И собачка» с подзаголовком «рассказ-быль» был написан им для «Азбуки» предположительно около 1875 года. Эта книга была сборником, включавшим в себя первоначальные тексты для изучения детьми различных предметов — от зоологии и географии до русского языка.
Сам Толстой предъявлял много требований к произведениям, входящим в книжку. Он говорил:
Дети строгие судьи в литературе. Нужно, чтобы рассказы были для них написаны и ясно, и занимательно, и нравственно.
О чем рассказ?
Запись краткого содержания «Льва и собачки» для читательского дневника может быть такова: этот маленький рассказ повествует о дружбе большого льва и маленькой собачки. Ее, брошенную ему на съедение, не только пожалел большой и, по общему мнению, злобный хищник, но и стал для нее другом более преданным, чем бросившие ее люди.
А когда маленькая соседка льва умерла, он и сам вскоре заболел и умер, так никого и не впустив к себе в клетку.
Основные события
Здесь мы остановимся на кратком содержании «Льва и собачки» Толстого.
В одном лондонском зоопарке в качестве платы за посещение брали бродячих кошек и собак, которых кидали в клетки хищникам, как корм.
Вот однажды такую маленькую собачку отдали на съедение льву. Но тот почему-то не съел ее, а пожалел и даже стал играть с ней и делиться пищей.
Признал как-то один зашедший в зоопарк барин в собачке свою и хотел забрать ее, но лев зарычал и не позволил этого.
Так прожили они вместе год. А потом собачка заболела и издохла. А лев не поверил — сначала он все нюхал ее и трогал лапой, а потом стал прыгать по клетке, в отчаянии грызя засовы.
Ему дали другую собачку, ожидая, что он забудет прежнюю, но лев разорвал ее на куски.
Заканчивается краткое содержание «Льва и собачки» так же, как сам рассказ:
Потом он обнял своими лапами мертвую собачку и так лежал пять дней.
На шестой день лев умер.
Воспитание чувств
Как всегда, после чтения произведений Толстого, у читателя может возникнуть множество вопросов, и наверняка останется странное послевкусие от рассказанных им простых, в общем-то, историй.
После краткого содержания «Льва и собачки» изложим некоторые читательские умозаключения.
Образ Герасима в рассказе «Муму» (И. С. Тургенев)
... стать ключевой в вашем сочинении по рассказу “Муму”: ничего не остается бедному Герасиму, как пойти на ... Муму накормил, поел сам, потом сел с собачкой в лодку и по плыл на середину реки, прицепив камень на ... его очень славным мужиком. Но судьбе было угодно, чтобы барыня ... тем, что его пес облаял какого-то очень важного человека. Чтобы избежать конфликтов, мужчина это делает, но через некоторое время Муму ...
Почему лев пожалел собачку? За ее беззащитность? Едва ли. Если в том зоопарке заведено было отдавать на корм крупным хищникам бродячих собак и кошек, стало быть, звери привыкли питаться тем, что дают. Сколько же на счету льва было этих шариков и барсиков, которых он не пожалел? У Толстого об этом ничего не сказано.
И разрывал же в конце повествования он на части подброшенных ему в клетку других собачек, выражая свое несогласие с решением жестокой судьбы лишить его маленького товарища?
Отчего же дружеские чувства льва возникли так внезапно, отчего его теплота проявилась так избирательно? Может, собачка была какая-то особенная?
Вероятно, дело в ее поведении: когда ее бросили в клетку ко льву, она упала на спину — то есть в самую беззащитную для животных позу — и стала махать хвостом, тем самым выказывая полную покорность и, вместе с тем, дружеское расположение к хозяину клетки. Потом она и вовсе встала перед ним на задние лапки.
Вывод читателя может быть таков: собачка была хитра, она догадалась, что повести себя небанально в банальной ситуации — единственный шанс выжить рядом с хищником. А лев удивился. Никогда ему еще не попадалось таких странных жертв.
А потом собачке пришлось привыкнуть к такому опасному соседству, а лев привык заботиться и подружился с ней.
