Проблема и судьба в пиковой даме. : Судьба и случай в повести Пиковая дама, Пушкин. Урок-исследование с элементами дискуссии по повести А.С. Пушкина «Пиковая Дама»

развивать умение понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в произведении вневременные нравственные ценности и их современное звучание;

  • развивать умение анализировать литературное произведение, определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров;
  • развивать умение понимать и формулировать тему и идею произведения, нравственный пафос произведения;
  • развивать умение характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • закрепление умения определять элементы сюжета произведения, роль изобразительно-выразительных средств языка;
  • закрепление умения понимать авторскую позицию и формулировать свою позицию по отношению к ней;
  • закрепление навыка отвечать на вопросы по прочитанному тексту, вести диалог
  • закрепление умения писать сочинение, связанное с проблематикой изученного произведения.
  • Ход урока

    … чувства добрые я лирой пробуждал… А С. Пушкин

    1. Постановка гипотезы.

    Недавно мы проанализировали роман А.С. Пушкина “Капитанская дочка”. О каких нравственных понятиях размышлял поэт с помощью сюжета произведения?

    (честь, достоинство, верность в дружбе и любви, умение благодарить, великодушие)

    Тема сегодняшнего урока – “Нравственные проблемы в повести А.С. Пушкина “Пиковая дама”. О каких моральных категориях размышляет автор в этом произведении? В чём перекликаются эти произведения.

    2. Историческая основа повести “Пиковая дама”

    Повесть “Пиковая дама” написана в 1833 г., т.е. на три года раньше, чем роман “Капитанская дочка”. Повесть имеет предысторию.

    Предыстория повести “Пиковая дама” (рассказ ученика)

    А) Курьёзный случай, ставший известным Пушкину, дал толчок к сюжетному замыслу “Пиковой дамы”. Поэт сообщил своему другу Нащокину, что главная завязка повести не вымышлена. Молодой князь Голицын рассказал ему, как однажды сильно проигрался в карты. Пришлось идти на поклон к бабушке Наталье Петровне Голицыной, особе надменной и властной (Пушкин был с нею знаком), и просить у неё денег. Денег она не дала. Зато благосклонно передала магический будто бы секрет трёх выигрывающих карт, сообщённый ей знаменитым в своё время графом Сен-Жерменом. Внук поставил на эти карты и отыгрался.

    Что изменил Пушкин в истории, услышанной от князя Голицына? Каких новых персонажей ввёл? Почему у Пушкина, в отличие от анекдота Голицына, главный герой – не русский по происхождению, старуха и Германн – не родственники, зачем введён образ Лизы? Да и финал пушкинской повести совсем не походит на радужный конец карточного приключения Голицына – герой сходит с ума.

    2 стр., 553 слов

    По произведению : «Ася» – повесть о любви

    ... сказаться на мировоззрении героини. В повести Тургенева «Ася» писатель выражает свои нравственные искания. Все произведение удивительно чистое и светлое, и ... у него кажется похожим на природную стихию. Он говорит о любви: «Она не развивается постепенно, в ней нельзя ... завтрашнего дня...» Такие слова безусловно наводят читателя на мысли о том, что у этой истории не будет счастливого финала, ...

    Приложение 1

    Кто находится на престоле? Какова общественная атмосфера? Что интересует молодых людей того времени?

    Рассказ подготовленного ученика о карточных играх, популярных в 30-е годы 19 века.

    4. Анализ повести, Образ Германна

    Ф.М. Достоевский, писатель середины 19 в., говорил: “Мы пигмеи перед Пушкиным, нет уж между нами такого гения! Что за красота, что за сила в его фантазии! Недавно перечитал я его “Пиковую даму”. Вот фантазия! Тонким анализом проследил он все движения Германна, все его мучения, все его надежды и, наконец, страшное, внезапное поражение”.

    Давайте и мы попробуем проанализировать образ Германна и постараемся понять, почему так закончилась его судьба.

    Приложение 5

    Какие выводы можно сделать на основе таблицы?

