Анализ повести «Ночь перед Рождеством»
Анализ повести Гоголя «Ночь перед Рождеством» (1831)
Ночь перед Рождеством |
История создания повести «Ночь перед Рождеством»
Он утверждал тем самым культурную самобытность Украины, хотя которую и называлась тогда Малороссией и входила она в состав
Российской империи, однако, имела свою неповторимость.
«Ночь перед Рождеством»
Как верующий человек, автор отразил в произведении незримое присутствие нечистой силы и ее борьбу за душу человека. Однако человек, имеющий в душе Бога, всегда победит дьявола (черта).
«Вечера на хуторе близ Диканьки»
Основным блюдом на предпраздничном столе была кутья (голодная постная кутя), приготовленная исключительно из даров природы, — она была символом будущего благополучия и оберегом от нечистых сил.
Именно в Сочельник происходят странные волшебные события, необычные перевоплощения и даже встреча с нечистой злой силой.
«Ночь перед Рождеством»
В сюжете повести Н. Гоголя «Ночь перед Рождеством» оказались традиции украинского вертепа — народного театра, где действие разыгрывалось в двух ярусах: верхнем (небесном) – где все события происходили на небе и нижнем (земном) на земле.
В верхнем ярусе зрителям или читателям показывали религиозные сюжеты, а в нижнем — сценки из народного быта насыщенные комедией. Традиционными персонажами украинского вертепа была Богородица, Христос, черт (в верхнем ярусе), баба, дьяк, голова, казак (в нижнем ярусе).
Наиболее положительным персонажем вертепа был казак (запорожец), который воплощал любовь к воле Запорожской Сечи.
В повести действуют традиционные персонажи народного украинского вертепа — баба (Солоха, Ткачиха, Переперчиха), голова, дьяк, казак, кузнец, красавица (Оксана), Царица, кум. Верхний и нижний ярусы повести Н.
«Ночь перед Рождеством»
В повести оказались традиции украинской народной сказки с ее традиционным сюжетом и героями — красавица и герой, который стремится получить любовь.
Красавица испытывает героя, он получает тяжелое задание — пойти далеко, за тридевять земель, и принести заветный предмет (в повести — башмачки).
Герой, наделенный чертами украинского казака, должен проявить смекалку, силу и настойчивость в выполнении задания, чтобы достичь своего счастья.
Солоха, на удивление, изображена как красивая ведьма. Она сильно не вредит главным героям, хотя в определенной мерой влияет на ход событий. В украинской народной традиции черт и ведьма имеют другие названия. В народе их прямо не называли, чтобы не навлечь злые силы.
То, что Солоха – ведьма и приходится матерью коваля Вакулы, соответствует традициям украинского фольклора. Герой , наделённый волшебной силой, имеет волшебное происхождение.
Кроме того, позитивный герой в фольклоре должен пройти духовные испытания, преодолеть нечистую силу и выйти в новую жизнь.
Кроме того, этот персонаж также вобрал черты запорожца. Автор рассказывает о том, что Крыса когда-то жила Запорожской Сечи, а затем поселилась в Диканьке.
Как и другие герои, Крыса наделен волшебными чертами и особенным знаниям, поэтому он подсказывает Вакуле, что черт у него сидит за спиной
Николай Гоголь
В «своем» пространстве героям тепло даже в морозную ночь, они живут в гармонии с природой. А в Петербурге все представляется странным, неестественным. Здесь важны другие ценности, а свет (в отличие небесного Диканьки) является искусственным (иллюминация, диаманты на руках Потемкина).
Но смелость и храбрость Вакулы удивили царицу, и она дарит ему черевички для Оксаны.
Всё-таки, герой, получается, выходит победителем с чужого для него пространства.
«Вечера на хуторе близ Диканьки»
В построении повести мы ощущаем влияние такой народной формы, как вечерниц, где издавна рассказывали какие-то истории — реальные и фантастические, пели, веселились, ухаживали, договаривались о сватовстве.
«Ночь перед Рождеством» складывается с отдельных рассказов, каждый из которых имеет свой сюжет, но тесно связаны друг с другом.
«НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ» ОПИСАНИЕ ЧЕРТА Подготовила
1 «НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ» ОПИСАНИЕ ЧЕРТА Подготовила : ученица 5 «В» класса Юсупова Анастасия Проверила : Горбунова Е.И.<\p>
2 1. Вступление Николай Васильевич Гоголь в своей повести использует фольклор, народные поверья. Писатель рисует образ черта, который в славянской мифологии является злым духом.<\p>
3 2. Описание внешности «Вдруг с другой стороны показалось другое пятнышко, увеличилось, стало растягиваться, и уже было не пятнышко… Спереди совершенно немец: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были так тонки, что если бы такие имел яресковский голова, то он переломал бы их в первом казачке.<\p>
5 3. Черты характера и его поступки. 1)Черт показан Гоголем как хитрый проказник. «между тем черт крался потихоньку к месяцу и уже протянул было руку схватить его, но вдруг отдернул ее назад, как бы обжегшись, пососал пальцы, заболтал ногою и забежал с другой стороны и снова отскочил и отдернул руку. Однако ж, несмотря на все неудачи, хитрый черт не оставил своих проказ.<\p>
6 3. Черты характера и его поступки. Подбежавши, вдруг схватил он обеими руками месяц, кривляясь и дуя, перекидывал его из одной руки в другую, как мужик, доставший голыми руками огнь для своей люльки; наконец поспешно спрятал в карман и, как будто ни в чем не бывало, побежал дальше»<\p>
7 3. Черты характера и его поступки. 2) «Черту оставалась последняя ночь шататься по белу свету и выучивать грехам добрых людей». Он хотел выместить свою злобу на кузнеце, потому что тот изобразил на одной из своих картин, как черта бьют кнутами и изгоняют из ада. 3)Черту свойственны человеческие качества, поэтому мы воспринимаем его как настоящего.<\p>
8 «Ведьма, увидевши себя вдруг в темноте, вскрикнула. Тут черт, подъехавши мелким бесом, подхватил ее под руку и пустился нашептывать на ухо то самое, что обыкновенно нашептывают всему женскому роду» Он заигрывает с ней, как только остается свободная минута. «Черт между тем не на шутку разнежился у Солохи: целовал ее руку с такими ужимками, как заседатель у поповны, брался за сердце, охал и сказал напрямик, что если она не согласиться удовлетворить его страсти и, как водится, наградить, то он готов на все, кинется в воду, а душу отправит прямо в пекло».<\p>
9 3. Черты характера и его поступки. 4) Черт очень обрадовался, что может отомстить кузнецу. «Теперь- то попался кузнец! » — думал он про себя, теперь- то я вымещу на тебе, голубчик, все твои малеванья и небылицы, изводимые на чертей! » Он старался уговорить кузнеца, обхитрить.<\p>
10 3. Черты характера и его поступки. 5) Как и все сказочные герои он умеет перевоплощаться: летает по небу, «черт перелетел через шлагбаум, оборотился в коня… » или «Черт в одну минуту похудел и сделался таким маленьким. Что без труда влез к нему в карман»<\p>
11 Давайте посмотрим на Черта.<\p>
12<\p>
13<\p>
14<\p>
15 ПОДВОДИМ ИТОГИ Черт положительный персонаж? Почему? Кем является черт в славянской мифологии? Что украл черт?<\p>
16<\p>
«Ночь перед Рождеством», анализ повести Гоголя
Первые произведения Николая Васильевича Гоголя напоминали народные поверья и сказки. Поэтому в цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки» вошли повести, пронизанные фольклорными мотивами и народными приметами.
«Ночь перед Рождеством»
Согласно народному поверью, в эту ночь черт в последний раз может сделать какую-нибудь пакость людям, что и делает герой повести: черт крадет месяц, что вызывает множество забавных и не очень приключений.
Настоящий враг черта — кузнец Вакула, изобразивший дьявольское отродье в непотребном виде, за что черт не просто невзлюбил Вакулу, но и поклялся ему отомстить при первом удобном случае. Случай вскоре представится, да только, скорее, пострадает снова черт.
