Хотя я судьбой на заре моих дней, О южные горы, отторгнут от вас, Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз: Как сладкую песню отчизны моей, Люблю я Кавказ. В младенческих летах я мать потерял. Но мнилось, что в розовый вечера час Та степь повторяла мне памятный глас. За это люблю я вершины тех скал, Люблю я Кавказ.
Я счастлив был с вами, ущелия гор, Пять лет пронеслось: всё тоскую по вас. Там видел я пару божественных глаз; И сердце лепечет, воспомня тот взор: Люблю я Кавказ!..
Кавказская тема в творчестве М. Ю. Лермонтова
1. Стихотворения, посвященные Кавказу. 2. Поэмы. 3. Кавказ в романе «Герой нашего времени».
Романтический образ Кавказа, описание природы и нравов его коренных жителей занимают значительное место как в поэзии, так и в прозе М. Ю. Лермонтова. И это неслучайно. С Кавказом связаны яркие впечатления детства писателя. В 1825 году Лермонтов побывал там с бабушкой. Позднее, в 1830 году, он написал стихотворение «Кавказ», проникнутое любовью к этому краю и нежными воспоминаниями как о матери, которую поэт едва знал, так и о первой детской любви: Я счастлив был с вами, ущелия гор, Пять лет пронеслось: все тоскую по вас. Там видел я пару божественных глаз; И сердце лепечет, воспомня тот взор: Люблю я Кавказ!.. В 1837 году Лермонтов был сослан на Кавказ в действующую армию за стихотворение «Смерть Поэта», написанное на смерть А. С. Пушкина. Здесь же, на Кавказе, и закончилась его земная жизнь в 1841 году. Стоит ли удивляться, что многие произведения Лермонтова посвящены Кавказу! Это горный край, суровый и прекрасный, с особой дикой красотой, предстает в поэзии Лермонтова в разных обличьях. Например, в стихотворении «Дары Терека» река Терек и Каспийское море выступают своего рода сказочными существами, в чем-то похожими на языческие божества. И сюжет стихотворения — в духе романтической баллады: Терек приносит подарки Каспию, прося впустить его, реку, в простор моря. Иным предстает Кавказ в стихотворении «Валерик». Романтическая тональность уступает место жестокой действительности: Кавказ — это край, где ведется изнурительная, непрекращающаяся война с горцами. Почти пророческое предвидение собственной гибели звучит в стихотворении «Сон»: В полдневный жар в долине Дагестана С свинцом в груди лежал недвижим я; Глубокая еще дымилась рана По капле кровь точилася моя.
И в этом же стихотворении — горный пейзаж:
… Уступы скал теснилися кругом…
Образ Кавказа вновь и вновь возникает в творчестве поэта. В поэме «Демон» «дух изгнанья», пролетая над Кавказом, видит княжну Тамару и вспоминает о своей прежней жизни в раю. Лермонтов рисует не только дикие красоты кавказкой природы, поэт показывает быт, обычаи и нравы людей, живущих в этом краю. Несколькими словами автор изображает дом князя Гудала, выстроенный на скале, ступени, ведущие к реке, и даже белое покрывало дочери князя. Пир в честь помолвки дочери, во время которого гости сидят на плоской кровле дома, танец невесты, аккомпанирующей себе ударами в бубен -в этих картинах Лермонтов передает неповторимый колорит Кавказа. А часовня у дороги, где нетерпеливый жених не помолился неведомому святому, и гибель жениха Тамары от рук разбойников — это тоже многоликий образ Кавказа, отражение многовекового противостояния христиан и мусульман: Куда бы путник ни спешил, Всегда усердную молитву Он у часовни приносил; И та молитва сберегала От мусульманского кинжала. Но презрел удалой жених Обычай прадедов своих. И заканчивается поэма «Демон» описанием горного пейзажа, неизменного и незыблемого по сравнению с человеческими судьбами и страстями: Скала угрюмого Казбека Добычу жадно сторожит, И вечный ропот человека
Мое любимое стихотворение лермонтова тучи 6 класс
... особой силой звучит в финале стихотворения «Тучи» . Анализ стихотворения Лермонтова Тучи 6 класс Произведение Лермонтова «Тучи» было написано автором 1849 году, за год до его трагичной кончины. Лермонтов – человек очень большой романтик, ... Юрьевича наполнено тоской по близким людям, которые понимали бы его и любили. Оно было написано М. Ю. Лермонтовым перед второй ссылкой на Кавказ. Однажды поэт уже ...
