В романе М.А. Булгакова два пласта времени. Первый — давешний, еще не распят Иисус. Второй — довоенный, 30-е годы XX века. Автор сравнивает людей в этом гигантском временном промежутке, ведь Воланд часто в прямой и косвенной форме задавался этим вопросом: «Изменились ли люди?»
[sms]Сравним и мы, использовав две цитаты.
«— Итак, Марк Крысобой, холодный и убежденный палач, люди, которые, как я вижу, — прокуратор указал на изуродованное лицо Иешуа, — тебя били за твои проповеди, разбойники Дисмас и Гестас, убившие четырех солдат, и, наконец, грязный предатель Иуда — все они добрые люди?
- Да, — ответил арестант.
- И настанет царство истины?
- Настанет, игемон, — убежденно ответил Иешуа.
- Оно никогда не настанет! — вдруг закричал Пилат страшным голосом…»
«— Ну, что же, — сказал Воланд, — люди как люди. Любят деньги, но это всегда так было…Ну, легкомысленны… НУ, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартир-Нь’и вопрос только испортил их…»
Интересно, что бы сказал мессир, встретившись с москви чами сегодня?
Но сначала .надо поговорить о быте. Москва того времен «замечательна» коммуналками, маленькими комнатками, на битыми людьми и снабженными общим коридором, общей кухней и общим туалетом. Эти люди живут в состоянии посто янной вражды, цепко оберегая свою жалкую собственности, примус на кухне, сервант и коврик с лебедями в комнатке, парусиновый портфель, характеризующий принадлежность к руководящей работе… Этот быт будет еще более саркастично передан в «Собачьем сердце», где профессор Преображенский произнесет свой знаменитый монолог о разрухе, которая начинается с того, что люди мочатся мимо унитаза и ходят по паркету в калошах.
Кроме жителей коммунальных «муравейников», показан быт и относительно состоятельных людей, опекаемых властью: писателей, чиновников, театральных работников. Большинство из этих людей или совершенно бездарны, или продали свои способности за материальные блага. Они готовы лизоблюдничать, чтоб не лишиться права вкусно пить и жрать в специальном ресторане, жить в отдельной квартире, ездить на такси.
Булгаков заставляет читателя, весело смеющегося над комическими ситуациями и остроумными репликами, ощутить страшную опасность шариковщины, этого нового социального явления, которое начало зарождаться в 20-е годы. Революционная власть поощряет стукачество, доносительство, высвобождая самые низменные инстинкты некультурных и необразованных людей. Она дает им ощущение власти над людьми умными, культурными, интеллигентными. Буфетчики, администраторы, рифмачи, домоуправы — «шариковы», дорвавшиеся до власти, представляют страшную угрозу для общества.
Тема власти в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
... Мастера и Маргариты» является вопрос взаимодействия человека и власти в этом мире. Булгаков показывает нам, как этот вопрос решается в древнем мире и в современной ему Москве. В исторической части романа, проблема власти ... Роман "Мастер и Маргарита". Главные герои романа: Иешуа и Воланд, свита Воланда, Мастер и Маргарита, Понтий Пилат. Москва 30-х годов. Судьба романа "Мастер и Маргарита". ...
«Ненавистный город!» — восклицает прокуратор, осознав, что Иешуа не спасти. Ассоциация с Мастером достаточно ясная. И спустя столетия ненавистный город перерастает в Москву, отравленную большевизмом, ту Москву, которую «лечат» сподвижники Воланда всеочищающим огнем.
Бытовой маразм этого города открывается уже с первой страницы.
« — Дайте нарзану, — попросил Берлиоз.
- Нарзану нету, — ответила женщина в будочке и поч му-то обиделась.
- Пиво есть? — сиплым голосом осведомился Бездомный.
- Пиво привезут к вечеру, — ответила женщина.
- А что есть? — спросил Берлиоз.
- Абрикосовая, только теплая, — сказала женщина…»
Подобную ситуацию прекрасно помнят пожилые люди, которые прожили часть жизни в совдепии, в коммунистическом «раю». Тогда вся страна представляла собой гигантскую коммуналку, тщательно охраняемую баллистическими ракетами.
В повести соотношение смешного и трагического очень неравномерно, поскольку к первому относится незначительная часть внешней, событийной линии. Все остальные грани — приоритет второго.
Судьба дома в Обуховом переулке соотносится с судьбой России. «Пропал дом», — говорит профессор Преображенский после вселения в его дом жилтоварищей. То же говорил Булгаков о России после захвата власти большевиками. Нелепо выглядящие, невоспитанные и практически незнакомые с культурой мужчины и женщина, на женщину непохожая, читателю вначале могут показаться смешными. Но именно они оказываются пришельцами царства Тьмы, вносящими дискомфорт в бытие не только профессора; именно они во главе со Швондером «воспитывают» в Шарике Шарикова и рекомендуют его на государственную службу. И вот он уже готов по команде партийного начальства кричать: «Распни его! Варав-ву помиловать!»
Это нравы Москвы, совмещенные с нравами Иерусалима дохристианского периода. Это нравы и жалкий быт убогих рабов в обществе, где интеллигентность и свобода мнения поставлены вне закона. Сцены быта, нравов в Ерщалаиме и в Москве абсолютно реальны. В утреннем и предвечернем освещении очертания людей и предметов точны и четки, будто смотришь на них сквозь идеально прозрачное стекло.
Одной из главных мишеней очистительной работы Волан-Да становится самодовольство рассудка, в особенности рассудка атеистического, сметающего с пути заодно с верой в ога всю область загадочного и таинственного. С наслаждением отдаваясь вольной фантазии, расписывая фокусы, шут-и перелеты Азазелло, Коровьева и Кота, любуясь мрачным гуществом Воланда, автор посмеивается над уверенностью, про Форм жизни можно расчислить и спланировать, а процветание и счастье людей ничего не стоит устроить — нужно только захотеть.[/sms]
Мир женщины. Любовь. Отношения. Семья. Мужчины (4)
... сочинения 2016-17 г. Разум и чувство И.С. Тургенев «Отцы и дети», Н.М. Карамзин "Бедная Лиза" И.А. Бунин «Чистый понедельник», А.М. Горький «Старуха Изергиль», Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот» И. ... с тобой" (разум Уилла и чувства Луизы) Честь и бесчестие А.С. Пушкин «Капитанская ... жизни, это осознала. Ларра – гордец, сын человеческой женщины и орла, незнакомый с понятиями любви и ...