Повесть отличается особым сказочным двоемирием. Например, сам черт в некоторых сценах напоминает вполне обычного губернского стряпчего, который даже может любезничать с Солохой, являющейся не только матерью кузнеца Вакулы и привлекательной женщиной, но и ведьмой. В ходе развития действия, как ни странно, одно другому не мешает.
Солоха умудряется устраивать свидание сразу с несколькими своими поклонниками, отчего вынуждена по очереди прятать их в мешки из-под угля.
Сам же Вакула влюблен в дочь казака Чуба — красавицу Оксану. Многие хлопцы страдали от неразделенных чувств к ней, но после подыскивали менее избалованных девушек.
Лишь Вакула не оставлял надежду добиться взаимности от капризной барышни. Завязкой всех дальнейших событий становится как раз ее каприз — желание иметь черевички, «которые носит царица».
Только при этом условии она готова стать женой кузнеца.
Удрученный Вакула идет за советом к еще одной загадочной фигуре — Пузатому Пацюку: именно Пацюк, способный есть вареники со сметаной без рук, а с помощью волшебства, подсказывает ничего не подозревающему кузнецу, как лучше всего попасть в Петербург к царице — верхом на черте, который только и ждал возможности оседлать ненавистного кузнеца.
Полеты Солохи на помеле, встречи с чертом, подлунное путешествие Вакулы в Петербург за черевичками — все это вплетается в описание ночи украинского села так естественно, что практически не ощущается инородность сказочных элементов.
А еще соединение несоединимого — сказки и реальности — вызывает у читателя улыбку, придавая всей повести юмористическое звучание.
Жители Диканьки предстают смешными обывателями, любителями поесть и охотниками до земных удовольствий.
Однако автор пишет об этом с юмором — не возмущаясь, не негодуя, а улыбаясь, посмеиваясь, как над вполне обычными и вечными человеческими недостатками. Например, когда Чуб и голова вылезают из мешка, они даже не знают, о чем им говорить друг с другом, ведь слишком уж смешным и нелепым оказалось их положение.
Только вот главный принцип сказки сохранен: в конце добро непременно побеждает.
Например, мать Вакулы Солоха, известная в Диканьке ведьма, не хочет женить сына не потому, что имеет что-то против будущей невестки, а потому, что сама мечтает выйти замуж за вдового Чуба и прибрать к своим рукам все его хозяйство.
Но получает согласие и Оксаны, и ее отца именно Вакула, добившийся признания своенравной красавицы, в полной мере оценившей преданность и любовь кузнеца.
Получает свою «награду» и черт, поклявшийся вредить главному герою. Вместо этого он оказывается в ловушке: угрожая ему крестным знамением, Вакула садится верхом на черта и отправляется добывать царские черевички.
К счастью для него, в Петербурге оказываются запорожские казаки, вместе с которыми и попадает Вакула на прием к императрице Екатерине.
Государыня тронута искренностью молодого кузнеца и велит принести Вакуле свои башмачки.
Таким счастливым образом заканчиваются мытарства главного героя: как и положено в сказках, он получает достойную награду за свое душевное богатство.
Потому-то и заканчивается повесть не свадебным пиром, как в сказках, а появлением «дитяти» в семье Оксаны и Вакулы.
И хотя произведение наполнено мистическими героями и событиями, оно не вызывают страха. Страх появится позже — в повестях «Вий» и «Заколдованное место».
- «Ночь перед Рождеством», краткое содержание повести Гоголя
- «Портрет», анализ повести Гоголя, сочинение
- «Мертвые души», анализ произведения Гоголя
- «Нос», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
- «Мертвые души», краткое содержание по главам поэмы Гоголя
- «Ревизор», анализ комедии Николая Васильевича Гоголя
- «Шинель», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
- «Портрет», краткое содержание по частям повести Гоголя
- «Майская ночь, или Утопленница», анализ повести Гоголя
- «Ревизор», краткое содержание по действиям комедии Гоголя
- «Нос», краткое содержание по главам повести Гоголя
- «Майская ночь, или Утопленница», краткое содержание по главам повести Гоголя
- «Шинель», краткое содержание повести Гоголя
- «Вий», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
- «Вий», краткое содержание повести Николая Васильевича Гоголя
По произведению: «Ночь перед Рождеством»
По писателю: Гоголь Николай Васильевич
Характеристика персонажей в повести Гоголя «Ночь перед Рождеством»
Категория: Ночь перед рождеством
Actionteaser.ru — тизерная реклама
Реальные черты характера раскрываются и в образе Солохи, расчетливой и хитрой женщины, ловко управляющейся со своими многочисленными обожателями.