    (Поведение Германна полностью противоположно его душевному состоянию. Он скрепил свои чувства и эмоции строгими рамками правильного, по его мнению, поведения. Внешняя оболочка Германна не сможет долго сдерживать те бушующие внутренние силы, которые он пытается усмирить. Не давая выхода эмоциям, Германн приближает трагедию несоответствий, которая неизбежно разразится.)

    Зачем Германну деньги?

    (“…убеждён в необходимости упрочить свою независимость”, с помощью денег он хочет добиться “покоя и независимости”. Это путь наверх, средство выдвижения из неизвестности. А это свидетельствует о гордыне.)

    Какова цель жизни Германна?

    (“покой и независимость”)

    Гордыня — непомерная гордость, заносчивость, высокомерие, эгоизм. В православии гордыня является одной из восьми греховных страстей.

    Справедливы ли притязания Германна на богатство?

    (Германн остро чувствует свою социальную ущербность и вместе с тем внутренне превосходство над беспечными прожигателями жизни из среды аристократической молодёжи.)

    Каким образом Германн может разбогатеть?

    Приложение 5

    Какой путь труднее?

    Какой путь кажется Германну наиболее перспективным?

    С чем играет Германн в своей жизни?

    (с судьбой)

    Интересен вопрос: почему Пушкин сделал своего героя немцем? Писатель чувствовал первые шаги той болезни, которая только стала проникать в Россию в начале 19 в., но ею уже живёт Европа – жажда сиюминутного обогащения, власть денег в мире, где происходит подмена одних ценностей другими. Тема “Пиковой дамы” — губительная сила “золотой лихорадки”.

    Композиция повести

    (Во второй главе Лизавета Ивановна спрашивает у Томского, является Нарумов инженером, т.к. уже неделю видит под окнами дома незнакомого инженера. Это был Германн.)

    Один и тот же эпизод читатель видит с двух точек зрения – Лизаветы Ивановны и Германна. Героиня воспринимает Германна как возможного возлюбленного:

    (“чёрные глаза его сверкали из-под шляпы”, Лизавета Ивановна, заметив Германна, “села в карету с трепетом неизъяснимым”.) В той же второй главе в размышлениях об анекдоте с тремя картами, выбирая, на каком пути он сможет добиться покоя и независимости, Германн подходит, сам того не замечая, к дому графини. И тогда Германн “затрепетал”. Возвратившись домой, он видит сон. Подобный приём писатели часто используют для выявления истинной сущности персонажей, их цели, интересов, будущего.

    16 стр., 7735 слов

    Курсовая «Способы и приемы создания женских образов в романах ...

    ... характеристике. Отдельное внимание писатель уделяет в своих произведениях женским образам. Стоит отметить, что на сегодняшний день женские образы в романах Ф.М. Достоевского не являются до конца изученными, в критической литературе нет достаточно полных ...

    Какой сон видит Германн? Какова роль этого сна в сюжете?

    Как пишет Пушкин, “неведомая сила, казалось, привлекала” Германна к дому графини. Когда герой увидел в окне Лизавету Ивановну, “эта минута решила его участь”.

    Как вы это понимаете?

    (Германн решил воспользоваться чувствами девушки, чтобы пробраться в дом графини.)

    Так Германн преступает какой нравственный закон?

    (Нельзя использовать чувства человека. Нельзя пользоваться человеком словно игрушкой. Это непорядочно, бесчестно.)

    В этом смысле стоит обратить внимание на эпиграф ко второй главе. Какую роль он играет?

    (Между любовью и деньгами Германн выбирает второе.)

    Образ Лизаветы Ивановны

    Для чего, с вашей точки зрения, в сюжет повести введён образ Лизаветы Ивановны?

    (Так в повесть входит тема любви, и она сталкивается с мотивом денег, игры.)

    В повести читатель видит два интерьера: старой графини и её воспитанницы. Сравните, чем они отличаются?

