Комментарий эксперта
Примерные
Баллы
(Критерии 1-5)
«Чудаки украшают мир», — когда-то мудро заметил А.М. Горький. Кто-то из нас снисходительно усмехнётся, кто-то равнодушно кивнёт, кто-то станет возражать, но эта мысль обретает жизнь, становится наглядной, бесспорной, когда знакомишься с биографиями известных учёных, художников, музыкантов или читаешь такие статьи, как статья Ялимова И.
В данном тексте он поднимает проблему непризнанной гениальности чудаков, благодаря которым мир меняется, усовершенствуется.
Вступление (цитата А.М. Горького) точно отражает основную проблему текста.
Четко сформулирована проблема.
К1 —1
Эта морально-этическая проблема — одна из тех, актуальность которых исчезнет вместе с человечеством: чудаки, выбиравшие нехоженые пути, искавшие решения самых, казалось бы, неразрешимых вопросов, подвергавшие сомнению самые устоявшиеся законы и совершавшие перевороты в самых разных областях жизни, были во все времена, во все эпохи.
В комментарии объяснена причина актуальности данной проблемы, указан её тип.
К2 —2
Конечно, такое нестандартное поведение не могло не раздражать окружающих, ведь оно разрушало привычные стереотипы, было непонятным, порой вызывающе дерзким. Обывательское отношение к чудачеству передает авторская ирония, которая звучит буквально в каждом предложении: чудаки совершают «нелепые поступки», оказываются «особо опасными» в науке и технике… Но мы прекрасно осознаём, что благодаря этим людям професс не стоит на месте, и автор тоже открыто выражает своё отношение к чудакам: «Без чудаков мир застыл бы в неподвижности».
В продолжение комментария удачно вводится сформулированная авторская позиция: мир развивается благодаря чудакам.
КЗ —1
С ним трудно не согласиться. Всегда и везде, где остро ощущалась потребность в созидании нового, чудаки, которых впоследствии человечество признает выдающимися людьми, появлялись именно в такое время.
Например, «чудаком» был В.И. Арсеньев, который, изучая дальневосточную тайгу, пробираясь через её непролазные дебри и «комариный рай», искал ответ на вопрос: что нужно сделать, чтобы люди могли воспользоваться несметными сокровищами земли Дальнего Востока? Другому «чудаку», СП. Королеву, и Земля стала тесна, и он отправил в космос первую ракету с таким же «чудаком», как сам, — Ю.А. Гагариным, и этот полет неизмеримо расширил горизонты исследования Вселенной. А третий — Ф.А. Цандер — вообще буквально бредил межпланетными путешествиями и очень многое сделал для развития космической техники.
Заявлена собственная позиция ученика, дано пояснение к такому видению проблемы.
Приведены три аргумента из житейского опыта, подтверждающих мысль, высказанную учеником, о том, чудаки появлялись тогда, когда возникала потребность в новом.
К4 —3
Путь этих людей не был устлан розами, и так называемое «чудачество» — это годы напряженного труда, экспериментов вопреки всему. История их жизни — это история борьбы с завистью, злобой, клеветой. Сколько насмешек и издевательств пришлось пережить М. Фарадею, пока открытое им явление электромагнитной индукции не было признано всеми! Сколько клеветы и безосновательных обвинений обрушивалось на
Л. Пастера, открывшего миру новую науку — микробиологию!
Ученик, используя ещё два аргумента, доказал, что история жизни чудаков — это история борьбы с завистью, злобой, клеветой. (Учитывается в К4)
Но не будь таких людей— и до сих пор бы сказки о коврах-самолетах, гуслях-самогудах, горшках-самоварах оставались
сказками. И замечательно, что последние два столетия так богаты «чудаками»: мир сделал прорыв в своем развитии.
Действительно, не зря так называют подобных людей: ЧУДО и ЧУДАКИ —слова одного корня…
Заключение — развернутое рассуждение об основной идее текста — вполне логично в данном сочинении.
К5 —3
Работа ученика характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматических форм, уместным использованием средств выразительности.
К6 —2