Разделы:
Цели урока:
- познакомить учащихся с рассказом А.И. Куприна “Гранатовый браслет” и повестью И.С. Шмелёва “Неупиваемая чаша”;
- продолжить развивать умения давать сравнительную характеристику произведений;
- продолжить развивать умения и навыки обобщения, свободного общения, монологической речи;
- продолжать прививать интерес и любовь к русской литературе;
- показать актуальность данных произведений;
- обогатить духовный мир учащихся.
Предварительная работа:
- Прочтение рассказа А.И. Куприна “Гранатовый браслет” и повести И.С. Шмелёва “Неупиваемая чаша”;
- Написать мини – сочинение на тему “Что такое любовь”;
- Поиск информации о жизни и творчестве Л. Бетховена, написании музыкального произведения “Лунная соната”;
- Поиск информации об иконе “Неупиваемая чаша”;
- Подбор музыкального оформления урока;
- Систематизация информации о жизни и творчестве А.И. Куприна и.И.С. Шмелёва.
Эпиграф урока:
Главное – не бойтесь вы, не бойтесь жизни: она весёлая, занятная, чудная штука – эта жизнь.
А.И. Куприн
Проблемный вопрос урока:
“… не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте выражается индивидуальность. Но в любви…”
А.И. Куприн
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Слово учителя.
Сегодня на уроке нам предстоит решить общемировую проблему, которая волновала всё человечество на протяжении многих веков:
Что такое любовь? Существует ли она?
Будем выводить формулу любви А.И. Куприна и И.С. Шмелёва, свою формулу любви.
3. Формулировка темы урока,
4. Звучит “Лунная соната” Л. Бетховена.
5. Вопрос классу:
(“Лунная соната” Л. Бетховена”, которая является эпиграфом к рассказу А.И. Куприна “Гранатовый браслет”).
Сообщение учащегося о жизни и творчестве Л. Бетховена и создании “Луной сонаты”.
6.1. Л. Бетховен- 1770 – 1821 г.г. –
В 1787 г. Бетховен совершил поездку в Вену для занятий с Моцартом. В 1792 г. Переселился в Вену, некоторое время занимался с Гайдном, Сальери. На рубеже 18 – 19 веков был поражён тяжёлым недугом – глухотой. Мужественно преодолев вызванный заболеванием душевный кризис, Бетховен вступил в период полной творческой зрелости.
Тема любви в произведениях Куприна «Гранатовый браслет» и «Суламифь»
... — стрелы огненные». В рассказе «Гранатовый браслет» Желтков, принеся свою жизнь в жертву любви, способствует внутреннему пробуждению княгини Веры, ее ... томлением, любовной жаждой, любовной тоской — вот основная тема творчества Куприна. Любовь, ее власть над человеческим сердцем, ее муки и ... формы, настоящая любовь встречается крайне редко. По мнению Аносова не женщина виновата в том, «что любовь у людей ...
Вершины прижизненной славы композитор достиг в 1812 – 1814 годах. Ему было присвоено звание почётного гражданина Вены. Однако последние годы жизни были омрачены житейскими невзгодами, материальными лишениями.
Бетховен умер 26 марта 1827 года в Вене.
6.2. Л. Бетховен — один из величайших
За сонатой закрепилось название “Лунная соната”. Это название принадлежит поэту Рельштабу – современнику Бетховена. Лирическая мечтательность её первой части ассоциировалась, по – видимому, у современников композитора с настроенной тишиной, таинственностью лунной ночи.
7. Слово учителя.
Одна из самых благодатных и томительных повествований А.И. Куприна о любви – это “Гранатовый браслет”. А.И. Куприн так писал о работе над ним: “Я вывернусь, но – увы! – для этого придётся комкать “Браслет” — эту очень, очень милую для меня вещь, очень, очень нежную, не знаю, что выйдет, но когда я о ней думаю – плачу… Скажу одно, что ничего более целомудренного я ещё не писал”.
- Как вы понимаете лексическое значение слова “целомудрие”? Подберите синонимы к этому слову.
8. Задание классу.
В течение всего урока работать над карточкой “Сравнительная характеристика произведений А.И. Куприна и И.С. Шмелёва.
А.И. Куприн “Гранатовый браслет” И.С. Шмелёв “Неупиваемая чсаша” Тема Идея
Место действия
Главные персонажи
Название
проблемы
Тема Идея
Место действия
Главные персонажи
Название
проблемы
Беседа по рассказу А.И. Куприна “Гранатовый браслет”.
9.1. Вопросы классу.
Какое настроение вызвал прочитанный рассказ?
С чего начинается повествование?
9.2. Выразительное чтение эпизода – 1 глава со слов: “Но к началу сентября погода вдруг резко и совсем неожиданно переменилась”. И до конца 1-й главы.
Вопросы классу:
Случайно ли такое описание времени действия и места?
Вспомните, как жили супруги Шеины?
Какой была их семья?
Примерный ответ учащихся:
Это дворяне, но люди самые обычные. Их жизнь можно назвать идиллической: не ссорятся, не изменяют друг другу, между ними полное взаимопонимание. Семейная жизнь их безмятежна, безоблачна, как осенний пейзаж, открывающий рассказ.
9.3 . Вопросы классу:
Верите ли вы в такое ровное, спокойное течение всей человеческой жизни? Почему?
Устраивает ли Веру Николаевну её жизнь?
