Войны не уходит из литературы?

204. Сохранить человечность на войне… (По страницам литературы XIX-XXI вв.)

205. «Жди меня, и я вернусь…»: любовь и война.

206. Произведение о войне, которое Вас взволновало.

207. Война ж – совсем не фейерверк, а просто трудная работа… (М.В. Кульчицкий)

208. Почему человечество до сих пор не может отказаться от войн?

209. Согласны ли Вы с Л. Н. Толстым, утверждающим, что война – «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие»?

210. Война: преступление и подвиг.

211. Как влияет на сущность человека война?

3.Человек и природа в отечественной и мировой литературе

Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы.

301. Как Вы понимаете выражение «жить в гармонии с природой»?

302. Природа и внутренний мир человека: созвучие и диссонанс.

303. Что мешает человеку обрести гармонию с природой?

304. Как пейзажные страницы произведений помогают понять характер и состояние человека?

305. Может ли природа помочь человеку понять себя?

306. Способна ли природа воспитывать человека?

307.Способна ли природа давать подсказки человеку?

308. Чему человек может научиться у природы?

309. Как природа помогает понять мир человеческих чувств?

310. Почему картины зимы так интересны писателям?

311. Что Вас волнует больше: красота природы или красота, сотворённая человеком?

4.Спор поколений: вместе и врозь

Темы данного направления нацеливают на рассуждение о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной и т.п. (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).

401. Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?

402. Роль родительского наставления в жизни человека.

403. Почему так важно сохранять связь между поколениями?

2 стр., 711 слов

Сочинение способна ли природа давать подсказки человеку

... понять характер и состояние человека? 5. Может ли природа помочь человеку понять себя? 6. Способна ли природа воспитывать человека? 7. Способна ли природа давать подсказки человеку? 8. Чему человек может научиться у природы? 9. Как природа помогает понять ... наследия. «Природа» Темы сочинений 1. Как вы понимаете выражение «жить в гармонии с природой»? 2. Природа и внутренний мир человека: созвучие и ...

404. Согласны ли Вы с утверждением героя И.С. Тургенева: «Всякий человек сам себя воспитать должен»?

405. Что может мешать отцам и детям понять друг друга?

406. Почему тема «отцов и детей» часто присутствует во многих произведениях литературы?

407. Чем может быть ценен для детей опыт отцов?

408. Почему старшее поколение так редко бывает довольно молодёжью?

409. Неизбежен ли конфликт «отцов» и «детей»?

410. Что такое семейные традиции и зачем они нужны?

411. В чём истоки непонимания между людьми разных поколений?

5. Чем люди живы?

Темы данного направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия (на материале отечественной и мировой литературы).

501. Какую жизнь можно считать прожитой не зря?

502. Что важнее: любить или быть любимым?

503. Чем опасна свобода без ограничений?

504. Кого можно считать счастливым человеком?

505. Во имя чего человек может идти на самопожертвование?

506. Чем опасно равнодушие?

507. Что такое взаимопонимание?

508. «Я люблю, и значит – я живу…» (В. С. Высоцкий)

509. Как Вы понимаете, что такое «честь» и «бесчестие»?

510. Как Вы понимаете, что такое «нравственный закон»?

511. Как Вы понимаете слово «долг»

Направления итогового сочинения в 2015-2016 учебном году

1. «Время» – направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха.

101. Какого человека можно назвать героем своего времени?

102. Зачем человеку заглядывать в будущее?

103. Какую роль в становлении личности играют детство и юность?

104. Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?

105. Как судьба человека связана с историей народа?

106. Когда хочется остановить мгновение?

107. Почему потеря времени считается невосполнимой потерей?

108. Может ли человек влиять на ход истории?

109. Что человек стремится забыть, а что старается удержать в памяти?

110. Хорош ли принцип «живи сегодняшним днём»?

111. Какие вопросы называют «вечными»?

2. «Дом» – направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего.

201. Что значит в жизни человека родительский дом?

202. Что дом может рассказать о своём хозяине?

203. Как связаны понятия «дом» и «отечество»?

204. Война и дом.