Их вечный мир не возмутит. В поэме «Беглец» Лермонтов показывает нравы горцев, останавливаясь на таком обычае, как месть за родных. Месть и свобода в глазах горцев намного ценнее жизни; поэтому все так презирают Гару-на, трусливо бежавшего с поля боя, где пали его отец и братья. Друг, любимая и даже мать с презрением отвергают беглеца, потому что его поступок в их глазах — это предательство свободы и памяти погибших родных. Первое, что спрашивает мать у сына-беглеца, узнав, что ее муж и сыновья пали в бою: «Ты отомстил?» В этих словах заключен священный долг воина и мужчины. Узнав, что сын постыдно бежал, спасая свою жизнь и забыв о долге мести, мать безжалостно гонит его прочь.
Кавказ не обойден вниманием Лермонтова и в его романе «Герой нашего времени». Пейзажные зарисовки, несомненно, навеяны воспоминаниями о собственных впечатлениях автора. Лермонтов не устает восхищаться красотой Кавказа: «…На краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльборусом… Весело жить в такой земле! Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине — чего бы, кажется, больше? зачем тут страсти, желания, сожаления?..».
В «Герое нашего времени» Лермонтов показывает Кавказ не только в ясную погоду, но и в снегопад, предвестием которого является своеобразный «дымок» над вершиной Гуд-горы. Автор достаточно подробно описывает не только горные ущелья и перевалы, но и местных жителей, их быт и нравы. Нужно заметить, что горцы в «Герое нашего времени» изображены в более реалистично, чем романтические герои поэтических произведений Лермонтова. Интересно также отметить, что автор сравнивает обычаи и характеры нескольких кавказских народов. Вот что говорит на этот счет штабс-капитан Максим Максимыч, много лет прослуживший на Кавказе: «…Кабардинцы или чеченцы хотя разбойники, голыши, зато отчаянные башки, а у этих и к оружию никакой охоты нет: порядочного кинжала ни на одном не увидишь. Уж подлинно осетины!» Конечно, оценка довольно грубоватая, зато мы можем сделать вывод о достаточно мирном существовании осетинского народа. В романе описано и типичное жилище коренного населения Кавказа. Сакля — это дом, выстроенный на скале, к дверям которого ведут ступени. Вошедшие приезжие увидели в доме не только людей, но и их домашних животных, то есть сакля служит домом и для тех, и для других. В романе «Герой нашего времени» мы находим и описание свадьбы у мусульманских народов Кавказа: «Сначала мулла прочитает им что-то из Корана; потом дарят молодых и всех их родственников едят, пьют бузу; потом начинается джигитовка… потом, когда смеркнется, в кунацкой начинается, по-нашему сказать, бал». Дикий, неукротимый кавказский нрав, не всегда понятный европейцу, живет в таких героях романа Лермонтова, как Бэла, ее брат Азамат, Казбич. Характеры этих людей в чем-то схожи с краем, где они живут: издалека горы прекрасны и величественны, но, когда может произойти обвал, кто знает?..
Реферат родословная лермонтова поэта биология
... дочь — Мария Михайловна Лермонтова, мать будущего великого русского поэта. Всю свою любовь, всю ... русской литературе стихотворное произведение о Кавказе», отмечают - исследователи. Аркадий Аркадьевич был ... советника императора Александра I, автора плана либеральных преобразований в России. ... Эти мысли М.Ю. Лермонтова, его колебания относительно своего происхождения и родословной нашли отражение ...