Вот и другой вывод читателя: дружба избирательна. Надо обладать особыми достоинствами, чтобы ее заслужить. Но разве собачка, если она так же глупа, как и слаба, недостойна сочувствия и дружеского участия?
А вот и еще один вывод: дружба была необходима не столько собачке, сколько льву. Даже в условиях неволи ему хочется быть кому-то нужным.
Но вскоре за собачкой в зоопарк явился хозяин — он хотел забрать ее. Быть может, она была привязана к нему, а потом просто потерялась? Но лев не пустил ее. Маленькая подружка стала его собственностью.
Итак. Бедняжке пришлось приспособиться, чтобы выжить. А лев завел живую игрушку и придумал себе смысл жизни. И оба они, конечно, жертвы в руках жестоких людей. Вот об этом история. А почему-то считается, что этот рассказ о любви и преданности. А были ли они тут?
Такой совсем не детский сюжет получился у Толстого. Хотя, как в традиционной русской народной сказке, где действующими лицами являются животные, их поступки и здесь проецируются на людей.
Мы привели краткое содержание рассказа «Лев и собачка» и несколько из всего спектра читательских умозаключений. Вы можете отыскать свои.
Лев Николаевич Толстой — автор большого количества рассказов, повестей, романов — писал произведения и для детей. Многие его рассказы, простые и правдивые, вошли в «Азбуку» — книгу, написанную специально для обучения крестьянских детей.
«Лев и собачка» — необычайно трогательная и грустная история о дружбе двух животных. Злые и жестокие люди бросили маленькую беззащитную собачку в клетку льву на съедение. Однако лев, всегда дикий, сильный, жестокий, её не тронул. С собачкой он был заботлив и внимателен: «Лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней». Через год собачка умерла. Поразительно горе льва, который «бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих».
Толстой Лев Николаевич
... Как оказалось, жизнь готовила для Толстого много испытаний. Но он не сломался, продолжая уверенно развивать свои умения и таланты. Мой любимый рассказ Льва Толстого – «Лев и собачка». В нём ... игрой в карты и часто проигрывал. Факт 4. В последние годы жизни Лев Толстой вёл два дневника: один для супруги, а второй был надёжно от не ...
Привязанность льва к собачке оказалась настолько сильной, что он разорвал другую собачку, а спустя несколько дней, умер. Толстой очень краток, рассказывая эту историю. Он не описывает чувства героев, свои впечатления и отношение к происходящему. Но этот рассказ никого не может оставить равнодушным. Мы словно чувствуем страдания одинокого льва. Правдивость автора, который ничего не приукрашивает и не смягчает происходящие события, только усиливает впечатление. Это рассказ о преданности и верности. Прочитав его, чувствуешь грусть, печаль и восхищение.
Программное содержание:, Ход занятия
Ребята послушайте одно из произведений Л. Толстого «Лев и собачка» (воспитатель читает быль).
Ребята, как вы думаете, какое это произведение по жанру? Сказка, стихотворение, рассказ?
Почему? (здесь нет сказочного сюжета, нет рифмы).
Это быль, так как в основу легли реальные события, которые происходили на самом деле.
Какие события происходили: грустные или весёлые?
Какими словами ещё можно назвать это произведение, эти события? (грустные, печальные, тоскливые).
Где происходят события? (в зверинце).
Кто главный герой? (лев и собачка).
Что можно сказать о льве? Какой он? (величественный, большой, могучий, лохматый, царь зверей, красивый, грациозный).
А какая собачка? (маленькая, трусливая, жалобная, добрая, игривая, весёлая, дружелюбная).
Что было в начале? (собачку бросили в клетку льву на съедение).
Как повел себя лев, когда к нему бросили собачку? (лев обнюхал собачку, тронул её лапой смотрел на собачку, поворачивая голову со стороны на сторону, и не трогал собачку).
Как вела себя собака? Что она делала? (вначале она поджала хвост и прижалась в угол клетки, потом легла на спину, подняв лапки, и стала махать хвостиком, становилась на задние лапки перед львом).
Как жили лев и собачка в одной клетке? (Они подружились. Когда льву дали кусок мяса, он оторвал кусок и оставил собачке. Собака спала положив свою голову на лапу льву. Они ели вместе, спали вместе, а иногда и играли.)
