«Я не хочу, и не могу поверить, что зло является естественным состоянием человека» (Ф. М. Достоевский) (на примере повести М. Булгакова «Собачье сердце»)

Присылай нам свои работы, получай l itr `ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Булгаков М.А. / Собачье сердце / «Я не хочу, и не могу поверить, что зло является естественным состоянием человека» (Ф. М. Достоевский) (на примере повести М. Булгакова «Собачье сердце»)

«Я не хочу, и не могу поверить, что зло является естественным состоянием человека» (Ф. М. Достоевский) (на примере повести М. Булгакова «Собачье сердце») 1

Тип:

Творчество таких писателей как Достоевский и Булгаков, стало классикой благодаря тому, что вызывает множество вопросов, порождённых временем или ситуацией. Но, так или иначе, произведения данных мастеров слова неоднозначны, широки по охвату проблематики и, как следствие, спорны. До сих пор, при изучении «Преступления и наказания», «Собачьего сердца» и других бессмертных произведений, возникают прения среди литературоведов по поводу тех или иных кусков текста и их толкований!

Вопросы о добре и зле (что это такое, как отличить, как с этим бороться?) волновали человечество на протяжении всей его истории. А литература является не только зеркалом общественной жизни, но и ареной для споров. И ареной, пожалуй, самой корректной, так как спорщики высказываются поочерёдно, сплетая, таким образом, замысловатое кружево истории русской литературы.

Утверждение Ф. М. Достоевского о том, что зло не является естественным состоянием человека, проходит через все его произведения. Показывая разнообразные характеры и ситуации, в которые попадают персонажи, автор находит светлые черты в самом ужасном, казалось бы, на первый взгляд, жестоком человеке (убийце, уличной девке).

В «Преступлении и наказании» Достоевский утверждает, что именно «жёлтый Петербург» виноват в душевных трагедиях изображённых героев.

Если с такой же позиции рассматривать и творчество М. Булгакова, то следует обратиться, прежде всего, к «Собачьему сердцу». Эта повесть является ярким примером сатирического таланта писателя. А о своём писательском даре Булгаков писал так: «…Чёрные и мистические краски… в которых изображены бесчисленные уродства нашего быта, яд, которым пропитан мой язык, глубокий скептицизм в отношении революционного процесса, происходящего в моей отсталой стране, и противопоставление ему излюбленной и Великой Эволюции, а самое главное — изображение страшных черт моего народа, тех черт, которые задолго до революции вызывали глубочайшие страдания моего учителя М. Е. Салтыкова-Щедрина».

«Собачье сердце» стало откликом Булгакова на культурную и социально-историческую ситуацию в советской России первой половины 20-х годов 20 века. Изображенный в повести научный эксперимент — картина пролетарской революции и её результатов. Булгаков поднимает многие вопросы: соотношение эволюции и революции, судьба интеллигенции, природа новой власти. Но, кроме общеполитических тем, автора волнует проблема нравственности.

Итак, место действия повести «Собачье сердце» — Москва, 1924 год. Основу повествования составляет внутренний монолог Шарика — вечно голодного, уличного пса. Он по-своему оценивает жизнь улицы, быт, нравы, характеры Москвы времён НЭПа с ее магазинами, трактирами на Мясницкой «с опилками на полу, злыми приказчиками, которые ненавидят собак», «где играли на гармошке, и пахло сосисками».

Затем пёс встречается с Филиппом Филипповичем Преображенским, который проводит над ним эксперимент и превращает его в человека. Профессор совершает революцию, ту самую, против которой протестует Булгаков. Это приводит к тому, что став человеком, Полиграф Шариков проявляет самые худшие человеческие черты. Он не прошёл эволюционный путь развития, и потому его гибель как личности неминуема. Шариков всего лишь ребёнок, попавший во взрослый мир. А этот мир не собирается объяснять ему вечное и прекрасное, он сразу вводит его в курс освоения мерзости. Таким образом, как и у Достоевского, во внутренней катастрофе виновата среда, а не «естественная, прирождённая» тяга ко злу.

Но почему для раскрытия данной мысли уместно брать, по сути, собаку, а не человека. Дело в том, что Шарик до своего чудесного или чудовищного превращения, по замыслу автора, является срезом внутреннего и внешнего бытия обычного трудового человека в России того времени. И, если обратиться к начальному эпизоду повести, который является определяющим в «естественном» характере Шарикова, то можно легко понять, что пёс совсем не плохой. Он помнит добро: «Повар попадается разный. Например – покойный Влас с Пречистенки. Скольким он жизнь спас. Потому что самое главное во время болезни перехватить кус… Царство ему небесное за то, что был настоящая личность…»

С состраданием, которое сам редко видит, пес относится к окружающим: «Прибежит машинисточка, ведь за 4,5 червонца в бар не пойдёшь. Ей и на кинематограф не хватает… Дрожит, морщится, а лопает… А ей разве такой стол нужен? У неё и верхушка правого лёгкого не в порядке, и женская болезнь на французской почве, на службе с неё вычли, тухлятиной в столовой накормили…».

Получается, что Шарик — настоящий Человек, хотя и находится в ужасающих, нечеловеческих условиях существования. Но он ещё не готов, чтобы «стать всем», так как должен пройти естественное «взросление». Именно при таком условии сохранится его добрая душа, на которую не сможет повлиять среда.

0 человек просмотрели эту страницу. или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.