-таки поэтической Обломовки, свободен от нравственный болезней… Он не заражен житейским развратом. Ребенок по натуре и по условиям своего развития, Илья Ильич во многом оставил за собой чистоту и простоту ребенка, которые ставят мечтательного чудака выше предрассудков своего века».
У: Кто из этих исследователей, по-вашему, прав?
Ученики приходят к выводу, что обе эти стороны есть в личности Обломова и ни ту, ни другую нельзя исключать или абсолютизировать.
III. Итог урока:
Класс придумывает уроку тему, которая и отражала бы двунаправленность обломовской сущности. (Например, «Сон Обломова – мир заспанной и поэтической души».)
Характер Обломова
Роман И.А. Гончарова «Обломов» был напечатан в 1859 году. На его создание ушло почти 10 лет. Это один из самых выдающихся романов классической литературы нашего времени. Так отзывались о романе известные литературные критики той эпохи. Гончаров сумел передать реалистично объективно и достоверные факты действительности слоев социальной среды исторического периода. Надо полагать самым удачным его достижением было создание образа Обломова.
Это был молодой человек лет 32-33, среднего роста, с приятным лицом и умным взглядом, но без всякой определенной глубины смысла. Как автор отметил мысль гуляла по лицу вольной птицей, порхала в глазах опускалась на полуоткрытые губы, пряталась в складках лба, потом совсем исчезала и перед нами оказывался беспечный молодой человек. Иногда на его лице можно было прочесть скуку или усталость, но все равно в нем присутствовала мягкость характера теплота его души. Всю жизнь Обломова сопровождают три атрибута мещанского благополучия — диван, халат и туфли. Дома Обломов ходил в восточном мягком вместительном халате. Все свободное свое время он проводил лежа. Лень была неотъемлемой чертой его характера. Уборка в доме проводилась поверхностно, создавая видимость, по углам свешивались паутины, хотя на первый взгляд можно было подумать, что хорошо убранная комната. В доме были еще две комнаты, но туда он совсем не заходил. Если бы неубранная тарелка с ужина с крошками повсюду, недокуренная трубка, можно было подумать, что квартира пуста, в ней никто не живет. Он всегда удивлялся своим энергичным друзьям. Как можно так тратить свою жизнь, распыляясь на десятки дел сразу. Финансовое состояние его желало быть лучшим. Лежа на диване, Илья Ильич всегда подумывал каким бы образом его поправить.
Образ Обломова это сложный противоречивый, даже трагичный герой. Его характер предопределяет обычную, не интересную судьбу, лишенную энергии жизни, ярких ее событий. Основное внимание Гончаров обращает на сложившийся строй той эпохи, который воздействовал на его героя. Это влияние выразилось в пустом и бессмысленном существовании Обломова. Беспомощные попытки к возрождению под влиянием Ольги, Штольца, женитьбы на Пшеницыной, да и сама смерть определены в романе как Обломовщина.
Сам характер героя по замыслу писателя намного крупнее и глубже. Сон Обломова это ключ разгадки всего романа. Герой перемещается в другую эпоху, к другим людям. Много света, радостное детство, сады, солнечные речки, но сначала надо пройти преграды, бесконечное море с бушующими волнами, стонами. За ним скалы с пропастями, багряное небо с красным заревом. После волнующего пейзажа, попадаем в небольшой уголок, где люди живут счастливо, где хочется родится и умереть, иначе и быть не может, так они считают. Гончаров описывает этих жителей: «Тихо и сонно все в деревне: безмолвные избы отворены настежь; не видно ни души; одни мухи тучами летают и жужжат в духоте». Там мы встречаем юного Обломова. В детстве Обломов не мог сам одеться, ему всегда помогали слуги. Будучи взрослым, он тоже прибегает к их помощи. Илюша растет в атмосфере любви, покоя и чрезмерной опеки. Обломовка — это уголок, где царствует спокойствие и невозмутимая тишина. Это сон во сне. Все вокруг будто замерло, и ни что не в силах разбудить этих людей, которые бесполезно живут в далекой деревушке без всякой связи с остальным миром. Илюша вырос на сказках и легендах, которые ему рассказывала няня. Развивая мечтательность, сказка больше привязывала Илюшу к дому, вызывая бездействие.
