Ход урока
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Цель: создать у учащихся положительный эмоциональный настрой на учебную деятельность;
— обеспечить мотивацию учащимися учебно-познавательной деятельности.
1.
Доброе утро, ребята!
Каждое моё утро начинается со звонка, но не школьного звонка, а звонка будильника. Он ещё ни разу меня не подводил. Часы идут точно и правильно.
(кивок головы)
-А что произойдет, если убрать хоть одну деталь?
— Часы сломаются.
— Так и ваши знания состоят из деталей, каждый урок вы узнаете больше и больше. И процесс познания не остановится до тех пор, пока у вас есть желание учиться.
— Я желаю себе и всем вам старания, добра и понимания.
— Что бы вы хотели пожелать своим друзьям, одноклассникам, гостям на этот урок или на целый день?
— Я вижу улыбки на ваших лицах. Уверена, что у нас все получиться. Мы начинаем.
— Высказывания детей.
Актуализация субъектного опыта и знаний учащихся.
Цель этапа: создать условия для воспроизведения учащимися учебного материала, необходимого для достижения учебной цели урока.
2.1.
— Прочитайте слово на доске?
— Задайте мне умные вопросы (Какие вопросы у вас возникли?)
вопросы детей
— Очень интересные высказывания и вопросы прозвучали и все они разные.
— Почему так получилось?
(на доске появляются надписи)
— В ходе урока мы постараемся ответить на ваши вопросы.
— А теперь давайте попробуем совместить слово ЧТО и карточки с картинками, которые у нас на доске
— Что это вам напоминает?
— Это результат вчерашнего урока литературного чтения.
— Над каким произведением мы вчера работали?
-В.Ю.Драгунский «Что любит Мишка?
— Кто главные герои?
— Чем похожи эти герои?
— Мишка и Дениска
— Возраст, интересы, черты характера.
— Что означают подписи под портретами? (А почему подписи под портретами ребят разные?)
— Что значит разные разности?
— Мишка любит разные разности.
Ребята перечисляют.
— Что же любит Дениска?
— Что значит целый мир?
Целый мир.
Ребята перечисляют.
В подтверждение ваших ответов предлагаю вам прослушать аудиозапись. Слушайте и запоминайте или записывайте, что любит наш герой.
Ребята слушают аудиозапись «Что любит Дениска» (отрывок) и фиксируют ответы.
— Что Дениска любит больше всего?
— Что вы любите так же как он?
— Что вы любите такого чего ребята не упомянули?
Ответы учащихся.
2.2.
— Как вы считаете, какова идея произведения? В чём нас хотел убедить автор?
— Это заметил Виктор Драгунский и описал в своих рассказах
или
это замечено людьми уже давным-давно?
Опорная карточка на доску
— Мишка сластёна, как все дети, он любит и котят, и бабушку, и родителей, только пока не выделяет это как главное.
— Это всем давно известно.
— Чем вы можете подтвердить своё мнение?
— Пословицы, которые мы подобрали дома.
— Прочитайте пословицу, которая может стать выводом к нашим рассуждениям.
Всяк своим умом живет.
Всякий молодец на свой образец.
На вкус, на цвет товарища нет.
У кого какой вкус: кто любит дыню, а кто арбуз.
Листы с пословицами крепятся на доску (это было домашним занием к предыдущему уроку чтения)
2.3.
— Кто из вас был внимательным и заметил: «Какие слова чаще всего звучали в аудиозаписи и встречались в рассказе?»
— Я и люблю
— Попробуйте подобрать близкие по значению слова к слову люблю.
— Я люблю, мне нравится, я обожаю.
— Расположите их по степени нарастания силы испытываемых чувств.
Опорная карточка на доску
— К кому и чему можно проявлять любовь?
— Любовь можно проявляться к
— Как вы думаете, о чём у нас сегодня пойдет речь на уроке?
-Сформулируйте по опорным словам главный вопрос, на который мы будем искать ответ?
— Этот разговор приятный для вас?
— Какую цель вы ставите для себя на урок?
— О любви, о том, что мы любим
— Что я люблю
— Да, т.к приятно рассказать о себе, что ты любишь.
