Я не отрицаю того, что Пушкин, Лермонтов и — гордость нашей литературы, но меня возмущает стремление «выпрямить» их творчество и умолчать о некоторых сторонах жизни. Если уж знать — то все! Думаете, я буду после этого меньше любить того же Пушкина? Неправда! Наоборот, я пойму его глубже, полюблю еще больше — такого, какой он был — и с достоинствами, и с недостатками. И все же каждого писателя оценивают не по неудачам, а по тем вершинам, которых он достиг в творчестве. У…, например, такой вершиной является… На нем я и хочу остановиться подробнее.
поток сознания
Сегодня… (такое-то число, месяц, год).
Большая аудитория. Знакомых почти не видно, в основном, ребята, которых я не знаю. У меня последний экзамен, которого я. честно говоря, больше всего боюсь. — сочинение. Вроде бы готовилась (-лся), но все равно страшно. Шпаргалку сделал(-а).
но вряд ли вытащу — боюсь еще больше. Руки немножко дрожат, тоже, должно быть, от волнения. Дома мама, наверное, с ума сходит. Ну ладно, хватит ныть — этим делу не поможешь, только время потеряешь. Возьму-ка лучше себя в руки. Так, четыре темы… какая из них моя? Ага, вот эта. Попробуем…
комбинированные (смешанные) варианты
Сочинение – как писать «от себя»?
Есть учителя-словесники, которые сразу предостерегают: «Ваши экзерсисы никому не нужны – читайте критику !» Тем самым, они убивают любую возможность для школьников высказываться от первого лица . Редко кто даёт им «добро» на свободу самовыражения. Да им и не всегда есть, что сказать, если честно признаться…
При всем личностном характере сочинений «я» лучше употреблять умеренно, чтобы в результате не оказалось: «я» слышится на каждом шагу, а рассуждения в сочинении не блещут особым своеобразием.
Нужно предостеречь и от такой ошибки: формулировка «Мой…» подразумевает, что если вы активно не принимаете этого автора, то и не имеете морального права писать о нем, как о своем. Это не относится к похожим, но не так ориентированным темам, например, «Мое восприятие творчества…»
Л. Шестова
Излишняя фамильярность тоже ни к нему. Абитуриенту порой кажется мало единственного упоминания имени и отчества писателя (поэта) и он делает подобные упоминания частными и оттого назойливыми, раздражающими. Впечатление создается такое, будто вы, как Хлестаков, «с Пушкиным на дружеской ноге», совсем «по-домашнему». А между тем сочинение от частных назывательных форм не выиграет — скорее, проиграет.
Дело мастера боится 7 класс рассуждение по пословице
... мастера боится». Значение пословицы разберем сегодня. Первый вариант сочинения , Первый пример такого эссе: «Большинство людей боится приниматься за сложную работу, ... пословиц, хоть и менее известных и применяемых. Как пример — «в умелых руках дело спорится». Стоит оговориться и об ... и применяют не к месту. Взять в пример пословицу «дело мастера боится» — что же она означает на самом деле, какова ...
литературные герои
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/mojno-li-perenosit-nazvanie-proizvedeniy/
Серьезный недостаток многих работ — подмен анализа пересказом текста, как это выглядит, например, в небольшом отрывке, взятом из сочинения «Какие литературные герои мне нравятся»:
Андрей Болконский БЫЛ непохож на других. Он БЫЛ скромный, спокойный. Он БЫЛ женат, его жена БЫЛА полная противоположность ему. С ним БЫЛИ связаны следующие персонажи: Пьер Безухов, Наташа Ростова. Наташе Ростова БЫЛА хрупкая женщина, она БЫЛА очень молода, ей БЫЛА возможность познать все прелести жизни. Наташа Ростова БЫЛА влюблена в Андрея Болконского, так как он тоже БЫЛ молод, красив собой и БЫЛ не такой, как все.
Пересказ, как вы, думается, убедились, довольно беспомощный. В нем нагляднее всего демонстрируют бедность словарного запаса ПОВТОРЫ. Приведем еще несколько примеров:
Для того, чтобы получить деньги на ОБРАЗОВАНИЕ, он сам зарабатывает себе на ОБРАЗОВАНИЕ, хотя деньги на ОБРАЗОВАНИЕ мог взять у родителей;
Герой — это обширное понятие, ГЕРОИ бывают разные, мы называем ГЕРОЯМИ тех. кто что-то особенное сделал. Есть люди, которые для нас ГЕРОИ, мы их считаем своими ГЕРОЯМИ, они только для нас ГЕРОИ, ГЕРОИ нашего времени.