Солоха «так умела причаровать к себе самых степенных Козаков (которым, не мешает между прочим заметить, мало было нужды до красоты), что к пен хаживал и голова, и дьяк Осип Никифорович (конечно, если дьячихи не было дома), и Чуб, и Казак Касьян. И, к чести се сказать, она умела искусно обходиться с ними.
Ни одному из них и в ум не приходило, что у него есть соперник… Может быть, эти самые хитрости и сметливость ее были виною, что кое-где начали поговаривать старухи, особливо когда выпивали где-нибудь на веселой сходке лишнее, что Солоха точно ведьма».
Замечательным юмором овеян образ старого ловеласа казака Чуба, человека недалекого, туго соображающего и в то же время упрямого, самоуверенного. Очень выразителен и образ дьяка, занятого поисками земных утех, выступающего в качестве одного ИЗ «солидных» конкурентов в шеренге обожателей Солохи.
Характерная особенность «Ночи перед Рождеством» состоит в том, что наряду с образами, взятыми из народной среды, здесь показаны столичные верхи, рядом с фантастикой нарисованы реальные исторические фигуры. Включение в повесть картин, изображающих Петербург, несомненно, содержит в себе определенное сопоставление их со сценами и образами народной жизни.
Вакулу более всего поразило в Петербурге обилие «панства». «Господ, в крытых сукном шубах, он увидел так много, что не знал, кому шапку снимать. «Боже ты мои, сколько тут панства!- подумал кузнец.
- Я думаю, каждый, кто ни пройдет по улице в шубе, то и заседатель, то и заседатель! а те, что катаются в таких чудных бричках со стеклами, те, когда не городничие, то верно комиссары, а может еще и больше».
В первоначальной редакции «Ночи перед Рождеством» впечатление Вакулы от Петербурга было выражено несколько острее: «и в друг увидел в крытых сукном тубах, что не знал, кому шапку снимать. «Боже ты мой! Сколько (чиновничества) панства тут»,- подумал кузнец».
Волосы на нем были растрепаны, один глаз немного крив, па лице изображалась какая-то надменная величавость, во всех движениях видна была привычка повелевать. Все генералы, которые расхаживали довольно спесиво в золотых мундирах, засуетились и с низкими поклонами, казалось, ловили его слово и даже малейшее движение, чтобы сейчас лететь выполнять его».
Потемкин нарисован в «Ночи перед Рождеством» властным и хитрым сановником, лукавым царедворцем. Заранее дав «наставления» запорожцам о том, как и что им говорить на приеме у царицы, он зорко следит за исполнением своего «режиссерского» плана. В повести содержится ясное указание на то, что приезд запорожцев в столицу связан с уничтожением Запорожской Сечи, прежних казацких вольностей. Это придает образу Потемкина, так же как и образу Екатерины II, отнюдь не «благостный» облик. Вместе с тем очевидно, что писатель не стремился нарисовать портрет Екатерины II в обличительном духе. Сопоставление картин народной жизни и картин сановного Петербурга в «Ночи перед Рождеством» широко не развернуто, и тем не менее оно весьма существенно как выражение общей направленности «Вечеров». Тут мы видим развитие тех идей, которые высказаны от имени Рудого Панька в его «предисловии» к «Вечерам», когда «издатель» повестей сравнивал народный быт с бытом и жизнью знати.
В «Ночи перед Рождеством», так же как и в других повестях, Гоголь широко использовал народные легенды и сказания. В сравнении с «Майской ночью» и «Сорочинской ярмаркой» фантастика в «Ночи перед Рождеством» представлена более широко.
