Анализ произведения Марфа-Посадница Карамзина
Жанровая направленность, Сюжетная линия, Главным персонажем, Композиционная структура, Отличительной особенностью
На всем протяжении сюжетного действия ощущается авторская симпатия к главной героине и жителям города, подчеркнутая в изображении великолепного и в то же время противоречивого образа Марфы Посадницы.
Своеобразие повести, Средствами художественной выразительности, Смысловая нагрузка
Лидер
Марфу поддерживали богатые землевладельцы, к ним относились Овиновы, Казимировы, Есиповы, Афанасьевы, Коробовы и некоторые другие. Они жили на Софийской стороне. К сторонникам Москвы относились более бедные вотчинники. Марфа владела значительным богатством и поэтому её желания расценивались как приказы. Женщина жестоко распоряжалась со своими врагами, в том числе и с боярами. В конце 15 столетия Борецкая со своими сторонниками, не скрываясь, не хотели стать подданными Московского князя.
В 1471 году она желала поставить архимандритом Пимена. Её поддержали боярыни Ефимия и Анастасия ( тоже вдовы).
Однако архиепископом выбрали Феофила. Потом Борецкая послала послов к Московскому князю. Вернувшись обратно, они объявили, что Иван III считает Новгород своей вотчиной. Борецкая с богатыми подругами возглавили партию, боровшуюся против власти Москвы.
Речь Марфы
Дальше еще интереснее закручивает свой сюжет краткое содержание. Марфа-посадница под восклицающие звуки тихо и величаво вошла на железные ступени лобного места. На ее лице читались скорбь и величие. Она спокойно начала свою вдохновенную речь и сказала, что по праву может быть защитницей вольности, так как именно ее отец и супруг положили голову, сражаясь за этот славный город.
Народ слушал ее, затаив дыхание. А она продолжала свое выступление тем, что не стоит ее народ упрекать в том, что он не участвовал в междоусобных войнах и сам отбился от монголо-татарских завоевателей, когда свирепый Батый хотел растерзать их город. Она поминала и отцов, которые знали, что умрут в сражениях, но не станут рабами, и без робости точили свои мечи. Теперь Великий Новгород процветает, и многие чужеземные купцы, приезжая к себе домой, рассказывают, что подобного по красоте города не видели больше нигде. И неудивительно, что теперь Иоанн, видя все величие и красоту Новгорода, хочет править им.
И вот до предела накаляет сюжет даже краткое содержание. Марфа-посадница дальше говорит, что Небеса правосудны, и если корыстолюбие движет ими, а не добродетели и слава, то скоро ударит их вольницы последний час, а при потере свободы иссохнет и источник благосостояния, слава города померкнет, и он превратится в печальные развалины. Народ затрепетал в негодовании и закричал: «Война Иоанну! Мы умрем за наше Отечество и свободу!»
Севастополь — город русской славы
... поэтому Севастополь - это не просто город. Севастополь - это слава, честь и доблесть. Севастополь - это гордость России. Из истории Севастополя Среди русских городов, составляющих военную славу России, Севастополь занимает одно из первых мест. Севастополь родился ...
Посол московский хотел еще что-то сказать, но напрасно – толпа не хотела слушать и чуть не разорвала его. Тогда он с огромной душевной скорбью произнес свои последние решающие слова: «Да будет война!» — и быстро удалился из города со своею дружиною.
Борьбы Борецкой с Москвой
Марфа Борецкая вдохновляла народ на борьбу с московским князем. Она действовала решительно. В своём доме она организовывала шумные политические собрания, убедительно выступала перед собравшимися жителями. Своими горячими призывами она приобрела много сторонников. Жители верили Марфе и готовы были бороться против Москвы вместе с ней, но они не представлял насколько это опасно для них.
Новгородская знать мечтала создать в своём городе православное наместничество во главе с литовским паном. Перед ним было поставлено одно условие – он обязывался стать мужем Марфы. Жители Великого Новгорода согласились жить под покровительством Казимир, надеясь на его милостыни. Марфа интриговала и за гроши подкупала бедноту, чтобы они на вече кричали против Ивана III и призывали послать послов к Казимиру. Хотя смерды действовали вяло, но их набралось достаточно много и послов в Литву послали. Приверженцы же московского князя соглашались и явно не протестовали.
Карамзин: «Марфа-посадница», краткое содержание сюжета
Новгородцы предвидели, что такое противостояние принесет им много горя, но не могли поступиться своею гордынею. И вот вечевой городской колокол созывает всех горожан немедленно собраться на Великой площади.
Народ со всех концов устремился туда, встревоженный гул его заглушал колокольный звон. Люди собрались и стали требовать начать вече.
Напротив белокаменного дома Ярославова собрались посадники с медалями на груди, бояре со знаменами, старосты с серебряными секирами и много другого народа.
Вдруг на лобном, или, иначе, на Вадимовом, месте, где возвышался мраморный образ витязя Вадима, появился посланец – доверенный царя Иоанна князь.
Конец
Боярская владела в 1480 году на реке Сорока 16 земельными участками. Половину из них она подарила монастырю. Деревни на реках Суме, Волги и озере Колдо, рыбные ловли на реке Водла, а так же сёла, уже после кончины Борецкой, тоже передали монастырю.
Через 13 лет после битвы на Шелони, в 1484 году по приказу московского князя схватили Борецкую и её внука от сына Дмитрия. Всё богатство собрал себе московский князь. У небольшого селения Млеве Марфу убили и похоронили.
Есть еще версия, что сначала Марфу с внуком Василием привезли в Москву. Затем она была сослана в Нижний Новгород в Зачатьевский монастырь, где и была пострижена в монахини под именем Мария. Прожила до 1503 года.
Ожидание
Грозная тишина поселилась в городе в ожидании, только храмы не затворили свои двери, оставшийся народ встал на колени, звучало молебное чтение. Долго не было известий. В день решительной битвы Марфа с высокого лобного места увидела облако пыли. Закрыв глаза, она произнесла: «Мирослав погиб, Иоанн стал победителем!»
На колеснице в город привозят тело Мирослава, раненые воины рассказывают о страшных сражениях. Русские были против русских, воины обеих сторон хотели доказать, что они славяне. Взаимная их злоба и есть самое ужасное! Двое сыновей Марфы тоже погибли.
Тема народа в Истории одного города
... теме исследования. 2.Показать эволюцию демократических взглядов Салтыкова-Щедрина. 3.Рассмотреть главные стороны сосуществования народа и власти в романе «История одного города». 4.Раскрыть особенности сатиры Салтыкова-Щедрина в «Истории одного города», ... издании полного собрания сочинений Салтыкова-Щедрина. Начатое в 1933 г. и завершенное в 1941 г. это издание явилось событием в культурной жизни ...
Но битва продолжалась, Иоанн в прямом столкновении не смог одолеть витязей новгородских, тогда он пошел на длительную осаду. Город начинал голодать, защитники вольности стали гибнуть.
Старец Феодосий, покинув свой затвор, пришел в город и опять стал посадником, однако после победы сам же вручил ключи от города царю Иоанну и попросил у него пощады для народа, взамен пообещав, что эти люди будут служить ему верой и правдой.
Итоги
Судьба новгородской посадницы интересовала писателей и историков. Несомненно, она была сильная женщина, но жестокая и суровая. Она боролась за свободу своего города, но подкупала чернь и призывала на Русь иноземцев. Она была властной и даже жестокой правительницей и имела право наказать любого жителя.
Если верить легенде, то, узнав, что её сыновья погибли в Заонежье, она приказала сжечь несколько деревень вместе со всеми жителями. Василий Своеземцев, спасаясь от расправы Марфы, вместе с семьёй тайно скрылся из Новгорода. Жестоко поступила Борецкая с боярином Мирославским, бросив его в подземелье.