    (В описании комнаты графини автор называет предметы её туалета: банка румян, коробка со шпильками, чепец с лентами и множество других вещей. Время отложило свой отпечаток на всём: полинялые штофные кресла и диваны, с сошедшей позолотой, веера и разные дамские игрушки, изобретённые в конце минувшего столетия. Обилие дамских безделушек свидетельствует о светской жизни, о стремлении следить за мной, заставить уважать себя. Интерьер раскрывает читателю сущность графини: с одной стороны – богатой светской дамы, с другой стороны – отживающей свой век гордой старухи.)

    Образы графини и Лизаветы Ивановны сопоставлены в повести по принципу антитезы. Какой вывод можно сделать при сопоставлении этих образов?

    (Сравнение интерьеров комнат героинь говорит о глубокой социальной пропасти между графиней и Лизаветой Ивановной: “Сколько раз, оставя тихонько скучную и пышную гостиную, она уходила плакать в бедной своей комнате…” Ширмы в комнате девушки оклеены обоями – в покоях графини стены обиты китайскими обоями; у Лизы крашеная кровать и сальная свеча – в покоях графини штофные диваны и кресла, золотая лампада.)

    Приложение 5

    Что роднит образ Лизаветы Ивановны и Германна?

    (Героев объединяет несоответствие амбиций и социального происхождения. Они понимают, что достойны лучшего существования, что имеют многое из того, что даёт человеку уважение и власть. Но подобные люди должны были самостоятельно пробивать себе дорогу в жизни. Но желание реализовать свои желания достичь успеха приводит героев к черте преступления морального закона. Германн использует чувства Лизаветы Ивановны, чтобы достичь богатства, которе, по его мнению, сделает его успешным в жизни, т. Е. он достигнет “покоя и независимости”, а Лизавета Ивановна приходит к пониманию, что она стала “слепой помощницей разбойника, убийцы её благодетельницы”.)

    Образы Германна и Лизаветы Ивановны роднит тайна, мистика, страсть. Они живут мечтами, идеалами. Их обоих искушает другая, лучшая жизнь.

    Какую роль при этом сыграл образ Петербурга, в котором происходят события повести?

    (Петербург становится не раз героем в русской классике. Зачастую в этом городе происходят мистические события и трагедии. С образом Петербурга связан мотив сумасшествия.)

    5 стр., 2022 слов

    Образ и характеристика Германна в рассказе Пиковая дама Пушкина

    ... Чаплицкий Некий человек, который удостоился жалости графини после крупного проигрыша, ему она раскрыла секрет трёх карт. В повести “Пиковая дама” герои подобраны Пушкиным с искусством ... Игра!» (Герман) История создания Замысел постановки оперы с сюжетом «Пиковой дамы» А. С. Пушкина на сцене Мариинского театра, вероятно, принадлежал директору Императорских театров Ивану Александровичу Всеволожскому. ...

    Если для Германа Лизавета Ивановна – путь в дом старой графини и способ приобретения богатства, то для Лизаветы Ивановны Германн тоже может стать способом обрести свободу, независимость и покой.

    В эпилоге читатель узнаёт, что в доме Лизаветы Ивановны воспитывается бедная родственница. Как вы думаете, зачем Пушкин упоминает эту деталь?

    Мотив игры.

    Английский богослов и историк XVII в. Томас Фулер как-то заметил: “Тот, кто оставляет все на волю случая, превращает свою жизнь в лотерею”. И тогда жизнь напоминает игру в жизнь. А что такое игра?

    Напишите ассоциативный ряд

    (веселье, безмятежность, лотерея, выигрыш, проигрыш, случай…)

    Выберите значимое из этого ряда.

    Чтобы достичь богатства с помощью карточной игры, Германн включается в любовную игру. Он хочет сделаться любовником старой графини, он делает невинную девушку игрушкой в своих руках. И здесь речь не идёт о настоящем чувстве. А там, где нет настоящего чувства, нет настоящей жизни.

    Идея вытесняет живую жизнь Германна? Как об это сказано в начале четвёртой главы?

