Время и пространство в романе Мастер и Маргарита Булгакова

Сочинение

Время и пространство в романе Мастер и Маргарита Булгакова

Пространство этого романа удивительно! В книге ведь совмещаются целых два романа. Они совсем разные, хотя и пересекаются. Действие одного происходит в Москве, современной Булгакову. Другого – в Иерусалиме времён Христа.

В обоих романах жаркая погода. Даже удивительно жаркая! В Москве с самого начала герои жалуются на жару, которая не очень хорошо переносится в каменном городе. В «Ершалаиме» тоже жарко, хотя его жители к ней привычны. (Кстати, головная боль Пилата и не вызвана жарой!) Во время казни несчастные мучатся ещё и от жары. То есть всё происходит летом.

И там, и там надвигается гроза, как и бывает после сильной жары. С одной стороны, дождь нужен. С другой – гроза пугает, разрушает привычную жизнь. На самом деле может быть опасной. В Москве тучи закрывают небо, когда Воланд уже уносит Мастера и его избранницу.

В обоих романах проходит примерно одинаковое время – неделя. Я бы сказал, что для Иешуа – чуть меньше, а для Мастера – больше. Кроме того, Мастер вспоминает прошлое – знакомство с Маргаритой, начало их жизни, свою болезнь. А Воланд, вообще, говорит, что живёт очень долго – сам видел Христа. В конце романа появляется и Пилат, и один из апостолов, и сам Иешуа, то есть они вне понятия время – они вечны. И Мастеру тоже подарили вечный покой, хотя и не блаженство. Но он счастлив, ведь он разделит свою участь с возлюбленной.

Пространство в московской части намного шире. Для Пилата есть его город, некоторые улицы, Голгофа… А вот Москва представлена большим количеством улиц. Важны «нехорошая квартира», Патриаршие пруды, дом Литератора, Варьете, подвальчик Мастера, психиатрическая лечебница, магазины… Один из персонажей даже оказывается в Ялте! И после упоминается вся страна, по которой идёт поиск «банды» Воланда.

Кстати, в Москве есть экскурсии по следам этого романа. И «нехорошая квартира» существует как музей Булгакова. Несколько лет назад я слышал, что от памятника Пушкину (на одноименной станции) отправляется стилизованный автобус по маршруту булгаковского романа. Это очень, по-моему, здорово! Понятно, что в Иерусалиме экскурсии по святым местам, которые и упомянуты в книге.

Мне нравится система романа. Интересно переноситься из Москвы в Иерусалим, из почти современности в древность… И стиль повествования меняется, настроение! Конечно, древний роман более серьёзен. Всё это хороший приём, и очень интересный роман.

Вариант 2

Мастер и Маргарита – гениальное произведение талантливого русского писателя, служащее настольной книгой для многих людей. В относительно небольшом произведении автор смог: затронуть многие аспекты бытия цивилизации, добавить щепотку юмора и сатиры, поговорить с читателем о сущности культуры, коснуться религиозной и философской темы. Привлекает в произведении и его эпохальность: писатель вместил многие географические и временные локации.

14 стр., 6534 слов

Жанровые особенности романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита

... в романе «Мастер и Маргарита». Жанр произведения позволяет совместить библейский период и Москву Булгакова. Между собой связаны сразу три линии сюжета, которые порождают яркое и неповторимое повествование. Ведь это и любовь Мастера и Маргариты, философия Иешуа и ...

Незадачливый читатель может легко потеряться в многообразии сюжетных линий романа и не сразу вычленить общую канву повествования. Однако, в романе встречаются три основных мира: Москва времен советской России, Древний Ершалаим (аллюзия на Древний Рим), некий мир, находящийся в другом измерении.

Философский подтекст романа обоснован в древнем мире, где описаны отношения бродячего проповедника Иешуа и прокуратора Понтия Пилата. Эта античная история описана самим Мастером. В романе он коллега по цеху для Булгакова. Порой читатель сам не замечает, как писательское перо ловко направляет его уже в библейскую эпоху, заставляя невольно послушать идеи как Ершалаимского чиновника, страдающего неизлечимой болезнью, так и божественного проповедника Иешуа.

Сатирическую основу романа составляет Москва тридцатых годов. Здесь явно видна изобличительная подоплека повествования. Автор высмеивает среду, в которой он варился большую часть своей жизни – среда московских литераторов. Рассматривает автор и вопросы быта и жизни горожан тех лет.

Начинается, как ни странно, роман вовсе не с Мастера и не с Маргариты: начинается он именно в Москве на Патриарших прудах, с разговора двух литераторов на религиозную тематику. Есть эпизоды разоблачения деятелей культуры Воландовской дьявольской шайкой.

Имеется в произведении и мир фантастических сущностей. Ведь, по сути, главные персонажи романа в реальном мире имеют лишь телесные оболочки. Они не люди и не животные – они представители дьявольской свиты. Жители мира грешников. Венцом повествования в мистическом мире становится бал Сатаны, где почетной хозяйкой и была Маргарита. В потустороннем мире находятся и все написанные рукописи, весь продукт духовной деятельности гениев, иначе как объяснить утверждение о том, что рукописи не горят.

Время и пространство в романе Мастер и Маргарита