Сочинение без имени нет человека

Сочинение

«Без имени — нет человека» (По пьесе М.Ю. Горького «На дне»)

Во все века человек стремился к познанию своего «Я». Одна из основных, может быть, главных целей искусства — раскрытие этой тайны. Открыть человеку глубины его души, сделать его лучше, сильнее — в той или иной степени этого добивается каждый писатель. Особенно это свойственно русской литературе с ее глубочайшими нравственно-философскими корнями. Проблему добра и зла, силы и слабости человека пытались разрешить великие умы, люди, много выстрадавшие и испытавшие, — Пушкин, Толстой, Достоевский. Горький столкнулся с этой проблемой очень рано. Уже в первых произведениях молодого писателя проявился не только незаурядный талант рассказчика и художника, но и умение отстаивать свои убеждения. И позже опыт жизни не притупил таланта, вера в свою правоту лишь окрепла. В связи с этим возникает важнейший вопрос: как действительно сильный человек относится к окружающим? Это один из основных вопросов, ответ на который не дает вся мировая литература. В более поздних произведениях Горький усложняет вопрос: одиночество среди людей — следствие ли это силы или слабости? И дает ответ: сильный не может быть одинок, он всегда среди людей — пусть чуждых ему по духу, но страдающих. И это понимает Сатин после встречи с Лукой. Но взгляды этих героев все же расходятся в главном. Лука считает, что слабый должен найти в жизни опору и обязанность сильного — помочь ему в этом. Сатин уверен, что, действительно, сильному не нужна опора и ждать лучшего будущего в бездействии — не для настоящего человека.

Он приходит к этому убеждению не сразу. Мы можем следить за его развитием по ходу пьесы. При первой встрече с обитателями ночлежки мы видим, что перед нами люди глубоко страдающие и одинокие. Попав на самое дно жизни после многих лишений, они стали безжалостны к себе и к другим. Каждый замкнут на своем горе и ведет о нем нескончаемый рассказ, не слушая никого и не желая быть услышанным. Ответ на жалобы — смех, издевательства. Барона, живущего за счет Насти, лишь забавляют ее слезы и фантазии. Клещ презирает всех, он, «рабочий человек», вырвется из ночлежки, он не таков, как все ее обитатели. И только после смерти Анны, продав все свои инструменты, потеряв всякую надежду, он понимает и принимает их как товарищей по несчастью.

2 стр., 558 слов

Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов. Вопросы по теме занятия

... свободе выбора. Воспитать человека таким – это, по-моему, немалое дело… Личность развивается в течение всей жизни человека из темных или ... ЯВЛЯЕТСЯ 1) социальная среда 2) наследственность 3) активность человека, как субъекта деятельности 4) чувство неполноценности, порождаемое ... тень   Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов. 1. Проанализируйте отрывок и определите автора. «Сверх-Я, Я ...

Каждый герой пьесы ищет опору в уходе от жестокой реальности. Наташа, Васька Пепел мечтают о будущем. Анна надеется на успокоение после смерти. Актер «грезит» о прошлом, с каждым разом расцвечивая его все более яркими красками. Настя, у которой нет ни прошлого, ни будущего, уходит от настоящего в воображаемый мир «чистой любви». Лука попытался перенести их мечты в реальный мир, и они потерпели крах одна за другой. Ведь эти мечты не облегчают реальности, а лишь в малой степени заменяют ее. Всем им остается лишь беспробудное пьянство, ибо пробуждение страшно.

Лишь сильный человек, утверждает Горький, способен смотреть в лицо реальности. Но без цели в жизни, без уверенности в своих возможностях изменить мир он не способен противостоять невзгодам. И мы видим людей, сильных духом, но не знающих долга перед собой и окружающими. Бубнов, которому многое дано, уже утратил себя. Барон издевается над всеми и быстро теряет человеческие черты. Сатин лишь в начале этого пути. Кто знает, какая судьба ждала его, не появись в ночлежке Лука. Недаром Сатин позже скажет, что Лука подействовал на него, как кислота на потускневшую монету. Сатин понимает, что назначение сильного — не утешать страдающих, а искоренять страдание, зло. Это одно из самых твердых убеждений Горького.

Для Горького сила — в стремлении вперед «к свободе, к свету». Лишь горячее сердце и сильная воля, вера в победу помогут пройти этот путь. И память о тех,’ кто на этом пути пожертвовал собой ради других, как звезды — искры сердца Данко будут освещать дорогу идущим следом.