Переключенная в «бытовой» план, показанная в юмористическом освещении, фантастика теряет свои очертания необычного, страшного и непонятного, становясь чем-то смешным и забавным.
Фантастические фигуры и образы предстают в «Ночи перед Рождеством» и качестве носителей мелочных житейских страстей и стремлений. «Одна только ночь оставалась ему (черту) шататься на белом свете; но и в эту ночь оп выискивал чем-нибудь выместить на кузнеце свою злобу.
И для этого решился украсть месяц… Таким-то образом, как только черт спрятал в карман свой месяц, вдруг по всему миру сделалось так темно, что не всякий бы нашел дорогу к шинку, не только к дьяку. Ведьма, увидевши себя вдруг в темноте, вскрикнула. Тут черт, подъехавши мелким бесом, подхватил ее пол, руку и пустился нашептывать па ухо то самое, что обыкновенно нашептывают всему женскому роду».
«Полдень», анализ стихотворения ТютчеваСтихотворение «Полдень», написанное в конце 1820-х годов, между 1827 и 1830 годами, относится к мюнхенскому периоду творчества Ф. Тютчева. Впервые оно было опубликовано в 1836 году в журнале «Современник».
Стихотворение «Полдень» в
«Береги платье снову, а честь смолоду» — так гласит русская поговорка. Так ли важна и актуальна сейчас честь?Честь – это не закреплённое никакими документами, но важное, ценное чувство. Честь понятие важное, как и справедливость, принципиальность.
Эти качества приветствуются в человеке стандарты осуждаются. Но слишком часто в истории человеческих взаимоотношений честь превращается в пафос. Редко когда принципы подходят для любых ситуаций – чаще всего приходится делать их гибкими.
Слишком нестаби
Ни одно время года не вызывало у русских поэтов такого очарования, как осень. Потому-то они и посвящали свои лирические произведения этой прекрасной поре. Обычно осень в поэзии связана с настроениями грусти.
У Пушкина же и Пастернака само увядание природы изображается как могучее проявление жизни. В этом плане очень показательны такие стихотворения, как «Осень» Пушкина и «Бабье лето» Пастернака.
Оба произведения проникнуты чувством искренней и открытой любви к осеннему времени года. Видимо,
Ще за життя ліричні твори М. Лермонтова принесли йому славу другого поета після Пушкіна, але справжнє значення його ліричної спадщини відкрилося вже після його смерті. А поетична чарівність його віршів приваблює читача і сьогодні.
У віршах поета відбилися всі його творчі інтереси, моральні і художні пошуки, особисті переживання, навіть суспільні явища його часу.
З цих творів можна зрозуміти, які друзі і вороги його оточували, які події хвилювали світ, які проблеми вирішувались. І все ж п
Так, в идиллии Геснера «Деревянная нога», переведенной Карамзиным в 1783 году, рассказывалось о трогательной встрече молодого пастуха со старым безногим солдатом, спасшим во время боя отца этого юноши.
За переводом идиллии Геснера последовали переводы поэмы Галлера «О происхождении зла» (1786), трагедии Шекспира
Стихотворение А.А. Блока «О, весна без конца и без краю…» было написано 24 октября 1907 года, оно входит в цикл «Заклятие огнем и мраком».
Стихотворение наполнено оптимизмом, имеет символическое значение, знаменующее наступление нового этапа, периода в истории России.
Восприятие жизни, мира у Блока оптимистическое, несмотря на его противоречивость: «…За мученья, за гибель — я знаю- Все равно: принимаю тебя!» Лирический герой обретает доспехи в «враждующей встрече» с жизнью, ведущей к заветн
Государство — это печь, которая горит на одних дровах — на людских! Ч. Айтматов Чингиз Торекулович Айтматов — современный писатель-классик, всемирно признанный художник слова.
Мастер, умеющий заинтересовать, даже заворожить читателя самобытными легендами и сказами, яркими метафорами и сравнениями, незабываемыми образами людей и животных.
Герой — это тот человек, который в решительный момент делает то, что нужно делать в интересах человеческого общества. Юлиус Фучик Герой, героизм, героическое…
Эти слова с детства входят в нашу жизнь, формируя в человеке черты гражданина и патриота.
Важная роль в этом процессе принадлежит русской литературе, в которой изображение подвига человека было и остается традиционным еще со времен “Слова о полку Иго-реве” и “Задонщины”. В русской литературе XX века подвиг человека оказывается те
XVII ст., усамітнившись у печері-келії над Егейським морем. Іван Вишенський — видатний український письменник-полеміст, автор багатьох трактатів і послань.
Його діяльність була пов’язана з полемічним протистоянням між католицькою та православною цер
Небольшая река спокойно несет свои глубокие воды. Вода возле берега темная, и в ней отбиваются цветы и трава. Красно-розовый куст на темном фоне реки играет яркими красками. Молодые березки с тоненькими стройными стволами покрытые золотой листвой.
Сейчас смотрят:{module Гоголь:}
Источник:
Школьные сочинения
В истории русской литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/noch-pered-rojdestvompro-cherta/
Опираясь на жизненный опыт и хорошее знание сельской жизни украинцев, изучая литературные источники — «Энеиду» И. Котляревского, комедию П. Гулака-Артемовского «Пан та собака» и особенно народную поэзию, Гоголь обратился к поэтическому облику и быту вольнолюбивого украинского казачества.
В его повести «Ночь перед Рождеством» — дыхание настоящей народной жизни. Повесть основана на украинском народном творчестве — сказках, песнях, народных поверьях, а также личных впечатлениях писателя об Украине.
Читатели удивляются романтической яркости и свежести художественных красок, превосходным картинам украинской природы, отменному знанию быта и нравов простых людей, замечательному тонкому юмору.
Герой повести кузнец
Красавица иногда часами стояла, наряжаясь и жеманясь, разглядывая свое отражение в зеркале, не могла налюбоваться, да еще и хвалила себя вслух:
- «Что людям вздумалось говорить, будто я хороша? — говорила она, как бы рассеянно, для того только, чтобы об чем-нибудь поболтать с собою. — Лгут люди, я совсем не хороша». Оксана разглядывала свои черные брови и очи, свой вздернутый носик, — так ли они хороши, что «равных им нет на свете»? Хороши ли ее черные косы? «Нет, хороша я! Ах, как хороша! Чудо Какую радость принесу я тому, кого буду женою! — восхищалась красавица и мечтала, как будет любоваться ею муж.
Оксана была гордая
А Вакула, услышав такое, решил, что капризная красавица совсем его не любит, а только смеется над ним. «Ну, Бог спей! — решил он. — Будто только на всем свете одна Оксана. Слава богу, дивчат много хороших и без нее на селе.
Да что Оксана? с нее никогда не будет доброй хозяйки; она только мастерица рядиться…» Но образ Оксаны, ее веселый смех не покидали кузнеца.
Когда до Оксаны
Наутро в церкви «Оксана стояла как будто не своя… На сердце у нее столпилось столько разных чувств, одно другого досаднее, одно другого печальнее, что лицо ее выражало одно только сильное смущение, слезы дрожали на глаз ах…» Когда же кузнец вернулся и подошел к ней, «взял ее за руку: красавица и очи потупила. Еще никогда не была она так чудно хороша.
Восхищенный кузнец тихо поцеловал ее, и лицо ее пуще загорелось, и она стала еще лучше ».
«Ночь перед Рождеством » и красавица Оксана сегодня не утратили своего обаяния и силы. Повесть продолжает служить источником эстетической радости и привлекает многих и многих читателей.
Хорошее сочинение? Тогда в закладки — » Образ и характеристика Оксаны в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» . Это нужно, ведь не потеряешь!
Новые сочинения:
Характеристика персонажей в повести Гоголя «Ночь перед Рождеством»
-
Реальные черты характера раскрываются и в образе Солохи, расчетливой и хитрой женщины, ловко управляющейся со своими многочисленными обожателями.