Во сне Обломова описывается детство героя, его воспитание. Все это помогает узнать характер Обломова. Жизнь Обломовых, это пассивность и апатия. Детство вот его идеал. Там в Обломовке — тепло, надёжно и очень защищено чувствовал себя Илюша. Этот идеал и обрёк его на бесцельное дальнейшее существование.
Разгадка характера Ильи Ильича в его детстве, откуда прямые нити протягиваются к взрослому герою. Характер героя — объективный результат условий рождения и воспитания.
обломов роман лень характер
Противоречивость характера Обломова в романе «Обломов»
Отрицательная сторона характера Обломова
В романе Илья Ильич ничего не решает сам, надеясь на помощь со стороны – Захара, который принесет ему еду или одежду, Штольца, способного решить проблемы в Обломовке, Тарантьева, который хоть и обманет, но сам разберется в интересующей Обломова ситуации и т. д. Герою не интересна реальная жизнь, она вызывает у него скуку и усталость, тогда как истинный покой и удовлетворение он находит в придуманном им самим мире иллюзий. Проводя все дни, лежа на диване, Обломов строит несбыточные планы об обустройстве Обломовки и своей счастливой семейной жизни, во многом похожей на спокойную, однообразную атмосферу его детства. Все его мечты направлены в прошлое, даже то будущее, которое он сам себе рисует, – отголоски далекого прошлого, которое более невозможно вернуть.
Казалось бы, ленивый, живущий в неубранной квартире, герой-увалень не может вызывать симпатии и расположения у читателя, особенно на фоне деятельного, активного, целеустремленного друга Ильи Ильича – Штольца. Однако истинная сущность Обломова раскрывается постепенно, что позволяет увидеть всю многогранность и внутренний нереализованный потенциал героя. Еще в детстве окруженный тихой природой, заботой и контролем родителей, тонко чувствующий, мечтательный Илья был лишен самого важного – познания мира через его противоположности – красоту и уродство, победы и поражения, необходимость что-то сделать и радость обретенного собственным трудом. С малых лет герой имел все, что ему нужно – услужливые дворовые по первому зову выполняли распоряжения, а родители всячески баловали сына. Оказавшись вне родительского гнездышка, Обломов, не готовый к реальному миру, продолжает ожидать, что все вокруг будут относиться к нему так же тепло и приветливо, как и в родной Обломовке. Однако его надежды были разрушены уже в первые дни на службе, где никому не было до него дела, а каждый был только за себя. Лишенный воли к жизни, умения бороться за свое место под солнцем и настойчивости, Обломов уже после случайной ошибки сам уходит со службы, боясь наказания начальства. Первая же неудача становится для героя последней – больше он не хочет двигаться вперед, прячась от реального, «жестокого» мира в своих мечтах.
Положительные сторона характера Обломова
Человеком, который мог вытащить Обломова из этого пассивного, приводящего к деградации личности состояния, являлся Андрей Иванович Штольц. Пожалуй, Штольц выступает в романе единственным персонажем, который досконально видел не только отрицательные, но и положительные черты Обломова: душевность, доброту, умение прочувствовать и понять проблемы другого человека, внутреннее спокойствие и простоту. Именно к Илье Ильичу Штольц приходил в тяжелые моменты, когда ему нужна была поддержка и понимание. Голубиная нежность, чувственность и искренность Обломова раскрываются и во время отношений с Ольгой. Илья Ильич первым осознает, что не подходит активной, целеустремленной Ильинской, не желающей посвящать себя «обломовским» ценностям, – это выдает в нем тонкого психолога. Обломов готов отказаться от собственной любви, так как понимает, что не сможет дать Ольге то счастье, о котором она мечтает.
Характер и судьба Обломова тесно связаны – его безволие, неумение бороться за свое счастье вместе с душевной добротой и мягкостью приводят к трагичным последствиям – боязни трудностей и огорчений реальности, а также полному уходу героя в умиротворяющий, спокойный, чудесный мир иллюзий.
И. А. Гончаров «Обломов». Полнота и сложность образа, его внутренняя противоречивость
Сегодня на уроке мы:
- Поговорим о характере Ильи Обломова.