    Не случайны и образы, с которыми сравнивает Томский Германна – Мефистофель и Наполеон.

    (Германн предлагает графине в обмен на тайну трёх карт взять её грех на свою душу. А это мотив Мефистофеля. Ведь именно дух тьмы искушает человека.)

    Да и сама Лизавета Ивановна замечает сходство Германна с Наполеоном. В какой момент? Почему важно обратить внимание на эти детали?

    В разговоре с Лизой о Германне Томский говорит, что “на его совести по крайней мере три злодейства”. Какие, на ваш взгляд?

    (графиня, Лиза, сам Германн. Ведь он сам лишает себя настоящей жизни и в конце концов сходит с ума.)

    Кульминация

    Какой эпизод в повести можно назвать кульминацией?

    (игра в доме Чекалинского)

    Почему эту сцену можно назвать поединком? С кем или с чем был этот поединок?

    С Чекалинским, старой графиней, с судьбой, с самим собой?

    Честь и честолюбие.

    В том же 1833 г., когда Пушкин написал повесть “Пиковая дама”, он создаёт поэму “Медный всадник”, в которой Евгений, герой произведения, “пришед домой”, долго размышлял.

    О чём же думал он? О том, Что был он беден, что трудом Он должен был себе доставить И независимость и честь…

    Какое слово присутствует и в повести “Пиковая дама”? (независимость)

    А вот слово честь отсутствует в “Пиковой даме”, зато есть слово “честолюбие”. (“он был скрытен и честолюбив”)

    Честь (по словарю В.И. Даля) — внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть. Слайд 26

    Честолюбие или амбиция (по словарю В.И. Даля) – чувство чести, самолюбие; самолюбие, спесь, чванство, требование внешних знаков уважения, почёта.

    Подберите синонимы к слову честолюбие. (тщеславие, стремление к славе)

    Какое желание мы называем тщетным? (напрасное)

    В каком произведении Пушкина понятие чести становится ключевым и вынесено в эпиграф? (“Капитанская дочка”)

    6 стр., 2571 слов

    Комбинация двух сюжетов в повести А.С.Пушкина «Пиковая Дама»

    ... о бабушке и таинственных трех картах. Ведь обладательница тайны, старая графиня Анна Федотовна жива, более того, находится здесь же в Петербурге. В «Пиковой даме» великолепно очерчена капризно-деспотическая ... парий в кругу баловней судьбы, Герман вызывает, кроме осуждения, и некоторое сочувствие Пушкина. Германн, это «чудовище», по выражению Лизаветы Ивановны, с душой Мефистофеля, по отзыву Томского, ...

    5. Финал

    Число три становится ключевым в повести. Когда оно упоминается?

    С помощью чего Германн хотел достигнуть “покоя и независимости”?

    (расчёт, умеренность и трудолюбие)

    Но герой отказывается от этих категорий и выбирает карты, удачу и преступает черту морали, начинает жить без чести. Он делает свой нравственный выбор. И в конце его ждала пиковая дама и наказание.

    Почему Пушкин поменял первоначальное название “Холостой выстрел” на нынешнее?

    (Образ пиковой дамы – это не только название карты в колоде, но и возмездие за отказ от нравственных категорий, от чести, за измену самому себе.

    6. Итоги

    О каких нравственных понятиях размышляет Пушкин в повести “Пиковая дама”?

    Эта проблема вечна, ведь человека всегда ждёт искушение, каждому придётся рано или поздно сделать свой выбор.

    7. Рефлексия.

    Продолжите предложения:

    1. Я понял (а), что…

    2. Я не знал (а), что…

    8. Домашнее задание

    Мини-сочинения –

    • Что наша жизнь? Игра?
    • Игры, в которые не играют.
    • Кто Германн: виновник или жертва?

