К теме маленького человека обращаются также писатели конца XIX и начала XX века: А. П. Чехов, А. И. Куприн, М. Горький, Л. Андреев, Ф. Сологуб, А. Аверченко, К. Тренёв, И. Шмелёв, С. Юшкевич, А.Мещеряков. Силу трагизма маленьких людей — «героев зловонных и тёмных углов» (А. Григорьев)[1] — верно определил Пётр Вайль:
Маленький человек из великой русской литературы настолько мал, что дальнейшему уменьшению не подлежит. Изменения могли идти только в сторону увеличения. Этим и занялись западные последователи нашей классической традиции. Из нашего Маленького человека вышли разросшиеся до глобальных размеров […] герои Кафки, Беккета, Камю […]. Советская культура сбросила башмачкинскую шинель — на плечи живого Маленького человека, который никуда, конечно, не делся, просто убрался с идеологической поверхности, умер в литературе[2].
Маленький человек, не вписывающийся в каноны соцреализма, перекочевал в литературное подполье и начал существовать в бытовой сатире М. Зощенко, М. Булгакова, В. Войновича.
Из многогранной литературной галереи маленьких людей выделяются герои, стремящиеся получить всеобщее почтение через изменение своего материального статуса или внешнего облика («Лука Прохорович» Е. Гребенки, 1838; «Шинель» Н. Гоголя, 1842); охваченные страхом перед жизнью («Человек в футляре» А. Чехова, 1898; «Наш человек в футляре» В. Пьецуха, 1989); которые в условиях подавляющей бюрократической действительности заболевают психическими расстройствами («Двойник» Ф. Достоевского, 1846; «Дьяволиада» М. Булгакова, 1924); у которых внутренний протест против общественных противоречий уживается с болезненным стремлением возвысить себя, приобрести богатство, что в итоге приводит их к потере рассудка («Записки сумасшедшего» Н. Гоголя, 1834; «Двойник» Ф. Достоевского); которых страх перед начальством приводит к сумасшествию или к смерти («Слабое сердце» Ф. Достоевского, 1848, «Смерть чиновника» А. Чехова, 1883); которые, опасаясь подвергнуть себя критике, изменяют своё поведение и мысли («Хамелеон» А. Чехова, 1884; «Веселые устрицы» А. Аверченко, 1910); которые могут обрести счастье только в любви к женщине («Старческий грех» А. Писемского, 1861; «Горы» Е. Попова, 1989; «Гранатовый браслет» А. И. Куприна, 1910); которые хотят изменить свою жизнь путём применения магических средств («Верное лекарство» Е. Грёбенки, 1840; «Маленький человек» Ф. Сологуба, 1905); которые из-за жизненных неудач решаются покончить с собой («Старческий грех» А. Писемского; «Рассказ о Сергее Петровиче» Л. Андреева, 1900).
Тема «маленького человека» в русской литературе XIX века
... Ф.М. Достоевский говорил: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели». Творчество Н.В. Гоголя чрезвычайно обогатило русскую литературу. Развитие темы «маленького человека» имеет свою собственную логику, что мы и постараемся проследить в дальнейшем. ...
Также проблема маленького человека присутствует и в советской литературе, в частности, в рассказе Андрея Платонова «Юшка».
Образ маленького человека в русской литературе по плану
1. Введение
Впервые его ввел в литературу А. С. Пушкин в повести «Станционный смотритель». Подхватил «эстафету» Н. В. Гоголь, создав хрестоматийный образ бедного чиновника Акакия Акакиевича («Шинель»).
Пристальное внимание теме «маленьких людей» уделял Ф. М. Достоевский («Бедные люди», «Преступление и наказание»).
Своеобразный итог подвел А. П. Чехов. Образ «маленького человека» часто появляется в его рассказах («Толстый и тонкий», «Смерть чиновника» и др.).
2. Самсон Вырин
Тяжелую жизнь Вырина скрашивает единственная дочь Дуня. Она помогает ему в работе. Девушка способна смягчить сердце любого посетителя. Похищение Дуни ротмистром Минским — яркий пример унизительного обращения с «маленькими людьми». Гусар даже не задумывается о судьбе несчастного отца и последствиях своего поступка. Минский уверен, что деньги и связи послужат ему надежной защитой.