- Узнаем, почему критики до сих пор трактуют этот образ по-разному.
- Порассуждаем о противоречиях обломовского характера.
Роман Ивана Александровича Гончарова «Обломов» вышел в 1859 году на страницах журнала «Отечественные записки».
Обломова, Штольца, Ольги Ильинской
Но постойте, скажете вы. Что непонятного в Обломове, который всё время лежит на диване? На самом деле, образ этот достаточно сложный и вызывает много вопросов. Например, в чём причина апатии Обломова?
Александр Петрович Милюков
был уверен, что
«…лень и апатия Обломова происходят не столько от воспитания, как от негодности самой его натуры, от мелкости умственных и душевных сил…»
Николай Добролюбов
доказывал, что корень апатии Обломова надо искать в среде.
Вину за обломовскую бездеятельность критик возложил на крепостнический строй, который сделал из шустрого любознательного мальчишки ленивого барина.
Даже на обломовскую лень не было и нет единого взгляда. Многие критики бичевали её, как страшный порок. А вот писатель Михаил Пришвин уже в XX веке написал так: «Никакая “положительная” деятельность в России не может выдержать критики Обломова: его покой таит в себе запрос на высшую ценность, на такую деятельность, из-за которой стоило бы лишиться покоя».
Добролюбов ставил Обломова в ряд лишних людей, к Онегину и Печорину. А Юрий Владимирович Лебедев уже в наше время сравнивал Обломова со сказочным Иванушкой и даже былинным богатырём Ильей Муромцем.
А в чём заключаются противоречия обломовского характера?
Чтобы понять это, обратимся к роману.
«Обломов» состоит из 4 частей
- И знакомство с характером Ильи Обломова полностью занимает первую часть романа. В этой части не происходит никаких событий. Обломов лежит на диване в своей квартире, бранится с Захаром и принимает гостей.
В начале романа Обломову около 32 лет, он закончил университет, пару лет прослужил, а потом бросил службу. Почему? Неужели из-за банальной лени? Ответить на этот вопрос помогут гости Обломова.
«Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается?»,
- думает он. Жизнь светского фата ему противна.
Почему Обломова такая жизнь не прельщает?
Обломов считает, что Судьбинский «увяз в службе»: «И слеп, и глух, и нем для всего остального в мире. А выйдет в люди, будет со временем ворочать делами и чинов нахватает… У нас это называется тоже карьерой! А как мало тут человека-то нужно: ума его, воли, чувства – зачем это? Роскошь! И проживет свой век, и не пошевелится в нем многое, многое…».
То есть, Судьбинский напрасно растрачивает свою жизнь на бессмысленную возню с бумагами.
А в чём же может реализоваться и ум, и воля, и чувство человека? Может быть, в литературе?
Вспомним, что в XIX веке общественную роль литературы и журналистики признавали крайне важной. Литература будила умы, бередила сердца, агитировала, поучала. В разговоре с литератором Пенкиным мы впервые видим Обломова с горящими глазами, «воспламенившимся» и вдохновенным.
Что вызвало в нём такой эмоциональный отклик?
«нужна одна голая физиология общества».
А Обломов считает, что писать надо не только умом, но и сердцем. Он верит, что любой человек достоин сострадания и несёт в себе высшее начало.
Получается, без любви к человеку литературный натурализм Пенкина такой же бессмысленный и мёртвый, как беготня Волкова по балам или карьера Судьбинского.
Можно ли назвать Обломова идейным затворником, который отказался от жизни, чтобы не предавать своё нравственное начало? Ведь и Штольцу, который сумел поднять Обломова с дивана, Илья Ильич говорит о жизни: «Вечная беготня взапуски, вечная игра дрянных страстишек, особенно жадности, перебиванья друг у друга дороги, сплетни, пересуды, щелчки друг другу, это оглядыванье с ног до головы; послушаешь, о чем говорят, так голова закружится, одуреешь. Скука, скука, скука!.. Где же тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь?»
Давайте подумаем. Какие мысли вызывают у Обломова эти три гостя? Всех троих он считает несчастными, потому что одна только мысль о движении и необходимости работать вызывает у Обломова ужас.