Результат: учащиеся вовлечены, заинтересованы, эмоционально настроены на урок и постановку личных целей.
3. Целеполагание.
Цель: постановка цели учебной и познавательной деятельности учащихся на уроке.
3.1
Мотивация к написанию сочинения на чувственном уровне
— Для чего писатель рассказал нам эту историю?
— Про Мишку узнали, про Дениску узнали. Вам интересно узнать, что я люблю? (Карточка на доску)
— Меня зовут Анастасия. Мне уже много лет, но я очень люблю свою семью: маму, папу, сестру, мужа и дочку. Ещё я люблю читать женские детективы и заниматься рукоделием. Я люблю свою профессию учитель и пельмени.
— Помогите мне разобраться, на кого я больше похожа: на Мишу или на Дениску?
— Чтобы узнать, что все люди разные.
— Любите целый мир.
Дети отвечают
3.2
— А вам интересно узнать про ваших одноклассников, узнать что каждый из вас любит больше всего?
— Сейчас по моей команде вы ответите на главный вопрос «Что любите больше всего?»
— Маша, ты услышала, что любит Иван? А ты, Иван, услышал, что любит Михаил?
-Мы не смогли услышать каждого из вас.
-. В чем причина?
— Что нужно сделать, чтобы услышать каждого?
— Успеем ли мы?
— Может, есть другая форма речи? (отличная от устной)
— Какие письменные формы изложения материала на заданную тему вы знаете?
— Что нам подойдёт для решения проблемы сегодня на уроке?
— Это еще одно ключевое слово нашего урока.
— Прочитайте ключевые слова еще раз и сформулируйте тему урока.
Дети отвечают хором.
-Мы говорим одновременно.
— Нужно каждому по отдельности рассказать о том, что он любит.
— Нет, время урока ограничено.
— Письменная
— Изложение и сочинение
— Написать сочинение
— Сочинение «Что я люблю»
Результат.
Учащиеся под руководством учителя определили учебную и познавательную цели деятельности на уроке.
4.Подготовка к основному этапу деятельности.
Определение содержательных рамок понятия «Сочинение», осмысление собственной деятельности.
4.1
— Дайте определение понятию сочинение.
— Сочинение – это произведение, а значит должно быть написано по правилам.
— Какую работу нужно выполнить перед тем, как мы приступим к написанию сочинения?
— А чтобы правильно записать все слова в сочинении.
— Придумать заголовок.
— Какие бы вы поставили перед собой задачи на урок для того, чтобы достичь цели и написать сочинение. (Учитель фиксирует на доске.)
— Письменная форма речи , изложение своих мыслей на заданную тему, письменный рассказ на заданную тему (опора на доске)
— Составить план.
— Выполнить орфографическую работу.
— Составить план и выполнить орфографическую работу
Результат
Учащиеся уточнили понятие сочинение, спланировали собственную деятельность.
5. Работа по составлению плана сочинения. Орфографическая работа.
Цель: организовать составление плана сочинения путем выделения основных пунктов плана, выделения ключевых слов, а также, организовать работу учащихся по отработке орфографических навыков.
5.1
Мотивация к написанию сочинения на чувственном уровне
— Я знаю интересную игру, с её помощью можно определить интересы каждого из вас, называется она «Палитра интересов».
— Положите перед собой листы, они содержат 35 высказываний. Все высказывания разделены на пять блоков. Ваша задача в каждом блоке выбрать наиболее значимый для вас вариант ответа на поставленный вопрос.
Например, (разбор 1 модуля вместе с учащимися)
Подведение итогов. Кто из вас…., а кто …?
— Что нового и интересного вы о себе узнали с помощью «палитры интересов»
-Что может сказать каждый из вас про себя?
— Может ли каждый сказать: «Я много чего люблю»
(Карточка на доску)
(Общий вывод подводит учитель по ситуации): «В нашем классе больше ребят, которые …, лишь единицы …». Мы все – разные и любим целый мир!
Презентация
«Палитра интересов»
Учащиеся определяют свои интересы.
Ответы учащихся.
— Я люблю заниматься творчеством;
-Я люблю заниматься спортом;
— Я люблю …………….
— Чтобы узнать, кто, что любит.
5.2
— Близких людей, братьев наших меньших, увлечения, предметы, действия.
— К каждой из этих групп можно подобрать множество разных слов.
Я попыталась вам помочь и записала в каждую группу слова.
— Что заметили?
— Какие будут предложения?
— Какую работу вам необходимо выполнить в группах?
— …. и лист с заданием соотнести с названием группы.
Где можно найти ответ в случае затруднения?
-Согласны ли вы, как соотнесены слова с темами?
— Смотрите, как много слов-помощников мы подобрали для нашего сочинения.
— В каких источниках информации можно их можно взять?
— Словарь- самый надёжный друг. Даже сам А.С. Пушкин обращался за помощью к словарю.
— Я тоже готова вам помочь.
— Ключевые слова.
В словах пропущены буквы.
— Поработать в группах.
Ответы учащихся
— В словаре.
Учащиеся работают в группах с использованием словарей.
Результаты работы вывешивают на доску.
Учащиеся проверяют.
— Словарь, доска, палитра, текст рассказа.
5.3
— Какие задачи мы ставили перед собой для того, чтобы достичь главной цели?
— Посмотрите на доску. Что вы заметили?
— Сколько частей в нашем плане?
— Назовите.
-С каких слов или фраз вы можете начать сочинение?
Помните! Вступление – лицо сочинения.
— В какой части сочинения будет содержаться главный ответ на вопрос? Сколько доказательств вы приведёте для убедительности?
— О чем ты напишешь в основной части? (спросить людей)
— Какими высказываниями народной мудрости можно подтвердить ваш вывод?
— Как показать на письме, что в нашем тексте три части?
— Задам очень личный вопрос: а можно ли стесняться частого употребления слова «люблю»?
— Какую цель вы ставили для себя на урок?
— Готовы ли вы сделать последний шаг для достижения цели?
— Настал самый важный и ответственный момент. Желаю вам удачи!
— Составить план.
— Мы составили план, которым будем руководствоваться в ходе написания сочинения.
— 3
Вступление, основная часть и заключение.
Ответы учащихся.
-В основной
— 4-5
— учащиеся называют фразы из высказываний.
Абзацы
— Нет
— Написать сочинение «Что я люблю?»
— Да!
Результат: составление плана сочинения, орфографическая готовность, положительный эмоциональный настрой.
6. Самостоятельная работа. Представление результатов самостоятельного творчества.
Цель: использование материалов плана для решения творческой задачи. Организация самоконтроля.
Результат: использование полученных знаний в ходе решения задач урока позволят учащимся написать сочинение, творческий продукт – индивидуальные сочинения.
6.1
Написание сочинений учащимися.
6.2
— Вижу, что многие из вас уже закончили.
— Кто хотел бы зачитать своё сочинение?
Дети зачитывают сочинения
7. Рефлексия.
Цель: получение обратной связи, самоанализ достигнутого.
7.1
— Какую цель на урок вы ставили перед собой?
— Достигли ли вы её?
— Зачем нам нужно было рассказать о себе?
-Рассказать о себе?
— Да
— Чтобы доказать, что все люди разные и у нас у всех разные люблю.
7.2
Наш урок подошёл к концу. Написаны замечательные сочинения. Каждый из вас «поведал тайну души своей». Сегодня мы убедились, что мы убедились, что мы разные, но чем-то похожие, что все неповторимы! Огромное вам спасибо!
Но как этот урок прошёл для каждого из вас?
— Прочитай и продолжи фразы.
— Сегодня на уроке я понял, что ..
— Я похвалил бы себя…
— Особенно мне понравилось…
— После урока мне захотелось…
— Сегодня мне удалось…
— Я сумел…
— Было интересно…
— Было трудно…
— Я понял, что…
— Теперь я могу…
— Я почувствовал, что…
— Спасибо за вашу работу.
Ответы учащихся
Результат: формирование представлений о значимости изучения данной темы и личностных достижениях