Сочинение на тему “Без имени – нет человека (по пьесе М.Горького “На дне”)

Особенно это свойственно русской литературе с ее глубочайшими нравственно-философскими корнями. Проблему добра и зла, силы и слабости человека пытались разрешить великие умы, люди, много выстрадавшие и испытавшие, — Пушкин, Толстой, Достоевский. М.Горький столкнулся с этой проблемой очень рано. Уже в первых произведениях молодого писателя проявился не только незаурядный талант рассказчика и художника, но и умение отстаивать свои убеждения. И позже опыт жизни не притупил таланта, вера в свою правоту лишь окрепла. В связи с этим возникает важнейший вопрос: как действительно сильный человек относится к окружающим? Это один из основных вопросов, ответ на который не может дать вся мировая литература.

В более поздних произведениях Горький усложняет вопрос: одиночество среди людей — следствие ли это силы или слабости? И дает ответ: сильный не может быть одинок, он всегда среди людей — пусть чуждых ему по духу, но страдающих. И это понимает Сатин после встречи с Лукой. Но взгляды этих героев все же расходятся в главном. Лука считает, что слабый должен найти в жизни опору и обязанность сильного — помочь ему в этом. Сатин уверен, что на самом деле сильному не нужна опора и ждать лучшего будущего в бездействии — не для настоящего человека.

Он приходит к этому убеждению не сразу. Вполне возможно проследить за его развитием по ходу пьесы. При первой встрече с обитателями ночлежки видно, что перед нами люди глубоко страдающие и одинокие. Попав на самое “дно” жизни после многих лишений, они стали безжалостны к себе и к другим. Каждый замкнут на своем горе и ведет о нем нескончаемый рассказ, не слушая никого и не желая быть услышанным. Ответ на жалобы — смех, издевательства. Барона, живущего за счет Насти, лишь забавляют ее слезы и фантазии. Клещ презирает всех, он, “рабочий человек”, вырвется из ночлежки, он не таков, как все ее обитатели. И только после смерти Анны, продав все свои инструменты и потеряв всякую надежду, он понимает и принимает их как товарищей по несчастью.

2 стр., 517 слов

Смысл имеет лишь жизнь прожитая ради других сочинение с аргументами

... имеем возможность общаться с другими живыми существами,обмениваться с ними мыслями. Но просто наслаждаться жизнью, я считаю не достаточно. Жизнь человека ... почему»». Я согласна с автором, но лишь частично. Да, мы живём ради самого процесса жизни. Жизнь даёт нам чувствовать ... жизни есть какой-то смысл и мы должны его понять. Великий Сократ говорил: «Непознанная жизнь не стоит того, чтобы быть прожитой». ...

Каждый герой пьесы ищет опору в уходе от жестокой реальности. Наташа и Васька Пепел мечтают о будущем. Анна надеется на успокоение после смерти. Актер грезит о прошлом, с каждым разом расцвечивая его все более яркими красками. Настя, у которой нет ни прошлого, ни будущего, уходит от настоящего в воображаемый мир “чистой любви”. Лука попытался перенести их мечты в реальный мир, и они потерпели крах одна за другой. Ведь эти мечты не облегчают реальности, а лишь в малой степени заменяют ее. Всем им остается лишь беспробудное пьянство, ибо пробуждение страшно.

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Только сильный человек, утверждал Горький, способен смотреть в лицо реальности. Но без цели в жизни, без уверенности в своих возможностях изменить мир он не способен и не может противостоять невзгодам. И мы видим людей сильных духом, но не знающих долга перед собой и окружающими. Бубнов, которому многое дано, уже утратил себя. Барон издевается над всеми и быстро теряет человеческие черты. Сатин лишь в начале этого пути. Кто знает, какая судьба ждала его, не появись в ночлежке Лука. Недаром Сатин позже скажет, что Лука подействовал на-‘него, как кислота на потускневшую монету. Сатин понимает, что назначение сильного — не утешать страдающих, а искоренят/ страдание, зло. Это одно из самых твердых убеждений Горького.

Для Горького сила — в стремлении вперед, “к свободе, к свету”. Лишь горячее сердце и сильная воля, вера в победу помогут пройти этот путь. И память о тех, кто на этом пути пожертвовал собой ради других, как звезды — искры сердца Дан-ко будут освещать дорогу идущим следом.

