Тема Москвы в творчестве М. Цветаевой

М. Цветаева — поэт самобытный, смелый, яркий. Она — человек трагической судьбы, бесконечно любящий свою Родину, хотя родная страна принесла ей много горя.

Москва для М. Цветаевой — город особый. Она здесь родилась, провела детство, здесь же прошли и первые суро­вые и беспокойные годы после революции, которую Мари­на Ивановна принять не сумела и не захотела. Через всю жизнь пронесла Цветаева любовь и признательность к этому городу, который всегда был по-особому дорог ее поэтичес­кому сердцу. Московская тема в поэзии Цветаевой звучит не только в цикле «Стихи о Москве», но проходит сквозь все ее творчество образами церквей, Кремля, колокольного звона.

Облака — вокруг,
Купола — вокруг.
Надо всей Москвой —
Сколько хватит рук! —
Возношу тебя, бремя лучшее,
Деревцо мое
Невесомое!

Цветаева не зря называет Москву «огромным стран­ноприимным домом». Этот город для поэта — святой, здесь под золочеными куполами сконцентрировалась вся очис­тительная сила русского города, способного утешить, все­лить надежду, утолить душевную и физическую боль. Имен­ но здесь ищущие могут обрести покой, а мятежные и бес­покойные, как сама Марина Ивановна, — неукротимую энергию.

Семь холмов — как семь колоколов!
На семи колоколах — колокольни.
Всех счетом: сорок сороков, —
Колокольное семихолмие.

Поэт часто может предвидеть события и свою судьбу. Так случилось и с М. Цветаевой, с ее образом многоли­кой Москвы — города, бесконечно любимого ею, но от­вергнувшего своего поэта в тяжелое время, ставшего не только надеждой, но и глубокой болью. Цветаева призна­валась: «Да, я в 1916 году первая так сказала про Москву… И этим счастлива и горда, ибо это была Москва последнего часа и раза. На прощанье… Эти стихи бы­ли — пророческие».

В дивном граде сем,
В мирном граде сем,
Где и мертвой мне
Будет радостно…

С образом родного города неразрывно связано у М. Цветаевой и чувство родины, и ощущение неразрывной, кровной и духовной связи между Москвой — матерью и ее детьми. А это для поэта особенно важно, потому что, не приняв революцию, Марина Ивановна была вынуждена в 1922 году покинуть Россию, эмигрировать. Однако все дол­гие годы эмиграции душа Цветаевой стремилась назад, на родину, которой были посвящены многие печальные или полные надежды строки, созданные за время пребывания на чужбине. В сердце Цветаевой не было гнева или обиды на отвергнувший ее город, страну, поскольку она понимала, что не место, а «людишки творят ее судьбу». И это помог­ло Марине Ивановне не покориться судьбе, сохранить в душе тепло, признательность и любовь к Родине, которые она завещала и своим детям: Материал с сайта

28 стр., 13630 слов

Марина Цветаева: судьба, личность, творчество

... Нищий! Первым поэтом Цветаевой оказался Пушкин. В пять лет она наткнулась в шкафу Валерии на «Сочинения» Пушкина. Мать ... семьи были очень непростыми. Отцом ее был Иван Владимирович Цветаев, профессор Московского университета, преподававший римскую словесность, основатель ... ] Здесь же, во Фрейбурге, зародились две страсти Цветаевой – Наполеон и Россия. Тоска по Родине, которую девочка не видела почти ...

Будет твой черед:
Тоже — дочери
Передашь Москву
С нежной горечью.

Люди творят историю: строят и разрушают, признают и отвергают, верят и разочаровываются. Но Москва, «княгинюшка», «красавица», «разумница», стоит выше повсед­невных человеческих деяний, поскольку навсегда останет­ся святой «единственной столицей», «градом Духа». И тес­ная духовная связь с этим городом всегда будет поддер­живать ее «сынов и дочерей», помогать им выстоять, не сломиться, сохранить чувство собственного достоинства.

Над городом, отвергнутым Петром,
Перекатился колокольный гром.
Гремучий опрокинулся прибой
Над женщиной, отвергнутой тобой.
Царю Петру и вам, о царь, хвала!
Но выше вас, цари, колокола.
Пока они гремят из синевы —
Неоспоримо первенство Москвы.
И целых сорок сороков церквей
Смеются над гордынею царей!

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