Что произошло однажды? (барин пришел в зверинец и, узнав свою собачку, хотел забрать её обратно.)
Как повел себя лев, когда собачку попытались взять из клетки? (Лев ощетинился и зарычал).
Сколько времени лев и собачка прожили в одной клетке? (Целый год.)
Что случилось потом? (собачка заболела и умерла).
Как вел себя лев после смерти собачки? (Он перестал есть, нюхал, лизал собачку, трогал её лапой. Он тосковал, печалился, бунтовал, рычал).
Когда в клетку льву кинули другую живую собачку, что сделал лев?
(тотчас разорвал её на куски. Он обнял свою собачку лапами и так лежал пять дней)
Что стало со львом? (Он умер.).
Ребята, как вы думаете, почему лев умер? (Он умер от горя, тоски, от боли, печали.).
Как бы вы могли назвать эту быль? («Печальная история», «Случай в зверинце», «Как лев собачку полюбил», «Собака и лев».).
Процесс игр-драматизаций как средства усвоения литературного ...
... для привлечения внимания детей. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения зависит от жанра произведения ... велик интерес детей к играм-драматизациям. Ребята с удовольствием участвуют в инсценировке сказок, подбирают элементы костюмов для персонажей, изготавливают ...
Ребята, а вам хотелось бы, чтобы конец этой истории был другим?
Чем бы, по-вашему, могла окончиться эта история?
Сейчас я прочту вам быль Л. Толстого «Лев и собачка» ещё раз; слушайте внимательно и запоминайте.
Читаю текст.
Ребята, пересказывая, не забудьте, что говорить надо внятно, ясно, четко, громко, последовательно и выразительно.
Пересказ рассказа.
На уроке использовала технологию нравственного воспитания с приёмами проблемного обучения и ИКТ.
Урок направлен на воспитание у детей чувства сострадания и ответственности за животных, на то, чтобы затронуть все эмоциональные струнки души каждого ребёнка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Аннотация:
Урок литературного чтения в 3 классе по теме: Л.Н. Толстой «Лев и собачка».
Целью урока является раскрытие трагического смысла произведения «Лев и собачка».
Для достижения этой цели считаю необходимым помочь детям понять смысл данного литературного произведения, привить чувство любви и доброты к животным, чувство ответственности за них.
На уроке я использовала технологию нравственного воспитания с приемами проблемного обучения и ИКТ.
Результативность урока: постараюсь, чтобы урок затронул все эмоциональные струнки души каждого ребенка. Обострил чувство сострадания, ответственности за все живое, произошло осознание позиции гуманного человека.
Фестиваль «Педагогическая жемчужина»
Урок литературного чтения, 3 класс.
Тема урока: Л.Н. Толстой «Лев и собачка».
Голькина Ольга Васильевна, учитель начальных классов
Технология нравственного воспитания
комбинированный урок.
Методы и приемы: словесный метод, работа с книгой, беседа, анализ, сравнение, обобщение, синтез, выразительное чтение, выборочное чтение, комментированное чтение.
Цель урока: Раскрыть трагедийный смысл были «Лев и собачка».
Задачи:
1. Обеспечить условия для привлечения внимания детей к биографии писателя.
2. Помочь понять, в чем особенность жанра “быль”.
3. Обучить выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении и анализу произведению.
4. Учиться выражать собственное отношение к изображенным событиям, героям и поступкам.
5. Воспитывать чувство любви и доброты к братьям нашим меньшим.
6. Раскрытие детьми жизненных истин — доверие, забота, преданность и дружба, на примере отношений льва и собачки.
Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, презентация о жизни и творчестве Л.Н. Толстого, подборка слайдов по теме урока, выставка книг Л.Н.Толстого, детские рисунки по произведениям писателя, магнитофонная запись рассказа Л.Н. Толстого «Лев и собачка».
Ход урока.
Организационный момент., Прозвенел звонок на наш открытый урок., Доброе утро, дети! Доброе утро, гости!
Мне приятно вас видеть. Пусть это утро несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.
« Учебные книги К. Д. Ушинского, А.Л. Толстого для детей («Азбука», ...
