Картины природы и их роль в романе “преступление и наказание”

В философии Достоевского очень значима мысль о том, что “гармония в человеческом обществе вообще – и гармония с прекрасной природой в частности – недостижимая мечта, утерянный рай”. Если Пушкин, Гоголь, Гончаров и Толстой подчеркивали близость человека к природе, то в романах Достоевского гармония между человеком и природой нарушена. Специфичность предмета изображения (город) обусловливает определенное однообразие пейзажей Достоевского.

Как правило, это типовые пейзажи.

Так, в романе ” Преступление и наказание”

мы встречаем два типа пейзажей. Первый – это душные, пыльные, задымленные улицы, беспощадно палящее солнце, раскаленный асфальт…

Второй – хмурый, мрачный, пасмурный город, окутывающий холодом, резкие порывы ветра, монотонно барабанящий дождь, черная вода в Неве… Картины эти нарисованы грязными, тусклыми, серыми красками. Таков уже первый пейзаж романа.

“На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, – все это разом неприятно потрясло и без

того расстроенные нервы юноши. Нестерпимая же вонь из распивочных…

И пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины”.

Сильная жара и духота – неотъемлемая часть пейзажей “Преступления и наказания”. Вот Раскольников выходит на улицу уже после убийства, и он снова попадает в ту же невыносимую атмосферу.

“На улице жара стояла невыносимая; хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич и известка, опять вонь из лавочек и распивочных, опять поминутно пьяные, чухонцы-разносчики и полуразвалившиеся извозчики”.Необыкновенную духоту Петербурга отмечает и Пульхерия Александровна, приехавшая из провинции. Выйдя из квартиры сына, она замечает: “…ужас у него душно… а где тут воздухом-то дышать?

Здесь и на улицах, как в комнатах без форточек. Господи, что за город!

“. Ю. В. Лебедев замечает, что невыносимая духота Петербурга – “частица общей атмосферы романа, душной и безысходной”. Единственный яркий штрих, встречающийся в пейзажах первого типа, – это яркое, кроваво-красное солнце. Однако и это ослепительное, красное солнце на фоне душного, пыльного города оставляет не радостное, а гнетущее впечатление. “Солнце ярко блеснуло ему в глаза, так что больно стало глядеть, и голова его совсем закружилась, – обыкновенное ощущение лихорадочного, выходящего вдруг на улицу в яркий солнечный день”.

8 стр., 3971 слов

Петербург Достоевского

... уныл: преобладают желто-коричневые и серо-зеленые тона. Город, залитый лучами солнца, — любимый образ Достоевского, но это именно «озарения» Петербурга: «солнце у нас такой редкий гость». Более свойственны ему ... резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге» …". И все-таки Достоевский очень любил Петербург. Это город его молодости, его рождения как писателя, его головокружительных ...

Образ солнца в романе имеет несколько значений. Раскольникову больно смотреть на солнце, солнце будто ослепляет его. В этом описании восприятия героем природы Достоевский намекает, что Раскольников ослеплен своей идеей, и все мировосприятие героя искажено. Кроме того, ослепительное, огромное солнце в этих эпизодах невольно порождает мысль о Людовике X

Картины природы и их роль в романе “преступление и наказание” 1Картины природы и их роль в романе “преступление и наказание” 2Картины природы и их роль в романе “преступление и наказание” 3Картины природы и их роль в романе “преступление и наказание” 4Картины природы и их роль в романе “преступление и наказание” 5 1

votes, average:

5.00

out of 5)