Немало неточностей в пересказе содержания текста. Остановимся на конкретном примере. В сочинении, посвященном творчеству Некрасова, читаем следующее: «Кажется, в стихотворении «Элегия» Некрасов говорит о том, что страдания народа — это старая тема и поэзия должна ее забыть. Но я с этим не согласна…» Настораживает уже это самое «кажется». В сочинении не должно быть никакой неопределенности и выражений типа «где-то», «какой-то», «не помню». В рассматриваемом фрагменте внешне все верно. И все же «Элегия» Некрасова процитирована произвольно, не до конца: «Пускай нам говорит изменчивая мода. Что тема старая — страдания народа, И что поэзия забыть ее должна…» Обрывая цитату таким образом, автор сочинения высказывает далее свое несогласие с позицией Некрасова. Но дело в том, что это не позиция Некрасова, а ее прямое искажение. Поэт вовсе не был склонен следовать «изменчивой моде» и считать тему страданий народа устаревшей. «Не верьте, юноши, — не стареет она!» — так логически закончена мысль Некрасова. В сочинении, о котором идет речь, она не закончена.
Типы сравнений к школьному сочинению
Кто бы спорил, что сравнивать – занятие крайне неблагодарное, особенно если речь идет о сравнении двух знакомых тебе людей и не в пользу одного из них. Да еще если это женщины, что тогда?! Представить несложно: обиды, трения, выяснение отношений.
Вместе с тем, если почувствовать вкус к сравнению, то потом, как говорится, за уши не оттащишь. Оно расширяет наш кругозор и прививает навыки аналитического мышления, что может пригодиться по жизни всегда.
сравнительно-сопоставительных
— сначала выявить общее, потом различное в судьбах героев ; так, например, Грибоедов и Пушкин изображают различные пути, которые выбрала дворянская молодежь накануне декабристского восстания. Чацкого и Онегина ОБЪЕДИНЯЕТ: время, в которое они живут; происхождение и социальное положение; критическое отношение к действительности и к светскому обществу в частности; отсутствие карьеризма; природный ум, острая наблюдательность и. т. д. Но очевидны и РАЗЛИЧИЯ: в то время как Чацкий страстно обличает существующие порядки, «беспощадно бранит свой век», готов к решительным, активным действиям ради реализации своей положительной программы, независим в суждениях, то Онегин лишь со скукой взирает на жизнь. У пушкинского героя трезвый, но уже «охлажденный» ум. Онегин также не лишен некоторых сословных предрассудков: он принимает вызов Ленского и убивает вчерашнего друга на дуэли — ему не все равно, «что будет говорить княгиня Марья Алексевна». В выводе отмечается, что если Чацкий — передовой человек своего времени, то Онегин, по определению А. И. Герцена, человек, «не желающий делать зло и бессильный делать добро».
Образ Попа в поэме Кому на Руси жить хорошо характеристика героя Некрасова
... донести до нас Некрасов через образ Попа в своём произведении "Кому на Руси жить хорошо". Сочинение Поп в произведении Некрасова Кому на Руси жить хорошо Поэма «Кому на Руси жить хорошо» написана Н.А. Некрасовым после отмены крепостного права. ... богатые помещики, подававшие на жизнь, разбрелись по разным сторонам. А на подаяния крестьян им живётся тяжко. Образ Попа в поэме Кому на Руси жить хорошо
— сначала рассказать все об одной из сравниваемых частей , а потом — по тем же пунктам — о другой, обобщить;
— вести сравнение параллельно , например: «Чацкого возмущает положение дел на родине, Онегин хандрит, Рудин становится безвольным человеком, Печорин ищет смерти, а Базаров вдается в нигилизм, надев маску «все отрицающего». Очень важно уяснить принцип сопоставления: по сходству (явлений, персонажей, произведений и проч.) или по контрасту. Сравнивать необходимо именно главные, существенные признаки, а не частности. Разумеется, уместно пользоваться расхожими сравнительными оборотами типа: «если…то…», «как… так…», «насколько… настолько…», «в то время как…»
Сочинение: следим за стилем!