    >Сочинения по произведению Пиковая дама

    Сочинение на тему: Отзыв на повесть Пушкина «Пиковая дама»

    Отзыв на повесть Пушкина «Пиковая дама»

    Всем известно, что А. С. Пушкин — один из величайших писателей в мире. Он написал немало повестей, рассказов и поэм. Светская повесть «Пиковая дама», написанная им в 1833 году, затрагивает тему непредсказуемой судьбы, фортуны и рока. Это произведение с глубоким этическим смыслом и элементами мистики основано на реальной истории, которую автор услышал от молодого князя Голицына. Когда тот проигрался в карты, его бабушка Н. П. Голицына, ставшая прототипом «пиковой дамы», поделилась с ним

    секретной комбинацией трех карт, которые всегда приносят выигрыш, если на них ставить поочередно три дня подряд.

    А. С. Пушкин использовал этот сюжет для своей повести, придав ей социально-философский смысл. С первых страниц становится ясно, что главный герой наделен богатым воображением и природным азартом. Германн — молодой офицер, чья фамилия, в отличие от других персонажей, скрыта от читателей. Известно лишь, что у героя немецкие корни, которым он обязан рассудительностью и холодным расчетом. Несмотря на бережливость и твердость характера, Германн скорее отрицательный персонаж. Ради своих целей он готов пойти

    на любые уловки и пренебречь любыми моральными ценностями.

    Так и происходит в случае, связанном с пожилой Графиней Томской. Узнав, что она владеет секретом выигрышной комбинации в карточной игре, он использует бедную, наивную Лизавету, чтобы проникнуть в дом. Оказавшись в спальне графини, он дожидается ее и начинает умолять, чтобы она раскрыла тайну трех карт. Наткнувшись на сопротивление, он достает пистолет, чтобы напугать старуху, а у той происходит удар. Если Лизавета мучается и раскаивается в произошедшем, считая себя невольной виновницей смерти графини, то Германна не терзают никакие угрызения совести. Он, как человек суеверный, лишь боится мести старухи.

    В конце повести его страхи оправдались. Однажды, явившись к нему ночью, она назвала эти три заветные карты, взамен на то, что Германн женится на Лизавете. Два дня ему везло в карты, а на третий день вместо туза выпала пиковая дама, ставшая роковой. Когда он внимательно присмотрелся, с карты на него с усмешкой глядела сама графиня. После этого случая Германн потерял рассудок и попал в Обуховскую больницу, а Лизавета все же вышла замуж, но за другого, более достойного молодого человека. Так главный герой поплатился за свою меркантильность.

    1 стр., 480 слов

    По повести А.С. Пушкина «Пиковая дама» статья по литературе

    ... подтверждает мысль о наличии человеческого в этой капризной и сумасбродной старухе. Конечно, графиня назвала Германну карты. Но вот свое прощение она предлагала молодому человеку только после искупления. ... что Александр Сергеевич Пушкин с помощью эпизода явления графини усиливает мотив воздаяния, расплаты, возмездия за сделанный выбор, за совершенные поступки. И если бы Германн задумался, почему же ...

    Написать сочинение по пиковой даме. Тема ;нравственные уроки чему нас учит пиковая дама&#039

    Перед нами – уникальное, одно из наиболее известных произведений А. С. Пушкина – Пиковая дама. Небольшое по объему — всего семь глав, — оно включает в себя не мало интересного – смесь фантастики и реальности, характеры и поступки – все в Пиковой даме весьма заманчиво. Повествование начинается с рассказа о том, как однажды играли в карты у конногвардейца Наумова. Кто-то выигрывал, кто-то проигрывал.

    Но был один — немец Германн – не игравший совершенно, но с алчным блеском в глазах следивший за игрой. На вопрос, почему он не играет, отвечал: Игра занимает меня сильно, но я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде получить излишнее. Кроме Германна на сцене присутствуют: Томский, его бабушка – графиня, и ее воспитанница Лизавета. Томский делится с товарищами, рассказал о том, что лет шестьдесят назад его бабушка часто посещала Париж, была там весьма известной особой, часто играла и однажды – даже проиграла герцогу Орманскому очень значительную сумму.