Солоха «так умела причаровать к себе самых степенных Козаков (которым, не мешает между прочим заметить, мало было нужды до красоты), что к пен хаживал и голова, и дьяк Осип Никифорович (конечно, если дьячихи не было дома), и Чуб, и Казак Касьян. И, к чести се сказать, она умела искусно обходиться с ними.
Ни одному из них и в ум не приходило, что у него есть соперник… Может быть, эти самые хитрости и сметливость ее были виною, что кое-где начали поговаривать старухи, особливо когда выпивали где-нибудь на веселой сходке лишнее, что Солоха точно ведьма».
Замечательным юмором овеян образ старого ловеласа казака Чуба, человека недалекого, туго соображающего и в то же время упрямого, самоуверенного. Очень выразителен и образ дьяка, занятого поисками земных утех, выступающего в качестве одного ИЗ «солидных» конкурентов в шеренге обожателей Солохи.
Характерная особенность «Ночи перед Рождеством» состоит в том, что наряду с образами, взятыми из народной среды, здесь показаны столичные верхи, рядом с фантастикой нарисованы реальные исторические фигуры. Включение в повесть картин, изображающих Петербург, несомненно, содержит в себе определенное сопоставление их со сценами и образами народной жизни. Вакулу более всего поразило в Петербурге обилие «панства».
В первоначальной редакции «Ночи перед Рождеством» впечатление Вакулы от Петербурга было выражено несколько острее: «и в друг увидел в крытых сукном тубах, что не знал, кому шапку снимать. «Боже ты мой! Сколько (чиновничества) панства тут»,- подумал кузнец».
Иронический тон Гоголь сохраняет и при описании придворной знати, подчеркивая то соединение надменности и раболепия, высокомерия и трусливого заискивания, которое характерно для знатных особ. «Минуту спустя, вошел в сопровождении немой спиты количественного росту довольно плотный человек в гетманском мундире, в желтых сапожках.
Волосы на нем были растрепаны, один глаз немного крив, па лице изображалась какая-то надменная величавость, во всех движениях видна была привычка повелевать. Все генералы, которые расхаживали довольно спесиво в золотых мундирах, засуетились и с низкими поклонами, казалось, ловили его слово и даже малейшее движение, чтобы сейчас лететь выполнять его».
Потемкин нарисован в «Ночи перед Рождеством» властным и хитрым сановником, лукавым царедворцем. Заранее дав «наставления» запорожцам о том, как и что им говорить на приеме у царицы, он зорко следит за исполнением своего «режиссерского» плана.
Вместе с тем очевидно, что писатель не стремился нарисовать портрет Екатерины II в обличительном духе.
Сопоставление картин народной жизни и картин сановного Петербурга в «Ночи перед Рождеством» широко не развернуто, и тем не менее оно весьма существенно как выражение общей направленности «Вечеров». Тут мы видим развитие тех идей, которые высказаны от имени Рудого Панька в его «предисловии» к «Вечерам», когда «издатель» повестей сравнивал народный быт с бытом и жизнью знати.
В «Ночи перед Рождеством», так же как и в других повестях, Гоголь широко использовал народные легенды и сказания. В сравнении с «Майской ночью» и «Сорочинской ярмаркой» фантастика в «Ночи перед Рождеством» представлена более широко.
Переключенная в «бытовой» план, показанная в юмористическом освещении, фантастика теряет свои очертания необычного, страшного и непонятного, становясь чем-то смешным и забавным.
Фантастические фигуры и образы предстают в «Ночи перед Рождеством» и качестве носителей мелочных житейских страстей и стремлений. «Одна только ночь оставалась ему (черту) шататься на белом свете; но и в эту ночь оп выискивал чем-нибудь выместить на кузнеце свою злобу. И для этого решился украсть месяц…
Таким-то образом , как только черт спрятал в карман свой месяц, вдруг по всему миру сделалось так темно, что не всякий бы нашел дорогу к шинку, не только к дьяку. Ведьма, увидевши себя вдруг в темноте, вскрикнула. Тут черт, подъехавши мелким бесом, подхватил ее пол, руку и пустился нашептывать па ухо то самое, что обыкновенно нашептывают всему женскому роду».