школьных сочинений
Важно избегать словесных ШТАМПОВ: «Тихон — ярко выраженный подчиненный сын», «Татьяна мечтала о человеке, который бы ВНЕС В ЕЕ ЖИЗНЬ СОДЕРЖАНИЕ», «в его лирике ИМЕЮТ МЕСТО стихи», «герои Некрасова имеют ВЫСОКИЙ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ» и др. Недопустимо частое употребление слов типа «восхитительный», «гениальный» и проч. Не подтвержденные реальными положениями, эти слова и фразы с ними (как бы красиво они не звучали) «повисают в воздухе», остаются пустым звуком в общем контексте, ничего не говорят ни уму, ни сердцу, особенно в том случае, если сам пишущий не всегда понимает их смысл. Спросите у написавшего фразу: «Куприн хорошо отражает СУЩНОСТЬ БЫТИЯ» — что это значит? Можете быть уверены — он едва ли вразумительно ответит вам.
школьных сочинений
- употребление слова в несвойственном ему значении : «человек, ВЕРУЮЩИЙ только в себя»; «жизнь ее ПРОТЕКАЛА в произведениях», «ОБЛИЧИЕ существенных порядков», «СКУДНЫЙ человек», «ВИДОИЗМЕНЕННАЯ любовь», «Базаров не был ГОНЩИКОМ за дамами», «любовь — понятие РАСТЯЖИМОЕ», «поэзия Есенина НАСТОЯНА на любви к Родине», «под РУКОВОДСТВОМ иностранных учителей»;
- слово или выражение носит иную стилистическую окраску , чем та, что преобладает в тексте: «Чичиков вылезает в «ШИШКИ», «народ был ПРИШИБЛЕННЫМ и угнетенным», «Одинцова ВЫШЛА ИЗ ИГРЫ» «Пушкин много РАЗГЛАГОЛЬСТВУЕТ насчет женских прелестей», «нельзя ЗАЦИКЛИВАТЬСЯ на одном и том же», «в поэме чувствуется НАПРЯЖЕНКА», «Татьяна — это ПРОТИВОВЕС Онегину», «гладкая, УТРАМБОВАННАЯ жизнь», «Дикой ВЫДЕЛЫВАЕТСЯ перед племянником»;
- смешение лексики разных исторических эпох : «Петербург был МЕСТОМ ОБИТАНИЯ декабристов», «Грибоедов был растерзан своими ФАНАТАМИ», «Онегин получил ТЕЛЕГРАММУ о том, что его дядя при смерти;
- примеры тавтологии , т.е. использования близких или абсолютно одинаковых по смыслу и звуковой оболочке слов: «Катерина — ДУШЕВНЫЙ человек, и ДУША у нее ДУХОВНО богата», «КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЕ НАКОПЛЕНИЕ КАПИТАЛА», «ЧИТАТЕЛЬ ВЧИТЫВАЕТСЯ», «о НЕСЧАСТНОЙ и НЕСЧАСТЛИВОЙ любви», «СОЗДАНА в годы СОЗДАНИЯ», «в ПОЭЗИИ ПОЭТА», «ПРОПОЙНЫЙ ПЬЯНИЦА», «ты БУДЕШЬ в БУДУЩЕМ», «ПРЕДСТАВИЛ как ПРЕДСТАВИТЕЛЯ», «КОНЕЦ КОНЧАЕТСЯ», «НЫНЕШНИЕ НАШИ времена» и др.
Перейдем к ошибкам ГРАММАТИЧЕСКИМ, связанным с нарушениями норм слово- и формообразования, синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении. Их также немало:
Сочинения. : Любовь Аксиньи в романе Тихий Дон, Шолохов Григорий ...
... всеми испытаниями, которые приготовила ей судьба. Тема урока «Вечные» темы в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон». Любовь и долг». Цель урока Задачи: ... им обоим кажется, что спокойная и хорошая жизнь уже близко. На Кубани мужчина хочет обустроиться, найти работу, затем ... Аксиньи и Натальи с точки зрения двух типов любви: «любовь – страсть» и « любовь семейная». II группа обучающихся. (Слайд 2:«Григорий и ...
