Талант любви в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет»
Ход урока
-
Организационный момент.
-
Сообщение темы, плана урока. Постановка цели.
-
Проверка домашнего задания.
-
Слово преподавателя.
Творчество ровесника И.А. Бунина, Александра Ивановича Куприна (1870-1938) было советскому читателю более известно потому, что в отличие от Бунина, Куприн за год до своей смерти, в 1937 году вернулся из эмиграции на родину. Этих писателей многое объединяет. Прежде всего, следование традициям русской классической литературы, приверженность реализму в изображении жизни, отношение к творчеству Л.Н. Толстого как к образцу, уроки мастерства Чехова. Куприна тоже интересует отношения человека и природы, любовь, как стихия живой жизни. Куприн развивает тему «маленького человека», подчёркивая «необыкновенность каждого». Но если для Бунина главное – созерцательное, аналитическое начало, то для Куприна важны яркость, сила, цельность характера.
-
Доклад студента о биографии А.И. Куприна.
-
Интересные факты из жизни А.И. Куприна (Студенты должны были подобрать их самостоятельно из рекомендованной литературы).
IV Изучение и освоение темы урока:
«Талант любви в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет».
-
^
Рассказ «Гранатовый браслет», написанный Куприным в 1910 году, посвящён одной из главных тем его творчества – любви. В эпиграфе стояла первая нотная строка из второй сонаты Бетховена. Вспомним высказывание Назанского, героя «Поединка» о том, что любовь – это талант сродни музыкальному. (Возможно прослушивание музыкального отрывка).
В основе произведения лежит реальный факт – история любви скромного чиновника в светской даме, матери писателя Л. Любимова.
-
Зачитать отрывок (преподаватель) и ответить на вопросы к нему:
-
Как художественно преобразил Куприн реальную историю, услышанную им в семье высокопоставленного чиновника Любимова?
-
Какие социальные преграды ( и только ли они одни?) отодвигают любовь героя в сферу недоступной мечты?
14 стр., 6794 словТалант есть драгоценнейший дар бога не погуби его
... своих лирических излияниях». [Котляревский Н. Художественное, философское и автобиографическое значение повести "Портрет" // Н. В. Гоголь. Его жизнь и сочинения / Под ред. В. Покровского — М., 1915. — С. 225 ... ХIХ века, В.Г.Белинский неодобрительно отозвался о повести «Портрет»: «Портрет есть неудачная попытка г. Гоголя в фантастическом роде. Здесь его талант падает, но он и в самом падении остается ...
-
Можно ли сказать, что в «Гранатовом браслете» выразилась мечта самого Куприна об идеальном, неземном чувстве?
-
Аналитическая беседа
Преподаватель
Частный случай поэтизирован Куприным. Автор рассказывает о любви, которая повторяется «только один раз в тысячу лет». Любовь, по Куприну, «всегда трагедия, всегда борьба и достижение, всегда радость и страх, воскрешение и смерть». Трагичность любви, трагичность жизни лишь подчёркивают их красоту.
1) Как рисует Куприн главную героиню рассказа, княгиню Веру Николаевну Шеину (зачитать)?
-
Почему она осталась на даче?
-
Отметьте несхожесть Веры Николаевны с младшей сестрой.
-
Сделать вывод по первому вопросу.
Внешняя недоступность, неприступность героини заявлена в начале рассказа её титулом и положением в обществе – она жена предводителя дворянства. Но Куприн
показывает героиню на фоне ясных, солнечных, тёплых дней, в тишине и уединении, которым радуется Вера, напоминая, может быть, о любви к уединению и красоте природы Татьяны Лариной (тоже, кстати, княгини в замужестве).
Мы видим, что внешне царственно спокойная, со всеми «холодно и свысока любезная» с «холодным и гордым лицом» княгиня (сравним с описанием Татьяны в Петербурге, глава восьмая, строфа XXVII: « Но равнодушною княгиней, (Но неприступною богиней), Роскошной, царственной Невы») – тонко чувствующий, деликатный, самоотверженный человек: она старается незаметно помогать мужу «сводить концы с концами», соблюдая приличия, всё-таки экономить, так как «жить приходилось выше средств». Она нежно любит свою младшую сестру (их явную несхожесть и во внешности и в характере подчёркивает сам автор, глава II), с «чувством прочной, верной истинной дружбы» относится к мужу, по-детски ласкова с «дедушкой», генералом Аносовым, другом их отца.
-
Какой приём использует автор для того, чтобы ярче выделить появление в рассказе Желткова?
Куприн «собирает» всех действующих лиц рассказа, за исключением Желткова, на именины княгини Веры. Княгиня получает не просто дорогие, но с любовью выбранные подарки: «прекрасные серьги из грушевидных жемчужин» от мужа, «маленькую записную книжку в удивительном переплёте…любовное дело рук искусного и терпеливого художника» от сестры. Небольшое общество приятных друг другу людей весело празднует именины, но Вера вдруг отмечает, что гостей тринадцать, и это настораживает её: «она была суеверна».
-
Как на этом фоне выглядит подарок Желткова? (зачитать описание браслета).