    Приехав домой попыталась выудить у мужа требуемых денег, но тот, несмотря на то, что боялся ее как огня, заявил, что этот проигрыш слишком велик для их бюджета. Нечего делать, бабушка решила обратиться к графу Сен – Жермену, известному авантюристу, бывшему, правда, с ней в хороших отношениях. Стала просить денег, но он отказал ей в том, но – открыл некую тайну – а именно – три карты, которые всегда были выйгрышными. При этом поставил одно условие – сыграть лишь однажды и более не играть после. В тот же день графиня, появившись в Версале, отыгрывается и уезжает домой…

    Рассказ о бабушке Томского сильно действует на Германна, ему очень хочется, чтобы старая графиня открыла ему тайну, он беспокойно спит, днем и ночью бродит у дома графини, пока однажды в окне не замечает голову молодой девушки. У него возникает коварный план. Девушка — а именно ее и зовут Лизавета, бедная воспитанница графини – пренесчастное создание, которую все знали, и никто не замечал – начинает получать записки и письма от загадочного офицера, полные страсти и признаний в любви. Первоначально ее это шокирует, но вскоре она решается ему сама отвечать. Проходит две недели и Лизавета назначает нашему герою свидание в доме графини, предварительно описав расположение комнат в доме, как пройти в дом, незаметно и тихо.

    Германн приходит – на дворе почти двенадцать часов ночи – и первым делом идет в комнату графини. Она, страдая бессонницей, сидит у окна. Германн требует от нее тайны, она молчит, он умоляет, она молчит. Он вынимает незаряженный пистолет, и старуха падает замертво.

    Германн идет в комнату Лизаветы, раскрывает ей всю правду, она горько плачет, поняв, что деньги, только деньги двигали им, а не любовь; она же – ни кто иная, как подсобница разбойника. На следующий день графиню хоронят. Германн приходит на службу, и, когда подходит к гробу, ему кажется, что покойница посмешливо глядит на него и подмигивает. На следующую ночь наш герой долго не может уснуть, а когда засыпает, будит шум. В комнату вплывает женская фигура графини. Я пришла к тебе против своей воли — заявляет она, и добавляет: Тройка, семерка, туз – вот выигрышные карты — но выйграв на них однажды, ты не должен будешь после играть до конца дней.

    4 стр., 1882 слов

    Опера П. И. Чайковского «Пиковая дама»

    ... или еще лучше новую песенку"... Чайковский очень любил и высоко ценил свою оперу "Пиковая дама", называя ее шедевром. Она была ... карт - путь завладеть рукой Лизы. 2 к. Герман пробирается в спальню Графини. С трепетом всматривается он в портрет московской ... пылкое объяснение увлекает Лизу. Стук разбуженной Графини его прерывает. Спрятавшийся за портьеру Герман возбужден самим видом старухи, в лице ...

    И женись на Лизавете, я прощаю тебе мою смерть… Вскоре в Москве останавливается общество богатых игроков. Германн решает воплотить в жизнь услышанное от старухи.

    Первые два дня ему это удается, выпадает тройка и семерка – он выигрывает баснословные деньги. В третий день он ставит на свои прошлые выигрыши, с уверенностью, что выпадает туз, но выпадает пиковая дама – которая, как ему кажется, подмигивает ему, усмехаясь. Старуха – в ужасе кричит Германн…

    Вскоре Лизавета выходит замуж за порядочного молодого человека, а Германн попадает в Обуховскую больницу, где ежесекундно шепчет себе под нос: Тройка, семерка, туз! Тройка, семерка, дама! – и не отвечает ни на какие вопросы. Так заканчивается произведение Пиковая дама.

    ЕГЭ 2020 «Месть и великодушие» в драме «Пиковая дама». Что писать в сочинении?

    Повесть Пиковая дама написал Александр Пушкин. Это достаточно известное произведение автора.

    Для начала нужно написать что такое месть и великодушие. Эти два понятия часто встречаются в произведениях.