…Что? были ль обвалы на Крестовой? — спросил он извозчика. — Не было, господин, — отвечал осетин-извозчик, — а висит много, много. И все же несомненно, что Лермонтов любил этот край, поэтому так охотно переносил действие многих своих произведений на Кавказ. «Славное место эта долина! — восклицает автор в «Герое нашего времени», описывая Койшаурскую долину. У нас нет причин сомневаться в искренности Лермонтова, восхищающегося Кавказом, ведь он сам в стихотворении «Кавказ» признается: «Люблю я Кавказ».
Анализ стихотворения
Совсем маленьким мальчиком Лермонтов трижды бывал на Кавказе с бабушкой, Елизаветой Алексеевной Арсеньевой. Мишель часто болел, а сестра бабушки, Елизавета, проживала в местности, богатой лечебными минеральными водами. Там мальчик, рано потерявший мать, почувствовал себя свободным и счастливым.
Особое место в памяти Михаила Юрьевича занимала поездка на Кавказ, совершенная им в 1825 году. Понимая, что обучение в пансионе надолго разлучит ее с любимым внуком, бабушка приняла решение провести все лето в горах. Здесь он познакомился с «Кавказским пленником» Пушкина, много читал, начал рисовать акварелью любимые пейзажи.
Через пять лет Лермонтов пишет стихотворение «Кавказ», имеющее три строфы. В первой он с грустью описывает расставание с «южными горами», с которыми его разлучила судьба. Однако, побывав там всего единожды, по мнению автора, забыть Кавказ невозможно. Более того, автор считает край своей второй отчизной.
Вторая часть стихотворения посвящена матери, чей нежный голос слышал мальчик в шорохе ветра. Тихими вечерами, в час заката, степь будто разговаривала материнским голосом с ребенком, который был лишен родительского тепла.
В третьей части автор тоскует о первой пылкой юношеской влюбленности. В его сердце воспоминания о Кавказе всегда находят самый трепетный отклик. Использование рефрена, усиленного восклицанием, помогает подчеркнуть искренность и неподдельное восхищение красотой Кавказа.
Сладкая песнь отчизны , Юный путешественник увидел совершенно иную природу:
- бескрайнюю степь;
- необыкновенной красоты горы.
На мальчика это путешествие произвело сильное впечатление. Но воспоминания Миши после второго приезда в 1825 году были ещё более яркими. В этот раз бабушка, решив сделать внуку подарок, перед поступлением в учебное заведение устроила для Михаила целое лето отдыха на Кавказе.
Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Поэт
... из лучших его стихотворений, посвященных теме поэта и поэзии. Произведение наполнено горьким пафосом, и ... в конце стихотворения. Данное произведение написано ямбом с обилием пиррихия. Это позволяет автору создать плавную, тягучую речь. Таким образом, стихотворение Лермонтова «Поэт» является одним ...
В неполных 11 лет этот резвый, но скрытный мальчик с выразительными глазами впервые в жизни влюбился. Он не запомнил, а, может, и не знал имени девятилетней девочки, которая приходила поиграть (разумеется, в сопровождении своей матери) к его двоюродным сёстрам.
В своих воспоминаниях поэт годы спустя напишет, что это чувство было самым сильным и настоящим. С тех пор для него Кавказские горы навсегда оказались в одном ряду с воспоминаниями о первой любви и стали практически священными.
вдохновляли Лермонтова и в более поздний, университетский период:
- написанные в 1828 году «Черкесы», «Кавказский пленник»;
- датированные 1830 годом «Прими, прими мой грустный труд…», «Кавказ» и другие.
Лермонтов часто описывает природу и заинтересовавшие обычаи горцев, говорит о своей любви к этому удивительному краю. В его сердце навсегда остались степи и горные ущелья с их дикой красотой.
Средства художественной выразительности
Три строфы, в каждой из которых содержится по пять строчек, написаны четырехстопным амфибрахием, что подчеркивает лиричность произведения, а усиленная мужская рифма придает ощущение определенной упругости. В качестве средств художественной выразительности Лермонтов использовал:
•
метафоры «на заре моих дней», «пять лет пронеслось»;
•
олицетворение «Та степь повторяла…», «И сердце лепечет..»;
•
характерное для поэта использование инверсии «отчизны моей», «в розовый вечера час»;
•
обращения акцентируют внимание читателя на особом отношении Лермонтова к Кавказу, он считает их близкими и родными («О южные горы…», «Я счастлив был с вами, ущелия гор…»).