Попытка Вырина вернуть дочь заканчивается неудачей. Минский относится к нему с пренебрежением и пробует откупиться от старика деньгами. При втором посещении ротмистр применяет силу. Самсон даже не пытается жаловаться на обидчика. Он понимает, что никогда не сможет добиться справедливости. Жизнь смотрителя становится совершено пуста. В конце концов он спивается и умирает. Главной причиной смерти «маленького человека» является жестокость и равнодушие высшего сословия.
3. Акакий Акакиевичи Башмачников
Непоправимым ударом для Акакия Акакиевича становится необходимость покупки новой шинели. Ради этого он вынужден значительно сократить свои и без того скромные денежные расходы и жить впроголодь. Путем жесточайшей экономии главный герой собирает необходимую сумму.
Покупка новой шинели — грандиозное событие в серой и однообразной жизни «маленького человека», переполняющее его душу гордостью и восторгом. Счастье, однако, длится недолго. Башмачников становится жертвой ночных грабителей. Попытки вернуть украденную шинель не приносят успеха. В отчаянии Акакий Акакиевич обращается за помощью к «значительному лицу».
Сцена «распекания» бедного чиновника — центральный эпизод повести. «Маленький человек» приходит в ужас от генеральского гнева. Под влиянием пережитого стресса Башмачников умирает. Очень характерно, что на службе о смерти чиновника узнают спустя несколько дней. Акакий Акакиевич был самым мелким винтиком огромного бюрократического механизма, заменить который не составляет никакого труда.
4. «Преступление и наказание»
Наиболее трагична судьба старшей дочери Мармеладова — Сони. Девушка была вынуждена пойти на панель, чтобы прокормить всю семью. Разврат, однако, еще не коснулся чистой и светлой души Сони, которая искренно верит в Бога. Тяжела жизнь семьи Раскольниковых. Вдова Пульхерия Александровна получает скромную пенсию, на которую должна содержать дочь и сына. Женщина отказывает себе в самом необходимом, надеясь на успешное окончание учебы Родиона.
Авдотья Романовна пытается найти работу. Трагедией для нее становится скандал в доме Свидригайловых. Девушка беззаветно любит брата. Ради него она готова пойти на жертву и выйти замуж за богатого негодяя Лужина. Родион Романович — особый тип «маленького человека». Забросив учебу, он совершенно опустился. Бывший студент живет в комнате, напоминающий гроб, ходит в лохмотьях, голодает. Бедственное положение приводит его в полусумасшедшее состояние.
Тема «маленького человека» в творчестве А. П. Чехова материал
... Чехова, в частности рассказы. Предмет исследования – тип «маленького человека» в произведениях А. П. Чехова. Цель исследовательской работы заключается в изучении темы, образа и типа «маленького человека» в творчестве А. П. Чехова. ... 16]. В ХIХ веке образ «маленького человека» становится одной из сквозных тем литературы. Впервые в истории критики понятие «маленький человек» встречается статье В. Г. ...
Теория Раскольникова рождается под влиянием невыносимых условий жизни и отсутствия перспектив. «Маленькие люди» мечутся по замкнутому кругу. Старшие Мармеладовы трагически погибают. Соне и детям удается вырваться из нищеты и порока лишь благодаря помощи Свидригайлова. В жизни Дуни появляется надежда после встречи с Разумихиным.
Приятель Раскольникова — тоже «маленький человек», но он имеет «железную волю» и вполне может самостоятельно добиться успеха. Раскольникову так и не удалось стать «необыкновенным человеком». В этом заключается нравоучительный смысл романа. Никакие беды и унижения «маленьких людей» не могут служить оправданием для преступления.
5. Иван Дмитрич Червяков
В отличие от других образов «маленьких людей» Червяков сам по глупости невольно приближает свою смерть. Чиновник навязчиво лезет к генералу с извинениями, хотя для этого нет никаких оснований. Грубый окрик выведенного из терпения Бризжалова становится для Ивана Дмитрича полной неожиданностью. Хотя, вероятно, глубоко в душе он именно этого и ждал от начальства. Даже перед смертью Червяков остается чиновником: «…не снимая вицмундира, он лег на диван и… помер».