Тема : «Без имени – нет человека!» по пьесе М.Горького «На дне» , Учитель –Сайпуллаева З.И. 11 класс, Тема : «Без имени – нет человека!» по пьесе М.Горького «На дне»

Цель урока –

формирование у учащихся представления о цели номинации героев в драматических произведениях на примере драмы М.Горького «На дне».

Задачи:

  1. Познакомить с историей создания пьесы «На дне»;
  2. Формировать представление о действующих лицах пьесы;
  3. Выяснить цель горьковских номинаций;
  4. Развивать умение анализировать драматическое произведение;
  5. Развивать речь.

Ход урока:

  1. Из истории создания пьесы М.Горького «На дне».

Пьесу «На дне» Горький писал в течение 1901-1902 годов. 18 декабря 1902 года она была поставлена в Художественном театре в Москве и сразу же вызвала яростные споры. Для одних она была «буревестником», и они встретили ее с восторгом. Другие тоже расслышали в ней «приговор обществу», тоже были свидетелями ее успеха на сцене, но выводы делали совершенно противоположные: «Какой вредный писатель! Какие жалкие, слепые поклонники, читатели и зрители!»

2 стр., 901 слов

Человек — это звучит гордо по пьесе Горького На дне

... и быть полностью свободным от него. Сочинение Человек — это звучит гордо по пьесе Горького На дне Горький написал пьесу «На дне» в 1902 году в сложный для России период. Приближается первая ... только действуя, можно не оказаться на дне. Чувства Еще одно качество человека, по мнению автора, это способность чувствовать всеохватывающе, полностью отдавшись, заглушая голос разума. Мудрость жизни — ...

Причины столь обостренной реакции – в историческом и социальном контексте, в котором создавалась и в который вмешивалась пьеса «На дне». Во – первых, экономический и промышленный кризис начала века, голодный 1900-й год. Потоки обездоленных людей, шедших из города в город в поисках заработка и хлеба. Во – вторых, резкий всплеск философских и религиозных исканий, вызванный тотальным кризисом всей системы ценностей минувшего века.

Первым постановку пьесы «На дне» осуществил Московский художественный общедоступный театр, который возглавляли К.С.Станиславский и В.И.Немирович – Данченко. Премьера состоялась 18 декабря 1902 года. Этот спектакль вошел в число тех постановок, которые вывели МХТ в лидеры русского театра.

Сразу же после первых постановок Леонид Андреев писал Горькому: «Ни одна статья, ни один разговор не мог охватить драмы во всей ширине и глубине; всякий раз остается что – то неуловленное, какой – то остаток, в котором и заключена самая суть».

  1. Работа с литературоведческим аппаратом.

Для начала давайте вспомним что такое драма?

С одной стороны, — это род литературы, принадлежащий одновременно двум искусствам: театру и литературе. С другой стороны, — это произведение, которое изображает частную жизнь человека в его остроконфликтных, но не безысходных отношениях с обществом или собой.

  1. Анализ названия пьесы.

Задание 1. Прежде чем Горький остановился на окончательном варианте названия пьесы, он одно за другим отклонил такие названия, как «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «Дно жизни» ( последнее стояло на афише премьерного спектакля).

Как бы вы объяснили, почему драматург остановил свой выбор на нынешнем названии?

— «Ночлежка» — слишком конкретное заглавие, «Без солнца» — слишком абстрактное. Название же «На дне» — предельно обобщенное ( более обобщенное, чем «На дне жизни»), ёмкое, философски заостренное ( существование вне нормы, дно души), и в отличие от варианта «Дно» показывает процесс скатывания «на дно», а не констатирует факт.

  1. Работа по теме урока (аналитическая беседа).

Задание 2. Перечитайте афишу пьесы. Обратите внимание на то, как поименованы персонажи, какие характеристики дает автор действующим лицам? Какие еще сведения посчитал нужным сообщить до начала действия?

Читаем и анализируем афишу.

Что вы узнали о персонажах, об их взаимоотношениях, о жанровых особенностях пьесы?