Средства выразительности
Пушкин щедро использует эпитеты : “тощий мох”, “нагие громады”, “веселые долины”, “свирепое веселье” – они делают описание ярким и живым. Опасными и неприступными видит читатель “голодные волны” и “грозные обвалы”.
Пушкинские
метафоры о рождении потоков, игре и вое бурных рек дают ощущение одушевлённости мира природы, её обособленной жизни, в которой свои страсти и свой ритм. Неудержимый речной поток поэт сравнивает с “молодым зверем, завидевшим птицу из клетки железной”, что помогает представить картину бушующей горной реки реалистично и живописно.
Возвращение на Кавказ
Долгое время Михаил Юрьевич вынужден был жить в Москве и в родовом поместье, у бабушки. Юноша тосковал о Востоке, мечтал снова туда вернуться. Мечты его сбылись, однако не совсем так, как хотелось бы. На Кавказ Лермонтов вернулся в ссылку, а потом для прохождения службы.
Вторая ссылка Лермонтова на Кавказ
... впечатлений от жизни кавказских народов. Везде, где бывал Лермонтов на Кавказе, он внимательно присматривался к особенностям быта, нравам горцев, ... кивнул хозяину и гостю и вышел. Так эта первая мимолетная встреча двух гениальных людей сначала прошла ... на Кавказе. Эти краткие сообщения вскрывают перед нами чрезвычайно богатые и разнообразные впечатления от беспрерывного странствования поэта по Кавказу ...
Стихотворение «Смерть поэта», написанное в 1837 году, являлось для поэта своеобразным криком души, вызванном неоднозначным отношением общества к великому Пушкину. Строки быстро распространились среди читателей, вызывая самые противоречивые отзывы. Наконец стихотворение попало в руки царя. Последовал арест, а затем, согласно закону, ссылка.
По дороге на Кавказ Лермонтов простудился, попал на лечение в ставропольский военный госпиталь. По прошествии некоторого времени был отправлен для продолжения лечения в Пятигорск. Во время ссылки Михаилу Юрьевичу случилось завести несколько знакомств, которые играли вследствие большую роль в его жизни. Так, например, судьба свела его с доктором Н.В. Майером, который стал прообразом доктора Вернера в «Княжне Мери». Проводя много времени с товарищем по пансиону, поэт знакомится с Виссарионом Григорьевичем Белинским. Отношения Лермонтова и критика изначально не сложились, однако, встреча через три года в Петербурге имела продолжение в виде крепкой дружбы.
Особое внимание биографы уделяют общению поэта с двоюродным братом. В компании Акима Акимовича Хастатова Лермонтов много времени проводил на восточных свадьбах и пирах. Именно здесь поэт тщательно изучил особенности национальных обычаев, которыми позднее наполнил свои произведения.
Во время ссылки Михаил Юрьевич отдохнул и душой и телом, полностью восстановится после психологических потрясений. Именно за это лечебное действие Кавказа Лермонтов искренне считал его своей второй Родиной. Поэт часто сравнивал свободный Восток с душным Петербургом. И всегда предпочтение отдавал Кавказу.
Кавказ в жизни и творчестве Лермонтова
Великий русский романтик Лермонтов родился в Москве, детство провел в имении бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, расположенном в селе Тарханы Пензенской губернии. Потом он учился и жил в Петербурге. Но жизнь поэта сложилась так, что долгие годы он провел на Кавказе: туда его, как многих других оппозиционно настроенных людей, сослали за вольнолюбивые стихи и непокорный характер. Там поэта постигла безвременная смерть. Казалось бы, все это должно было сделать для него этот край отталкивающим и ненавистным. Но как ни странно, оказалось все наоборот: суровая, бурная, непокорная кавказская природа была настолько родственна душе мятежного поэта, что именно здесь его поэтический гений расцвел и набрал свою силу. Вот почему Кавказ в жизни и творчестве Лермонтова был очень важен. Его можно по праву назвать поэтической родиной Лермонтова, которая дарила вдохновение, озаряла его жизнь счастливыми мгновениями творчества.
