Рассуждение «Любимый уголок моего города»

Урок развития речи в 4-м классе : «Сочинение-рассуждение «Любимый уголок моего города»

Цель: научить писать сочинение-рассуждение на материале собственных наблюдений.

Задачи урока:, Обучающие:

  • формирование умение строить текст в определенной композиционной форме;
  • систематизирование собранный материал;
  • определение главной мысли сочинения;
  • формирование навыки самоконтроля;
  • провести речевую подготовку с целью предупреждения речевых недочетов и грамматических ошибок в сочинениях;

Воспитывающие:

  • воспитывать самостоятельность;
  • творческую активность;
  • эстетическое восприятие достопримечательностей родного города;
  • воспитывать патриотизм, любовь к своему родному городу;

Развивающие:

  • развивать способность внимательного отношения к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи;
  • развивать чувство прекрасного;
  • Ход урока.
  • Сегодня на уроке мы будем говорить о нашем родном городе Перми и учиться писать сочинение- рассуждение.

Сочинение -от старого русского слова «чин»,т.е. порядок. Сочинять, создавать сочинение- это значит приводить в порядок свои мысли, свои знания.

И в этом нам поможет работа над сочинением- рассуждением. Объясняя и доказывая что-либо, мы составляем обычно текст- рассуждение. Такой текст строится по определенной схеме: (на доске)

1. Основная мысль.

2. Доказательства.

3.Вывод.

  • Каждая часть схемы соответствует пункту вопросного плана по которому вы расскажете о своем любимом уголке города.

На доске:

1.Какой уголок города вам нравится больше всего?

2. Чем интересен для вас этот уголок Перми?

3.Какие чувства вызывает посещение любимого местечка города?

  • В нашем большом городе-великане у каждого из нас есть такой уголок, куда нас тянет больше всего, где нам становится спокойно и уютно, радостно и весело, где сердце переполняется гордостью за свой родной город.

В наш город приезжает много туристов и с каждым годом их становится все больше и больше.

Сегодня в своих работах вы расскажете гостям нашего города о разных уголках Перми, тех, которые вам по душе. Может быть, наши гости заинтересуются этими местами города, захотят побывать там.

  • Вам было дано задание собрать материал. Собранный вами материал вы изложили в черновиках, которые перед вами.
  • Давайте сейчас проверим, подчинены ли ваши черновики схеме сочинения- рассуждения.
  • Найдите ту часть текста, которая выражает главную мысль. (Зачитывают)
  • Сейчас давайте найдем часть текста, которая содержит доказательства. (Зачитать).

    11 стр., 5411 слов

    Конспект русского языка «Подготовка к сочинению- рассуждению ...

    ... «Полгода до экзамена осталось, а я как собачка Павлова – текст понимаю, а написать сочинение по нему не могу!» Вот такие проблемы волную ваших сверстников А вас?. …Да, ребята, часть «С» ... … Добавим - по тексту Л. Н. Андреева . Запишите тему урока : « Подготовка к сочинению – рассуждению по тексту Л. Андреева» 4 .Формулирование учащимися цели урока. Мне хотелось бы, чтобы вы сами сформулировали цель ...

  • Но, хочу обратить ваше внимание, что основная мысль и доказательства в сочинении-рассуждении соединяются между собой словами-мостиками:

На доске:

потому что

ведь

так как

  • Попробуйте соединить

А сейчас найдите в своих текстах-черновиках ту часть, где прослеживается вывод.

А вот от доказательств к выводу опять перекидываются слова- мостики:

На доске:

вот почему

поэтому

Найдите выводи дополните словом-мостиком.

Сейчас мы подчиним ваши черновики схеме сочинения-рассуждения. Но в черновике не еще хорошо и удачно.

Прочитайте еще раз внимательно черновик:

  • все ли слова написаны правильно, нет ли ошибок, пропусков букв?
  • все ли слова употреблены удачно, не нужно ли заменить?
  • не нужно ли что то сократить, добавить, переделать?

Переписывание сочинений.

Чтение сочинений.

Получилось сочинение- рассуждение? Подчиняется ли оно схеме?

  • Сегодня на уроке мы учились писать сочинение-рассуждение. По какой схеме создается сочинение- рассуждение?

Какие слова-мостики употребляются для соединения главной мысли и доказательств?

А какие слова-мостики перекидываются от доказательств к выводу?

— Ребята, день ото дня, год от года вы становитесь старше и будете продолжать узнавть свой город, открывая в нем все больше интересного, неизвестного. У вас появятся новые уголки города, которые вы полюбите. Может, став взрослыми, вы захотите стать строителями, архитекторами, захотите сделать наш город еще краше.