-
В чём его ценность? Каково символическое звучание это ещё одно тревожное предзнаменование. Желтков дарит самое ценное, что у него есть – фамильную драгоценность. Это символ его безнадёжной, восторженной, бескорыстной, благоговейной любви.
-
Как развивается тема любви в рассказе?
13 стр., 6262 словТема любви в произведениях Куприна и Бунина (Школьные сочинения). ...
... И. А. Бунина и И.А. Куприна в аспекте любовной проблематики и разработка вопроса об изображении идеальной любви в произведениях обоих авторов. Задача реферативного исследования – выяснить, как трактуют понятие «идеальная любовь» И. А. Бунин и А. И. Куприн, сравнить и сопоставить, в ...
-
Муж Веры, князь Василий Львович, человек весёлый и остроумный, вышучивает ещё незнакомого ему Желткова, показывая гостям юмористический альбом с «историей любви» телеграфистка к княгине. Однако окончание этой смешной истории оказывается почти пророческим: «Наконец он умирает, но перед смертью завещает передать Вере две телеграфные пуговицы и флакон от духов, наполненный его слезами».
-
Как звучат истории любви, рассказанные генералом Аносовым? (Коротко пересказать).
Сделать вывод.
Генерал Аносов рассказывает свою историю любви, запомнившейся ему навсегда короткий и простой, которая в пересказе кажется просто пошлым приключением армейского офицера. «Не вижу настоящей любви. Да и в моё время не видел!» – говорит генерал и приводит примеры обыкновенных, пошлых союзов людей, заключённых по тому или иному расчёту. «А где же любовь – то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – «сильна, как смерть»?…Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!» Аносов рассказывает о похожих на такую любовь трагических случаях. Разговор о любви вывел на историю телеграфиста, и генерал почувствовал её истинность: «может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».
-
Как изображается автором Желтков и его любовь?
Куприн развивает традиционную для русской литературы тему «маленького человека». Чиновник со смешной фамилией Желтков, тихий и не заметный, не только вырастает в трагического героя, он силой своей любви встаёт над мелочной
суетой, жизненными удобствами, приличиями. Он оказывается человеком, ничуть не уступающим в благородстве аристократом.
-
Как вы считаете, есть что-либо «таинственное» в облике главного героя рассказа?
Любовь возвысила его. Любовь стала страданием, единственным смыслом жизни, (зачитать прощальное письмо Желткова к Вере Николаевне).
-
Есть ли в облике чиновника Желткова то, что сближает его со сказочным героем?
Уходя из жизни, Желтков благословляет свою возлюбленную: «Да святится имя твоё». В этом можно усмотреть кощунство. Любовь для героя выше всего земного, она божественного происхождения. Никакие «решительные меры» и «обращения к властям» не могут заставить разлюбить. Ни тени обиды или жалобы в словах героя, только благодарность за «громадное счастье» – любовь.
Мёртвый Желтков приобретает «глубокую важность, …как будто бы он перед расставаньем с жизнью узнал какую-то глубокую и сладкую тайну, разрешившую всю человеческую его жизнь». Лицо умершего напоминает Вере посмертные маски «великих страдальцев – Пушкина и Наполеона». Так Куприн показывает великий талант любви, приравнивая его к талантам признанных гениев.
-
Каким настроением проникнут финал рассказа? (Зачитать).
-
Обобщение и систематизация изученного.
^
Умирает Желтков, но пробуждается к жизни княгиня Вера, ей открылось нечто недоступное ранее, та самая «большая любовь, которая повторяется раз в тысячу лет». Герои «любили друг друга только одно мгновение, но навеки».
И ещё. Подумаем над словами Куприна из письма к Ф.Д. Батюшкову (1906 г.): «Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви!»
^
-
Итоги урока.
-
Домашнее задание: сочинение «Талант любви в произведении А.И. Куприна «Гранатовый браслет».
«Любовь – всегда трагедия,
всегда борьба и достижение,
всегда радость и страх,
воскрешение и смерть».
^
ЦЕЛИ УРОКА:
Образовательная:
-
показать мастерство А.И. Куприна в изображении мира человеческих чувств;
-
роль детали в рассказе.
Воспитательная:
^
Вид урока:
Методы обучения:
^
Комплексно- методическое обеспечение:, Литература:
Куприна К.А. «Куприн – мой отец». М., 1979;
- Михайлов О. «Куприн» ЖЗЛ М. 1981;
- «Русская литература XX века» под ред.
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/lyubov-talant-srodni-muzyikalnomu/
В.П. Журавлёва.
ПРИДНЕСТРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ им. Т.Г. ШЕВЧЕНКО
БЕНДЕРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ФИЛИАЛ
Кафедра общеобразовательных дисциплин
УТВЕРЖДАЮ
Зам. Директора по УР
_______. Делимарский Г.М
«____» __________2006 г.
ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА , ТЕМА: «ТАЛАНТ ЛЮБВИ В РАССКАЗЕ А.И. КУПРИНА
«ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ»
дисциплина «Русская литература»
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/lyubov-talant-srodni-muzyikalnomu/
Подготовил:
Преподаватель русского яз.
___________Родионова Л.Ф.
«____» ___________ 2006 г.