Кавказа в творчестве Л.Н.Толстого 1840-1850 годов
... место Кавказа в ней; проанализировать произведения Л.Н. Толстого, посвященные Кавказу; сделать выводы о своеобразии темы Кавказа в творчестве Л.Н.Толстого. ... -Марлинского, А.И.Полежаева, М.Ю. Лермонтова. К этому стоит добавить, что в творчестве этих и многих ... жизнь Толстого была очень богата впечатлениями, а деятельность – обильна событиями. Он принимал участие в двух походах на Кавказе, в ...
Впервые он побывал там еще в детстве: в 1818 и 1820 годах бабушка возила Мишу для укрепления его здоровья в Горячеводск, позднее переименованный в Пятигорск. Михаила Юрьевича поразила здешняя природа. А еще поразили Лермонтова люди, живущие на Кавказе. По пестрому восточному базару бродили смуглые, оборванные горцы. Все мужчины вооружены — ведь место неспокойное, кругом идет война. Недаром среди отдыхающих, пьющих у источников воду, много русских офицеров.
Эти яркие, красочные картины навсегда остались запечатленными в сознании Михаила Юрьевича, а впоследствии отразились не только в стихах, но и в художественном творчестве Лермонтова. Ведь Михаил Лермонтов был щедро одарен разнообразными талантами: он прекрасно играл на скрипке, был очень интересным живописцем. Многие исследователи считают, что если бы он занимался живописью на профессиональном уровне, то мог бы занять видное место среди выдающихся русских художников. Не только с натуры, но и на память он мог замечательно воспроизводить на полотне или бумаге фигуры, лица, кипение боя, пейзажи или бешеную скачку разгоряченных коней. Как и в поэзии, картины Лермонтова в живописи красочны и динамичны, в них чувствуется рука подлинного мастера.
Кисти Лермонтова принадлежат и картины, выполненные масляными красками — их сохранилось более десяти, — и многочисленные акварели и рисунки. Все они очень своеобразны и выполнены на высоком профессиональном уровне. В них отразился трагический и тревожно-страстный творческий мир Лермонтова. Изобразительное творчество Михаила Юрьевича сплавлено с литературным в одно целое. И конечно, он не мог не запечатлеть в своих живописных работах свой любимый край — Кавказ. Считается, что именно в так называемом Кавказском цикле картин и рисунков Лермонтов сказал свое слово в живописи. Романтик по духу, Михаил Юрьевич сумел выразить первозданную красоту этого вольного края как в стихах, так и в художественном творчестве. Кавказ в творчестве Лермонтова нашел отражение во многих его картинах.
Военно-грузинская дорога близ Мцхеты
Разумеется, и многие юношеские поэтические произведения Лермонтова связаны с Кавказом. Такова его первая поэма « Черкесы », произведение еще не вполне самостоятельное, но отразившее реальные впечатления от поездок юного поэта на Кавказ. Поэма «Кавказский пленник », написанная под сильным воздействием знаменитой пушкинской «южной поэмы» и даже повторяющая ее название, также содержит немало сильных и вполне оригинальных строк. С этими поэмами связаны и живописные опыты юного художника. Если в более поздних картинах, о которых говорилось выше, Кавказ в творчестве Лермонтова предстает как самостоятельный предмет изображения, то некоторые из юношеских работ явно сделаны в качестве иллюстраций к поэтическим произведениям. Порой юный поэт сам оформлял в рукописях свои работы, набрасывая рисунки для обложки, как, например, в поэме «Черкесы», или же создавая иллюстрации к только что написанному произведению, например, с изображением скачущего всадника к поэме «Кавказский пленник». Часто, обдумывая стихотворные строки, поэт начинал рисовать грозные профили героев или горячих, нетерпеливых коней. Таков, например, рисунок 1832-34 гг., на котором изображен скачущий всадник с плеткой в руке и несколько набросков мужских голов, изображенных в профиль.