    Главный герой Герман, хочет быть богатым и успешным, так же он хочет узнать секреты трех карт, чтобы никогда не проигрывать. Он знает что графиня знает секрет. Когда он его узнал, он доводит старуху до смерти. Графиня после смерти приходит к Германа и просит жениться на Лизе. Герман не сдерживает своего обещания. Один раз он проиграл в карты все свое состояние.

    Тут мы видим что месть всегда настигнет человека за его поступки. А великодушие проявила старуха, по отношению к Лизе. Она оставила ей приличное состояние.

    Пиковая дама.Повесть Александра Сергеевича Пушкина. Не совсем понимаю, почему в вопросе указано, что это драма, ведь драма, как лично я считаю, это жанр драматургии. Ну да ладно, вопрос, в принципе не об этом.

    Месть и великодущие. Эти два понятия являются названием направления итогового сочинения по русскому языку и литературе на ЕГЭ 20182019. Раскрыть это направление не так уж и трудно. Достаточно вникнуть в содержание повести. Пойдём по плану.

    • Вступление. Здесь пишем о том, что месть и великодушие, хотя и являются понятиями противоположными, но часто идут вместе и могут проявляться в одном человеке, в данном случае в старой графине. Даём понятие мести и великодушия.
    • Тут дальше пишем, что произведение было написано в 1833 году и напечатано в 1834 году. Затем подчёркиваем, что в «Пиковой даме» отчётливо прослеживаются мотивы мести и проявления мести. Касаемо же великодушия, тоже есть примеры.
    • Основная часть. Тут надо бы передать саму фабулу произведения. Сказать о том, что Герман был эгоистичен и жесток, не останавливался ни перед чем для остижения своей цели- сколотить капитал. Он использовал и девушку Елизавету, притворившись влюблённым в неё, и старую графиню, доведя женщину до смерти.

    В итоге старая графиня уже с того света отомстила Герману, заморочив его рассудок, когда он вместо туза поставил на пиковую даму и проиграл всё. Герман сходит с ума. И в то же время графиня проявляет великодушие для Лизы, оставив ей в наследство приличное состояние, после чего девушка устраивает свою судьбу.

    14 стр., 6607 слов

    Принципы симфонизма П.И. Чайковского в опере «Пиковая дама»

    ... драматургии оперы. Согласно труду Туманиной, «Пиковая дама» принадлежит к особому типу оперы-монодрамы, в чем заключена одна из причин ее высокой симфоничности. Главный герой -- Герман определяет ... такой формы ариозо служат ариозо Германа в четвертой картине «Пиковой дамы» («Если когда-нибудь…»)( см.: 15, 193 ). Чайковский проявил в «Пиковой даме» замечательное чувство симфониста и театрального ...

    • Заключение в форме вывода примерно такое. В повести ясно даётся понять,что за нехорошие поступки может последовать месть, а простые и честные люди могут быть великодушно вознаграждены за своё отношение к жизни и людям.

    В драме «Пиковая дама» главный герой прилагает все усилия, чтобы узнать секрет трех карт. Как играть и не проигрывать. Ему хотелось стать богатым, иметь место в обществе. Однажды, он узнает, что есть человек, который знает тайну трех карт. Он решил воспользоваться чувствами девушки, которая была воспитанницей графини. Но, на самом деле, его интересовала графиня, знавшая секрет.

    Добиваясь открытия тайны, он доводит старуху до смерти. Старуха уже после смерти, явилась призраком к своему убийце и раскрыла ему секрет. Но старуха поставила условие: жениться на Лизе. Герман не сдержал слова.

    И в один прекрасный день, он проигрывает все деньги в карты. Страшная месть настигла Германа: он сошел с ума. Автор нам показал, что месть может прийти нежданно. Поэтому не стоит пренебрегать обещаниями, надеясь избежать мести.

