Образ Демона в одноименной поэме М. В. Лермонтова представлен падшим ангелом, который, презирая все и вся творения Бога, однажды не смог остаться равнодушным перед красотой грузинской княжны Тамары. Он уже не получает удовольствия от прежних злых деяний, а потому решает добиться любви Тамары и завладеть ее душой навечно, взяв ее к себе в подруги.
По злому умыслу Демона жених Тамары погибает по дороге к ней. Вся княжеская семья безутешна в своем горе, в особенности Тамара, но Демон является к Тамаре ночью в прекрасном обличии и успокаивает ее своими речами. С этого момента он начинает ее преследовать и каждую ночь посещает княжну.
Когда Тамара, не подозревающая об истинной природе своих видений, решает скрыться в монастыре от злой напасти, Демон долгое время не решается снова к ней подступиться.
Демон умоляет Тамару принять его, рассказывает о своих злодеяниях, которым нет прощения, говорит, что Тамара единственная, кто может скрасить его существование. Демон клянется в искренности своих чувств, признается, что готов пойти на примирение с небом, если она примет его. Он обещает ей вечность с ним и все земное и неземное богатство взамен на ее любовь.
Демон, сам того не подозревая, обманывается в своих чувствах и обманывает Тамару — им владеют лишь страсть и жажда обладания девушкой, а не чистые чувства. Если бы он любил княжну по-настоящему, он не являлся бы к ней, зная, что тем самым убьет ее. Истинная любовь предполагает жертвенность, но Демон действует исключительно в собственных интересах, пользуясь доверием девушки.
В итоге Демон торжествует, ему удается соблазнить княжну. Тамара ведется на речи Демона, и этот выбор стоит ей жизни.
Демон, наконец, принимает свой истинный и страшный облик падшего ангела и пытается забрать душу Тамары, так как считает, что теперь она принадлежит только ему одному.
Но неожиданно ему противостоит ангел хранитель княжны, который не отдает Демону душу девушки, объясняя это тем, что, в отличие от Демона, любовь Тамары была чистой и невинной, и на Тамаре нет греха.
Таким образом, Демон оказывается побежденным. Его «любовь» оказалась самообманом, который стоил жизни человека. Демону так и остается недоступным понимание любви в ее настоящем значении. Демон обречен на вечное скитание среди людей, в жизни которых он приносит несчастья.
Отношения печорина и княжны мери в романе “герой нашего времени”: ...
... Взаимоотношения этих двух героев ни к чему не привели. Отвергнуть чувство Мери его заставляет страх, а не равнодушие. Как следует относиться к Печорину? Вероятно, Печорин ... характера Печорина В Печорине можно заметить множество отрицательных черт, включая и эгоизм. Хотя Белинский не мог согласиться с ... Мери? Глубокую душевную рану этот герой нанес княжне Мери. Он обманул эту девушку, предал ее любовь ...
Подробная характеристика Демона
Кто есть демон в традиционном религиозном понимании? Это злое, грубое, уродливое, пугающее и обижающее всех вокруг существо. Такими демонов изображали десятки деятелей искусства: писатели, поэты, художники.
Демон, которого изобразил в своей поэме Лермонтов, кардинально отличается от любого типичного демона. Его сложно назвать безусловно отрицательным персонажем. Как говорит автор уже в первых строках поэмы, его демон утомлен постоянным совершением зла.
Так Лермонтов ломает представление о том, что всем демонам зло в радость, так как они, по сути своей, являются воплощением этого зла.
Создатель мира также косвенно присутствует в тексте. Он обвиняется во всех преступлениях, проблемах, трагедиях, что затронули мир людей. В поэме есть мысль: если Бог сотворил всё, значит, и зло тоже сотворено им. У лермонтовского Демона к Богу личная неприязнь, которую сложно объяснить лишь миссией подобных существ.
Бог изолировал Демона от рая и поработал над его душой. Помимо этого факта, Создатель передал своему оппоненту груз ответственности за всё мировое зло, поэтому Демон “жжет печатью роковой”. Думается, что в этой печали и заключена трагедия главного героя поэмы: вне зависимости от его желания, всё, к чему он имел или имеет отношение, становится злом.
Демон Лермонтова — этакий несчастный сверхчеловек, обреченный на страдания из-за своих способностей. Известно, что после издания поэмы Церковь посчитала поэта безбожником, так и не сумев принять его нетипичный образ демона.