Война
Необыкновенно интересно описывает подготовку к войне повесть «Марфа-посадница», краткое содержание сюжета дальше рассказывает, что, когда загремел в набат колокол, народ стал готовиться принять последнее сражение. А Марфа сразу поспешила к благочестивому праведнику старцу Феодосию, который после 70 лет службы своему отечеству удалился от суетного мира в дремучий лес. Именно он сообщил ей про скорую беду, но Марфа была непреклонна. Она привела с собой молодого отрока Мирослава и хотела получить от старца благословение на брань. После этого Марфа торопилась его женить на своей дочери Ксении. Перед сражением они сыграли свадьбу, и сам епископ венчал молодых в Софийском соборе. Так Мирослав стал вождем новгородских витязей.
Марфа надеялась, что Псков не останется в стороне, станет им союзником и даст свое войско, однако те отказались поддержать мятеж новгородцев. Вскоре пришло известие, что Иоанн с лучшим войском выдвинулся к великому граду. Полки Мирослава выдвинулись им навстречу.
Анализ повести Карамзина «Фрол Силин»
Фрол Силин — идеализированный образ зажиточного крестьянина, отличающегося исключительной добротой. Во время голода он даром раздает хлеб жителям деревни, помогает крестьянам двух сгоревших деревень, у помещика выкупает двух крепостных девок и выдает их замуж с богатым приданым. Благоденствие Фрола автор объясняет его трудолюбием и добропорядочностью. Герой повести «лучше других обрабатывал свою землю, всегда более других сбирал хлеба…». Образом Силина автор старается доказать, что при помощи доброты и сострадательной любви можно преодолеть тяжелые невзгоды в жизни.
Эпитафия
Марфа Борецкая еще долго после смерти интересовала русские прогрессивные умы, поэтов, историков и писателей. У нее была невероятная и совсем неприсущая русской женщине того времени сильная и незаурядная личность. Н. М. Карамзин в своих произведениях идеализировал мятежную боярыню, называя ее республиканкой, а Новгород называл Новгородской республикой. А Марфа Семеновна Борецкая была ее последней защитницей от самодержавной власти царей. Карамзин написал о ней историческую повесть, в концовке которой выразил надежду, что ее имя не будет предано забвению, и что она войдет в галерею самых известных российских женщин в стране. Его пожелания в какой-то мере сбылись. Однако сегодня к ней отношение двоякое. С одной стороны, она боролась за независимость своего города и не желала отдавать его во власть Московского князя, а с другой стороны, она помощи искала в иноземном короле.
Любовь Лизы и Эраста по повести Бедная Лиза Карамзина
... оказалось важнее чувств. Данная статья, которая поможет написать сочинение «Лиза и Эраст», рассмотрит трагичную историю любви персонажей повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». Главная мысль Сюжет — далеко не самое главное ... напиши о ней современный автор в подобном ключе. И все же… И все же к Карамзину возвращаешься. Его перечитываешь. О нем узнаешь заново. О. А. Кипренский, «Бедная Лиза», 1827 ...
Коростынский мир
Вскоре был заключен Коростынский мир (11 августа 1471 года).
По его условиям, Новгород попадал в еще большую зависимость от Москвы. Так, его правительство должно было подчиняться великому князю в вопросах внешней политики. Это было важным нововведением, так как отнимало у новгородцев возможность иметь какие-либо дипломатические контакты с Польшей и Литвой. Также великому князю Московскому теперь подчинялся городской суд. Кроме того, церковь Новгорода становилась неотъемлемой частью единой митрополии. Главный орган местного самоуправления – Вече – больше не мог выносить решения самостоятельно. Все его грамоты заверялись великим князем, а на бумагах ставились московские печати.
Тем не менее в Новгороде сохранялись декоративные признаки старого порядка, когда здесь еще господствовала республика. Великий князь не тронул Марфу, она осталась на родине. Огромные уступки Москвы не поменяли ее планов. Она все еще мечтала о том, чтобы избавиться от зависимости от Ивана III. Но на некоторое время между сторонами воцарился хрупкий мир.
