Бунташный век (правление Алексея Романова)

Сочинение

1645 — 1676 гг. – это один из важнейших периодов в истории России. Во главе государства в это время находился Алексей Михайлович Романов. Этот период называют «Бунташный век» из-за большого количества народных волнений. В этот же период произошел раскол русской Православной церкви как реакция на реформы, проводимые патриархом Никоном.

Из событий, произошедших в этот период, наиболее значимым считаю принятие Соборного Уложения (1649 г.) и церковный раскол, начавшийся в 1654 г.

Принятие Соборного Уложения в 1649 г. усовершенствовало законодательную систему страны. В этом документе юридически закреплялось крепостное право. Так как сыск беглых крестьян стал бессрочным, а крестьяне навсегда становились собственностью владельца. Были ликвидированы урочные лета.

Статьи Уложения, предусматривающие строгое наказание за малейшую провинность против государства или государя свидетельствуют о становлении абсолютизма.

Таким образом, принятие Соборного Уложения значительно укрепило власть царя, усилило роль бояр и дворян, завершило процесс оформления крепостного права.

В подготовке Соборного Уложения активное участие принимал сам Алексей Михайлович. Царь наблюдал за работой собора, вносил свои коррективы в законодательство. Большую роль в работе собора и в составлении законодательства сыграл воспитатель, «дядька» царя, глава правительства, приближенный к царю боярин Б. И. Морозов. Несмотря на то, что после Соляного бунта 1648 г. он был отстранен от официального участия в управлении государством, он негласно продолжал играть огромную роль при дворе Алексея Михайловича и в том числе руководил подготовкой Соборного Уложения.

Еще одним значимым событием в данный период был церковный раскол. Раскол начался в 1654 г. с реформ патриарха Никона, который стремился унифицировать церковные обряды, книги и т. д. Но многие люди, особенно простой народ, считали величайшим грехом даже малейшее отступление от обрядов предков. Таких людей, отказавшихся принять реформы Никона стали называть старообрядцами или раскольниками.

Таким образом, реформы Никона реформы Никона привели с одной стороны к унификации русской православной церкви, к укреплению ее роли в государстве и с другой они разъединили верующих.

6 стр., 2887 слов

История России в период с 1613 по 1676 гг

... Романовых, крестьянских воин. В рассмотрение берется исторический период с 1613 по 1676 гг., в течение которого ... характера, что явно проявилось в статьях Соборного уложения 1649 года. Смута повлияла на положение ... 2. Царь Алексей Михайлович 1645-1676 церковная реформа Царь Алексей Михайлович получив трон по ... войн, сближение и разлад с патриархом Никоном. При нем расширяются владения России и на ...

Центральными фигурами в период церковного раскола были патриарх Никон и протопоп Аввакум. Оба являлись видными духовными деятелями России, оба были вхожи в ближний круг Алексея Михайловича, оба пользовались огромным авторитетом среди верующих. Однако Аввакум не принял стремления Никона взять за образец при унификации книг и обрядов византийские книги и обряды, а выступал за то, что на Руси были и свои, славянские христианские корни, которые и следовало брать за образец в реформе. Аввакум личным примером продемонстрировал верность своим принципам, отстаивал приверженность старине, положил начало раскольническому движению.

Никон же сначала зарекомендовал себя как активный реформатор, сторонник нового, союза церкви и государства. Но в дальнейшем его стремление поставить церковную власть выше светской привело к тому, что Алексей Михайлович прекратил его поддерживать и даже активно высказывался за отставку Никона с патриаршего престола, что и произошло в 1667 г. После чего Никон был отправлен в северную ссылку, где и провел остаток своих дней.

Между указанными событиями, несомненно, существуют причинно-следственные связи. Оба события — и принятие Соборного Уложения, и церковная реформа — были продиктованы общими причинами: обострением социальных противоречий в стране, заинтересованностью населения в создании четких и ясных законов, необходимостью укрепления авторитета светской и церковной власти.

Следствием этих событий стало укрепление центральной власти, усиление влияния церкви в государстве, укрепление авторитета России в целом.

Алексей Михайлович правил в течение продолжительного периода — 31 год. За время его правления было проведено множество реформ практически во всех сферах общественной жизни. Но его правление нельзя оценить однозначно.

С одной стороны, значительный шаг вперед был сделан в развитии экономики. В стране стали быстрее развиваться элементы капиталистических отношений, стали чаще привлекаться иностранные специалисты, изменилась налоговая система, проводилась политика протекционизма. Соборное Уложение стало на многие десятилетия основным законодательством страны. Были достигнуты значительные успехи во внешней политике: подписаны мирные договоры со многими странами (например, Кардисский мир 1661 г. со Швецией, Андрусовское перемирие с Польшей 1667 г.), в 1654 г. произошло воссоединение России и Украины, значительно расширены территории России на Востоке (исследования Восточной Сибири русскими первопроходцами и торговыми людьми).

Но, с другой стороны, именно при Алексее Михайловиче произошло окончательное оформление крепостного права (1649 г.), значительно увеличилось налоговое бремя на население страны. Произошли многие социальные выступления протеста (например, Соляной бунт 1648 г., Медный бунт 1662 г., первая крестьянская война под руководством Степана Разина 1670–1671 гг. и др.).

Сама фигура Алексея Михайловича также неоднозначно оценивается отечественными и зарубежными историками как прошлого так и современности.

Образ царя Алексея Михайловича в историографии довольно противоречив. Кроме того, оценка личности Алексея Михайловича часто становится попыткой оправдать приписанное ему прозвище «тишайший».

14 стр., 6934 слов

Царствование Алексея Михайловича в «Истории России с древнейших ...

... России". Так, Россия при Алексее Михайловиче была ещё страной сословно-представительной монархии, поскольку созывались земские соборы, существовала сильная боярская дума, родовая знать, вотчины. Но в Сборном Уложении царь ... произошли через год после Московского, когда в столице все уже было тихо и совершены были важные перемены, успокоившие народонаселение центральных областей, следовательно, ...

Эта характеристика довольно быстро стала чуть ли не единственной неоспоримой оценкой личных качеств правителя.

В исследовании С. М. Соловьева «История с древнейших времен» почти три тома посвящено правлению царя, но личность самого правителя автор не считал судьбоносной для русской истории. Если говорить о том, как сам Соловьев оценивает Алексея Михайловича, то царь, с его точки зрения, отличался «добротою» и «мягкостию», как и его отец — Михаил Федорович.

Более подробную характеристику царю дает В. О. Ключевский: «Я готов в нем видеть лучшего человека Древней Руси, по крайней мере, не знаю другого древнерусского человека, который производил бы более приятное впечатление, — но только не на троне». Этот «лучший» человек, по мнению Ключевского, был пассивным и неустойчивым, мало способным «что-либо отстаивать или проводить», «легко терял самообладание и давал излишний простор языку и рукам».

С точки зрения С. Ф. Платонова, Алексей Михайлович «был прекрасный и благородный, но слишком мягкий и нерешительный человек».

Современный историк Игорь Андреев употребляет в своем исследовании этот эпитет почти на каждой странице и по нескольку раз. «Несомненно, героическая трагедия — не его жанр. Тишайший, он и есть Тишайший», — утверждает он на первых страницах монографии, посвященной царю. Этот эпитет оказался способным вытеснить даже имя царя и встать на его место. Известен исторический роман о царе В. Бахревского под названием «Тишайший», роман В. Я. Светлова «При дворе Тишайшего императора».

В целом, эпоха Алексея Михайловича — это период укрепления абсолютизма, создание предпосылок для реформ Петра Первого.

Автор: Светлана