В поэме немало различных философских подтекстов, и читателю, взявшему за данное произведение, нужно обладать немалой эрудицией, чтобы понять всю суть этого поэтического текста. «Демон» по сей день является почвой для дискуссий среди учёных-филологов. В школе же эту поэму следует изучать уже потому, что она является блестящим примером мастерства автора.
http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/lermontov/obraz-i-harakteristika-demona-v-poehme-demon
Сочинение Демон в поэме Демон Лермонтова
Демон — главный герой поэмы. Он предстает перед читателем не тем чудовищным и бесчувственным существом, которое изображено в библейских текстах. Демон Лермонтова — совершенно другой, он способен на более глубокие чувства, он чувствует и ощущает мир подобно человеку. В этом, отчасти, и состоит загадочность и многогранность поемы.
Этому персонажу не чуждо чувство одиночества, об этом Лермонтов пишет в начале поемы, описывая душевные терзания, гнетущее бессмертие и презрение к окружающему миру которые испытывает Демон в начале поемы.
Далее глубокие переживания главного героя поемы дополняются чувством влюбленности, которое Демон испытывает к молодой грузинке Тамаре. Но им не суждено встретиться, так как она человек, и прикосновение демона ее убьет.
Тамара в поэме демон лермонтова
... человека с природой в поэзии М. Ю. Лермонтова сочинение Анализ поэмы «Демон» (М. Лермонтов) | Литерагуру Поэму М.Ю. Лермонтова «Демон» можно считать визитной карточкой писателя. Здесь мы видим и любимый ... женихом Тамары. Повержен и Демон, но так ли жестоко к нему Небо? Оно даёт изгнаннику шанс спастись через искреннюю любовь, ведущую к добродетели, но герой не ...
К тому же, она влюблена и выходит замуж.
Далее Демон пытается совратить Тамару, представляясь ей красивым юношей, разговаривая с ней по ночам, но Тамара не поддается.
Тамара — воплощение божественного женского начала, она отвергает все демоническое и борется за чистоту своих помыслов (По иронии судьбы именно в такую девушку суждено влюбиться Демону).
Тамара уговаривает отца отправить ее в монастырь, думая, что Бог и молитвы помогут ей избавиться от искушения и губительной любви Демона. Ангел встает на защиту девушки, но сомнения, одолевающие душу девушки, не дают ему за нее заступиться. Тамара дает Демону себя поцеловать и умирает.
Демон в отчаянии, потеряв любимую, хочет забрать ее душу, но ангел не дает ему этого сделать. Демон остается наедине с собственной болью, отчаянием, одиночеством и чувством безответной любви к прекрасному и чистому созданию, грузинской девушке Тамаре.
Образ Демона
Образ Демона в знаменитой поэме Лермонтова — является брошенным героем, который посмел переступить правила добра. Он презирает ограничение человеческого проживания.
Данный портрет взят автором из библейской легенды про изгнанного из рая. Михаил Юрьевич на свой манер переделал содержание.
Наказание главного лица исходит из того, что он обречен до скончания веков блуждать абсолютно одиноким.
Поскольку нечистый это обращённый ангел, то ему прекрасно вспоминаются прошедшие события. Герой словно выливает свою накопившуюся месть на весь мир.
Стоит выделить тот факт, что данный образ демона очень сильно отличается от Сатаны или же Люцифера. Такое вот личное выражение российского поэта к образу.
Основной смысл поэмы состоит в том, что герой стремится найти способ перевоплотиться. Он весьма рассержен тем обстоятельством, что ему отведена участь рассеивать зло по всему людскому миру. По нежданному стечению событий он влюбляется в прекрасную девушку грузинку, которую зовут Тамара. Данным способом герой во что бы то ни стало желает победить Божью кару.
Образ героя в этом произведении выражается двумя главными особенностями. Это притягательность небес и таинственная загадочность. Поэтому женщина Земли не способна из-за своей слабости устоять перед искусителем. Он не итог человеческого воображения. Тамара может его почувствовать и осязать.
Постепенно он начинает посещать её во сне. Демон походить на воздух и может вдохновляться чрез внутренний голос и дыхание. В поэме мы не найдём описания внешнего вида героя. В чувствах девушки он как светлый вечер, светится неслышно, подобно звезде, ускользает неслышно и бесследно.
Грузинку заманивает зачаровывающий голос, притягивает её. После совершения убийства суженого Тамары, он приходит к ней, напускает золотые сны, избавляет ото всех земных беспокойств. Портрет перевоплощается с помощью колыбельную песенку.
