ВЫСМЕИВАНИЕ ПОРОКОВ И НЕДОСТАТКОВ В РАССКАЗЕ А. П. ЧЕХОВА «ХАМЕЛЕОН»

М. Горький довольно точно охарактеризовал значение рассказов А. П. Чехова: «В каждом из юмористических рассказов Антона Павловича я слышу тихий, глубокий вздох чистого, истинно человеческого сердца… Никто не понимал так ясно и тонко, как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскли­вую картину их жизни в тусклом хаосе мещан­ской обыденщины».

А. П. Чехов тонко чувствовал противоречия действительности. В рассказе «Хамелеон» он под­нимает один из таких противоречивых вопросов: почему право распоряжаться чужими судьбами в обществе принадлежит таким никчемным лич­ностям, как этот хамелеон, полицейский надзи­ратель Очумелов? Резко обличает писатель поро­ки и недостатки Очумелова и подобных ему лю­дей.

В природе хамелеон — это животное, которое меняет цвет кожи, приспосабливаясь к окраске окружающих предметов. Так и Очумелов: он на­учился приспосабливаться или менять свое мне­ние в зависимости от того, кому на данный мо­мент ему выгоднее угодить.

Очумелов, став невольным свидетелем разыг­равшейся на базарной площади сцены, принима­ет решение установить порядок и спокойствие. Эту задачу он решает своеобразным способом. Его мысли и слова противоречивы. «Хамелеон» принимает решения и совершает поступки, руковод­ствуясь единым принципом — не навредить себе. При этом его не волнует ни судьба несчастного испуганного пса, ни судьба золотых дел мастера Хрюкина.

Очумелов полон решимости покарать бессове­стных хозяев, оставляющих собак без надлежа­щего надзора. Разговаривает с подчиненными строго, кашляя и шевеля бровями. В его поведе­нии чувствуется неуверенность. С одной стороны, он хочет доказать, что является представителем власти. Окружающие должны подобострастно внимать его разумным речам. А с другой — про­являет нерешительность и неспособность при­нять правильное решение. Узнавая все новые и новые подробности дела, Очумелов все более и более запутывается. То он приказывает собаку истребить, то называет ее «нежной тварью». Сна­чала он уверен, что собака укусила Хрюкина, поэтому считает необходимым наказать и хозя­ев, и пса. Но когда высказывается предположе­ние, что собака может принадлежать самому ге­нералу Жигалову, Очумелова охватывают сомне­ния. Еще несколько раз меняет свое решение «ха­мелеон», причем не ради торжества справедли­вости, а чтобы угодить начальству. Особенно жа­лок последний монолог Очумелова, полный по­корности и повиновения: «Ишь ты, господи… Соскучились по братце… А я ведь и не знал! Так это ихняя собачка? Очень рад…» Очумелов назы­вает пса такими ласковыми словами, каких тот, возможно, не слышал в своей жизни: собачка, собачонка, шустрая такая, шельма, цуцик эта­кий.

14 стр., 6542 слов

Очумелов в рассказе хамелеон чехова с характеристикой героя

... в совсем небольшом городке, должен расследовать происшествие, которое произошло с некой собакой и рабочим-ювелиром Хрюкиным. Название рассказа — “Хамелеон”, оно такое неспроста. Основной характеристикой Очумелова является лицемерие, он — “хамелеон ... положению Очумелов ведет себя грубо, а порой и жестоко, то с теми, кто выше него по чину или статусу, он старается заискивать и во всем угодить. ...

Не вызывает уважения городовой Елдырин. Городовой полностью подчинен власти «хамеле­она» Очумелова. Он приспособился к поразитель­ной неустойчивости своего начальника. Готов беспрекословно выполнять все его распоряже­ния: снять пальто, потому что жарко; надеть пальто, потому что ветром подуло. Елдырина не возмущает бессмысленность поручений и реше­ний начальника, его грубость. Именно благода­ря таким елдыриным очумеловы само утверждаются и еще более уверуют в свою силу и состоя­тельность.

Не лишен недостатков и золотых дел мастер Хрюкин. Окровавленный палец вводит в заблуж­дение свидетелей произошедшего. В поведении этого персонажа чувствуется лживость и непоря­дочность. Он постоянно твердит о справедливос­ти закона, при этом бессовестно лжет, утверждая, что не трогал собаку: «Иду я, ваше благородие, никого не трогаю… и вдруг эта подлая ни с того ни с сего за палец». То есть он считает, что всяко­го можно обидеть, кто не может за себя постоять.

Рассказ А. П. Чехова воспитывает культуру человеческих чувств. Воспитанный человек дол­жен испытывать отвращение к подлости и грубо­сти, хамству и подхалимству и, наоборот, должен уважать достоинство окружающих его


На этой странице искали :

Сохрани к себе на стену!