КАВКАЗСКИЕ МОТИВЫ В ПОЭЗИИ МИХАИЛА ЮРЬЕВИЧА ЛЕРМОНТОВА
... картины кисти поэта, изучала критическую литературу, перечитывала материалы, повествующие о жизни Михаила Юрьевича, о его жизни, в частности, на Кавказе. Так определилась цель работы: понять влияние поэзии Лермонтова ... мотивов в поэзии Лермонтова М. Ю., так как мне данный материал недостаточно понятен: недостаточно понятно, каким образом взаимообусловлены жизнь поэта на Кавказе и появление ...
Как часто пестрою толпою окружен.
Может быть, именно потому, что на Кавказе впервые Лермонтов испытал очень сильное чувство любви, сюда он переносит и действие своей знаменитой поэмы « Демон ». Ведь, как это не парадоксально, «печальный Демон, дух изгнанья», одинокий, мятежный и бесконечно страдающий, бросающий вызов всему мирозданью и беспощадный к тем, кто стоит на его пути, — такой Демон оказался у Лермонтова способным полюбить. Именно здесь он встретил прекрасную Тамару, которая воплощает в себе черты гордой и вместе с тем беззащитной горской девушки. Но пылкое страстное чувство к ней Демона обрекает Тамару на страдание и гибель. Эти необычные герои возникли в воображении поэта еще в 1829 году, когда началась работа над поэмой. Лишь десятилетие спустя, в 1838 году, он закончит ее последний вариант, который мы теперь и читаем. В первых же набросках поэмы появились и описания тех неповторимых горных пейзажей, которые так поразили юного Лермонтова, а затем, созданные рукой мастера, стали одними из самых ярких страниц многих произведений поэта.
Дары Терека
В 1841 году было написано стихотворение « Тамара ». Оно основано на грузинской легенде о коварной царице, с помощью волшебной силы заманивавшей путников в свой замок и после ночи любви убивавшей их. Замок ее находился в Дарьяльском ущелье и стоял на горной вершине над Тереком, куда коварная царица сбрасывала утром трупы своих несчастных любовников. Это стихотворение прекрасно иллюстрирует карандашный рисунок Лермонтова «Дарьял », хотя создан он был намного раньше, в 1837 г. Бурные воды Терека узкой лентой рассекают мрачное ущелье. В центре композиции — мрачная скала, на вершине которой виднеется одинокий замок. А на переднем плане — фигура человека, устремленного к перекинутому через Терек мосту, вероятно, ведущему к скале с башней.
Связь этой картины Лермонтова и его стихотворения наглядно показывает, что и в данном случае, и во многих других картины поэта не являются в прямом смысле иллюстрациями к его произведениям. Можно сказать, что это разные произведения об одном и том же. Так, например, удивительно точно воссоздает атмосферу и место действия поэмы « Мцыри » (1839) карандашный рисунок Лермонтова «Развалины на берегу Арагвы в Грузии » 1837 года. Именно тогда была задумана и поэма. Многие памятные строки «Мцыри» кажутся точным описанием его картины «Развалины на берегу Арагвы в Грузии».
На переднем плане картины мы видим бурный поток, образованный слиянием двух рек, текущих по глубокому ущелью, над которым возвышаются обрывистые уступы гор. Слева видны развалины старинного монастыря на вершине скалы, а вдали белеет и скрывается в облаках горная череда. Быть может там и находится та «страна отцов», к которой так стремился Мцыри?
Слева на переднем плане картины изображен крутой каменистый спуск к реке, обрамленный ветвями деревьев. Не здесь ли спускался «…к потоку с высоты, держась за гибкие кусты» герой поэмы, томимый жаждой.
Офицер верхом и амазонка
Но есть еще одна важная сторона живописных и графических произведений Лермонтова из кавказского цикла. Многие из них живо и динамично показывают столь близкий мятежной душе поэта пыл военных сражений. И не удивительно: ведь очень большую часть своей недолгой жизни Лермонтов провел в зоне военных действий на Кавказе в качестве офицера русской армии. По свидетельству его однополчан, он отличался какой-то отчаянной смелостью, выполнял самые опасные поручения и не раз был представлен к награде, но царь не желал выделять заслуги Лермонтова, свободолюбие и независимость которого вызывали ненависть Николая I к поэту. Особенно проявил себя Лермонтов в боевых действиях отряда генерал-лейтенанта Галафеева в Чечне в знаменитом сражении при реке Валерик, притоке Сунжи. Оно произошло 11 июля 1840 года и стоило больших жертв и той и другой стороне.