«Жизнь в его глазах разделялась на две половины: одна состояла из труда и скуки – это у него были синонимы; другая – из покоя и мирного веселья», –
пишет Гончаров о своём герое.
«запросом на высшую ценность»
и отрицанием светской суеты и буржуазного делячества.
Обломов – персонаж неоднозначный. С одной стороны, он бездельник, который целыми днями лежит в грязной комнате. С другой стороны, Илья Ильич очень тонкий, умный человек с обострённым чувством прекрасного. Он философ по складу характера. При внешней бездеятельности, у Обломова очень бурная внутренняя жизнь. Он постоянно мечтает, размышляет, анализирует. В беседе он показывает глубину суждений, которая впечатляет даже Штольца, который называет Обломова философом.
Вы спросите, как проявляется его доброта, если он всё время лежит на диване?
Нельзя не заметить, что Обломов притягивает к себе людей. Да, Тарантьев и Алексеев ходят угощаться за его счёт. Но есть ещё крайне занятые Пенкин, Судьбинский и Волков, которым дружить с Обломовым невыгодно. Судьбинский, который служил вместе с Обломовым очень давно и совсем недолго, навещает Обломова. И даже приглашает быть шафером на своей свадьбе. Пенкин ценит ум и талант Обломова. Он прямо заявляет, что Обломову нужно стать писателем. Светский человек Волков ценит деликатность и обходительность Обломова. Поднять Обломова с дивана старается не только Штольц.
«всё я чувствую, все понимаю: мне давно совестно жить на свете!».
Как же случилось, что Обломов не смог реализовать свой потенциал?
Николай Добролюбов
считает, что Обломова загубила среда.
И с этим нельзя не согласиться, читая о том, как воспитывали Обломова. В детстве мальчику запрещали шалить и исследовать мир. В нём убивали самостоятельность, не давая делать что-то самому. Зачем, если на это есть слуги? Обломов постепенно проникался вялым и ленивым укладом жизни Обломовки. Родители Илью Ильича обожали. Главным для них было, чтобы их сын не напрягался. Он и учился так, как они хотели: не прикладывая усилий, только чтобы получить аттестат. В итоге Обломов стал не способным на самостоятельное действие, безвольным и ленивым человеком.
Он абсолютно беспомощен без своего слуги Захара. Николай Добролюбов заметил созависимость этих персонажей. Захар – крепостной Обломова, по сути, его раб. Но в то же время сам Обломов находится в рабстве у Захара, потому что без него не способен даже найти носовой платок или одеться.
Захар является двойником Обломова, его «альтер эго». Он так же ленив, так же сильно любит поспать и поесть. Как и хозяин, Захар ненавидит перемены. Он не желает расставаться со своим заношенным до дыр сюртуком, так же как Обломов не вылезает из своего любимого халата. И сонная жизнь патриархальной Обломовки им обоим видится идеальной.
Характер Обломова раскрывается не только в отношениях с окружающими людьми, но и в окружающей обстановке. Грязь и запустение в квартире Обломова является отражением обломовской жизни, полной апатии и безделья. Халат и мягкие домашние туфли, в которые он попадает ногой сразу же показывают расслабленность героя, его любовь к привычному комфорту.
Вспомните, когда Штольцу удаётся поднять друга с дивана, Обломов промахивается ногой мимо туфли. И от этой мелочи он тут же теряется и садится снова. Его решимость моментально исчезает.
«Идти вперед – это значит вдруг сбросить широкий халат не только с плеч, но и с души, с ума».
Внутренняя борьба Обломова, обломовский вопрос, который для героя был глубже гамлетовского, передаётся не в пламенных речах или отчаянных поступках. Внутренний конфликт проявляется в разладе Обломова с привычными, комфортными, любимыми вещами.
В характере Обломова сочетается смешное и трагическое, нелепое и прекрасное. Нерешительность, беспомощность, лень и барские замашки сочетаются с добротой, гуманностью, голубиной нежностью и чистотой души, о которой говорит его друг Штольц.
Иван Александрович Гончаров создал живой характер, неоднозначный, полный внутренних противоречий.