- ошибочное словообразование : «вклад в ИЗМЕНУ жизни России», «КОМЕДИЧНО», «СХОЖДЕНИЕ с ума», «НАЖИВОЧНЫЕ дела», «писатель-СТАТИСТ, «борьба с ВЕРХОВЬЕМ», «ПЛУТОНИЧЕСКАЯ любовь», «САМОПРОИЗВОЛЬСТВО», «УМЕРЕВШИЙ от любви», «БАРИНЫ», «ПРОЛАЖИВАТЬ путь», «КРЕСТЬЯНСТВОВАЛИ», «ТИРАНИХА», «это их ПРИТВОРНИЧЕСТВО», «САМОУНИЖЕНИЕ», «КОЛЕНОПРИКЛАДСТВО», «стоит ОСТОЛБНЯКОМ», «ОТВЕРГАНИЕ» и т. д.
- неверный выбор падежа и падежного окончания : «они — ДВА любящих друг друга ЛЮДИ», «ОДНА из ТЕМ является тема любви», «не сможет победить БОРЬБУ с ними», «ДВА мужчины» (встречалось даже «муЩины»);
- рассогласование форм единственного и множественного числа : «влияние на НАРОД» на ИХ жизнь», «грубый, жадный ЛЮДИШКА» (слове, в единственном числе не употребляется);
Хотелось бы еще заострить внимание на вопросе об очевидных описках и недописках в сочинениях типа «обвиНЕНЕние», «Пети Трофима», «в каков тяжелом положении», «нашла ответ на свой ОТВЕТ», «в своих расскаЗОВ», «ПРОДОЛЖИТЕЛЬНЫЙ герой», «сТвет» (свет), «слезу» (слежу) и. т, д. Описки очевидны и для проверяющего, и для допустившего их. Однако подобные нелепые недочеты тоже подпадают под разряд ошибок (хотя и негрубых), ибо, во-первых, могут свидетельствовать о том, что сочинение списано. Как вам, допустим, понравится работа юноши, где он говорит о себе в женском роде? С другой стороны, эти ляпсусы дают повод предполагать возможные психические отклонения у абитуриента в начальной стадии, что не столь забавно или невероятно в наш век массовых стрессов и психозов.
Записывайте точнее! Нет ничего не важного!»
Искусство цитирования
школьных сочинениях
цитировать
Цитирование текста
- Цитата обязательно заключается в КАВЫЧКИ. Нельзя выдавать чужие слова за свои мысли — на языке литературоведения это именуется плагиатом.
- Если вы хотите процитировать какое-либо высказывание, но не помните его точно, лучше оформить мысль с помощью косвенной речи, близко к тексту, например: «Лирический герой послания Пушкина «К » жаждет свободы столь же страстно, как молодой влюбленный — свидания».
- Что касается стихов, то их можно цитировать двумя способами:
а) традиционно — «столбиком» (или «лесенкой»), без кавычек после двоеточия и лучше без всяких переносов (незачем из Пушкина делать Маяковского), и «выездов» на поля;
Комментарий проблемы. Виды. Основные вопросы второй части сочинения
... вы себе представили. 10. (1)В Москве осень, а в Коктебеле бархатный сезон. (2)Хотя времена иные, но и нынче хорошо в Крыму. (3)Вдоль набережной — сплошные ... на берегу моря. (14)В первый же день я, конечно, купил у неё букетик полыни, выслушав: «Повесите на ... комментарий – значит последовательно ответить на ряд вопросов: В какой части текста автор обращается к проблеме (формулирует проблему)? На ...
б) сплошным текстом — как прозу . В этом случае перед цитатой ставится двоеточие, открываются кавычки и каждая стихотворная строка начинается с заглавной буквы (в том случае, если и у автора в стихотворении строчки начинаются с нее).
Например: «Мы ждем с томленьем упованья Минуты вольности святой, Как ждет любовник молодой Минуты верного свиданья». Здесь, как в оформлении прозаической речи, естественны переносы.
Цитирование
Сочинение: всё в кучу собрал!