В этой песне присутствует воспевание мира в ночи, который столь характерен для романтической особенности.
← Тамара в поэме Демон
← Казбич в романе Герой нашего времени↑ ЛермонтовОбраз Грузинки в поэме Мцыри →
Образ и характеристика Азамата в романе Герой нашего времени →
Женские образы в романе «Герой нашего времени»
... в юнкерском мундире. Героем ее романа стал Григорий Печорин. Сочинения Еще в 1840 году Лермонтов написал свой шедевр под названием Герой ... женщина. Образ героини Веры излучает покорность, женственность, а нужен был он автору для того, чтобы читатель увидел эгоизм Печорина, ... принятой роли: ... Печорин) пригласила любопытного мужчину на свидание и чуть не утопила. «Ундина» выражает собой переменчивую судьбу, ...
- План рассказа В деревне Бунина 5 класс
В детстве я думал, что после рождественских праздников наступает весна. А вот в декабре ещё настоящая холодная и серая зима. В конце декабря в магазинах появлялись ёлочные игрушки, блестящие украшения
- Сочинение В осеннем лесу все было желтое и багряное
Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса… Именно такие мысли, повторяющие строки известного стихотворения, приходят в голову, когда смотришь на осенний пейзаж из окна своей квартиры.
- Сочинение про Любовь к Родине
В наше время иногда сложно найти человека, который бы открыто говорил о том, что любит и ценит тот край, в котором родился. Однако, я являюсь именно такой личностью. Так же, как меня переполняет уважение и благодарность
- Анализ сказки Репка
«Репка» – русская народная сказка, на которой выросло не одно поколение, впервые была обработана и издана Л.Н. Толстым, как сказка для детей. Она имеет небольшой текст, простую структуру и совсем не сложный сюжет
- Анализ произведения Волки! Шукшина
Рассказ «Волки» относится к ранним произведениям Шукшина, ибо он написал его в 1966 году. Рассказ был мало замечен критиками и мало напечатан, но интерес читателей к нему не пропадает и поныне.
https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/lermontov/demon-v-poehme-demon-lermontova
Сочинение на тему «Образ Демона в одноименной поэме Лермонтова»
Пропустить и перейти к содержимому
Поэму «Демон» Михаил Юрьевич написал в 1832 году, она по праву считается одной из жемчужин его творчества и романтической поэзии в целом.
Поэт и писатель работал над этим произведением целых десять лет и вложил в него всю суть своих тираноборческих амбиций. Не зря главный герой поэмы предстает могущественным противником ужаснейшего из тиранов — творца.
Именно поэтому образ демона передает суть авторской мысли гораздо больше, чем собственно сюжет.
Судьба демона, его чувства и мысли, отношение к Тамаре — все это создает трагичность и возвышенность персонажа, облагораживает его роль борца за свободу, несправедливо осужденного тираном.
Такая интерпретация образа демона была для литературы крайне редкой, даже можно сказать, что пришлась современникам Лермонтова в новинку.
Демон вовсе не отрицательный персонаж, хотя он и носит клеймо «позора преступленья», читатель невольно ему симпатизирует, жалеет, гневается на несправедливость бога. Каждая строчка застрагивает струну в душе:
«Я тот, чей взор надежду губит, Едва надежда расцветет, Я тот, кого никто не любит, И все живущее клянет. Я бич рабов моих земных, Я царь познанья и свободы, Я враг небес, я зло природы,
И, видишь,— я у ног твоих!»
250 рублей
Критика о поэме “демон” лермонтова: отзывы современников и критиков
... Разные авторы, разные эпохи, разные литературные течения – один образ. Демона из одноименной поэмы М. Лермонтова можно рассматривать, как личность маргинальную, – и в этом его интересная особенность, а ... для добра, И мыслит он, что жизни новой Пришла желанная пора» Чувство любви на определенное время разрушает его бунтарское начало и даже очеловечивает героя в ...
Заказать сочинение
В начале поэмы демон предстает отрешенным, опустевшим от вечно творимого зла и бесконечной власти над грешными людьми:
«Он сеял зло без наслажденья. Нигде искусству своему Он не встречал сопротивленья —
И зло наскучило ему»
Кажется, будто из этого замкнутого круга ему не выбраться. Он и сам уверен, что вынужден вечно скитаться, все больше полнясь глубоким страданием из-за собственного всесилия. Но однажды герой узнает о Тамаре, святой женщине, монахине.