... достоинства «Детского мира» и «Родного слова» в педагогическом отношении. В них Ушинский впервые использовал произведения Жуковского, Пушкина, Кольцова, Никитина и других русских писателей. Толстой Лев Николаевич- граф, писатель, мыслитель, ... своими словами только что прочитанное, ни одна из нас ничего не могла ответить, никто не понимал даже, о чем идет речь…» [1]. Из этого следует, что русские дети ...
Ребята, постарайтесь настроиться на интересную работу, внимательно слушать, громко и чётко отвечать на вопросы.
II. Знакомство с биографией писателя.
Посмотрите, пожалуйста, внимательно на слайд и скажите, что вы можете рассказать об этом человеке?, Всмотритесь в лицо и глаза этого человека, ведь они могут рассказать о многом?, Постарайтесь вспомнить, чем прославился Л.Н. Толстой?, Лев Николаевич Толстой — великий русский писатель!
Мы сегодня продолжим знакомство с творчеством писателя и сейчас заслушаем сообщение о жизни Толстого (реферат Костюнина Оля, Лачугин Сергей, и Копытов Данил).
Ученик 1:
Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в имении Ясная Поляна, близ города Тулы. Это дом, в котором родился Лев Толстой. Толстой не любил городскую жизнь. Любил деревню, леса, поля, луга. Поэтому в Ясной Поляне писатель провёл большую часть своей жизни. По своему происхождению Толстой принадлежал к знаменитому роду. Находился в родстве с А.С. Пушкиным. Их прабабушки были сёстрами.
Отца звали — Николай Ильич, маму — Мария Николаевна. Детей в семье было пятеро: 4 сына (Николай, Сергей, Дмитрий, Лев) и дочка Машенька. Лёвушка был предпоследним ребёнком. Дети рано остались сиротами. Мама умерла, когда Лёве было только 1,5 года, а отец Николай Ильич умер через 7 лет. Воспитательницей и опекуном детей была сестра их отца, П.И. Юшкова.
Ученик 2.
Лев Толстой отличался от многих своим пытливым умом, ему хотелось знать больше и лучше. Он обладал исключительными способностями к изучению иностранных языков. Страстно увлекался охотой, но лая собак не переносил. Лев Николаевич был простым человеком. Он жил скромно, старался обслуживать себя сам. Сам кроил и шил себе одежду. Ходил он в туфлях на босу ногу. Легко плакал, редко смеялся (зато до слез).
Был артистичен, но, в то же время был застенчив и рассеян. Он хорошо разбирался в музыке, занимался историей, рисованием, медициной, сельским хозяйством, много и серьезно читал.
Ученик 3.
Л.Н.Толстой очень любил детей и осенью в 1859 году открыл в своём имении Ясная Поляна школу для крестьянских детей. Тогда в нашей стране было очень мало школ даже в городах, а в деревнях почти все крестьяне были безграмотны. Толстой сам написал учебники «Азбуку» и «Новую Азбуку» и сам по ним учил крестьянских детей.
Лев Николаевич прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Толстой был великим тружеником. Им было написано много маленьких рассказов — для самых маленьких, рассказы — для детей постарше, рассказы, повести, романы и для взрослых читателей. Он писал о животных, о людях, о явлениях природы, об истории. Нам все известны такие детские произведения как Филиппок, Акула, Прыжок, Детство, Косточка, Котенок и другие.
Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире.
20 ноября 1910 года в результате тяжёлой болезни (воспаление легких) Лев Николаевич скончался и был похоронен в Ясной Поляне.
III. Актуализация знаний учащихся.
А теперь посмотрите на слайд и постарайтесь догадаться, о каком произведении пойдёт речь на нашем уроке?
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством ...
... возраста в цикле статей "Фольклор для маленьких". Такой яркий и выразительный материал, как малые фольклорные формы, несет в себе важный эмоциональный заряд, необходимый для развития речи детей младшего дошкольного возраста. ...
(Демонстрируется запись темы).
Это быль.
Что означает слово быль?
Обратимся к “Большому толковому словарю русского языка” Ожегова и уточним точное значение этого слова.