«Анализ творчества М. А. Врубеля (на примере картины «Демон»)
... поэмой М. Ю. Лермонтова «Демон» и они правы. М. Врубель нарисовал около 30 иллюстраций к юбилейному изданию сочинений поэта, среди которых – тот самый Демон. Сейчас эта картина находится в Третьяковской ... он был изгнан из рая и скитался по земле. Горы Кавказа, места, где он сейчас, окружают Демона своим безмолвием. Скиталец одинок, а все его деяния, ужасные ...
Сражение при Валерике
Итак, многие факты жизни и творчества Лермонтова позволяют нам с полным правом назвать Кавказ его подлинной духовной, поэтической родиной. Здесь Лермонтов познал счастье гармонии с природой и вдохновенного творчества, но здесь его ждала и горькая участь опального офицера, разрыв с друзьями, близкими людьми, здесь он встретил предательство и вероломство, здесь нашел свою преждевременную смерть.
Удивительно, но многие современники Лермонтова говорят, что перед его последним отъездом на Кавказ в апреле 1841 года после небольшого отпуска, проведенного в кругу друзей в Петербурге и Москве, поэта томили мрачные предчувствия. Так, перед отъездом на вечере у Карамзиных он сказал, что его на Кавказе в этот раз, верно, убьют. Об этом мы читаем и в его стихах:
На свете мало, говорят, Мне остается жить!
Поистине пророческим стало его стихотворение « Сон », написанное в июне 1841 года, меньше чем за месяц до роковой дуэли! Как будто поэт уже видел ту картину, которая стала местом трагедии 15 июля 1841 года:
В полдневный жар в долине Дагестана С свинцом в груди лежал недвижим я
Но еще раньше в романе «Герой нашего времени» Лермонтов как бы предваряет и обстоятельства этого страшного действия — в сцене дуэли между Печориным и Грушницким. Только финал оказался совсем иным: давний приятель Лермонтова еще по юнкерской школе, человек пустой, недалекий, но заносчивый и крайне обидчивый, Мартынов остался жив, а поэт был сражен его пулей в грудь навылет. Казалось бы, повод был просто ничтожным, но очевидно, что Мартынова подстрекали те, кто хотел любым способом избавиться от опасного для высших кругов писателя. Среди них в первом ряду стоит именно князь Васильчиков, знакомый Лермонтова еще по Петербургу. Поэт чувствовал в нем чужую натуру, потому что под маской светского либерализма видел мелкого и злобного человека. Он часто отпускал в адрес Васильчикова едкие замечания и колкие остроты, а тот делал вид, что нисколько не обижен, но в глубине души затаил злобу на поэта. В то же время в Пятигорске Васильчиков часто бывает у генеральши Мерлини, которая была тайным агентом III отделения.
Так сужается гибельный круг, готовый уничтожить поэта. Васильчикову и Мартынову было хорошо известно благородство Лермонтова, и они были уверены, что он не станет стрелять на дуэли в противника, как не стрелял в де Баранта. Пистолеты были выбраны самого крупного калибра. Секундантом Лермонтова стал его друг и боевой товарищ, получивший ранение в сражении при Валерике Михаил Павлович Глебов, а со стороны Мартынова секундантом был именно Александр Васильчиков. Дуэль состоялась в четырех верстах от Пятигорска на покатом склоне у подножия горы Машук, где находилась небольшая площадка. Так трагически заканчивается связь Лермонтова с Кавказом в его жизни, но она продолжается в его творчестве и будет длиться до тех пор, пока есть люди, для которых близка и понятна яркая, бурная, мятежная, гордая, как сам Кавказ, поэзия Лермонтова.