Ответный ход Ивана III
Когда до Московского Великого князя дошла весть о том, что из Новгорода в Литву послано посольство, он собрал войско и двинулся в сторону мятежного города. На реке Шелони произошла битва, которая закончилась поражением антимосковской группировки. Сын Марфы Дмитрий Борецкий был казнен. Новым посадником был назначен Фома Андреевич. Чтобы помириться с Иваном Третьим, он поднес ему тысячу серебряных рублей, который князь Московский взял, как “пеню за проступок”. Зимой он вновь приехал в Новгород и посетил дома многих знатных бояр, но Марфа Посадница Борецкая не была удостоена этой великой чести. Он решил держать ее на расстоянии, опасаясь ее новых козней.
Анализ повести Карамзина «Остров Борнгольм»
Среди повестей Карамзина, написанных уже под влиянием романтизма, наиболее значителен «Остров Борнгольм» (1793).
Действие этой стройно и занимательно рассказанной повести полно тайн и ужасов: молодой изгнанник тоскует по утраченной любви, молодая девица томится в подземной тюрьме, куда, как можно предположить, отец заключил ее за то, что они — брат и сестра — влюбились друг в друга. Выразительным фоном этой романтической истории о непреодолимой силе любви, сталкивающейся с законами общества и природы, и о страшном наказании служит мрачная природа Скандинавии и средневековая атмосфера: древний готический замок и царящие в нем суровые, неумолимые нравы. Своей зловещей и мистически окрашенной романтикой, дотоле неведомой в русской литературе, повесть эта не менее «Бедной Лизы» поразила современников.
Анализ повести Карамзина «Бедная Лиза»
Самая популярная повесть Карамзина, имевшая огромный успех и вызвавшая многочисленные подражания, — «Бедная Лиза». В повести рассказывается о печальной истории молодой крестьянки Лизы, обольщенной, брошенной и доведенной до самоубийства молодым аристократом Эрастом. Однако Карамзин не заостряет внимания читателя на социальных противоречиях, всецело сосредоточившись на исследовании душевного состояния своих героев. Аристократа Эраста в конечном счете он изображает таким же несчастным, как и утопившуюся «бедную» Лизу и в характерном для сентиментализма проникновенно-религиозном духе в конце повести высказывает надежду на то, что после смерти «они уже примирились».
Повесть К. Д. Воробьева «Убиты под Москвой»
... с чужих слов или из воображения – так писать мог только очевидец, участник. Повесть «Убиты под Москвой», впрочем, как и все творчество Константина Воробьева, очень эмоциональна. Эта книга особенна ... событий и тонкий психологический анализ поступков героев с высоты прожитых лет. «Убиты под Москвой» – довольно короткая повесть, однако по содержанию она включает в себя целую эпоху. Такое ощущение ...
Как и в предыдущей повести, Карамзин идеализирует крестьянскую жизнь. И Лиза, и ее мать, и покойный отец — люди высочайших моральных качеств. Отец «любил работу, пахал хорошо землю и вел всегда трезвую жизнь». Мать хранит возвышенную и светлую память о муже, постоянно скорбя о нем, «ибо и крестьянки любить умеют!» Лишь вскользь писатель подтверждает социальное положение Лизы-крестьянки, о.
Подробно и последовательно раскрывает Карамзин душевный мир Лизы, проникновенно описывая развитие в ней любовного чувства. Мы живо представляем героиню, желающую увидеть Эраста после первой встречи и грустящую из-за неосуществленного желания. Видим радостный испуг и волнение ее при неожиданном появлении возлюбленного. Автор передает ее мысли о том, как она могла жить раньше без Эраста, ее тревогу, что аристократ Эраст не может быть ее мужем; описывает ее колебания между страхом потерять любимого человека и надеждой на его возвращение; наконец, ее безутешное отчаяние, приводящее к самоубийству.
Не менее убедительно показана и внутренняя жизнь Эраста, наделенного «изрядным умом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным». Автор отмечает благородное воздействие любви к Лизе на его характер: «Видя, сколь она любит его, казался сам себе любезнее», но и свидетельствует, что после того, как Лиза отдалась ему, она перестала быть для него «сим ангелом непорочности, который прежде воспалял его воображение и восхищал душу. Платоническая любовь уступила место таким чувствам, которыми он не мог гордиться и которые были для него уже не новы». Образ Эраста — несмотря на смягчение над ним авторского приговора — более реалистичен, чем образ Лизы. Исследователи не без основания видят в нем первое проявление в русской литературе «разочарованного» и «странного» молодого человека, предшественника онегинско-печоринского типа.
