Что такое талант
Талант — это незаурядные способности, которые появляются с приобретением опыта и позволяют добиться успеха в выбранном виде деятельности. Немного упрощенно, талант – это то, что получается делать лучше всего. Однозначного ответа на вопрос о генетической предрасположенности к тем или иным талантам нету, но большинство ученых все же склоняются к мнению, что задатки закладываются еще до рождения, формируя одаренность человека.
Например, есть гены, которые увеличивают рост мышечной массы, скорость или выносливость, формируя соответствующий талант к занятиям спортом. Аналогичным образом по наследству могут передаваться способности к обучению, творческие задатки и т.п. Очень часто они формируются совокупно, оправдывая поговорку, что талантливый человек талантлив если не во всем, то уж точно во многом.
Но чтобы развился талант одних генов мало, необходима еще практика. А это уже волевая характеристика, плюс удачное стечение обстоятельств.
Например, если кто-то имеет способность от рождения к серфингу, но живет в пустыне, то вряд ли реализует это умение. Чувствуя свое призвание, он может сменить место жительство, переехав к морю, и посвятить себя любимому занятию. Но это уже размышления из сферы поиска самого себя.
Что такое талант, вроде бы понятно, теперь узнаем чем он отличается от гениальности. Гениальность – крайняя степень развития определенного умения, которая проявляется в одном направлении.
Например, гениальный музыкант, художник или писатель. Но не все сразу, как у талантливого человека. Кроме этого, если талантливые люди более менее развиты во всех сферах, то гений может быть неполноценным по жизни, но при этом успешным в своем деле. Поэтому, рассматривая талант, психология, как наука о душевном здоровье, однозначно поощряет это явление. А вот гениальность иногда приравнивается к психическому отклонению и может сопутствовать безумию.
Как развить талант?
Когда способности выявлены, наступает этап их усиления. Для этого непременно следует практиковаться, повышая свой профессиональный уровень. Ведь даже, если мышцы от природы склонны к гипертрофии, без регулярных занятий в тренажерном зале, они развиваться не будут.
Талант – это лишь задаток, но степень его проявления зависит от усердия и трудолюбия. Этим способный человек отличается от талантливого. В первом случае речь идет о возможности чего-то добиться, а во втором об уже состоявшемся факте.
«Славен человек труда»
... первой степени краевого творческого фестиваля «Таланты без границ». Ансамбль – лауреат краевого медиафестиваля народного творчества «Созвездие талантов», дипломант III степени среди ... лет в ней не угасло её трудолюбие и способность с помощью творчества дарить радость жителям нашего района. ... началось с 6 участников, а теперь в коллективе 115 человек в возрастных группах от шести до семнадцати лет. ...
Алгоритм, который позволяет развить свой талант, выглядит следующим образом:
- Поверить в наличие таланта;
- Регулярно уделять ему время;
- Прикладывать усилия к выходу из зоны комфорта;
- Собрать всю имеющуюся информацию относительно своего увлечения;
- Найти себе хорошего учителя или наставника;
- Регулярно соревноваться с другими;
- Не останавливаться на достигнутом, постоянно совершенствоваться.
Перечисленные рекомендации касаются любого типа таланта, ведь принципы повышения мастерства подобны во всех видах деятельности. Но самое главное – вера в себя и свои силы, без чего нет смысла двигаться дальше. Не стоит бояться критики. Хуже, когда ее вообще нету. Чем больше человек добивается в выбранном виде деятельности, тем больше охочих его критиковать. Это нормально и является хорошим показателем успеха, сопровождающим талант всю дорогу его становления.
Что такое талант мы уже ответили. Классификацию рассмотрели. Как определить тоже понятно. Осталось только начать. Не завтра, не с понедельника или Нового года. А именно сейчас. Найти свой талант и развивать его. Даже, если кажется, на первый взгляд, что его нету, это лишь самообман. У каждого человека есть природные задатки, а соответственно имеются способности. Главное не лениться и все получится.
Положение человека в обществе, его социальный статус, благополучие, признание окружающих во многом зависят от качеств личности. И каждый, кто стремится к успеху, мечтает стать если не гениальным, то талантливым или хотя бы одаренным. В психологии понятия «одаренность», «талант», «гениальность» так или иначе связаны со способностями. Иногда даже их называют высшими уровнями развития способностей, но это не совсем так.
Способности и их виды
Способности – это сложное образование, совокупность самых разных качеств человека, которые дают ему возможность добиться успеха в определенной деятельности. Именно возможность, а вот станет ли эта потенциальная возможность реальностью, зависит от трудолюбия, упорства и целеустремленности личности.
Способности формируются и развиваются в течение всей жизни. Известны случаи, когда люди добивались успехов в живописи, литературе, изобретательстве в довольно зрелом, а то и преклонном возрасте.
