Диагностика адаптации пятиклассника к обучению в среднем звене школы с помощью методики «Сочинение».
Булавинова Е.В.
Переход младших школьников из начального в среднее звено является одним из наиболее сложных школьных периодов. В связи с этим в условиях кардинальной смены деятельности и социального окружения возрастает значение социальной адаптации школьников, которая у учащихся пятых классов связана с новым коллективом учителей, сменой деятельности, появляются новые предметы, отсутствие одного кабинета, даже возможно изменение состава класса. Ситуация новизны, вызвана неопределенностью представлений о требованиях учителей, особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах в коллективе класса, выступает в той или иной степени тревожной для пятиклассника.
Термин «адаптация» впервые появился в физиологии и использовался изначально в биологических науках. В научный оборот введен немецким физиологом Г. Аубертом и обозначал изменения (приспособительного характера) чувствительности кожных анализаторов к действию внешних раздражителей[1].
Соответственно социальная адаптация рассматривается следующим образом: с одной стороны, как процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, с другой – как результат этого процесса.
Согласно Д.В. Ольшанскому, социальная адаптация это вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, входе которого согласовываются требования и ожидания его участников. Важнейший компонент адаптации – согласование самооценок и притязаний субъекта с его возможностями и реальностью социальной среды, включающее также тенденции развития среды и субъекта[2].
Существуют определённые факторы, которые оказывают прямое влияние на успешность прохождения данного процесса. Как родителям, так и учителям очень важно быть осведомлёнными в этой области, чтобы суметь вовремя помочь ребёнку. Адаптация пятиклассников условно делится на внешнюю и внутреннюю. К внешним адаптационным факторам можно отнести: влияние экологических условий, особенности организации процесса обучения, компетентность педагогических воздействий, адекватность учебных требований, особенности воспитания в семье, возможность занятия внеучебной деятельностью. Внутренние адаптационные факторы включают в себя: особенности личностного склада ребёнка: коммуникабельность, склонность к проявлению самостоятельности и организованности, состояние здоровья, степень развития интеллектуальной сферы, мотивация к обучению, умение поддерживать работоспособность на высоком уровне длительный период времени.[5]
Анализ социального обслуживания пожилых граждан города Белогорска
... социального обслуживания. Факторы старения, прекращения трудовой деятельности, сужение привычного круга общения и др., адаптация к новым внешним условиям, снижение интеллектуальных возможностей, рассматривались в работах ... включающих особенности воспроизводства населения, интенсивность и направленность миграции населения, санитарно-демографические последствия войн. Старение – процесс закономерный, ...
Также существуют критерии социально-психологической адаптации и обычно делятся специалистами на объективные и субъективные.К первым относятся продуктивность деятельности, реальное положение в коллективе, показателями которых являются например успеваемость в школе. К объективным критериям адаптации относят и авторитет как социальную реальность, отражающую устойчивое признание членами группы приоритета личности в каком-либо виде деятельности.
Субъективными критериями адаптации являются удовлетворенность личности пятиклассника (осознанная или неосознанная), отношение к различным аспектам и условиям деятельности и общения, а также к самому себе .Продуктивность деятельности должна рассматриваться не абсолютно, а в соответствии с реальными и потенциальными способностями школьника. Такое ограничение в совокупности с субъективным критерием адаптации делает это понятие сугубо индивидуализированным.[4]
Не существует общепринятых методов изучения адаптации , поскольку это очень сложный процесс и в разных сферах он протекает по – разному. На наш взгляд одним из наиболее эффективных методов изучения адаптации пятиклассника, является методика «Сочинение». Создание методики принадлежит известным авторам Афанасьевой Е.И. и Васильевой Н.Л. Методика ориентирована на обследование детей на этапе перехода из начального в среднее звено.
Авторами предлагается экспресс – диагностический метод оценки психологической готовности к переходу в среднюю школу, основанный на анализе продукта деятельности.Используется обычный педагогический прием — дети получают задание написать сочинение. Работа выполняется в обычных условиях, всем классом в течение одного урока. Предлагается тема «Моя любимая игра или занятие». Тема связана с непосредственными интересами детей, что важно для мотивации к работе, достаточно широкая для того, чтобы выявить разнообразие представлений детей об окружающем, их знания и умения.[3]
Сочинения рассматриваются с нескольких точек зрения. По разработанной авторами схеме определяется: интеллектуальный уровень, уровень волевой регуляции деятельности, эмоциональный фон, уровень личностно – социального развития (освоение социального пространства (ОСП)).Каждому из этих показателей соответствует уровень развития ребенка: высокий, средний, низкий.