«Бедная Лиза» насыщена чувствительными излияниями и восклицаниями рассказчика. В решающие моменты печальной истории автор дает оценку происходящих событий и поведения героев. «Ах! Лиза, Лиза, что с тобою сделалось?» — вопрошает он, когда героиня, сознавая растущее в душе чувство любви к Эрасту, всю ночь не смыкает глаз. Стараясь осудить бессердечность Эраста, автор восклицает: «Я забываю о человеке в Эрасте, готов проклинать его, но язык мой не движется; смотрю на небо и слеза катится по лицу моему. Ах! почему не пишу роман, а печальную быль!» Личность рассказчика повсеместно присутствует в повести.
В сентиментальном духе даются в повести и описания природы — окрестностей Москвы и «мрачных готических башен» монастыря. В этих лирически окрашенных описаниях также сквозит характерное для сентиментализма противопоставление города деревне: с одной стороны, Москва — «ужасная громада домов и церквей, с другой — «густо-зеленые цветущие луга», «река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок», «дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада» и т.д.
Великий Пост и Пасха: символика Православных традиций
... празднику Святой Пасхи. Великий Пост напоминает нам о сорокадневном посте Спасителя в пустыне; он же вводит нас в Страстную седмицу ... Данный реферат можно использовать на уроках Основ Православной культуры как в начальных классах, так и в старших. Можно взять за основу ... и часто посещал это благочестивое семейство. Однажды Лазарь заболел. Марфа и Мария послали сказать Иисусу: «Господи, тот, кого ...
Состояние
Судьба Марфы сложилась таким образом, что она дважды теряла мужей. Похоронив обоих, она осталась самостоятельной хозяйкой значительных земельных угодий, которые она в дальнейшем смогла увеличить до таких колоссальных размеров, что к 70-м годам 15-го века она была единственной в своем роде вотчинницей, и никто из новгородских бояр не мог с ней сравниться. Выше Марфы стояла разве только церковь. Она владела 1000 шкурами пушнины, сотней локтей полотна, сотней коробов хлеба, 100 туш мяса. Было вдоволь масла, кур, лебедей и другой птицы, и многого другого, но ее главное богатство составляли деньги: в вотчине Марфа Сергеевна Борецкая обладала денежным оброком в 51 % владельческого дохода. У нее был огромный двухэтажный каменный дом на Великой улице, который правильно было бы назвать палатами. Он сразу же бросался в глаза среди других барских домов, и его называли «Чудным двором».
Марфа Борецкая: величавая республиканка
Колоритной фигурой Великого Новгорода в XV столетии — в последний период его самостоятельности — являлась знатная новгородская боярыня Марфа Борецкая. Недаром Николай Михайлович Карамзин называл ее «величавой республиканкой»…
Марфа Борецкая, или, как ее еще называли, Марфа-посадница, была последней защитницей Новгородской республики. Карамзин, яростный сторонник монархии, тем не менее, выразил надежду, что ее имя будет вписано в «галерею знаменитых россиянок».
В этом великий историк, как и во многом другом, оказался прав.
Самостоятельная хозяйка
Знаменитая Новгород ка происходила из знатного рода бояр Лошинских. Ее первым мужем был боярин Филипп, в этом браке родилось двое сыновей, Антон и Феликс. К несчастью, они утонули на Карельском берегу Белого моря.
Вторым мужем Марфы был посадник Исаак Андреевич Борецкий. Принадлежал он к известной в Новгороде семье, которая в XV веке имела обширные «боярщины» — землевладения. Похоронив обоих мужей, Борецкая осталась полновластной и самостоятельной хозяйкой со значительными земельными угодьями.
В памяти новгородцев образ Марфы навсегда остался как образ властной и жестокой правительницы, карающей самодержицы.