Основой способностей являются природные задатки, которые носят врожденный (но не обязательно наследственный) характер, например:
- музыкальный слух;
- высокая чувствительность к цветоразличению;
- большой объем легких;
- повышенная активность правого или левого полушария головного мозга и т. д.
Без наличия задатков добиться успеха сложно, но и природные качества человека его не гарантируют. Задатки могут развиться в способности только в процессе овладения деятельностью, систематических занятий и упорного труда.
Наряду со специальными способностями, связанными с конкретной деятельностью и проявляющимися в ней, имеются и общие способности, в первую очередь познавательные. Без них не обойтись в любой деятельности. Человеку с низким уровнем интеллекта или плохой памятью стать выдающимся композитором не удастся даже при наличии феноменального музыкального слуха. Уровень общих способностей определяет эффективность и скорость получения, хранения и обработки информации и результативность взаимодействия человека с окружающей средой, в том числе с обществом.
Воображение и творческая деятельность человека
... — способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, сорадоваться, сопереживать. Так как тема работы «Воображение и творческая деятельность человека», хочется остановиться подробно именно на творческой категории активного воображения. Творческое воображение — это такой вид воображения, в ...
Вот совокупность задатков, которые предполагают высокий уровень общих способностей, чаще всего и называют одаренностью.
Одаренность и ее роль в жизни человека
В психологии единого мнения о том, что такое одаренность, нет, и чаще всего это понятие употребляется в педагогике. Там одаренность рассматривают как комплекс качеств личности, который способствует успешному овладению знаниями и освоению навыков учебной деятельности.
В психологии есть несколько точек зрения на суть этого понятия, но чаще всего одаренность связывают с познавательными способностями: вниманием, памятью, мышлением, воображением и творчеством. В понятие «одаренность», таким образом, включаются следующие индивидуальные особенности:
- наблюдательность и высокий уровень концентрации внимания;
- способность быстро и часто спонтанно запоминать разнородную информацию;
- свободный доступ к хранящейся в памяти информации и, как следствие, ассоциативное мышление;
- гибкое мышление, способное оперировать понятиями и категориями из разных областей знаний;
- высокий уровень логического мышления;
- развитое образное мышление и воображение;
- способность мыслить оригинально, творчески и находить нестандартные решения задач.
Таким образом, одаренность обеспечивает человеку возможность овладения различными видами деятельности, но возможность эта потенциальная, так как для успеха необходимы также и специальные способности. Хотя, учитывая, что одаренность предполагает склонность к творчеству и значительную общую активность, человек с высоким уровнем этой характеристики всегда найдет сферу самореализации и ту область, где он может добиться успеха. А ряд психологов к тому же выделяют еще и специальную одаренность, связанную со специальными способностями.
Талант как природный дар и уровень способностей
Часто можно услышать выражение: «Ему дан талант от Бога». Оценка таланта как некоего дара связана, конечно, с желанием хоть как-то оправдать собственную «бесталанность» — уж раз не дано, так не дано. Но определенная доля истины в этом высказывании есть.
Талант – это очень высокий уровень специальных способностей и он, действительно, дан не каждому. В основе таланта лежат задатки – природные качества, врожденная предрасположенность человека к определенной деятельности. Проявляется она чаще всего в анатомо-физиологических или психофизиологических особенностях:
- музыкальный слух;
- чувствительность зрительного анализатора;
- активность центра математических способностей в коре головного мозга;
- скорость психических реакций и т. д.
Все это создает условия для потенциального успеха в деятельности. Но этой деятельностью еще надо овладеть, причем не на среднем уровне, а на уровне мастерства – только тогда люди будут говорить о вашем таланте.
Способности и одаренность в младшем школьном возрасте
... таланте (одаренности), подчеркивается прирожденный характер данного качества (способности) человека. Вместе с тем, и способности и одаренность проявляются в успешности деятельности. Способности Иногда способности ... мышления и активного творческого воображения ... способность, данная богом. Иными словами, талант - это врожденные способности, данные богом, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. ...
То есть талант хоть и предполагает природные данные, но это прежде всего труд, упорство в овладении приемами, методами деятельности, процесс развития и совершенствования способностей. Даже если человек родился с отличными задатками, но не проявляет упорства и трудолюбия в развитии способностей, то успеха он не достигнет, в лучшем случае станет крепким середнячком, ремесленником, а не мастером. Вот о таких обычно и говорят: «Зарыл свой талант в землю».
Но, так или иначе, талантливость – явление довольно распространенное, более того, практически все дети рождаются потенциально талантливыми. И только от воспитания и собственного упорства зависит, превратится ли потенциальный талант в реальный.
А вот гениальность – явление совсем иного порядка, хоть и она связана с уровнем способностей. Но можно сказать, что гениальность выходит за пределы верхней границы психической нормы, поэтому и встречается крайне редко.
Сверхспособности или дар? Узнайте от самих суперлюдей о их способности.
Что такое гениальность
Говоря, что гениальность выходит за пределы нормы, мы имеем в виду не патологию, не болезнь, а то, что способности гения существенно превышают некую стандартную, принятую в обществе норму. Это и позволяет гениям не только добиться успеха часто в нескольких видах деятельности, но и оказать влияние на сам ход развития человеческой цивилизации.
Талантливый человек от просто способного отличается количественно – уровнем развития способностей, а вот гениальный отличается качественно.
Высший уровень способностей человека
Для гения характерно:
- необычное восприятие окружающего;
- нестандартное мышление;
- высочайший уровень креативности.
Причем креативности спонтанной, когда новые, оригинальные идеи рождаются как бы сами по себе, а интуитивное мышление опережает рациональное.
Не менее важно такое качество гения, как заинтересованность, увлеченность, нередко переходящая в одержимость. Гениальные люди часто увлекаются разными областями, видами деятельности, и везде способны добиться успеха не только благодаря своей одаренности, талантливости, но и колоссальному трудолюбию, упорству, целеустремленности. Ради нового знания или овладения новой деятельностью гений может жертвовать многим, в том числе и собственным здоровьем, и благополучием близких.
Гении обладают способностью научного предвидения не только благодаря своим анализаторским способностям, но и потому, что сами во многом опередили свое время, а их открытия и творения, казалось бы, взяты ими из будущего.
Основа гениальности – очень высокий уровень одаренности и таланта, который проявляется в разных видах деятельности. Казалось бы, гений способен добиться успеха во всем. Например:
- Леонардо да Винчи был не только художником, но и архитектором, и выдающимся изобретателем, чьи идеи на сотни лет опередили его время.
- Джордано Бруно известен не только как гениальный астроном, высказавший идеи, несопоставимые с уровнем развития науки того времени, но как поэт и философ.
- Иоганн Кеплер, открывший законы движения планет Солнечной системы, прославился и как известный математик, механик и оптик.
- Выдающийся философ Рене Декарт был еще создателем аналитической геометрии, физиком и даже физиологом. Кстати, российский физиолог И. П. Павлов считал его своим предшественником.
- Один из самых ярких русских гениев – Михайло Ломоносов проявил способности в очень разных сферах: в поэзии и механике, химии и истории, живописи и металлургии, географии и астрономии.
Читая о гениях, понимаешь, что это люди, которые находятся явно за пределами нормы. Но насколько они ненормальны?
Диагностика и развитие творческих способностей подростков
... Осуществить теоретический анализ проблемы диагностики творческого потенциала подростков в психологической ... способность - одарённость - талантливость - гениальность. гениальность одарённость Деятельностью в том или ином виде искусства, в тот или иной период жизни занимаются многие с большим или меньшим успехом. Человек ... в работе со школьниками -подростками программу развития их творческого ...
Может, все же патология?
Именно к такой мысли пришли ряд исследователей, изучавших в начале XX века феномен «гения», — уж слишком деятельность этих гениальных людей и их поведение отличались от обычных.
Одним из наиболее известных сторонников идеи связи гениальности с психической патологией был итальянский психиатр Чарльз Ломброзо. Он написал книгу «Гений и сумасшествие», в которой собрал и проанализировал большой статистический материал различных отклонений талантливых людей. Ломброзо сделал вывод, правда, довольно осторожный, что гениальность часто связана с проявлением болезни, причем не только психической. Прав ли он?
Отчасти да, прав. Но не в том, что между гениальностью и сумасшествием имеется очевидная связь, а в том, что гениальные люди часто предрасположены к болезням, в том числе психическим. Причин тут несколько:
- Для гениев характерна высокая степень чувствительности, они как губка впитывают в себя всю информацию, в том числе эмоциональную. Поэтому нередко гениальные люди отличаются экзальтированностью, несдержанностью и ранимостью.
- Обладая высокой работоспособностью и часто одержимостью своей деятельностью, гении тратят физической и психической энергии значительно больше, чем обычные люди. Поэтому часто страдают от «отката» — резкого спада активности, когда эмоциональный подъем сменяется резким спадом, а нередко и депрессией.
- В силу подвижности, неустойчивости нервной системы и повышенной эмоциональности гении тяжелее, чем обычные люди переносят жизненные неурядицы, у них чаще возникают проблемы социального характера, они хуже уживаются с другими людьми. Поэтому нередко страдают от одиночества.
- Достижения гениальных людей опережают их время, поэтому они часто не получают признания современников, а бывает, что их подвергают гонениям. И как следствие отторжения обществом, у них могут развиться неврозы и депрессия. Даже Леонардо да Винчи, казалось бы, один из самых благополучных гениев, современниками (да и не только современниками) был признан как великий художник, а вовсе не как гениальный изобретатель. А вот сам он считал живопись малозначительным хобби и большее значение придавал изобретениям, которые, увы, в XV–XVI веках так и не были воплощены в жизнь.
Есть и еще одна причина, не связанная напрямую с гениальностью. Гении заметны в толпе, они слишком неординарны, нестандартны, чтобы считаться нормальными. Они кажутся странными, а слухи, бывает, значительно преувеличивают эти странности.
Концепция «нового человека» в романе м. Турнье «пятница» глава
... существующих порядков, которые свойственны произведениям Свифта и Филдинга, Дидро и Вольтера, Лессинга и Гете. Это сказалось и в развиваемой просветителями концепции человека. ... например, обнаруживаются черты, характерные для «человека вообще», заключающие в себе начала «всеобщности», и вместе с тем ... о свободе. Просветители на разных этапах общественной жизни XVIII века различно решали эту проблему. На ...
Но гениев можно назвать настоящими двигателями цивилизации. А странности? Они есть у всех. Современные психологи вообще утверждают, что нормальных людей не существует, норма – это абстракция. Гению, по крайней мере, странности простительны.
Школы для одаренных детей: хорошо или плохо?
Существует ли талант или все достигается трудом?
Sima Orekhanov 2351 4 года назад Бывший главный редактор The Question Пользователю можно задать вопрос
Меня всегда интересовал этот вопрос, но я отвечу всего лишь как журналист — вероятно психолог/социолог/философ мог бы ответить (и, надеюсь, ответит) лучше.
Существует распространенное мнение, что 10 тысяч часов практики в любом деле сделают вас профессионалом мирового уровня как минимум. Ее популяризатор — Малкольм Глэдвелл, популярный психолог, научная база исследований которого часто ставится под сомнение его коллегами, а сама идея была высказана около 40 лет назад Гербертом Саймоном и Вильямом Чейзом, которые на основании исследования биографий известных людей вывели это самое правило 10 тысяч часов.
Согласно этой теории, популярность Beatles объясняется тем, что они ночами напролет упражнялись на протяжении многих лет, прежде чем стать знаменитыми; Билл Гейтс в подростковом возрасте возился с компьютером, пока его сверстники развлекались, и т.д.
Однако в последнее время правило 10 тысяч часов все чаще ставится под сомнение, вот хороший текст на эту тему: newyorker.com
Правило 10 тысяч часов с наибольшей вероятностью должно работать в области спорта: ведь очевидно, что нет другого способа научиться, например, хорошо играть в футбол, кроме как часто играя в футбол. Однако недавнее исследование психологов из Принстона (sagepub.com) опровергает и это интуитивное предположение: практика, действительно, важна, но решающее значение она имеет только в тех видах спорта (и, вероятно, областях жизни), где правила остаются неизменными и трудно придумать какое-то новое тактическое или техническое решение: например, согласно авторам исследования, в теннисе или академической музыке успешнее тот, кто больше практикуется — и то, на 18-20% процентов (впрочем, это довольно существенно, учитывая высокую конкуренцию).
А, например, в футболе или рок-н-ролле правила, традиции и подход постоянно меняются, и успешнее тот, кто их меняет, а не тот, кто хорошо научился им следовать. Самый очевидный пример — группа Sex pistols, которая толком не умела играть, почти не репетировала вместе, но добилась всемирной известности за счет изменения правил игры. Конечно, есть и обратные примеры (например, The Doors).
Пьер Абеляр, известный средневековый теолог и философ, так вообще хвастался, что добился славы не за счет потраченных усилий, а благодаря своему интеллекту.
На эту тему есть любопытная книжка The Click Moment (amazon.com), которая как раз посвящена тому, когда нужно потренироваться, а когда сесть и придумать, как поменять правила игры.
Правила дорожного движения (2, 3, 4, 5, 7, 9 класс)
... правила дорожного движения. Камалетдинов Артём, 14 лет, ученик 8-а класса МБОУ «СОШ №42» г. Нижневартовска Сочинение о том, как ребята-тройняшки (котята) открыли «Школу дорожных наук» Соблюдай, ты, правила движенья. ... и случаи, в которых нельзя найти виновника, например, гололёд, неисправность машины. Каждому из водителей ... жизни. В них можно найти виновника, например, нетрезвый водитель, лихач и т. д. ...
Если обобщить все вышесказанное: труд и трудоспособность, безусловно, важны, и это необходимое условие успеха в любом деле и важное конкуретное примущество. Однако чисто механическая тренировка навыков если и сделает вас лучшим в своем деле, то в очень небольшом количестве областей.
Sima Orekhanovотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии 98 -3