М.Горький, представляя действующих лиц, у одних указывает имена, отчества, фамилии, у других – имена и фамилии, у третьих – лишь фамилии. Однако большинство героев имеют лишь имена или прозвища. Такая система наименований во многом объясняется тем, что М.Горький изображает особый мир, мир людей «без пачпортов», силой различных обстоятельств оказавшихся на «обочине» жизни.

Учащиеся представляют действующих лиц.

  1. Запись эпиграфа.

В одном из писем к М.Пришвину М.Горький заметил: « Знаком я был с одним монахом, но – редкий случай! — забыл его имя, а вместе с именем стерлось и лицо. Вот оно, слово – то, сила какая!»

2 стр., 729 слов

Смысл жизни в пьесе Горького На дне

... вариант Пьеса Максима Горького «На дне» имеет мощное философское обоснование. Одной из главных тем пьесы является тема смысла жизни, которая раскрывается на основе темы отношения человека к судьбе и правде трех героев: Бубнова, Луки и Сатина. Бубнов ...

Наименованию своих героев Горький уделял особое внимание. Как правило, имена его персонажей не только называют, но и обозначают, раскрывают в них нечто существенное.

Исходная цель его номинации – выделить героя, индивидуализировать его, показать, о ком идет речь.

  1. Подробный анализ номинации действующих лиц пьесы.

Индивидуальные задания и теоретический материал, подготовленный учителем.

!По ходу учащиеся заполняют таблицу!(приложение 2)

Для М.Горького ханжество более сильный грех, чем грубость.

!Есть в драме и другие герои! Расскажите о них (

  1. Подводим итоги урока.
  1. «Угадайка»:
  2. Кому из героев принадлежат слова?

1. «Нет у меня здесь имени… Понимаешь ли ты, как это обидно – потерять имя? Даже собаки имеют клички…» (Актер)

2. «И чего…зачем я живу здесь…с вами? Уйду…пойду куда-нибудь…на край света!»

3. «Что было – было, а остались одни пустяки… Все слиняло, один голый человек остался».

4. «А…ведь зачем – нибудь я родился…а?»

5. «Вон что-о! Ого-го! Это — ты ловко придумала… мужа, значит в гроб, любовника – на каторгу, а сама…» (Пепел)

6. «Не обижай человека!.. А если меня однажды обидели и – на всю жизнь сразу! Как быть? Простить? Ничего. Никому» (Сатин)

7. «Ты гляди у меня…слякоть! Не балуй…»

8. 10. «Ну…еще немножко…пожить бы…немножко! Коли там муки не будет…здесь можно потерпеть…можно!»

По горизонтали:

1. « А все люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь…»

2. «Вот и я…когда-нибудь так же…в подвале…забитая…»

3. «на том свете…всякое деяние наше усчитывают» (Костылев)

4. «Какие они люди? Рвань, золотая рота… Ты думаешь я не вырвусь отсюда? Вот погоди…умрет жена»

  1. Вопросы:

1. Что считает нужным сообщить автор о своих героях в начале пьесы?

2. Как имена действующих лиц помогают охарактеризовать их?

3. Почему, по мнению М.Горького, без имени нет человека?

4. Какова же цель номинации действующих лиц?

  1. Слово учителя:

Итак, ночлежка Костылева – это, прежде всего, символ бездомности, бесприютности, символ ненормальной жизни.

В образах ночлежников автор нарисовал особый тип людей, выброшенных на «дно» жизни, но сохранивших начала человечности. Не сумевшие реализовать себя в настоящем, они погружены либо в воспоминания о прошлом, либо в мечты о будущем. Однако их всех объединяют раздумья о правде и совести, о жизни и смерти, о Боге и Человеке.

Записать!!!

Чтобы ярче представить характеры действующих лиц, Горький и обратился к сложной системе наименований. Имена изображаемых им ночлежников и их хозяев не только называют, но и раскрывают в них нечто важное, существенное, они позволяют создать многогранные характеры, отражают различные взгляды на одного и того же обитателя ночлежки, выявляют их отношение друг к другу.

  1. Домашнее задание.

Сочинение – миниатюра на тему «Без имени – нет человека?»

12 стр., 5739 слов

Анализ рассказа бывшие люди горького

... стал ему воз­ражать. Материал с сайта //iEssay.ru Горький утверждал, что «человека создает его сопротивление окружающей среде». Докажите это, пользуясь текстом повести. Сопротивление окружающей среде на­чалось в повести с момента осознания Алексеем тяжелого ...