Быль —
1. То, что было в прошлом.
2. Рассказ о действительном происшествии., Посмотрите, кто это? (Лев — иллюстрация на слайде), Что вы знаете о таком животном, как, А это кто? (Собака — иллюстрация на слайде), Что можно сказать о
Могут ли 2 абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык? (ответы детей: да — нет)
Об этом мы узнаем в ходе работы над этим произведением., Кто догадался, как называется эта быль
IV. Работа над содержанием произведения Л.Н. Толстого «Лев и собачка».
А) Первичное восприятие текста.
Сейчас я предлагаю вам послушать историю, которая произошла очень давно, в далеком городе Лондоне, столице Англии.
Л.Н.Толстой не был в стране Англии, никогда не был в городе Лондоне. Возможно, эту истории писателю рассказал кто-нибудь из моряков, которые бывали в Лондонском порту. И услышав ее Лев Николаевич не остался к ней равнодушен и написал об этом рассказ — «Лев и собачка».
Сядьте по — удобнее, и внимательно послушайте эту историю. И после этого вы должны ответить мне на вопрос: О чем (а не о ком) эта быль?
Включается аудизапись были «Лев и собачка»., Понравился рассказ?, Вы очень внимательно слушали эту историю. Так ответьте мне на вопрос: О чем эта быль?
(О любви и привязанности животных друг к другу)
Скажите, что вы почувствовали, слушая этот рассказ? (Печаль, грусть, тревогу.), Назовите главных героев были.
Где происходит действие? (в зверинце )
Какой эпизод показался вам самым напряженным?
Было ли вам кого — нибудь жалко?
Словарная работа., Перед прочтением текста поработаем над сложными словами и вместе раскроем значение этих слов., Смысл каких слов вам был не понятен?, Обрати внимание, эти трудные для твоего понимания слова расположены на слайде в следующем порядке., Зверинец — место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком., Барин — богатый человек, который имеет прислугу., Ощетиниться — поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать., Бился — ударялся, колотился, совершал резкие движения., Метался — беспокойно двигался из стороны в сторону., Издохла — умерла., Засовы — большие дверные задвижки., Б) Перечитывание текста., Чтение детьми были « цепочкой» (по абзацу).
— Вчитаемся внимательно в текст, а потом поделимся своими впечатлениями.
В).
Беседа по содержанию в целом. Анализ произведения.
Зачем человек поймал собачку и принес ее в зверинец? Найди и прочитай ответ на мой вопрос. (За смотренье диких зверей брали деньгами или животными (кошками или собаками) на корм зверям, У этого человека не было денег, но ему захотелось поглядеть на зверей в зверинце).
Е.И.Чарушин — писатель и художник. Анализ рассказов о животных для детей
... отнял и съел... Танцуют журавли-красавки». Животные на воле, в естественной среде обитания, изображены Чарушиным как в рассказах, так и на ... № 7. - С.82-90. Чарушин Е. Моя работа // Художники детской книги о себе и своём искусстве / Сост., записал и прокоммент. В. Глоцер. -- М.: ... что и масти их не различишь. рогательны оленята, одетые в желтые шкурки с белыми пятнышками. Описание жизни зверей ...
Посмотрите, какая была раньше жестокость со стороны человека по отношению к животным.
В чем выражалась эта жестокость людей в данном произведении? (Кошки, собаки и деньги уравниваются. В тексте эти слова соединении союзом «или». Если нет денег, то домашних животных, друзей человека, можно отдать на корм диким зверям.)
Найди в тексте слово «ухватил». Прочитай предложение полностью., Подберите синоним к слову
Почему именно это слово употребил автор, какой оттенок значения важен для него? (Ухватил — значит, действовал необдуманно, случайно ухватил то, что подвернулось под руку.)
В своем произведении Л.Н. Толстой не описал внешность собачки и льва, не рассказал об их переживаниях подробно. Но он много написал о поведении этих животных.
как лев повел себя
Почему же он не растерзал ее, а заинтересовался ею? Что его удивило?, Найди и прочитай это место.
(Собачка умным взглядом словно попросила его не есть ее. Была очень добрая, игривая и ласковая, стала приветливо махать хвостиком.)