205. Дом – это место или люди?

206. Хорош ли принцип «моя хата с краю»?

209. Может ли человек прожить без Дома?

210. Какова роль дома и семьи в сохранении и передаче жизненного опыта?

211. В какой дом хочется приходить снова и снова?

212. Какие нравственные ценности укрепляют семью?

2 стр., 721 слов

Что значит идти путём самосовершенствования?

... – все это необходимые шаги самореализации. Важно помнить, что такой человек отличается гибким умом, выносливостью, высоким физическими возможностями, эмоциональной устойчивостью. Что значит идти путём самосовершенствования? ... т.д. Он может достичь в своих трудах огромных высот. Путь самосовершенствования всегда труден. Человек прикладывает усилия, чтобы постичь мудрые истины Вселенной. Она ...

213. Что в доме самое главное?

3. «Любовь» – направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах.

301. Какие качества раскрывает в человеке любовь?

303. Что такое «любовь к жизни»?

304. Почему в любви важно понимать и прощать?

305. Почему любовь не всегда приносит счастье?

306. Согласны ли Вы с утверждением А. де Сент-Экзюпери: «Любить – это не значит смотреть друг на друга, любить – это значит вместе смотреть в одном направлении»? 308. Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Любить – значит жить жизнью того, кого любишь»?

309. Согласны ли Вы с утверждением У. Шекспира: «Влюбиться можно в красоту, но полюбить – лишь только душу»?

310. Согласны ли Вы с утверждением Ж.-Ж. Руссо: «Любить глубоко – это значит забыть о себе»?

311. Светлые и трагические стороны любви.

312. Можно ли быть счастливым без любви?

313. Как связаны понятия «любовь» и «ответственность»?

4. «Путь» – направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.

401. Что значит идти дорогой чести?

402. Какое влияние старшие могут оказать на выбор человеком жизненного пути?

403. К чему может привести человека болезненное самолюбие?

405. На пути к благородной цели все ли средства хороши?

406. Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор?

407. Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь?

408. Нужно ли стремиться к познанию самого себя?

409. Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?

411. Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?

412. Каким может быть путь к познанию самого себя?

413. Важно ли человеку самому выбрать свой жизненный путь?

5. «Год литературы» – направление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе.

501. Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?

502. Почему литературу часто называют «человековедением»?

503. Чтение литературного произведения – труд или отдых?

504. Согласны ли Вы с утверждением: человек, любящий читать, никогда не будет одинок?

506. Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с течением времени?

508. Какую роль чтение художественной литературы играет в становлении личности?

509. Помогает ли человеку книга лучше понять себя?

510. Какие произведения становятся классическими?

10 стр., 4993 слов

Почему я не согласен с базаровым. «я с вами не согласна, ...

Как Вы его понимаете? Напишите мини-сочинение с аргументацией своего мнения. Мы действуем в силу того, что признаем полезным Я согласна с утверждением Базарова. Который утверждает, что человек ищет ... | Guest Все люди одинаковые, как деревья в лесу. Ни один ботаник не станет заниматься каждой отдельной березкой. Я не согласна с этим высказыванием Базарова. Базаров яркий представитель нигилизма, ...

511. Какую книгу Вы бы хотели экранизировать?

512. Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?

513. Почему некоторые книги люди перечитывают?

Открытые тематические направления для итогового сочинения 2016/17 учебного года (протокол от 05.07.2016 г.):

1.«Разум и чувство»

101. Какие чувства могут быть неподвластны разуму?

102. Согласны ли Вы с утверждением, что человек не волен в своих чувствах?

103. Когда возникает конфликт между чувствами и разумом?

104. Когда стоит прислушиваться к разуму, а когда – к чувствам?

105. Почему человеку иногда приходится делать выбор между разумом и чувствами?

108. Что в большей степени управляет человеком: разум или чувства?

109. Когда разум и чувство борются в человеке?

110. Над какими чувствами разум может быть не властен?

111. Когда нужно сдерживать душевные порывы?

112. Как разум и чувства влияют на поступки человека?

113. Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?

2. «Честь и бесчестие»

201. Когда возникает выбор между честью и бесчестием?