На немецком языке про хобби с переводом
... Немецкий язык » Тексты на немецком языке » Рассказ о хобби на немецком «Meine Hobbys». Сочинение «Мое хобби» с переводом Рассказ о хобби на немецком «Meine Hobbys». Сочинение «Мое хобби» с переводом Текст «Мое хобби» (Meine Hobbys) на немецком. ... что хобби для нас очень важны. Мы много работаем и учимся, поэтому нуждаемся в интересной деятельности, чтобы ... besuchen ходить на танцы Sprachen lernen
Возьмем для примера интеллектуальный показатель. На высоком уровне в сочинении раскрыта главная мысль, как показатель отражения существенных признаков ситуации, понимание причинно — следственных связей, т.е. закономерностей реальности. Например, сочинение « У каждого человека есть свое хобби. Хобби бывает разное: Читать много книг, петь, или бывает спортивное хобби. У меня тоже есть хобби и не одно. Главное из них плавание(спортивное хобби).Это занятие не из легких, там надо иметь хорошее дыхание.Занимаюсь я плаваньем один год, сначала результатов не было, а потом я стал одним из лучших. Существует разные виды плаванья: кроль, плаванье на спине, брас, баттерфляй. Мое хобби помогает здоровью: делает дыхание лучше, сильнее и спортивнее. Мое хобби добавляет в мою жизнь целеустремленности, мужества и смелости. Также я играю в компьютер, смотрю по телевизору спортивные и научные программы. Собираю и читаю книга из серии «Подводный мир»».
На среднем уровне — наличие главной мысли в сочинении и ее минимальное раскрытие. Например, сочинение « Хобби это наша страсть. Марки, монеты, игрушки, животные и многое другое, разновидностей хобби великое множество. Вот, лично мое — шутки и веселье. Все это так здорово! Когда-то я занимался личным спортом. Но потом понял – это не мое. Я сочиняю стихи и учусь играть на гитаре».
На низком уровне интеллектуального показателя в сочинении имеется правильная структура фраз, каждое предложение содержит мысль. Еще более низкий уровень является показанием для индивидуального обследования,требуется уточнение уровня общего интеллектуального развития. Например, « мое хобби корабли. Я хожу в кружок «сделай сам». Там я делаю корабли для выставки. Мне нравится ходить в этот кружок. Там у меня много друзей. В бедующем я мечтаю создать большую коллекцию кораблей. У меня есть 4 корабля. Я хочу пополнить свою коллекцию ».
Использование данной методики позволяет выявить детей «группы риска» по различным признака. Такой подход может быть полезен для выбора адекватной психолого педагогической помощи учащимся. Низкие результаты по интеллектуальному уровню нуждаются в дополнительной проверке. Возможно, требуется обучение детей в классах коррекции. Низкие показатели по параметру волевой готовности требует дополнительного изучения, и возможно, медико – педагогической коррекции. Выводы по показателю «доверие к школе» зависят от общего фона. Если большая часть сочинений формальна и не содержит личностной включенности, то это скорее, отражение общей ситуации в школе. Если же такие сочинения еденичны, то они могут быть отражением личностных проблем.
Так же интерпретируются показатели ОСП. Наличие его однозначно говорит о благополучном социальном развитии. Не выраженность ОСП, однако, не является свидетельством неблагоприятного развития. (В частности, на выполнение задания написать сочинение могут оказывать влияние ситуативные факторы).
Виды сочинений — Развитие речи — Русский язык — ...
... литературу (цитирование); [Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/tvorcheskaya/vid-povestvovatelnogo- ... причинные – рассуждение. Сочинение-повествование «Повествовательными текстами называются такие, ... степени способствует развитию навыков самостоятельного ... что рекламируется; - Сочинение-реклама — для учащихся новый жанр. Главное ... автора к описываемому. виды сочинений-описаний: описание отдельных ...
Игровая направленность интересов ребенка свидетельствует о запаздывании в личностном развитии. Если это сочетается с низким интеллектуальным уровнем, то такой ребенок нуждается в коррекционных занятиях для развития интеллектуальных способностей.
Если интеллектуальный уровень высокий, то игровая направленность является показанием для включения в группу личностного развития коммуникативной компетентности.
Дети с выраженными эмоциональными проблемами, отраженными в сочинении, нуждаются в дополнительном психологическом или медико-психологическом консультировании.
Список литературы:
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/metodika-sochineniya-avtoryi-e-i-afanaseva-i-n-l-vasileva/
1.Дербенев, Д. П. Адаптация личности в социуме [Текст] : учеб.-метод. пособие / Д. П. Дербенев. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 189 с.
2.Ольшанский, Д. В. Адаптация социальная [Текст]: словарь / Д. В. Ольшанский. – СПб. : Азбука, 2000. – 566 с.
3.Методика «Сочинение»[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vashpsixolog.ru
4.Психологические теории адаптации личности. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.formanagement.ru/formans-461-2.html (10.11.16)
5.Факторы, влияющие на адаптацию пятиклассников. [Электронный ресурс]. Режимдоступа: