Этот домен припаркован компанией Timeweb
Больше, чем хостинг.
Разместите свой сайт в Timeweb
Разместите свой сайт в Timeweb
Timeweb — компания, которая размещает сайты клиентов в Интернете, регистрирует адреса сайтов и предоставляет аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в Сети — расскажите миру о себе! Узнать больше
Наш самый популярный продукт
Большой Бейсуг
Поэты всегда задумывались о цели поэтического творчества, о месте поэта в жизни страны, народа. Что и для кого должен писать поэт — эти вопросы возникли еще в глубокой древности одновременно с самой поэзией. Поэт или гражданин? Поэт и гражданин? Поэт — гражданин? Необходимо ли поэту — Божьему избраннику — быть еще и гражданином?
Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» писал: И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал. Трагична была судьба великого русского поэта М.Ю. Лермонтова, который не нашел себе места в жизни среди бесчисленных «масок». Одиночество тяжелой печатью легло на его стихи. О своем назначении поэта, о своих стихах он говорил: И отзыв мыслей благородных Звучал, как колокол на башне вечевой Во дни торжеств и бед народных. Поэт-демократ Н. А. Некрасов свои лучшие стихи посвятил народу, он до конца пронес на плечах всю тяжесть труда и ответственности поэта, чтобы в конце жизни с гордостью сказать: «Я лиру посвятил народу своему».
Творчество Владимира Маяковского представляет новый этап в развитии русской поэзии. Он стал одним из лучших поэтов начала XX века, века глубоких социальных перемен. Это было время ломки не только политического строя, но и этических и эстетических норм. В его лирике наиболее ярко, может быть, даже демонстративно запечатлены черты новой человеческой личности. Герой поэзии Маяковского — это и сам поэт, и обобщенный образ россиянина. Место своей поэзии в жизни современного ему общества поэт определил не сразу и не скоро. Задумываясь о кажущейся бесполезности поэта среди повседневных будничных забот людей, он задает вопрос: Ведь, если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно? Поэт — та же звезда, и свет ее служит нравственным ориентиром людям. Внутренне убежденный в необходимости поэтического слова для человеческой души, Маяковский видит миссию поэта в том, чтобы впитать себя всю боль миллионов страдающих и одиноких людей и рассказать о ней миру. Обращаясь к окружающим, к грядущим поколениям, поэт заявляет: Вот — я, весь боль и ушиб. Вам завещаю я сад фруктовый Моей великой души! После Октябрьской революции поэт обращается ко всем художникам слова с призывом направить свое мастерство на воспитание людей: «Товарищи, на баррикады — баррикады сердец и душ».
Сочинения | Сочинения 8 класс. Проблема смысла жизни и назначения ...
... «человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него». Понятие «счастье» в устах «феномена» звучит очень странно. Для него самого счастье недостижимо, но он верит, что другие смогут его достичь. Противоречие жизни заключается ...
Маяковский уже не сомневается в том, что его искусство нужно народу, что оно необходимо стране. Как капитан, который является душой и сердцем корабля, так и поэт, в понимании Маяковского, выполняет большое и ответственное дело: управляет сердцами и умами людей на одном большом корабле, называемом страной. Сердца — такие же моторы. Душа — такой же хитрый двигатель. По Маяковскому, поэзия необходима людям, как солнце. И здесь не случайно сравнение настоящей поэзии со светилом, которое издавна считалось символом жизни на земле, без которого не было бы ни тепла, ни света Стихи согревают душу каждого человека, наполняя ее вечным огнем жизни, заставляя осознать себя неотъемлемой частью огромного мира. А солнце тоже: «Ты да я, нас, товарищ, двое! Я буду солнце лить свое, а ты — свое, стихами». В стихотворении «Необычайное приключение…» возникает тема двух солнц: солнца света и солнца поэзии. Эта тема развивается в произведении и дальше, находя очень точное и меткое воплощение в поэтическом образе «двустволки солнц», из одного ствола которой вырываются снопы света, а из другого — свет поэзии. Перед силой этого оружия падает ниц «стена теней, ночей тюрьма». Поэт и Солнце действуют сообща, сменяя друг друга. Поэт заявляет, что когда «устанет» и захочет «прилечь» Солнце, то он «во всю светает мочь — и снова день трезвонится». Размышления о поэтическом труде В. Маяковский продолжает в стихотворении «Разговор с фининспектором о поэзии». Это его произведение является одним из ключевых к пониманию того, какой глубокий смысл вкладывал автор в слово «поэт». Стихотворение представляет собой шутливый, но страстный монолог — спор, где Маяковский отстаивает свою точку зрения.
Прежде всего, он говорит о поэте как о труженике, человеке, который недаром ест хлеб, а является полезным членом общества: «Мой труд любому труду равен». Этими словами автор строк хочет сказать, что поэзия — нелегкий, кропотливый, требующий высочайшего мастерства и квалификации труд, нуждающийся в шлифовке каждого стихотворения, как драгоценного камня, чтобы он «сверкал всеми гранями»: Поэзия — та же добыча радия. В грамм добыча, в год труды. Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды. Работа поэта-мастера оправдывается глубоким воздействием меткого слова на умы и сердца людей. Как и Пушкин, видевший задачу поэта в том, чтобы «глаголом жечь сердца людей», так и Маяковский пишет об «испепеляющем слов, этих жжении». А что, если я народа водитель и одновременно — народный слуга? Важной особенностью поэзии В. Маяковского было то, что круг жизненных явлений, отраженных в его произведениях, был ничем не ограничен. Поэт считал, что он обязан писать обо всем, что видит вокруг себя, обо всем, что волнует и мучает его, ведь любая тема — это познание чего-то нового, каждое стихотворение — это первооткрытие, а поэзия в целом — «езда в незнаемое». Возможно, и революцию Маяковский принял от жажды чего-то нового, неведомого доселе, от желания идти в ногу со временем, участвовать в созидании новой жизни, новых идеалов, а вовсе не оттого, что он глубоко верил в идеи коммунизма.
Революция «пожирает» своих детей. Поэт, «наступая на горло собственной песне», превратился в производителя штампов певца Моссельпрома: Но я себя смирял, становясь на горло собственной песне. Как нельзя лучше эти строки показывают душевную борьбу Маяковского, его мучительные раздумья. В 1930 году, незадолго до своей трагической гибели поэт пишет поэму «Во весь голос», которая является как бы его поэтическим завещанием. Именно в этом произведении мы видим истинное лицо и настоящие чувства поэта, который через головы современников обращается к грядущим поколениям, к своим потомкам, обещая рассказать «о времени и о себе». Начиная этот рассказ, автор не торопится называть себя поэтом». Я ассенизатор и водовоз, революцией мобилизованный и призванный. Поэт борется с грязью и «мразью» жизни. Почему он водовоз? Потому что стихи, как и вода, необходимы людям, без них не может гармонично развиваться ни один человек. «Водовоз» противопоставляется тем, кто «строчит романсы», кто «мандолинит из-под стен», создавая литературные побрякушки в угоду низкопробным мещанским вкусам. И теперь, уже громко и ясно называя себя поэтом. В. Маяковский резко отмежевывается от всех тех, кто считает поэзию делом сугубо личным. Маяковский с полным сознанием своего значения утверждает, что его стихи будут известны потомкам: Мой стих трудом громаду лет прорвет и явится весомо, грубо. зримо, Как в наши дни вошел водопровод, сработанный еще рабами Рима. Поэт оказался прав: его стихи, пройдя сквозь время, не обесценились, а его «звонкая сила поэта» напоминает людям о том месте, которое занимает творчество поэта и гражданина Владимира Маяковского в нашем литературном наследии.
похожие материалы
- Маяковский. Тема поэта и поэзии.
- Тема поэта и поэзии в творчестве В. В. Маяковского
< Предыдущая | Следующая > |
Личность В. В. Маяковского до сих пор недостаточно понятна как для исследователей — критиков и литературоведов, так и для почитателей таланта этого поэта. Споры о значении его поэзии в русской литературе не утихают и по сей день: одни возвеличивают Маяковского, говоря о том, что он создал новый тип поэзии, разрушил рамки старого искусства и внес своеобразную “свежую струю” в литературу первой трети XX века; другие же заявляют, что Маяковский был продажным поэтом, служакой у руководителей Советского государства, и с большим сомнением называют его поэзию поэзией. Тем не менее все сходятся в одном: личность Маяковского, его творчество, его стихи были неоднозначны и очень противоречивы. Для В. В. Маяковского, конечно, было необычайно важно его творчество, он не мог не думать о своем месте в жизни, о том, ради чего он писал. В разное время тема поэта и поэзии находила в лирике Маяковского разное выражение. В раннем творчестве прослеживается тенденция близости к футуристам, и задача поэзии для Маяковского в то время — это создание новых форм, самоценность средств выражения, конструктивность восприятия мира и — во многом — эпатаж и игра, противопоставление себя окружающему миру.
Уже расходясь с идейно-формальными установками футуризма, чувствуя тесноту рамок одного направления для выражения своего таланта, Маяковский чувствует в себе мощь трибуна, борца за переустройство мира. Он бросает вызов обществу, считая невозможным для поэта молчать в то время; наиболее сильно это проявилось в стихотворении “Нате!”: Все вы на бабочку поэтиного сердца взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош. Толпа озвереет, будет тереться, ощетинит ножки стоглавая вошь. А если сегодня мне, грубому гунну, кривляться перед вами не захочется — и вот я захохочу и радостно плюну, плюну в лицо вам я — бесценных слов транжир и мот. Маяковский заявляет в стихотворении о подлинном назначении поэта, о настоящем искусстве, которое он противопоставляет поэзии забав, развлечений и ненужных умствований. В этот же период поэт пишет трагедию “Владимир Маяковский”, в которой показывает трагическое противостояние одинокого поэта мещанской толпе. Однако тема отношений поэта и толпы уже связана с темой ответственности художника перед историей и обществом. Поэт Маяковского — фигура трагическая; он прямо заявляет о переплетенности своей судьбы с судьбами всех изуродованных горем и страданиями людей.
Маяковский проводит мысль о том, что поэзия должна быть защитником обездоленных, угнетенных, а поэт — рупором их страданий и мучений; поэт не должен оставаться в стороне от реальной жизни и просто наблюдать за ней со стороны. Эта же мысль присутствует и в поэме “Облако в штанах”; за поэтами должны идти — кто? А за поэтами — уличные тыщи: студенты, проститутки, подрядчики. Нам, здоровенным, с шагом саженьим, надо не слушать, а рвать их… Этот протест против мещанской, обывательской культуры, мещанского быта, эта сила, буря, способная снести все на своем пути, — вот что такое, по мнению Маяковского, настоящая поэзия. Но в “Облаке в штанах” Владимир Владимирович выступает уже в иной роли, в роли “предтечи” революции: …в терновом венце революций грядет шестнадцатый год. А я у вас — его предтеча; я — где боль, везде… Желание разрушить отжившее, старое, гнилое, желание создать что-то свое, новое и светлое — вот в чем суть поэзии Маяковского до революций 1917 года. Октябрьские события в 1917 году совершенно переменили настрой и направленность творчества Маяковского, изменили его представление о назначении поэта и поэзии. Маяковский воспринимает революцию как главное дело в своей жизни, и теперь поэт и поэзия должны защищать революцию, восхвалять ее, бороться (так считал Маяковский) за светлое будущее.
В “Оде революции” он пишет: Тебе обывательское — о, будь ты проклята трижды! — и мое, поэтово — о, четырежды славься, благословенная! Маяковский работает в “Окнах РОСТа”, пишет агитки, рисует плакаты в поддержку молодой Советской республики, искренне веря в новые идеалы. Поэт считает, что творчество, создание стихов такой же тяжкий труд, как и работа у станка. В стихотворении “Поэт рабочий” Маяковский говорит о том, что Я тоже фабрика. А если без труб, то, может, мне без труб труднее. Но труд поэтов — почтенный паче — людей живых ловить, а не рыб. Огромный труд — гореть над горном, железа шипящие класть в закал. Так аллегорический Маяковский заявляет, что он тоже пролетарий, но — пролетарий духа. Труд мой любому труду родствен, — пишет он в “Разговоре с фининспектором о поэзии” — стихотворении, в котором и сам как бы излагает основные представления о себе, о своем творчестве и о роли поэзии. В стихотворении видно противопоставление обыденного факта — визита к налоговому инспектору, и внутреннего монолога лирического героя, речь которого становится все более жаркой и страстной, постепенно наполняется волнением; поэт рассуждает о “месте поэта в рабочем строю”, приравнивает свой труд к промышленному производству, говорит о потерях, о “тратах” на материал, объясняет понятие рифмы, которое перерастает в своеобразную метафору поэтического труда: — Поэзия вся! — езда в незнаемое..
Поэт пытается раскрыть тайну поэзии для самого себя и для других людей. В то же время читатель видит постоянные переходы от высокопоэтического, эмоционального языка к совершенно конкретному, деловому разговору. В стихотворении возникает своеобразный драматургический сюжет, в котором вполне представлена роль сценического партнера, хоть он и не говорит ни единого слова. Маяковский как бы подводит итог своему творчеству: А что, если я десяток пегасов загнал за последние 15 лет? А результат этого — “страшнейшая из амортизации — амортизация сердца и души…”. Маяковский приходит к выводу, что труд поэта не оплатишь деньгами — он оценивается другой мерой — жизнью поэта, которой он оплачивает высокое и нелегкое право на бессмертие: Поэт всегда должник вееленной… Слово поэта — ваше воскресение, ваше бессмертие, гражданин канцелярист. Через столетья в бумажной раме возьми строку и время верни! Тема бессмертия поэта и поэзии звучит и в ранее написанном стихотворении “Юбилейное”, посвященном 125-й годовщине со дня рождения А. С. Пушкина. Маяковский признает вечность Пушкина; рассуждая о значении своей поэзии, он достаточно скромно заявляет, что После смерти нам стоять почти что рядом… И после этого дает характеристику своим современникам, сожалея, что Чересчур страна моя поэтами нища! И, говоря о живости слога и поэзии Пушкина даже в современное ему, Маяковскому, время, он пишет: Были б живы — стали бы по Лефу соредактор.
Я бы и агитки вам доверить мог. Раз бы показал: — вот так-то, мол, и так-то… Вы б смогли — у вас хороший слог. Однако наиболее важными в этом стихотворении являются последние строки, которые, по моему мнению, отражают истинное отношение Маяковского и к Пушкину, и к Поэту, и к Поэзии во всем его творчестве: Ненавижу всяческую мертвечину! Обожаю всяческую жизнь! Но наиболее ярким выражением отношения Маяковского к роли поэта и поэзии явилось вступление в поэму “Во весь голос” — одно из самых последних произведений поэта. Вступление представляет собой обращение к потомкам, а также является своеобразным подведением итогов творчества поэта, его жизни, попыткой взглянуть на себя со стороны. В этой автохарактеристике есть вызов: Маяковский показывает, что задача поэта максимально, предельно “обрублена”: И мне агитпроп и мне бы строчить в зубах навяз, доходней оно романсы на вас — Ноя себя и прелестней. смирял, становясь на горло собственной песне. Поэт говорит о том, что столь грубо изменила задачу литературы революция; но здесь поэзия — баба капризная, от которой Маяковский отделяет себя, отделяет от “лирических водоизлияний” молодых поэтов; он выступает в роли агитатора, горлана-главаря, утверждая свое достоинство в будущем и надеясь на понимание потомков.
В стихотворении есть некоторая перекличка с “Памятниками” Пушкина и Державина: Мой стих дойдет через хребты веков и через головы Мой стих поэтов и правительств… трудом громаду лет прорвет и явится весомо, грубо, зримо… Маяковский как бы проводит “парад” своих стихов — они …стоят свинцово-тяжело, готовые и к смерти и к бессмертной славе. Поэт не исключает и забвения (“умри, мой стих…”), но надеется, что потомки сами определят его место среди поэтов, для него же критерий истины — честность. В стихотворении звучит и мотив памятника: пускай нам общим памятником будет построенный в боях социализм. Для Маяковского судья в будущем — “планеты пролетарий”, и именно ему поэт отдает все свое наследие, “до самого последнего листка”. Поэт привлекает внимание читателя различными интонационно-синтаксическими средствами: в стихотворении есть и деловая речь, и страстная проповедь, и исповедь, и сниженная до просторечий (“кто их, к черту, разберет!”) полемика; тональность иногда меняется даже в одной строке. Заключение поэмы — это отражение пафоса времени и представлений поэта, пафос его личности. Маяковский надеется на объективную оценку своих творений потомками с точки зрения нравственной и эстетической значимости. Б. Пастернак назвал “Вступление…” “предсмертным и бессмертным документом”. Он был прав; без этой заключительной поэмы Маяковский для нас, потомков, возможно, остался бы слишком простым, и возможно, что без нее мы не смогли бы разрешить многих загадок личности этого, без сомнения, великого поэта, а также его отношения к жизни и к поэзии.
Сочинения
Лирика Маяковского — это внутренний мир поэта, его собственное я, его переживания. В своих работах писатель отображает чувства и мысли, которые он хочет донести до окружающих. Он хочет, чтобы его поэзия была нужна народу, вот только многие не понимают его стихов, считая их политической пропагандой. Но Маяковский продолжает верить, и говорит, что его стихи прорвут громаду, ворвутся зримо и грубо, как в свое время вошел водопровод, что был придуман еще рабами в Риме. Так оно и произошло, поэтому лирику Маяковского изучают и по сей день.
Особенности и своеобразие лирики Маяковского
Особенность и своеобразие лирики Маяковского заключается в ее многогранности и многозначности. Лирика в творчестве Маяковского включила в себя любовь и одиночество, бунт и нежность. Маяковский не боится нового, поэтому постоянно ищет какие-то неизвестные поэтические решения, которые бы соответствовали его состоянию, и показывали дух эпохи великих перемен. Для лучшей передачи сюжетной линии, поэт часто использует в своих стихах гиперболические и футуристические метафоры, использует пропуски значимых слов и паузы, придающие стихам Маяковского особую торжественность.
Одной из особенностей лирики Маяковского является еще то, что поэт не боится использовать разговорную лексику. Его стихи насыщены просторечием и неологизмами. А еще он сам придумывает слова, и вводит новые принципы рифмовки, видоизменяя стихотворные размеры, и используя стиль написания в виде лесенки. Таким образом, благодаря своеобразию лирики Маяковского, наша литература обрела множество приемов построения стихотворных форм.
Темы и мотивы лирики Маяковского
Творческий путь писателя Маяковского начался в сложный период, во время революций и войн, когда на смену старому миру, приходит новый. Писатель хочет делиться с читателем происходящими событиями, отражая их в своих стихах. В целом, творчество Маяковского можно разделить на дореволюционную лирику, и послереволюционную. Естественно и темы лирики Маяковского на каждом этапе затрагивались свои. Так, в дореволюционном творчестве писатель раскрывает в основном тематику города, отрицания буржуазной жизни, пишет на тему любви и одиночества. А вот лирика послереволюционная в основном раскрывает тему гражданско-патриотическую, антимещанскую, революционную. Также Маяковского волнует тема поэта и поэзии, тема поэта и толпы.
Как видим, тематика лирики включила в себя множество мотивов. Но в целом, все свое творчество Маяковский посвящает одной цели — служению народу. Свою же любовь к народу автор называет движущей силой в своей творческой жизни.
Давайте более подробно рассмотрим темы лирики Маяковского, что поднимает поэт в своих стихах.
Ранняя лирика Маяковского
Как известно, Маяковский начинает свой творческий путь, выбрав путь писателя-футуриста. После дебюта в 1912 году, он становится центральной фигурой в русской литературе двадцатого века. При этом творческий путь поэта начинается бурно, поэтому и ранняя лирика Маяковского отличается резким неприятием действительности. Все стихи раннего творчества поэта — это вечный протест против мироустройства. Язык его стихотворений грубый и изломанный. В каждой строчке ранней лирики поэта чувствуется протест против обыденности, против толпы и насилия, против серости.
Как писал литературный критик З. Паперный, главной темой ранней лирики поэта был ужас человека, который нужен только себе, ужас одиночества и существования только лишь для себя. Главная тема раннего творчества поэта заключалась также в поиске друга, товарищества, братства, однако его постоянно преследует тема одиночества. Оно, как проклятие поглотило поэта, и с этим сложно было бороться. Как говорит Паперный, поэт в своем раннем творчестве стремится к людям, он их любит, но вместо их поддержки, автор наталкивается на стену непонимания. Он видит перед собой не людей, а каких-то безликих и бессердечных существ.
Любовная лирика Маяковского
Невозможно представить лирику в целом без любовной тематики. Может поэтому у каждого писателя в его творчестве имеются произведения, посвященные любви. Раскрывается тема любви и в лирике Маяковского. Казалось бы, разве может едкий сатирик и горлан писать о прекрасном? Но, знакомясь с творчеством Маяковского, замечаем и другую грань, что раскрывается в стихотворениях, посвященных женщинам. Мы видим здесь ранимого человека, страдающего и любящего. Здесь он открывается читателю, как нежный и застенчивый герой, трогательный, иногда воинственный, и даже дерзкий.
Примером любовной лирики может быть поэма под названием Люблю, что была посвящена Лиле Брик. Их отношения были непростыми. Он и наслаждался безумной любовью к женщине, и страдал одновременно. Очень часто Маяковский делает вывод, что настоящая любовь — это всегда страдания, ведь влюбленный воздыхатель готов на все ради любимой. Однако их отношения не были продолжительными. До нее Маяковский встречался с Марией Денисовой-Щаденко, которой также посвятил немало работ, и среди самых известных можно назвать произведение Это было в Одессе. Но из-за разного социального положения пара не могла быть вместе.
После расставания с Лилей, Маяковский был долгое время одинок, пока не повстречал Татьяну Яковлеву, но и эти отношения завершаются трагично.
Последней избранницей поэта стала Вероника Полонская, хотя многие из окружения писателя говорили лишь об их дружеских отношениях. Несмотря на это, поэт посвятил стих и ей, назвав его Неоконченное.
В целом любовная лирика Маяковского искренняя, душевная. Поэт без стеснения говорит о чувствах, где воспевает оду своим женщинам, и в этом проявляется особенность его любовной лирики. Да, любовь причиняла боль, оставляя раны в сердце, но при этом она заставляла творить. Благодаря любовной лирике читатель смог заглянуть во внутренний мир поэта, который оказался очень нежный и богатый.
Тема поэта и поэзии в лирике Маяковского
Очень долго выдающегося писателя двадцатого века считали автором, который писал лишь агитационные и революционные листки. Вот только в действительности Маяковский был разноплановым поэтом. Несмотря на то, что живет он во времена, когда революции сменяют одна другую, когда ликование сменяется репрессиями, пишет писатель и на тему любви, на тему природы, пытается понять в своем творчестве смысл бытия. А еще в лирике Маяковского затрагивается тема поэта и поэзии.
Очень хорошо данная тематика раскрывается в стихотворении Во весь голос, где писатель обобщает опыт поэта и его размышления о предназначении своего творчества. По мнению Владимира Маяковского назначение поэзии и поэта — это постоянное обращение к разуму человека и его духу. Писатель считал, что поэзия должна побуждать людей видеть прекрасное даже в обычных вещах, она должна заставлять думать, призывать людей к совершенству мира и себя самих. Как и многие другие писатели, Маяковский продолжает проповедовать важность поэзии и поэта в жизни человека.
Сатирическая лирика Маяковского
Продолжая работу над характеристикой лирики Маяковского, нужно сказать и о сатире, которая присутствует на всех этапах его творчества. Сатира занимает одно из главных мест в его работах. Сначала это были пародийные гимны, в годы гражданской войны под шаржами и картинками он писал небольшие сатирические подписи из которых сложился цикл сатирических произведений, среди которых такие известные, как Бюрократиада, О дряни, Прозаседавшиеся. Там высмеиваются приспособленцы, бюрократы и подлизы. В своих сатирических образах поэт затрагивает не только портреты политиков, но и в таких работах, как Сплетник, Подлиза, Халтурщик, раскрывает пороки общества. Чтобы лучше передавать суть, Маяковский применяет такие средства сатиры, как насмешка, сарказм, гротеск.
Революция в лирике Маяковского
Как мы уже говорили, поэт затрагивает разные темы в своих работах, среди которых невозможно не упомянуть тему революции в лирике Маяковского. Да и возможно ли было пройти мимо нее, когда живешь в эпоху больших перемен? Но если многие не понимали, что несет им революция, то Маяковский верил в наступление светлых дней. При этом, он верил, что для того чтобы изменилось общество, должны были измениться сами люди. Чтобы прийти к светлому будущему каждый должен был сломать себя изнутри.
В дореволюционных стихотворениях писатель разоблачает пороки общества, он задыхается среди пустых людей, поэтому начинает призывать всех к переменам. А революция 1917 года подарила писателю новую надежду. Для него переворот был не концом, а началом, поэтому и прославляет писатель революцию, призывая не останавливаться, а продолжать движение вперед. Так появляется Ода революции, где каждая строка пропитана энергией перемен.
Раскрывая тему революции, поэт рассматривает ее со всех сторон, и главное, он видит не только ту революцию, что происходит на улицах и представлена лозунгами и столкновениями. Маяковский видит революцию, что происходит в душах людей. Этой теме автор посвящает свою работу Приказ по армии искусства. Конечно, движущей силой всех революций был народ, но чтобы с помощью силы народной вершить революции, людей нужно вдохновлять, чем и должны заниматься поэты и музыканты. И Маяковский на своем примере показывал нужное отношение к революции. Возможно он слишком сильно превозносил эти события, выдавал желаемое за действительность, но именно благодаря таким людям, как Маяковский, и происходят настоящие революции не только в обществе, но и в сознании.
Лирика Маяковского основные темы и мотивы
4.5 (89.09%) 11 votes
«Я волком бы выгрыз бюрократизм… » или — Маяковский — человек-эпоха
Я — поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу. Об остальном — только если это отстоялось словом. (В.В. Маяковский. Я сам).
«Я хочу быть понят моей страной» — эта строка из стихотворения Владимира Маяковского звучит как просьба и заклинание. И хочется действительно понять поэта, не судить о нём поверхностно, разобраться в перипетиях его трагической судьбы.
В русской поэзии существует прекрасная традиция: каждый поэт, будь он мал или велик, не мог не задумываться о назначении творчества, о своём месте в жизни современного ему общества, о роли поэзии в жизни людей.
У Маяковского, поэта революции, было много общего в понимании роли поэта и поэзии с классиками XIX века. Пушкин призывал «глаголом жечь сердца людей», «милость к падшим призывал». Лермонтов, продолжатель лучших традиций своего великого современника, уподоблял поэзию боевому оружию, утверждая действенное значение литературы в нравственном и политическом преобразовании общества. Некрасов считал, что поэт, независимо от степени его таланта, должен быть прежде всего гражданином, воспринимающим боль и страдания народа, как свои собственные.
«Светить всегда, светить везде», — так определял задачу поэзии В. Маяковский. Он жил в сложную переломную эпоху созидания нового общества, которая выдвинула перед ним целый ряд новых требований и целей.
МАЯКОВСКИЙ, ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ, русский поэт (1893—1930).
Родился 19 июля 1893 в селе Багдади Кутаисской губернии, в семье лесничего. И отец, и мать Маяковского были потомственными дворянами (Столбовой отец мой / дворянин // кожа на руках моих тонка… — Про это).
В 1906, после внезапной смерти отца, семья Маяковских переезжает в Москву. В Москве Маяковский, увлекшись идеями социал-демократии, вступает в 1908 в РСДРП и принимает участие в подпольной работе. С этим обстоятельством связано и прекращение Маяковским, после 5-го класса гимназии, систематического общего образования. Маяковский трижды арестовывался, но в конце концов был отпущен на поруки матери, после чего вышел из рядов партии и, вопреки распространенному мнению, впоследствии в неё не вступал.
Именно в тюрьме, под впечатлением от впервые прочитанных современных стихов, в частности — Бальмонта, Маяковский сделал первые шаги в поэзии (стихи не сохранились), написанное впоследствии оценивал очень критически.
Обучался живописи в училище живописи, ваяния и зодчества, откуда вскоре был исключен за футуристическую «левизну». Совместно с В. Хлебниковым, Д. Бурлюком и А. Крученых Маяковский организовал группу кубофутуристов, подписав их манифест «Пощечина общественному вкусу» (1912).
В империалистическую войну 1914 года Маяковский занял пораженческие позиции. В 1915 был призван на военную службу чертежником. Восторженно встретил, однако скоро разочаровался в Февральской революции. В Октябрьские дни стал работать с большевиками. В годы военного коммунизма провел огромную работу в «Роста». В начале нэпа организовал группу «левого фронта искусства», сосредоточившуюся вокруг журналов «Леф» и «Новый Леф», которые Маяковский редактировал. Совершил несколько поездок за границу — по Западной Европе (Франция, Испания) и Америке (САСШ и Мексика).
20-летний творческий путь поэта завершился вступлением в начале 1930 года в РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей — литературное объединение в СССР послереволюционных времён).
Личный кризис привел Маяковского 14 апреля того же года к самоубийству.
Поэтический борец и новатор, Маяковский был тем великим художником, который не выбирал себе «путь, чтобы протоптанней и легче», а шёл отыскиваемой им самим трудной дорогой. Творчество Маяковского противоречиво и сложно. Он органически проделал сложнейшую поэтическую перестройку. Путь Маяковского к искусству социалистической революции, к поэзии пролетариата пролег через ухабы и рытвины индивидуализма, болезненного мессианистского одиночества и бредовой тоски. От одинокого бунтарства и протеста против капиталистических отношений с позиций абстрактно-гуманистических, — через мелкобуржуазное революционно-космическое восприятие перспектив Октябрьской революции к подлинной пролетарской революционности — таков путь поэта.
В 1912—1917 Маяковский выступает как своеобразный социалист-утопист, как выразитель той группы мелкобуржуазной, гуманистически настроенной интеллигенции, идейное развитие которой впоследствии привело к приятию Октябрьской революции. Основная тема дореволюционного творчества Маяковского — человек и капитализм. В самой уже постановке темы «человек и капитализм» в Маяковском сказалась природа мелкобуржуазного утописта. Силой своего дарования поэт выражал ощущение растерянности, бессилия перед лицом капитализма, уродующего и уничтожающего личность.
Вражда, ненависть к капитализму окрашивают творчество Маяковского в этот период. «День рождения человека» встревожил «логово банкиров, вельмож, дожей». Человек начинает понимать сущность капиталистического общества. Для него это частная собственность капиталистов и банкиров, скрепленная законами, государственными установлениями, религией. Это понимание далеко от пропагандируемого марксистского понимания капиталистических отношений. Но человек Маяковского приходит стихийно к протесту против коренных установлений капиталистического общества. В поэме «Человек» (1916) Маяковский даёт следующий образ капиталистического мира:
Моё безупречное описание земли передайте из рода в род. Рвясь из меридианов, Атласа арок пенится, звенит золотоворот франков, долларов, рублей, крон, иен, марок.
В нём, в этом золотовороте всё и вся тонут. Золотоворотом управляет капиталист-банкир, «повелитель всего», ненавидимый человеком Маяковским, грозный, «неодолимый» враг. «Повелитель всего» опутал сетью проводов все страны и землю скрутил в улицы. Он мощен, неуязвим. Он всесилен и всемогущ. Нет силы, способной опрокинуть его господство. Нет выхода.
Встрясывают революции царств тельца, Меняет погонщиков человечий табун, Но тебя, Некоронованного сердец владельца, Ни один не трогает бунт!
Маяковский не знал ещё, что есть в этом обществе сила, историческая задача которой и состоит в том, чтобы сбросить иго «повелителя всего» — «некоронованного сердец владельца». Прекрасного, могучего человека, воспеваемого Маяковским, слуги «повелителя всего» — банкиры, вельможи — захватили в плен. Жаждущим работы рукам они дали винтовку, «физическую силу ума», обуздали законом, на сердце — этот необычайнейший «комок» и «чудо» — надели «цепь-религию». Маяковский протестует против закона, против собственности, издевается над богатыми, святотатствует, богоборчествует.
К империалистической войне 1914 года Маяковский отнёсся отрицательно, став на пораженческие позиции. Этим он выделялся из среды других мелкобуржуазных поэтов, в массе своей оголтелых патриотов и шовинистов. В «Войне и мире» (1916), пожалуй единственной во всей русской поэзии того времени антивоенной поэме, с такой исключительной силой протестующей против войны, Маяковский писал:
Вылезли с белым. Взмолились — не надо! Никто не просил чтоб была победа родине начертана. Безрукому огрызку кровавого обеда, на чорта она?!
К протесту против войны Маяковский привёл своего человека. Но этого мало. Маяковский, имевший давние счеты с «повелителем всего», в нём же почуял и виновника этой войны. Зачинателей войны он клеймит убийцами. Самому изображению войны предшествует изумительная по сатирической силе картина современного ему капиталистического Вавилона. В нем «мясомассая, быкомордая орава», «орущая», «жрущая», «пьющая», «по ночам взбирающаяся потеть друг на друге, сотрясая город скрипом кроватей».
Причина войны, по Маяковскому, — «рубль, вьющийся золотолапым микробом в прогрызанной душе». Отношения капиталистической собственности сделали основной чертой души человека погоню за рублем. Деньги, стремление к наживе и выгоде сделали неизбежной империалистическую войну. Страшный лик войны в потрясающе сильных строфах своей поэзии и рисует Маяковский.
Реальная действительность, продолжение войны Временным буржуазным правительством, рост социалистической борьбы пролетариата начинают разрушать гуманистические иллюзии и мелкобуржуазную утопичность воззрений Маяковского. Он начинает понимать, что империалистическая бойня санкционирована буржуазно-демократическими установлениями, он видит, что над нею веет дух рубля, франка, доллара, марки.
Только революция, сперва Февральская, а затем Октябрьская, поставила перед Маяковским задачу сделать свою поэзию простой, доступной и понятной широким массам.
«Левый марш» — самое революционное стихотворение Маяковского — намечает новый художественный конфликт в лирике поэта: «МЫ» (краснофлотцы, Ленин, Теодор Нетте, строители Кузнецка) — «ОНИ» (белые, спекулянты, Керенский, Врангель, «мурло мещанина» советской формации).
Духовно-нравственный конфликт «Я»—«ВЫ» уступает место идеологическому и политическому. Вся поэтическая структура «Левого марша» аргументирует это противостояние: «МЫ» разворачиваемся в марше, чтобы загнать клячу истории, ибо смотрим в будущее, — «ОНИ» живут по библейским законам, смотрят в прошлое; «МЫ» реем как вольные птицы — «ОНИ», заручившиеся поддержкой Антанты, уподобились зверю («вздымает лев вой»); «МЫ» несём человечеству свет — «ОНИ» — тьму, «мора море, голод». Энергичный рефрен: «Левой! Левой! Левой!» выражает и команду идущим, и оптимизм поэта. Все выделенные нами образы легко группируются в антитезы, характерные для стиля революционного романтизма, известного ещё поэтам XIX в.
С одной лишь разницей: XIX в. уповал на солнце разума, Маяковский выдвигает на первый план маузер и удушение («крепи у мира на горле пролетариата пальцы»).
Итак, поэт предлагает невероятное: «Ваше слово, товарищ маузер!» Всегда ли мы понимаем последствия такого призыва? Поэтический «маузер» Маяковского вызвал, по закону бумеранга, обратное действие: 14 апреля 1930 г. поэта не стало. Официальная версия смерти — самоубийство. Но сейчас популярна и другая — политическое убийство. Что бы ни было на самом деле, оба предположения не противоречат друг другу, так как причины трагедии уходят корнями в биографию поэта.
Сатиру Маяковский назвал своим любимым оружием, метившим в годы революции в «контру», а после неё — в совмещанина («О дряни»).
«Совмещанин» — изобретение поэта, каламбур, соединяющий в себе три слова: «советский», «совмещать» и «мещанин».
Без сатирической окраски слово «мещанин» довольно безобидно, т.к означает «человека, прикреплённого к месту».
Эпоха Маяковского — эпоха словотворчества, неологизмов типа: «совкино», «совкультура». Поэт гордился тем, что он советский («Я себя советским чувствую заводом, вырабатывающим счастье»), возмущался любым сокращением доброго слова, поэтому в отместку и придумал: «совмещанин», то есть совмещающий в себе «красную», лояльную форму и антисоветскую суть. Маяковский рисует совмещанина в домашней обстановке, среди особого интерьера: рядом с самоваром газета «Известия», клетка с канарейкой соседствует с портретом Маркса в «алой рамочке». Символы красного режима и на платье у жены — брошь в виде «серпа и молота». Так выглядит бутафорская революционность. «Наскоро оперенье переменив», совмещанин, даже жену называющий «товарищ Надя», организовал дома уютный быт, подкрепляемый «подачками» («К празднику прибавка — двадцать четыре тыщи») за сверхуживчивость, сверхлояльность, сверхравнодушие к судьбе страны-подростка. Сатирическая деталь поэта беспощадна, нарочито груба, низкопробна («намозолив от пятилетнего сидения зады», «крепкие, как умывальники», «фигурять», «та или иная мразь»).
В стихотворении «Прозаседавшиеся» Маяковский рисует уклад советского учреждения в «дожде бумажных дел», в бесконечных заседаниях, посвящённых «покупке склянки чернил» или «объединению Тео и Гукона» (ироническое соединение двух разных учреждений: «Тео — театральный отдел Главполитпросвета, Гукон — Главное управление коннозаводства при комиссариате земледелия»).
Царство абсурда наваливается на лирического героя, его «свихнувшийся разум» не в состоянии понять «спокойнейший голосок секретаря» о своем начальнике: «Они на двух заседаниях сразу». Гротесковый стиль стихотворения пронизан публицистичностью, ибо газеты тех лет обсуждали многочисленные вопросы советского бытия: «В чём ходить на работу?», «Как строить отношения между мужчиной и женщиной?», «Нужен ли институт знакомств?», «Можно ли носить галстуки, пиджаки, фраки?», «Что такое изящная жизнь?» Если первые вопросы отражают процесс созидания новой культуры, то последние два — типичная желтизна — бессмысленная и беспощадная.
Темы сатирических стихотворений охватывали всю злобу дня: бюрократизм, быт, любовь, нравы молодёжи, псевдоценности советской буржуазии, вызывая гнев, презрение, желание «достучаться» до тех, кто не хочет строить город-сад, не хочет видеть «чахоткины плевки», беспризорных детей. «Шершавый язык» плаката вошёл в стилистику Маяковского.
В стихотворении «Приказ № 2 по армии искусств «Маяковский обращается к современным писателям и поэтам с призывом:
Товарищи! Дайте новое искусство — такое, чтобы выволочь республику из грязи».
По убеждению Маяковского, искусство должно войти в жизнь, поэт — стать таким же необходимым и полезным людям, как солнце. Об этом он пишет в стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».
Солнце приходит в гости к поэту-труженику, поэту-агитатору, заваленному работой. Эта нереальная фантастическая история теряет мистическую многозначительность благодаря мягкому юмору, введению в повествование забавных бытовых деталей. У Маяковского светило «заговорило басом», потребовало варенья и даже снизошло до дружеской болтовни с поэтом. Но вот в ироническом авторском повествовании незаметно появляются серьезные ноты, которые затем возвышаются до патетики.
…Пойдём, поэт, взорим, вспоём у мира в сером хламе. Я буду солнце лить своё, А ты — своё, стихами.
Аллегорическая форма помогает поэту ярко и образно выразить свое понимание роли поэзии, искусства в обществе. Цель солнца — светить людям, давать жизнь всему живому на земле. Таким же неутомимым тружеником должен быть поэт. Свет поэзии для людей — то же, что свет солнца. И поэт, понявший это, радостно несёт свою нелегкую ношу.
Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить — и никаких гвоздей! Вот лозунг мой — и солнца!
Маяковский никогда не обожествлял поэзию, не накидывал на неё флер таинственности и загадочности. Напротив, «труд мой любому труду родствен», — утверждал поэт. Но вместе с тем он вовсе не склонен был преуменьшать значение и результаты этого труда. Да, поэт, работая над стихом, затрачивает гигантские усилия:
Поэзия — та же добыча радия. В грамм добыча, в год труды. Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды.
Только упорный вдохновенный труд дает поэту право стать «водителем» народа, а не его «слугой». Только тогда:
Эти слова приводят в движение тысячи лет миллионов сердца.
Поэт — это активный строитель новой жизни. Маяковский считает поэзию мощным оружием борьбы с тем, что мешает людям нормально жить. Он вновь и вновь возвращается к мысли о том, что «чистого, нейтрального искусства нет». Каждый, кто служит ему, по мнению Маяковского, должен чётко определить свои идейные позиции, найти своё место в строительстве новой жизни.
В неоконченной поэме «Во весь голос» Маяковский подводит итог своей 20-летней поэтической деятельности. По форме это произведение представляет собой острый полемический разговор поэта социалистической эпохи с потомками. Здесь Маяковский обращается к тем, кто будет жить в «коммунистическом далёко», разговаривает с ними, «как живой с живыми». Он, подобно Пушкину в «Памятнике», старается осмыслить суть и значение своей поэзии, объяснить далёким потомкам, в чём заключается назначение поэта советской эпохи. Только тот может быть истинным поэтом, кто весь свой талант щедро отдаёт трудовому народу.
[/quote]И все поверх зубов вооруженные войска, что двадцать лет в победах пролетали, до самого последнего листка я отдаю тебе, планеты пролетарий.[/quote]
У Маяковского было, что отдать пролетариату. Если дореволюционная поэзия Маяковского, примерно за восемь лет, вместилась в одном томе, то послереволюционная, за 12 лет, потребовала девяти томов, и это далеко не всё, что было написано Маяковским после революции. Революционная атмосфера, органическое участие поэтическим словом в революционной борьбе пролетариата вызвали и бурную, кипящую поэтическую деятельность и многообразие жанров.
Тема поэта и поэзии — самая актуальная в лирике Маяковского. В «Пощёчине общественному вкусу» (1914), «Облаке в штанах» (1915) он полемизировал с «чистой» поэзией, равнодушной к трагедии города, войне, революции, с традицией элитарного искусства. В «Юбилейном» сам автор новой поэтики, обращаясь к Пушкину, скажет, что в его стихах «гудит время телеграфной строкой» и наступили «битвы посерьезнее Полтавы», что своим творчеством он выполняет социальный заказ и ему хотелось бы в литературной табели о рангах занять место рядом с Пушкиным, который также «бушевал» в своей эпохе.
Послушайте! Ведь если звезды зажигают — Значит, это кому-нибудь нужно?
Бескорыстное служение людям, равнодушие к почестям и славе — вот отличительные черты Маяковского-поэта. И это даёт ему уверенность в том, что его «стих трудом громаду лет прорвёт и явится весомо, грубо, зримо, как в наши дни вошел водопровод, сработанный ещё рабами Рима».
Голос Маяковского доносится к нам сквозь десятилетия. Что же мы ответим ему? Пророчества великого советского поэта об обществе в духе утопического социализма не сбылись. Пока не сбылись. На многое мы смотрим сейчас совсем по-иному, но как нам не хватает страстной веры Маяковского в светлое будущее, его огромной любви к своему отечеству! И хотя сегодня идеологией России стал либерализм, значит ли это, что Маяковский безнадежно устарел, что его поэзия уже не интересна и не нужна людям?
Думается, что настоящий большой талант нацеленный на воплощение лучшего будущего не зависит от политической ситуации в стране, перемены идеологий. Маяковский по-прежнему жив, ибо каждая его поэтическая строчка искренна. Он писал только о том, во что верил, к чему стремился, о том, что должно случиться. По-прежнему злободневна его сатира, бичующая бюрократизм, приспособленчество, пошлость. Мы продолжаем зачитываться его изумительными поэмами и стихами о любви, открывая для себя новые грани этого всепоглощающего чувства. Мы до сих пор восхищаемся оригинальностью и необычностью его языка и стиля. И как-то незаметно приходим к выводу: чтобы обрести вечную жизнь в своей поэзии, художник должен быть прежде всего искренним и честным с самим собой и с людьми.
Создание новой культуры требует и новых подходов. Таким созидателем-новатором был Маяковский. Чувствуя биение сердца новой страны, он отражал её будущее в своём творчестве:
Республика, наша, строится, дыбится. Другим странам по сто.
История — пастью гроба, А моя страна подросток — твори, выдумывай, пробуй.
Радость прёт! Не для вас уделить ли нам? Жизнь прекрасна и удивительна. Лет до ста расти нам без старости.