Женские образы в романе И. Тургенева «Отцы и дети

Роман И. Тургенева «Отцы и дети» был написан в 1862-м году. В этом произведении писатель затронул вечную проблему противостояния старшего и молодого поколений. Яркими представителями первого в романе являются братья Кирсановы, а второго – Евгений Базаров. То же самое противопоставление показано и на примере женских образов.

Авторская позиция в тексте произведения чётко не выражена, что послужило поводом для нападок на писателя и с той, и с другой стороны: «Не понятно – за кого Тургенев». Именно поэтому появление в печати «Отцов и детей» вызвало широкий общественный резонанс. Сам Тургенев отвергал своё предпочтение тому или иному лагерю, на протяжении всего романа он пытался сохранить объективность.

В романе прозаик нарисовал несколько женских портретов: Анны Сергеевны Одинцовой, Катерины Сергеевны Локтевой, Фенечки и Авдотьи Никитичной Кукшиной. Анна и Катерина принадлежат к дворянскому сословию, к тому же они сёстры, но совершенно разные по темпераменту. Одинцова, если делить героев романа на «отцов» и «детей», принадлежит ко второму лагерю. Необузданный характер и желание свободы, а также сознание своей женской силы выделяют этот образ.

Фенечка — простая крестьянка, хотя в воспитанности не уступает барышням. По внутреннему миру она более близка Катерине. Её история обычна для того времени – любовь к своему барину. Но необычность заключается в счастливом конце отношений Фенечки и Кирсанова – они поженились.

На примере каждой из своих героинь автор показал типичную судьбу русских женщин.

Итак, Анна Сергеевна и Катерина Сергеевна в романе являются противоположностями. Анна кокетлива, разговорчива, а Катерина робка, молчалива, «беспрестанно краснеет и быстро переводит дух». Она больше любит читать, размышлять о жизни, о книгах, о людях, чем танцевать на балах. Даже в их внешнем облике автор подчеркивает противоположность, непохожесть героинь друг на друга.

Анна Сергеевна очень красива, стройна: «Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица».

Катя же не отличалась яркой красотой: «она очень много улыбалась, застенчиво и откровенно, и глядела как-то забавно-сурово, снизу вверх. Все в ней было еще молодо-зелено: и голос, и пушок на всем лице, и розовые руки с беловатыми кружками на ладонях, и чуть-чуть сжатые плечи…»

26 стр., 12584 слов

Отдельного разговора, не связанного с бедняжкой Анной Карениной. ...

... целом.Предметом исследования явились те элементы поэтики романа Jl. Н. Толстого «Анна Каренина», которые в совокупности дают представление о психологизме в данном произведении. Цель работы - выявить и систематизировать приемы психологического ...

Одинцова достаточно перенесла в жизни («тертый калач») и теперь как будто хотела только отдыхать от своего прошлого. Не раз в разговоре с Базаровым она называла себя старой. У Анны Сергеевны сильный характер, поэтому она немного подавляла свою младшую сестру. Катя – славная девушка, и, хотя в первый момент она воспринимается как бледная тень Одинцовой, у нее все-таки тоже есть характер. Постепенно раскрывается индивидуальность этой героини, и становится ясно, что в союзе с Аркадием Кирсановым она будет главной.

Появление на сцене Фенечки оставляет в душе ощущение чего-то мягкого и естественного: «Это была молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье; голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах».

Фенечка и от природы, и в силу обстоятельств очень стеснительна. Двойственность ее положения очевидна: крестьянка, которой барин разрешил жить в доме. К тому же у них есть ребёнок.

Николай Петрович совершил не скрывал, что Митя — его сын. Но вел он себя при этом так, что Фенечка не могла чувствовать себя свободно и справлялась со своим положением только благодаря природной естественности и достоинству. Именно поэтому Фенечка, появившись перед гостями, чувствует себя неловко: «Она опустила глаза и остановилась у стола, слегка опираясь на самые кончики пальцев. Казалось, ей и совестно было, что она пришла, и в то же время она как будто чувствовала, что имела право прийти».

Тургенев сочувствует героине и любуется ею. Он как будто хочет защитить ее и показать, что она в своем материнстве не только прекрасна, но еще и выше всяких толков и предрассудков: «И в самом деле, есть ли на свете что-нибудь пленительнее молодой красивой матери со здоровым ребенком на руках?» Натуре Фенички было чуждо жеманство, она подобна нежному цветку, имеющему, однако, необычайно крепкие корни.

Прямой противоположностью Фенечки является Евдоксия, а точнее, Авдотья, Никитична Кукшина. Это образ достаточно карикатурный, но не случайный. Вероятно, в середине XIX века эмансипированные женщины появлялись все чаще, и это явление не просто раздражало Тургенева, но вызывало у него жгучую ненависть. Подтверждением тому является описание быта Кукшиной: «Бумаги, письма, толстые номера русских журналов, большей частью неразрезанные, валялись по запыленный столам; везде белели разбросанные окурки папирос». А также ее внешности и манер: «В маленькой и невзрачной фигурке эмансипированной женщины не было ничего безобразного; но выражение ее лица неприятно действовало на зрителя. Невольно хотелось спросить у ней: «Что ты, голодна? Или скучаешь? Или робеешь? Чего ты пружишься?»». Околесица, которую несла Кукшина, вполне соответствовала ее внешнему облику и манерам.

Тургеневские героини — сильные женщины. Тургеневский идеал заключается в умении любить и жертвовать собой ради любимого. Пожалуй, эти женщины гораздо сильнее духом окружающих их мужчин. Каждая из них выполняет некую очень важную, хотя и невидимую постороннему, миссию. Одинцова помогает Базарову сбросить маску. Катя дарует вечное счастье на земле Аркадию, Фенечка — Николаю Петровичу, а Кукшина оттеняет прелесть настоящих и естественных женщин.