Не ищет ли она чего – то необычного в жизни?
Примерный ответ учащегося о Вере Николаевне.
“Вера же была строго проста, со всеми холодно и немного любезна, независима и царственно спокойна”.
Аносов о Вере: “совсем леди”.
Сестра анна Николаевна о Вере: “благоразумная”.
9.4. Вопрос классу:
Кто же нарушил покой и идиллию семь Шеиных?
9.5. Рассказ учащихся о Желткове.
9.6. Рассказ учащихся об истории любви Желткова к Вере Шеиной.
9.7 . Вопросы и задания классу:
Как Вера Николаевна восприняла любовь молодого человека? Почему?
Ощущали ли вы финал “Гранатового браслета”?
Докажите и покажите примерами из текста (печальный пейзаж; 17 сентября – день мучениц Веры, Надежды, Любви и их матери Софии; число 13; упоминание слова “трагедия”; гранатовый браслет сравнивается с кровью).
9.8 . Выразительное чтение рассуждения генерала Аносова о любви (8 глава) со слов “Ну, хорошо…скажем исключение…” до слов “Никакие жизненные потрясения, удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться”.
Вопросы классу после прочтения эпизода:
Что значит “любовь” по мнению генерала Аносова?
Как вы понимаете слово “трагедия”?
Может быть, вы уже выведите формулу любви А.И. Куприна?
Примерный ответ учащихся:
А.И. Куприн утверждал, что люди не разучились любить, любовь_ действительно “величайшая трагедия”. С этой целью писатель и рассказывает нам историю трагической любви Желткова.
9.9. Выразительное чтение учителем под “Лунную сонату” прощального письма Желткова ( глава 9).
Вопросы классу:
Каково состояние веры Николаевны после прочтения письма?
Предположите, как будет развиваться дальнейшая жизнь веры Николаевны?
10. Работа над повестью И.С. Шмелёва “Неупиваемая чаша”.
10.1. Слово учителя.
Время создания произведения И.С. Шмелёва “Неупиваемая чаша” — 1918 год. Время быстрых и радикальных перемен в обществе, в которые писатель не верил. И.С. Шмелёв не принял октябрь и как честный художник писал только о том, что мог искренне прочувствовать – повесть “Неупиваемая чаша” о прекрасном художнике Илье Шаронове, о его кроткой любви. Повесть наполнена подлинной поэзией, проникнута глубоким сочувствием к крепостному живописцу. Кротко и незлобливо, точно святой, прожил он свою недолгую жизнь и сгорел, как восковая свеча, полюбив молодую барыню. В 1926 году вызвала восторженные отклики Томаса Манна.
Напомню, что действие происходит в Ляпуновке. Дачники любят посещать это место, осматривать господский дом, потому что и имение, и дом, и особенно портрет прекрасной дамы овеяны каким – то секретом. Каким? Этот секрет нам предстоит раскрыть.
10.2. Индивидуальные задания для учащихся.
1. Составить коллаж из предложенных репродукций картин, характеризующих Илью Шаронова, его и его внутренний мир.
2. Опираясь на текст и предложенные цитаты, составить словесный портрет Анастасии Ляпуновой
3. Используя предложенные цитаты, определить ступени любви Ильи Шаронова К Анастасии Ляпуновой (
гл. 11 – Первая встреча
гл. 12 – Икона
гл. 13 – Признание
гл. 14 – Ярмарка
гл. 15 – Заказ
гл. 16 – Портрет
гл. 17 – Прощание
10.3. Проверить выполнение заданий.
10.4. Попробуйте составить формулу любви И.С. Шмелева.
Примерный ответ учащихся:
Любовь в этом произведении тоже заканчивается трагично: умирают Анастасия и Илья Шаронов. Но повесть завершается описанием иконы “Неупиваемая чаша”, которая символизирует веру в любовь, её неисчерпаемость, святость, чистоту. Только человек, чисты душой, может создать чудотворную икону. Илья Шаронов любил, но своей возлюбленной не принёс страдания, переживал своё сильное чувство сам.
11. Итог урока.
11.1. Проверить заполнение таблицы “Сравнительная характеристика произведений
А.И. Куприна “Гранатовый браслет” и И.С Шмелёва “Неупиваемая чаша”
11.2. Зачитать творческие работы учащихся, написанные ранее на тему “Моя формула любви”.
Из работ учеников:
“Любовь, может быть, и трагедия, а, может, и нет. Я знаю многих людей, которые долгое время прожили вместе в любви и согласии”.
“Истинная любовь похожа на привидение: все о ней говорят, но мало кто её видел”.
“Если соберётесь кого – нибудь полюбить, научитесь сначала прощать”.
“Любовь для меня – это бескорыстие, сильное, святое чувство”.
“Я считаю, если не получилось с любовью, то не надо останавливаться, а следует идти дальше. Значит – это не было истинной любовью”.
“Любовь – это когда прощается всё”.
11.3. Слово учителя.
Любовь – величайшее чувство, меняющее человека. Это и хрупкое чувство одновременно, поэтому надо уметь любить, чтобы не причинить боль любимому человеку.
12. Домашнее задание.
Написать мини – сочинение о любви. Изменилось ли ваше представление о любви после прочтения рассказа А.И. Куприна “Гранатовый браслет” и повести И.С. Шмелева “Неупиваемая чаша”.