Как гласит легенда, узнав о гибели сыновей от первого брака в Заонежье, она приказала сжечь там ряд деревень. Если верить летописям, Борецкая была стяжательницей с мертвой хваткой.
Так, в середине XV века игумен Зосима выступил с ходатайством перед посадником о передаче Соловецкому монастырю Обонежья. Против этого выступило новгородское боярство. Среди тех, кто рьяно отстаивал права на эту землю, была Борецкая. И Зосима был выгнан «единой от славнейших и первых града сего» Марфой со словами: «Отчизну нашу отъемлет от нас!» Она безжалостно расправлялась со своими врагами. В «Житии Варлаама Важского» рассказывается, что будто бы некий Василий Своеземцев был вынужден спасаться бегством из-за интриг Марфы и бежал вместе со своим семейством в имение на Ваге.
Позднее она увеличила свои угодья за счет собственных «прикупов». Она со временем стала крупнейшей вотчинницей и не уступала тогдашним боярским родам — Овиновым, Есиповым. По мнению многих историков, Борецкая к концу XV столетия была третьей по величине собственности после новгородского владыки и монастырей.
Город Нижний Новгород – доблесть и слава России
... России город совсем закружил наши головы. Как упоительны его необозримые дали! Мы захлебываемся от восхищения ими…» Можно предположить, что подобное состояние испытал и основатель Нижнего Новгорода великий ... разрастался. Народ селился и за Почайной. Ремесленники и торговые люди, ямщики и крестьяне возводили дома и посадские церкви. С первого дня существования Нижний Новгород взял на себя ряд ...
Внимательно просматривая описи ее владений, можно встретить пушнину в тысячах шкурок и хлеб в сотнях коробей, множество мясных туш, масло, кур, лебедей, полотно в сотнях локтей. И, конечно, деньги. Денежный оброк в вотчинах Борецкой составлял не менее 51% владельческого дохода. В Новгороде, на Неревском конце города, на улице Великой ей принадлежали каменные палаты в два этажа. Ее дом резко выделялся даже среди других боярских особняков. Благодаря таким огромным богатствам Марфа и обрела политический вес. В подобных конфликтах она всегда проявляла себя как злейший враг Великого княжества Московского.
Так что терять ей было что, и когда Москва заявила свои права на Новгород, она вступила в борьбу с великим московским князем Иваном III.
Смутившая «соблазном речей»
Во второй половине 60-х годов XV века Марфа возглавила боярскую группировку, которая открыто выступила против Москвы и ее объединительной политики. В 1471 году Борецкая вместе с рядом влиятельных новгородцев, куда вошли боярыня Анастасия (вдова боярина Ивана Григорьева) и Евфимия (жена посадника Андрея Горшкова), решили выдвинуть своего кандидата на постархиепископа -некоего Пимена.
Будучи приближенным бывшего архиепископа Ионы и имея доступ к казне, он сумел передать Борецкой немало средств для борьбы с Москвой. Но на этот раз Марфа и ее клевреты проиграли, и архиепископом избрали Феофила. А вскоре из Москвы вернулся новгородский посол, который заявил, что великий князь Московский Иван III считает Новгород «своею отчиною». Борецкая использовала это заявление как повод для решительных действий. Ее дом стал по сути центром бурных собраний, а сама Марфа — их вдохновительницей. По словам тогдашнего летописца, «многие люди на сонмище к ней приходили и много послушали прелестных и богоотметных ее слов, не зная о том, что было им на пагубу». Даже «многие из народа» — простые новгородцы — «смутились соблазном» речей Борецкой. А планы у новгородского боярства-аристократии были великие.
Они хотели создать в Новгороде православное наместничество, зависимое от Литвы. Боярство жаждало видеть будущего наместника из числа «литвин». К тому же этот наместник должен был вступить в брак с Марфой Борецкой, которая «хотячи поити замужь за литовского же пана за королева, да… мыслячи привести его к себе в Великий Новград, да с ним хотячи владети от короля всею Новгородскою землею».
В 1471 году Марфа Посадница вместе со своими сыновьями (детьми от Исаака Борецко-го) открыто выступила на вече против подчинения Новгорода Москве. Как сказано в летописи, «тою отчаянною мыслью нача прельщати весь народ православия Великий Новгород». По словам русского историка Сергея Соловьева, она «вынудила» согласие веча на отложение от Москвы: «Наемники Борецкой являлись на площади и вопили о притеснениях Москвы, о золотой воле под покровительством Казимира литовского, камнями заставляли молчать московских приверженцев». Сергей Михайлович, осуждая Борецкую, называет ее не иначе как Иезавелью, бесноватой Иродиадой, царицей Евдоксией и Далилой -библейской героиней, предавшей Самсона. Хотя не стоит забывать о том, что Борецкая была дочерью своего времени и использовала в политической борьбе те же средства, что и ее современники, хотя бы тот же великий московский князь Иван III.
По истории Иван Калита статья по истории
... Новгороде. Москва стала самым мощным не только экономическим, но и политическим центром. >> 1425-1453. Феодальная война. Историческое сочинение Также Иван ... в Нижний Новгород, Иван приобрел ценный опыт, взяв бразды правления Москвой. Годы правления князя пришлись на 1325-1340 гг. Браки ... будут обращать в басурманство. Поднялся бунт, и великий князь Александр Михайлович не только не подавил ...
Плаха вместо трона
Конечно, у сторонников Борецкой — боярства — были средства, и они сумели подкупить «смердов, шильников и других безыменных мужиков», подбив их на выступление. В нужный момент в городе зазвонили в колокола, и люди стали кричать: «За короля хотим!» И хотя в Новгороде была и «партия» сторонников Москвы, приверженцы Борецкой их пересилили. Послы новгородского боярства с дарами отправились к литовскому королю.
Узнав об этом, Иван III организовал поход на Новгород. 20 июня 1471 года с многочисленным войском он выступил из Москвы. Сражение между москвичами и новгородцами произошло на реке Шелони. Последние потерпели сокрушительное поражение. Сын Марфы, степенной посадник Дмитрий Исаакович был пленен в этой битве и сложил свою голову на плахе. Клевреты посадницы были вынуждены признать свое поражение. Для того чтобы замириться с великим князем, новый посадник Фома Андреевич преподнес Ивану III тысячу серебряных рублей, и он «не отринул челобитья, взял тяжкую пеню за проступок». Тем не менее Марфа-посадница продолжала вести борьбу против московского князя. В декабре 1475 года Иван III вновь прибыл в Новгород. Он даже посетил хоромы богатых бояр. Такой чести он удостоил даже Анастасию Григорьеву, которая примыкала к «партии» Борецкой, и некоторых бояр.
А вот посетить дом Марфы будущий «государь всея Руси» не удосужился. По-видимому, знал, что она по-прежнему является злейшим врагом. В том же году по приказу Ивана III был схвачен другой сын Марфы — Федор Исаакович и отправлен в тюрьму.
Трагическая развязка наступила через несколько лет. В феврале 1478 года Иван повелел схватить саму Марфу и ее внука Василия Федоровича. Великий князь повелел отослать их в «заточение» и «тако конечне укроти Великий Новгород». «Злохитрева жена», как именует летописец Марфу Борецкую, была отправлена в Москву. Но, по-видимому, она так страшна была для московского владыки, что до Белокаменной ее не довезли. В этом же году ее казнили в небольшом тверском селе Млеве на пути к Москве.
Виктор Елисеев
Тройственный женский союз
Три женщины играли главную роль в обороне Новгорода. Первая — Марфа Борецкая, вторая – Анастасия — вдова боярина Ивана Григорьевича, и третья — Евфимия, также вдова посадника Есипа Андреевича Горшкова. Все трое были богаты, обладали властью, обширными земельными угодьями и людьми. Все говорило о том, что женский элемент в Новгороде занимает видное место, особенно во время восстаний и бунтов. Вот почему Иван Третий, победив этот город, взял обет верности, не только от мужчин, но и от их жен, вдов, и даже пожилых женщин. Однако главную опасность для власти Ивана все же представляла Марфа Посадница.