Когда сочинение обнаруживает незнание (или поверхностное знание) пишущим текста произведения, «вылезают» многочисленные . Случается, что неверно называют имена и фамилии. Здесь «достается» и авторам и их героям: АНДРЕЙ Чацкий, МИХАИЛ ФЕДОРОВИЧ Достоевский, доктор ВЕНЕР, ГРУШИНСКИЙ, ТУРГЕНЬЕВ, Анна ШЕРДЕР. Писателя (поэта) из XIX века смело «переселяют» в наше столетие. Так, в разных сочинениях, но одинаково поименованы «известными советскими писателями» Лермонтов, Гоголь и Салтыков-Щедрин, а Л. Н. Толстой и вовсе назван писателем «конца XVIII века». Возможны искажения в названиях произведений: так, первая строчка стихотворения М. Цветаевой «Идешь, на меня похожий…» выглядит как «Идешь стороной, прохожий…», а название заключительной части поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» — «Пир на весь мир» переделано в заголовок одной из «маленьких трагедий» Пушкина — «Пир во время чумы». Довольно распространены «жанровые» ошибки: «Герой нашего времени» рассматривается как повесть, «Мертвые души» — как роман, «Евгений Онегин» — как поэма и т. д. Авторство произведений одних авторов может с легкостью приписываться другим: «В жестокий век восславил я свободу» — это, оказывается, Лермонтов; «Восстань, пророк, и виждь, и внемли» — Некрасов. Мы с удивлением узнаем, что он же написал «очерки о трагичности бедняков» (?) и «Записки охотника». Пушкин, в свою очередь, объявляется автором многих русских народных (!) сказок, «Бородина» и стихотворения «Прощай, немытая Россия…»
фактические ошибки
фактических ошибок
Итак, заканчиваем…
Специалисты в области , бизнес-тренеры, модные ныне коучи, психологи и люди подобных профессий прекрасно осведомлены о т.н. «эффекте края». Согласно ему, в публичном выступлении (равно как и, замечу в скобках, в письменной работе) особенно запоминаются начало и конец. Возьмешь, что называется, быка за рога, завоюешь аудиторию – и почти сразу же почувствуешь огромное облегчение. Что греха таить – сам, когда доводится быть членом или даже председателем жюри какой-либо научно-практической конференции школьников, будучи лишенным возможности прочесть всю представленную к презентации работу, вынужден её, что называется, «дегустировать», смотреть в начало и конец, пробегать глазами список литературы. Ну, и, конечно, смотреть на презентацию, хотя там только «выжимки» всей работы, самое общей представление о ней.
Контрольная работа : «Этапы работы над художественным произведением. ...
... при повторном чтении, составление плана, пересказ, работа над выразительными средствами художественного произведения, характеристика героя, обобщение прочитанного материала. Однако, ... колеблется в пределах 100—180 слов в минуту. Именно эта скорость чтения текста вслух является ... понимания читаемого важна и словарная работа, которую следует проводить на разных этапах урока. В противном случае дети ...
заключительной части сочинения
Впрочем, одних выводов явно недостаточно, их тоже полезно связать с современностью или рассказать о том, как изменилась ваша жизнь после знакомства с творчеством… (подставляем конкретное имя в зависимости от темы).
Ведь бывает же, что прочитанная книга, прослушанная песня, случайно брошенный взгляд или встреча способны произвести в нашей душе настоящий катарсис, переворот, вызвать бурю эмоций. Так почему бы не поделиться всем этим с другими? Прочтут и молча скажут «спасибо». А кому-то, глядишь, и самому на практике пригодится.
Главная сложность, с которой сталкиваются многие поколения старшеклассников, — как быть, если всё уже сказано и к нему добавить нечего? Неправда! Есть такое искусство – повторить, не повторяясь. А основной способ – вспомнить о синонимии родного языка и применить её на практике. Только, конечно, не чисто механически.
Перенося части вашего сочинения на чистовик, помните о следующих важных «мелочах»: работа в целом должна иметь привлекательный вид, с соблюдением полей, без крупных помарок и сокращений. Главное требование к почерку — разборчивость. Девушкам, конечно, в этом смысле проще – они и так по природе старательны, и пишут – одно загляденье! Каллиграфия, и только! Юношам, скорей всего, придется помучиться. Все цифры (кроме латинских) пишутся прописью.
Что ж, данный цикл можно считать, в целом, законченным. Всем – успешной работы, вдохновения и деловитости одновременно. «Как так?» — недоуменно спросит кто-нибудь. Именно так! Только тогда, когда бушующие эмоции удается обуздать, направить в нужное русло с помощью ума и рассудка, — получается нечто толковое и талантливое.
Да, еще одна реплика вдогон: заканчиваете, но не говорите об этом! Оставьте хотя бы что-то интригующим, но не оборванным, загадочным, но не двусмысленным. Так, чтобы из вашей работы было неохота «выныривать» к прозе будней.