Писателя часто упрекали в том, что он создал непонятного героя. На это Гончаров отвечал так:
«А читатель на что? Разве он олух какой-нибудь, что воображением не сумеет по данной автором идее дополнить остальное? Разве Печорины, Онегины… досказаны до мелочей?»
«Задача автора – господствующий элемент характера, а остальное – дело читателя».
Национальный характер в романе «Обломов»
Образ Обломова романе Гончарова – это отражение национального российского характера, его неоднозначности и многогранности. Илья Ильич – это тот самый архетипичный Емеля-дурачок на печи, о котором герою в детстве рассказывала няня. Как и персонаж сказки, Обломов верит в чудо, которое должно произойти с ним само собою: появится благосклонная жар-птица или добрая волшебница, которая заберет его в прекрасный мир медовых и молочных рек. И избранником волшебницы должен быть не яркий, работящий, активный герой, а обязательно «тихий, безобидный», «какой-то лентяй, которого все обижают».
Беспрекословная вера в чудо, в сказку, в возможность невозможного – главная черта не только Ильи Ильича, но и любого русского человека, взрощенного на народных сказках и преданиях. Попадая на благодатную почву, эта вера становится основой жизни человека, подменяя реальность иллюзией, как это случилось у Ильи Ильича: «сказка у него смешалась с жизнью, и он бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка».
В финале романа Обломов, казалось бы, обретает то «обломовское» счастье, о котором давно мечтал – спокойную, монотонную жизнь без стрессов, заботливую добрую жену, устроенный быт и сына. Однако Илья Ильич не возвращается в реальный мир, он остается в своих иллюзиях, которые становятся для него важнее и значимее, чем реальное счастье рядом с обожающей его женщиной. В сказках герой должен выдержать три испытания, после чего его будет ожидать исполнение всех желаний, в противном случае героя ожидает гибель. Илья Ильич не проходит ни одного испытания, пасуя сначала перед неудачей на службе, а затем перед необходимостью измениться ради Ольги. Описывая жизнь Обломова, автор словно иронизирует по поводу чрезмерной веры героя в несбыточное чудо, за которое не нужно бороться.
Характер Обломова
черты характера Обломова
— слабость воли, пассивное, безучастное отношение к окружающей действительности, склонность к чисто созерцательной жизни, беспечность и лень. Нарицательное имя «Обломов» вошло в употребление для обозначения человека крайне бездеятельного, флегматичного и пассивного.
Излюбленное времяпрепровождение Обломова — лежанье в постели. «Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслажденьем, как у лентяя, — это было его нормальным состоянием. Когда он был дома — а он был почти всегда дома — он всё лежал, и всё постоянно в одной комнате».
В кабинете Обломова господствовали запущенность и небрежность. Если бы не лежащая на столе неубранная от вечернего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой да не прислоненная к постели трубка или не сам хозяин, лежащий в постели,
«то можно было бы подумать, что тут никто не живет, — так всё запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия».
Обломову лень вставать, лень одеваться, лень даже сосредоточить на чем-нибудь свои мысли.
Живя вялой, созерцательной жизнью, Илья Ильич не прочь иногда и помечтать, но его мечты бесплодны и безответственны. Так мечтает он, неподвижный увалень, сделаться знаменитым полководцем, наподобие Наполеона, или великим художником, или писателем, перед которым все преклоняются. Ни к чему эти мечты не приводили — они лишь одно из проявлений праздного препровождения времени.
Типично для характера Обломова и состояние апатии. Он боится жизни, старается отгородить себя от жизненных впечатлений. Он с усилием и мольбой говорит: «Жизнь трогает». Вместе с тем Обломову глубоко присуще барство. Как-то его слуга Захар заикнулся о том, что «другие ведут иную жизнь». Обломов так ответил на этот упрек:
«Другой работает без устали, бегает, суетится… Не поработает, так не поест… А я?.. Да разве я мечусь, разве я работаю?.. Мало ем, что ли?.. Разве недостает мне чего-нибудь? Кажется, подать, сделать есть кому: я ни разу не натянул себе чулок на ноги, как живу, слава богу! Стану ли я беспокоиться? Из чего мне?»