    Сочинения по русскому языку и литературе

    Сочинение на тему «Пиковая дама» 5.00/5 (100.00%) 1 vote

    Повесть Александра Сергеевича Пушкина «Пиковая дама» была написана в 1833 году. Она относится к позднему творчеству писателя, в эпоху оппозиции с царем и аристократией. Повесть небольшая по объему – всего семь глав. Но в тоже время ее захватывающее содержание представляет собой причудливую смесь реальности и мистики. Одной из проблем, обозначенных в произведении, является влияние судьбы на личность и характер человека.

    В первой главе перед читателем раскрывается картина карточной игры. Среди наблюдавших за игроками был немец Герман. Сам он не играл, ибо, по его же словам боялся поддаться слепому азарту. Германа можно охарактеризовать как расчетливого человека с холодным сердцем. Но судьба расставила и для него ловушку. Среди играющих был Томский, который рассказал о своей бабушке. Графиня Анна Федотовна вела светский образ жизни, часто бывала в Париже и «однажды при дворе она проиграла герцогу Орлеанскому что-то очень много». Обратившись за помощью к известному Сен-Жермену, выдававшему себя за «изобретателя жизненного эликсира и философского камня», она узнала тайну трех карт, непременно выигрывающих, если поставить на них подряд. В эту случайно рассказанную историю из собравшихся никто не поверил, кроме Германа. С этого момента легенда заняла все его воображение. Вообще, в повести много, казалось бы, «случайных» событий. Так, в одной из глав мы находим описание следующего момента: «Рассуждая таким образом очутился он в одной из главных улиц Петербурга, перед домом старинной архитектуры… — Чей это дом? – спросил он у углового будочника. — Графини ***, — отвечал будочник. Герман затрепетал. Удивительный анекдот представился его воображению. Он стал ходить около дома, думая об его хозяйке и о чудной его способности». Такой поворот судьбы в корне изменил мировоззрение Германа. Он был полностью поглощен мыслями о богатстве, деньгах, которые могла принести ему карточная тайна графини. Он противится своей судьбе. Отныне у Германа одна жизненная цель: во что бы то ни стало узнать тайну трех карт. Сначала он решает стать любовником старухи, но узнав о ее воспитаннице Лизе, Герман переключается на нее. Главный герой пишет Лизе любовные письма и обманом проникает в дом к графине. Там, напугав старуху до смерти, Герман все же не раскрывает секрет. Осмелившись прийти на отпевание, ему кажется, что старуха насмешливо глядит на него и подмигивает. Ночью Гермам не может долго заснуть. Ему является призрак графини. «Я пришла к тебе против своей воли,, -сказала она твердым голосом: — но мне велено исполнить твою просьбу. Тройка, семерка и туз выиграют тебе сряду, — но с тем, чтобы ты в сутки более одной карты не ставил, и чтоб во всю жизнь уже после не играл. И женись на Лизавете, я прощаю тебе мою смерть…». Далее судьба представляет Герману шанс обогатиться. Он попадает в компанию известного игрока Чекалинского. Поставив в первый день на тройку огромную сумму, Герман выигрывает. Придя на другой день, герой ставит на семерку и вновь становится победителем. Но в третий раз вместо ожидаемого туза в руку Германа попадает пиковая дама, которая прищуривается и усмехается над ним. Изображение на карте поражает воображение своим сходством со старой графиней. Итак, пиковая дама – это не карта. Это сама судьба, ее месть за нарушение нравственного закона. Герман сам становится картой судьбы в более крупной игре, и его «карта бита». В финале произведения описывается пребывание главного героя в психиатрической больнице, где он «не отвечает ни на какие вопросы, и бормочет необыкновенно скоро: «Тройка, семерка, туз» Тройка, семерка, дама!…»

    17 стр., 8475 слов

    Переход от традиционного романа к модернистскому на примере произведения ...

    ... Арагона. Но не случайно в начале 20-х годов появился «Улисс» Джойса, «Степной волк» Германа Гессе, а в середине 50-х го­дов заявила о себе французская школа ... же иррациональную, бессвязную, как бред отшельников. С несколько другой стороны оценивает модернизм Герман Бар: Eines scheidet die Moderne von aller Vergangenheit und giebt ihr den ...