«Без имени — нет человека»

Во все века человек стремился к познанию своего «я». Одна из основных, может быть, главных целей искусства — раскрытие этой тайны. Открыть человеку глубины его души, сделать его лучше, сильнее — в той или иной степени этого добивается каждый писатель. Особенно это свойственно русской литературе с ее глубочайшими нравственно-философскими корнями. Проблему добра и зла, силы и слабости человека пытались разрешить великие умы, люди, много выстрадавшие и испытавшие, — Пушкин, Толстой, Достоевский.

М. Горький столкнулся с этой проблемой очень рано. Уже в первых произведениях молодого писателя проявился не только незаурядный талант рассказчика и художника, но и умение отстаивать свои убеждения. И позже опыт жизни не притупил таланта, вера в свою правоту лишь окрепла. В связи с этим возникает важнейший вопрос: как действительно сильный человек относится к окружающим? Это один из основных вопросов, ответ на который не может дать вся мировая литература.

В более поздних произведениях Горький усложняет вопрос: одиночество среди людей — следствие ли это силы или слабости? И дает ответ: сильный не может быть одинок, он всегда среди людей — пусть чуждых ему по духу, но страдающих. И это понимает Сатин после встречи с Лукой.

Но взгляды этих героев все же расходятся в главном. Лука считает, что слабый должен найти в жизни опору и обязанность сильного — помочь ему в этом. Сатин уверен, что на самом деле сильному не нужна опора и ждать лучшего будущего в бездействии — не для настоящего человека. Он приходит к этому убеждению не сразу. Вполне возможно проследить за его развитием по ходу пьесы.

При первой встрече с обитателями ночлежки видно, что перед нами люди глубоко страдающие и одинокие. Попав на самое «дно» жизни после многих лишений, они стали безжалостны к себе и к другим. Каждый замкнут на своем горе и ведет о нем нескончаемый рассказ, не слушая никого и не желая быть услышанным.

Ответ на жалобы — смех, издевательства. Барона, живущего за счет Насти, лишь забавляют ее слезы и фантазии. Клещ презирает всех, он, «рабочий человек», вырвется из ночлежки, он не таков, как все ее обитатели. И только после смерти Анны, продав все свои инструменты и потеряв всякую надежду, он понимает и принимает их как товарищей по несчастью.

Каждый герой пьесы ищет опору в уходе от жестокой реальности. Наташа и Васька Пепел мечтают о будущем. Анна надеется на успокоение после смерти. Актер грезит о прошлом, с каждым разом расцвечивая его все более яркими красками.

Настя, у которой нет ни прошлого, ни будущего, уходит от настоящего в воображаемый мир «чистой любви». Лука попытался перенести их мечты в реальный мир, и они потерпели крах одна за другой. Ведь эти мечты не облегчают реальности, а лишь в малой степени заменяют ее. Всем им остается лишь беспробудное пьянство, ибо пробуждение страшно. Только сильный человек, утверждал Горький, способен смотреть в лицо реальности.

Но без цели в жизни, без уверенности в своих возможностях изменить мир он не способен и не может противостоять невзгодам. И мы видим людей сильных духом, но не знающих долга перед собой и окружающими. Бубнов, которому многое дано, уже утратил себя. Барон издевается над всеми и быстро теряет человеческие черты.

Сатин лишь в начале этого пути. Кто знает, какая судьба ждала его, не появись в ночлежке Лука. Недаром Сатин позже скажет, что Лука подействовал на-‘него, как кислота на потускневшую монету. Сатин понимает, что назначение сильного — не утешать страдающих, а искоренят/ страдание, зло.

10 стр., 4976 слов

Сатин или лука герои пьесы на дне. Кто прав в споре о правде ...

... мотив пьесы М.Горького “На дне”; рассмотреть важный вопрос о человеке, о его месте, роли в жизни, о том, что для него важно. “Что лучше: истина или сострадание? Что нужнее?” Сатин в пьесе М. Горького «На дне» является идей-ным противником Луки. ...

Это одно из самых твердых убеждений Горького. Для Горького сила — в стремлении вперед, «к свободе, к свету». Лишь горячее сердце и сильная воля, вера в победу помогут пройти этот путь.

И память о тех, кто на этом пути пожертвовал собой ради других, как звезды — искры сердца Дан-ко будут освещать дорогу идущим следом.