Почему? (он любит ее, потому что маленькая, добрая и беззащитная), Вспомним, какое животное лев? (Хищник, царь зверей, крупное животное, могучее рычание), По какому действию из текста мы видим, что он хищник? Найди в тексте и прочитай.
(.. оторвал кусок мяса и поделился с ней)
Как лев относился к собачке? (Она понравилась льву. Лев относился к ней ласково, подружился с ней, полюбил ее.)
Найди и прочитай этот момент в тексте. (С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней).
Вечером собачка положила свою голову льву на лапу. О чём это говорит? (Может положиться на него, доверяет ему, он не обидит ее, не предаст).
Во что переросли чувства собачки и льва? В
Лев и собачка прожили вместе в одной клетке целый год.
Как вы думаете, почему рассказ о целом годе жизни уместился в одном предложении? (Жизнь в клетке в не воле не весела, и не особо богата событиями.)
Что же происходит с собачкой
Найди и прочитай отрывок из текста о том, как лев переживал смерть собачки? (Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой).
Какие чувства испытывает лев от потери собачки? (безысходность, он не знает, как вернуть своего друга)
Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих).
Почему лев стал грызть засовы и пол? (Места себе не находил. Возможно, он понял, что не может больше оставаться в клетке, он пытается вырваться на свободу, но не может этого сделать).
Хозяин попытался изменить ситуацию? Как? Найди этот момент в тексте и прочитай. (дал новую собачку)
Почему он убил другую собачку? (не остыла боль утраты, остался верен своей подруге), Почему лев не принимает новую собачку? (друзей не меняют, был ей
С кем сравнивает Л.Н. Толстой самого льва и его чувства?
(изобразил льва, как человека, показал, как он переживает горе, утрату.)
Конспект русского языка «Подготовка к сочинению- рассуждению ...
... Полгода до экзамена осталось, а я как собачка Павлова – текст понимаю, а написать сочинение по нему не могу!» Вот такие проблемы волную ваших сверстников А вас?. …Да, ребята, часть ... я хотела бы узнать, а «вы знаете куда держите путь?» Давайте вспомним задание части «С»? ( Слайд2) Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста ...
Прочитайте про себя последние два предложения.
Скажите, чем заканчивается эта история? (Лев был преданным другом, поэтому, потрясённый гибелью собачки, умер, пережил её несколько дней).
Какой конец в этой истории? (печальный)
Эта история настоящая трагедия. А трагедии ребята — это … (дети высказывают свое мнение).
Скажите, ребята, а кого вам сейчас жалко? Почему?
Скажите, пожалуйста, так могут совершенно разные животные, по размеру, образу жизни, характеру, испытывать глубокие и сильные чувства к друг к другу? (варианты ответов детей)
Эта история, доказывает нам то, что животные также как и люди, имеют сердце, они все понимают, чувствуют происходящее, переживают, они могут быть внимательными и заботливыми друг к другу. Очень часто они оказываются мудрее, чувствительнее, добрее и преданнее нас.
А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его?, Всегда ли вы можете заметить боль, радость как людей, так и животных?, Мне приятно, что в нашем классе ребята с чуткими сердцами.
V. Итог урока: рефлексия.
Ребята, понравился ли вам сегодняшний урок?, Чем особенно вам запомнился этот рассказ? Что особо поразило вас?, Так о чем же этот рассказ ? (О преданности и любви животных друг к другу), С каким чувством вы уходите с урока?, Задание на дом: Придумайте свою концовку рассказа, чтобы она была радостной., Ваши творческие работы будут соответственно оценены., Перед окончанием урока мне хочется подвести
Все произведения Л.Н. Толстого ненавязчиво нас поучают, дают новые знания, знакомят с чужим жизненным опытом, учат добру и справедливости.
На примере рассказа Лев и собачка, хочется сделать вывод о том, что люди распоряжаются животными их судьбами как хотят. И поведение льва — урок людям. Урок доброты, верности, преданности.
Спасибо, что вы были очень чуткими сегодня на уроке и смогли понять глубокий смысл этого литературного произведения.