Эта мимолетная, исключительно земная, но чистая красота пленяет его, побуждает к жизни. С этого момента перед читателем предстает новый демон, такой, каким он был когда-то, будучи во власти страстей.
Только теперь он раскрывается в полной мере, во всех гранях своей натуры.
Безумная страсть демона похожа на помешательство, чтобы соблазнить Тамару, он клянется в потрясающих масштабами вещах, вызывая некий трепет перед собой:
«Пучину гордого познанья Взамен открою я тебе. Толпу духов моих служебных Я приведу к твоим стопам; … Я опущусь на дно морское, Я полечу за облака, Я дам тебе все, все земное —
Люби меня!..»
Выражая свои чувства, демон пугает и восхищает не меньше, чем его обещания:
«С моей преступной головы Я гордо снял венец терновый, Я все былое бросил в прах: Мой рай, мой ад в твоих очах. Люблю тебя нездешней страстью, Как полюбить не можешь ты: Всем упоением, всей властью
Бессмертной мысли и мечты»
Это открывает в персонаже безумного авантюриста, способного бросить к ногам своей страсти самые великие и сокровенные плоды мироздания. При чем становится понятно, что это касается не только любви к женщине, но и любви к идее, к желанию. Демон буквально охвачен попыткой возродить себя самого, он поднимает в себе все то, что так старался заглушить, мучимый великим страданием.
Когда Тамара умирает, ей прощаются все грехи и даруется право отправиться на небеса. Демон вновь, как когда-то, вступает в неравный бой с тираном, силясь отвоевать свое право на счастье, но терпит ожидаемое поражение.
Он вновь становится на путь одиночества, отчаяния и опустошения. Это настоящая трагедия бессмертного существа, которое вынуждено угасать в вечности, не имея возможности наконец потухнуть, как бы ни было сильно желание.
Интересно отношение демона к человечеству:
«Что повесть тягостных лишений, Трудов и бед толпы людской Грядущих, прошлых поколений, Перед минутою одной Моих непризнанных мучений? Что люди? что их жизнь и труд?
Они прошли, они пройдут…»
https://sochinyalka.ru/2015/01/obraz-demona-v-odnoimennoy-poeme-lermontova.html
Образ Демона в одноименной поэме М. Ю. Лермонтова
Демон в поэме изображен не как обычно: злым, отвратительным и уродливым посланцем ада, а существом “крылатым и прекрасным”. Демон – не сатана, а падший ангел, которого низвергнули с небес за грех мятежа и неповиновение.
Он лишен не только смерти, но и дара забвения – такое наказание за его преступление.
Тоска по потерянному раю, одиночество изгоя, жажда мести, презрение к ничтожным суетным людям – вот, что движет им в непрерывной борьбе божественной идеей добра и всем божьим миром и в каком-то усталом равнодушном свершении зла.
В
поэме перед нами предстает Демон в 3-х образах. Первый – это скучающий, уставший от свершения зла демон. Но все меняется, когда он видит молодую невесту-грузинку Тамару.
Второй образ. Сила земной жизни и мимолетной красоты, воплотившаяся в летящем счастливом танце, вдруг трогает эту заблудшую душу и порождает в ней “неизъяснимое волнение”. Я позавидовал невольно Неполной радости земной Демон влюбляется в Тамару …Он был похож на вечер ясный… …С глазами полными печали и Чуждой нежностью речей…
Цель Демона – не очередное сотворении зла, погибель соблазненной души.
Это мятеж против установленного Богом мирового порядка, попытка изменить судьбу и свой приговор, уйти от тягостной вечности наедине со злом и заслуженного наказания. Он жаждет обрести новое счастье и жизнь, преодолеть проклятие и изгнание из рая, ангельская песнь монахини Тамары пробуждает в духе земную любовь и исторгает слезы, но сама слеза его неземная, она прожигает дикий камень у монастырских стен. Третий образ.
Лермонтов показывает этой красноречивой деталью, что и любовь вечного гения зла, опасна, греховна, гибельна для слабой смертной женщины. Дух хочет возродится, избавится от вечного проклятия и осуждения и спастись любой ценой, пусть ценой гибели юной, безгрешной души монахини.
Тамара погибает и между Демоном и Ангелом начинается борьба за ее душу.
Демон и зло торжествуют, но за страдания и искреннюю любовь, чистоту души и за попытку спасти великого грешника все грехи ей отпускаются, открываются врата рая, светлый ангел отвергает все грозные требования и притязания Демона на трепещущую душу юной монахини.
И Демон вновь остается один, без любви и веры, в своей скучной, холодной вечности и мрачном мире мирового зла.