Лермонтов на Кавказе
... Лермонтова специально не рассматривались историками в качестве источника для воссоздания истории событий и процессов на Кавказе ... — к общему и всеобщему. По логической природе историко-генетический метод является аналитически-индуктивным, а ... Объектом данного исследования являются произведения Лермонтова, а предметом – отношение офицера-поэта, представителя дворянского сословия российского общества ...
Вторая ссылка
Первая дуэль, арест и последующее наказание даже отдаленно не напоминало первую ссылку. В наказание за столь грубое нарушение закона Лермонтов был отправлен на самый опасный участок, где велись активные боевые действия. В первых же боях Михаил Юрьевич проявил себя отважным и хладнокровным воином, был отмечен командованием.
В это время ведется активная работа над романом «Герой нашего времени». Его замысел Лермонтов вынашивал давно, писал отдельные главы, которые позднее опубликовал в «Отечественных записках». Даже в таком разрозненном виде они имели большую популярность. В тщательно проработанном образе главного героя многие узнавали самого автора. Позже, во втором издании, доработанный и собранный в единое целое роман вышел с пояснениями самого автора, где образы были чётко разграничены.
Природа Кавказа в произведениях поэта
Судьба распорядилась так, что Михаил Юрьевич побывал почти во всех уголках этого удивительного края. Бесконечная любовь к местным пейзажам нашла отражение во всех произведениях поэта. С самого детства он отмечал величие природы, ее движение, яркие краски, четкие образы. Но описания Лермонтова не содержат мелких деталей. Его образы полны света, динамики, детского восторга и восхищения. Сочетание цвета и движения помогает создать удивительные декорации для описанных событий.
Например, действие поэмы «Демон» Лермонтов перенес на Кавказ, тем самым придавая ему ощущение фантастичности, долю мистики. Сила природы оживает благодаря движению животных и птиц. Поэт мастерски передаёт разные состояния природы, используя увиденное глазами различных героев. Так, например, в глазах Демона – это богатый, бесконечный, бушующий мир. Тамара же видит его статичным, спокойным, умиротворенным.
Особое место в поэзии Михаила Юрьевича занимает небо Кавказа. Именно пролетая в небе, Демон замечает танец Тамары, в голубое небо обращен взгляд Печорина перед дуэлью, в небе видит ангела Мцыри. Особый лазурный цвет над головой позволяет героям Лермонтова переноситься в высший мир.
Женские образы
Возможно, именно первая влюбленность, о которой автор с тоской вспоминает в третьей строфе стихотворения «Кавказ», нашла отражение в образах восточных девушек, описанных Лермонтовым. Та «пара божественных глаз» на всю жизнь запечатлелась в сердце юного поэта. В своих произведениях он часто сравнивает русских барышень, представительниц высшего общества, и восточных девушек. При этом простота, выполнение родительской воли и подчинение обычаям всегда выигрывают перед жеманничеством и кокетством.
Восточная девушка, описанная Михаилом Юрьевичем, истинное дитя восточной природы. Она также горда, высока, прекрасна и неприступна. Однако гордость грузинок отличает их от русских девушек. Они неприступны, но способны на искреннюю, глубокую любовь, которая часто губительна. Особенно ярко это выражено в образах Бэлы и Тамары.
Черкесская девушка, сохраняя внутреннее величие, настолько глубоко любит Печорина, что его чувства на ее фоне выглядят бледными и поверхностными. Русский офицер оказывается недостойным такой искренней любви.
Стойкость Тамары, ее подчинение воли отца, сопротивление сладким речам Демона, также свидетельствуют о целостности характера. Однако, восточные красавицы, вопреки божьим законам, способны и на преступление, что делает их настоящими наследницами дерзкого и вольного народа. Особенно ярко это изображено автором в образе Ундины. Общей чертой, характерной для восточных красавиц в творчестве Лермонтова, является их трагическая судьба. При этом и покорение воли отца приводит к рабству в доме мужа, и влечение к неизведанному — к смерти.
Но об этом юный поэт будет писать став старше, а пока он с восторгом признаётся в любви краю, который стал для него родным и понятным.