204. «Досадно мне, коль слово «честь» забыто…» (В.С. Высоцкий).

205. Согласны ли Вы с утверждением писателя Р. Роллана: «Всякий мужественный, всякий правдивый человек приносит честь своей родине»?

206. Согласны ли Вы с латинской пословицей: «Лучше погибнуть с честью, чем жить в бесчестии»?

207. Какой поступок можно назвать бесчестным?

208. Как, по-вашему, связаны понятия чести и совести?

209. Как можно выйти с честью из трудной ситуации?

210. Почему человеку важно не запятнать свою честь?

211. Что может привести человека к бесчестному поступку?

212. Устарело ли сегодня понятие «честь семьи»?

213. Какими качествами должен обладать человек чести?

3.«Победа и поражение»,

302. Какие жизненные победы могут быть важны для человека?

304. Что значит достойно пережить поражение?

305. Какую победу Вы бы назвали самой трудной для человека?

306. Всегда ли победа возвышает победителя?

307. Можно ли добиваться победы любыми средствами?

308. Какие уроки можно извлечь из поражения?

309. Как Вы понимаете слова философа Б. Спинозы: «Души побеждают не оружием, а любовью и великодушием»?

310. Как Вы понимаете выражение «нравственная победа»?

311. Почему для человека важны не только победы, но и поражения?

312. Только ли горечь несут человеку поражения?

313. Согласны ли Вы с утверждением Э.М. Ремарка: «Нужно уметь и проигрывать»?

4.«Опыт и ошибки»

401. Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?

402. Хорош ли жизненный принцип – действовать методом проб и ошибок?

403. Что значит «учиться на горьком опыте»?

404. Как можно сохранить и передать потомкам опыт предков?

406. Можно ли всегда и во всём доверять чужому опыту

407. В чём ценность исторического опыта?

408. Нужно ли анализировать свои ошибки?

409. В чём различие между ошибкой и преступлением?

410. Как Вы понимаете слова Д.С. Лихачёва: «Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни»?

10 стр., 4579 слов

Сочинение чем руководствоваться в жизни разумом или верой

... вера» шире понятие «вера в бога». Разум - это способность человека к логически аргументированным рассуждениям. Религиозное знание в своей основе связано с признанием на веру неких утверждений, догм; философское знание возникает в ... Боге не может познать разум, но вера. Вера же скорее относится к воле, чем к разуму. Подчеркивая роль чувств или сердца, Августин утверждал единство веры и познания. При ...

411. Подтвердите или опровергните слова В. Скотта: «В жизни нет ничего лучше собственного опыта».

412. Почему молодое поколение порой негативно относится к опыту старших?

5.«Дружба и вражда».

501. Может ли дружба принести человеку разочарование?

503. Согласны ли Вы с утверждением философа Цицерона, что для сохранения дружбы порой приходится сносить и обиды?

504. Какими качествами должен обладать настоящий друг?

506. Могут ли люди быть друзьями, если они не сходятся во взглядах?

507. Является ли разница характеров препятствием для дружбы?

508. В чём причины вражды между людьми?

509. Что разрушает дружбу?

510. Всегда ли конфликт между людьми приводит к вражде?

511. Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Если между двумя людьми есть вражда, то виноваты оба»?

513. Когда непонимание между людьми приводит к вражде?

5 открытых направлений тем итогового сочинения на 2017/18 учебный год:

•«Верность и измена»,

•111. Когда измену можно простить?

•113. Могут ли быть оправдания у измены?

•106. Ценности, которым можно быть верным всю жизнь…

•108. Что значит быть верным долгу?

•109. Как Вы понимаете фразу из романа М.А. Булгакова «Белая гвардия»: «Но честного слова не должен нарушать ни один человек, потому что нельзя будет жить на свете»?

•101. Когда человек оказывается перед выбором между верностью и изменой?

•110. Можно ли изменить мечте?

•102. Как и почему становятся изменниками?

•107. Когда о человеке можно сказать, что он верен себе?

•112. Какие причины могут привести человека к измене?

•104. Кого можно назвать верным другом?