Образ Демона в одноименной поэме М. Ю. Лермонтова
https://lit.ukrtvory.ru/obraz-demona-v-odnoimennoj-poeme-m-yu-lermontova/
Характеристика Демона (Демон)
Каких только обликов не принимал Дьявол в умах людей. Образ и характеристика Демона в поэме «Демон» Лермонтова с цитатами – еще один вариант представления нечистой силы, исчадия Ада. Удивительно то, что в поэме злой дух нравится читателю, привлекает и вызывает новые эмоции. Создается впечатление, что он проникает в сердце.
Демон гениального поэта
Образ Лермонтовского Демона пришел из библейских сюжетов. Он изгнан из Рая, должен блуждать по миру и искать приюта, которого нет. Много веков он
«…отверженный блуждал В пустыне мира…». Для Демона век бежит за веком однообразно, ничтожно и без радости и удовольствия. «Он сеял зло без наслажденья». Автор говорит, что когда-то дух был ангелом. «Блистал он, чистый херувим…». Превращенный во зло ангел – это Демон, созданный гениальным поэтом. Таких образов больше нет в литературе. Субъективное видение Лермонтова отличает образ от привычных злых представителей Ада. Герой поэмы соединяет в себе ангельские и демонические черты. Он «…Когда-то верил и любил…». «…Божие проклятье исполнилось…», душа ангела превратилась в камень, он остыл, перестал чувствовать «…Природы жаркие объятья». Друзьями стали изгнанники, подобные злому духу. Демон учит людей совершать греховные поступки, гасит в их сердцах веру во Всевышнего. «…Я людьми недолго правил, Греху недолго их учил, Все благородное бесславил И все прекрасное хулил». Недолго – это, в понимании Демона, века, но зло надоело духу. Почему? Люди быстро приняли его уроки. Войны, ненависть, злоба и зависть – не все качества, которые стали жить среди земных созданий. Демон становится печальным и скучно ему заниматься тем, чем должен.
Ангельское начало
Демон устал от зла в своей душе, он хочет перевоплотиться, ищет что-то новое в мире. Просто сеять зло среди людей – ему недостаточно. Как измениться черной силе? Он влюбляется в красавицу с неземной внешностью. Любовь должна очистить Демона, освободить его от Божьего наказания. Автор показывает героя манящим и сильным.
Персонаж загадочен и обаятелен. Он красивая тайна, видение очарования. В уме Тамары дух обретает форму, ночной гость виден и воспринимаем. Для читателя он все еще загадка, но иногда и здесь начинает обретать черты. Демон становится тем, кого хотят, желают, любят. Автор не боится признать, что человек живет греховными мечтаниями.
Характеристика духа не пугает, а привлекает:
«похож на вечер ясный», «сияет тихо, как звезда», «скользит без звука и следа». Демон опасен как любое чувство, как змей – искуситель. Печаль внутри ночного гостя помогает понять, как тяжело духу переживать новое ощущение, поселившееся без его ведома, которым невозможно руководить. Любовь «то жжет и плещет, будто пламень, То давит мысль …, как камень…».
Характер представителя черных сил
У Демона много лиц. Он горд, презирает все божественное:
«Презрительным окинул оком Творенье бога своего…». Демон умеет быть хитрым и лукавым. Он поселяет в душах людей и мешает им жить и поступать так, как они бы хотели, уводить их в сторону от избранного пути. Мечты людей становятся коварными. Герой Ада бессмертен и не боится совершать черные дела, ему не грозит наказание. Такое существование не нравится Демону. Ему хочется опасности, бурь, смятений. Он ненавидит данную власть и бессмертие. Дух ненавидит не только людей. Его раздражает красота мира. Он завидует природе: «…кроме зависти холодной, Природы блеск не возбудил…». Демон умеет презирать и ненавидеть, другие чувства не появляются в его душе.
Сила любви
Злобный дух почувствовал «неизъяснимое волненье» при виде женской красоты. Он вновь погружается в
«святыню Любви, добра и красоты!». Тамара становится признаком возрожденья. Дух ласкает слух девушки, покоряет ее волшебным звуком, «…голос чудно-новый, ей мнилось, все еще звучал». Образ Демона меняется, он становится пришельцем, «туманный и немой, красой блистая неземной» он пытается захватить сердце и душу чистой невинной княжны. Грустный взгляд, взор с любовью делают свое подлое дело. Автор отвлекает читателя от сути Демона, иногда кажется, что это настоящая любовь, очищая и облагораживающая. Только одно слово дает точную характеристику происходящего: «И Ангел грустными очами На жертву бедную взглянул…». Демон мечется между положительным и отрицательным в своем сердце. «Он был похож на вечер ясный: Ни день, ни ночь, — ни мрак, ни свет!». Духа не украшает «венец из радужных лучей», ужасное очарование преследует жертву. Сила Демона способна проникнуть даже в обитель Святых, для него нет стен и преград сильнее его желаний. Демон борется только с собой. «…Была минута, когда казалось он готов Оставить умысел жестокой…». Но тогда Демон стал бы просто небожителем, потерял свою индивидуальность. Злой дух доводит начатое до конца. Тамара оказывается в его власти и гибнет. Раб любви на словах на деле оказывается смертельным ядом. Добро оказывается все же сильнее. Ангел сохраняет душу девушки, зло терпит проигрыш, остается снова влачить свое ничтожное существование, жить как прежде. «Один, как прежде, во вселенной Без упованья и любви!».
https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/2198-harakteristika-demona-demon.html
Образ Демона в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон»
Тема урока:
- Методическая форма урока: эвристическая беседа.
- Цели урока:
- Обучающие:
- — показать учащимся сложность, противоречивость образа лермонтовского Демона;
- — помочь учащимся понять смысловую роль тропов;
- — помочь учащимся понять замысел поэмы «Демон».
- Развивающие:
- — развивать навык анализа образа героя;
- — развивать умение работы с текстом;
- — развивать умение работы с конспектом.
- Воспитательные:
- — воспитывать культуру речи учащихся;
- — воспитывать любовь к литературе.
- Оборудование урока: учебник литературы для 10 – го класса под ред.
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/mojet-li-demon-obresti-garmoniyu/
В. И. Сахарова; портрет М. Ю. Лермонтова Клюндера; иллюстрации Врубеля к поэме «Демон».
Ход урока:
Здравствуйте, ребята, садитесь. Откройте тетради, запишите число и тему урока: «Образ Демона в одноименной поэме М. Ю. Лермонтова «Демон»». Сегодня на уроке мы увидим, как раскрывается образ Демона, проследим всю сложность противоречивость его характера.
— М. Ю.
Лермонтов начал работу над поэмой «Демон» в 1829 году и к этому же времени относится первый набросок, содержащий 92 стиха и прозаическое изложение содержания: «Демон влюбляется в смертную (монахиню) и она его наконец любит, но Демон видит ее ангела – хранителя и от зависти и ненависти решается погубить ее. Она умирает, душа ее улетает в ад, и Демон, встречая ангела, который плачет с высот неба, упрекает его язвительной улыбкой».
В 1837 – начале 1838 годах был создан первоначальный вариант шестой редакции поэмы, в которой действие впервые перенесено на Кавказ, а героиней становится южная грузинская красавица Тамара.
Второй вариант шестой редакции был подарен Варваре Лопухиной.
Последняя восьмая редакция относится к началу 1839 года. После чтения «Демона» этой редакции при дворе императрицы, рукопись была передана в Санкт – Петербургский цензурный комитет, где получила одобрение для печати. Однако, А. В. Никитенко сделал в ней ряд правок, с которыми Лермонтов не согласился и был вынужден отказаться от публикации поэмы.
Полностью «Демон» был опубликован лишь в 1856 году в Берлине и только через год в России.
Как мы видим, Лермонтов более десяти кропотливых лет создавал поэму «Демон», но из – за жесткой российской цензуры она была опубликована только через восемнадцать лет.
Сюжет «Демона» восходит к библейскому мифу об ангеле, восставшем против бога, превратившемся в духа зла. Лермонтов, обращаясь к истории Демона, прежде всего, имел ввиду символический смысл образа и соотносящиеся с ним философско-эстетические идеи добра и зла, жизни и смерти, земного и небесного, божественного.
Послушайте, как В. Г. Белинский охарактеризовал образ Демона: «Это демон сомнения, это дух размышления, разрушающий всякую полноту жизни, отравляющий всякую радость». Давайте запишем слова В. Г. Белинского.
— Давайте посмотрим каким предстает перед нами образ Демона. А по ходу нашего обсуждения мы будем записывать особенности характеристики образа Демона в таблицу. Итак, начертите таблицу, состоящую из трех колонок.
Каким предстает Демон в одноименной поэме М. Ю. Лермонтова «Демон»? | Примеры из текста поэмы |